Анализ безубыточности производства, его роль в принятии управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ безубыточности производства, его роль в принятии управленческих решений



В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства менеджеров предприятия,является коммерческой тайной и носит строго конфидециальный характер.

Цель управленческого учета- помочь управляющим в принятии эффективныхуправленческих решений. Организация и ведение финансового учета на производственных пред­приятиях осуществляется в соответствии с установленными законодательно-правовыми требованиями. Системы управленческого учета могут принимать при этом любые формы, в которых нуждается предприниматель. С развитием предпринимательства будут развиваться и различные системы, и организаци­онные структуры, предназначенные для решения различных задач управле­ния. Во многих случаях для принятия управленческих решений необходимо пользоваться зна­ниями о внешних событиях, обстановке на рынке и прочей неколичественной информацией, а также используя экономические показатели деятельности организации.

Использование в экономическом анализе деления затрат на переменные и постоянные позволяет установить функциональ­ную зависимость между прибылью, объемом производства и реализации и затратами. Наличие этой зависимости использует­ся для выполнения нетрудоемких расчетов различных вариан­тов уровней прибыли в зависимости от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам, ее оценки на уровне переменных затрат и общей суммы постоянных расходов. Эта зависимость может быть использована для прогнозирования уров­ня безубыточности организации.

Связь прибыли с объемом продаж и затратами такова, что прибыль от реализации зависит не только от количества про­данного, но и от той доли постоянных расходов, которая будет отнесена на единицу реализованной продукции. Поэтому орга­низация должна стремиться к снижению суммы постоянных рас­ходов, особенно доли постоянных расходов в цене за единицу продукции. Постоянные расходы могут корректироваться в сто­рону снижения за счет той их части, которая регулируется ру­ководством организации.

При увеличении объема реализации за счет расширения про­изводственной мощности организации обычно увеличивается и сумма постоянных расходов, но темпы роста последних должны быть меньшими в сравнении с предполагаемым ростом объема реализации, иначе заметного роста прибыли не будет.

О наличии взаимосвязи между прибылью, объемом и затра­тами произведенной и реализованной продукции дает пред­ставление графике.

График позволяет ответить на вопрос: при каком объеме продаж организация получит прибыль. Он также определяет точ­ку, в которой затраты на производство и реализацию продук­ции будут равны выручке. Эта точка называется точкой безу­быточности. В этой точке рентабельность продаж организации равна 0.

График также показывает, что на прибыль прямое влия­ние оказывает объем продаж и затраты в той части, которая относится к постоянным.

Для расчета точки критического объема реализации в зави­симости от затрат при аналитическом исследовании различных вариантов соотношения факторов каждый раз чертить график затруднительно, и поэтому удобнее выполнять расчет, исполь­зуя формулы:

где Вк — выручка от реализации в точке безубыточности (порог рентабельности);

НЗ — неизменяющиеся (постоянные) затраты;

ИЗ — изменяющиеся (переменные) затраты;

В — выручка от реализации в отчетном году.

МД — маржинальный доход = В — ИЗ — должен быть макси­мальным, так как это источник покрытия постоянных расходов и образования прибыли;

ЭОР — эффект (сила воздействия) операционного рычага =

Маржинальный доход/ прибыль это разность между выручкой от продаж и переменными затратами. Эта тачасть выручки от реализации продукции, которая остается на покрытие постоянных затрат и образования прибыли (эластичность между прибылью и выручкой от продажи); ЗФП — запас финансовой прочности = В — Вк, т.е. превыше­ние фактической выручки над порогом рентабельности (в рублях или штуках). Это зона безопасной работы организа­ции.

Известно, что объем выручки от продажи зависит от количе­ства реализуемой продукции и ее цены:

Тогда количество реализуемой продукции в точке безубы­точности равно:

где qK — количество реализуемой продукции в точке безубы­точности;

НЗ — общая сумма постоянных затрат;

р — цена единицы реализуемой продукции;

v — удельные переменные затраты на единицу продукции.

Именно эти показатели можно использовать для прогнози­рования безубыточности деятельности организации.

С увеличением критического объема снижается прибыль пред­приятия. Основными факторами, влияющими на величину крити­ческого объема производства, являются:

­ увеличение постоянных затрат, приводящее к увеличению критического объема производства, соответственно с уменьшени­ем постоянных затрат уменьшается критический объем производ­ства;

­ увеличение переменных затрат на единицу продукции при неизменной цене, приводящее к увеличению критического объема производства, соответственно с уменьшением переменных затрат на единицу продукции уменьшается критический объем производ­ства;

­ увеличение цены реализации при неизменных переменных затратах на единицу продукции, приводящее к уменьшению крити­ческого объема производства.

Очевидно, что критический объем производства уменьшается в том случае, если темп роста постоянных затрат меньше, чем темп роста маржинального дохода на единицу продукции.

Методика анализа безубыточности позволяет также ответить на вопрос: на сколько должна возрасти (уменьшиться) реализа­ция, чтобы прибыль увеличилась (уменьшилась) на х%?

Подобный анализ проводится по каждому изделию, реали­зуемому организацией. Затем все изменения, влияния факторов суммируются, и определяется объем выручки в точке безубы­точности в целом, от производства и реализации всей продук­ции.

В международной экономической практике используется еще один вид анализа – анализ прибыльности – это изучение взаимосвязи затрат валового дохода и цены реализации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.04 с.)