Тема 1. Теоретические основы национальной экономики (1 занятие) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теоретические основы национальной экономики (1 занятие)



Вопросы для обсуждения:

1. Содержание и задачи курса (предмет и метод).

2. Понятие национальной хозяйственной системы (национальная модель).

3. Понятие потенциала национальной экономики (структура и оценка).

Контрольные вопросы:

1. Место курса "Национальная экономика" в системе экономических наук.

2. Развитие предмета национальной экономики в условиях углубления радикальных экономических преобразований.

3. Инструменты национальной экономики и их совершенствование на современном этапе.

4. Организационная составляющая дисциплины «Национальная экономика».

5. Объекты национального хозяйствования. Их состав и назначение.

6. Современная эволюция типов организации национальных хозяйственных систем.

7. Современная регулируемая рыночная экономика.

8. Централизованно планируемая и управляемая национальная хозяйственная система.

9. Показатели открытости (закрытости) экономики страны

10. Либеральная модель национальной экономики (американская модель).

11. Модель социально ориентированной экономики и социал-демократическая модель (европейские модели).

12. Особенности японской модели национального хозяйства.

13. Особенности китайской модели национального хозяйства.

14. Российская национальная модель рыночной экономики.

Задания для самостоятельной работы

Ответить на следующие тесты:

1. «Национальная экономика» это:

а) пространственно-определенная и национально-специфическая организация экономической жизни;

б) хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов;

в) комплекс, составляющие кото­рого представляют собой специфические общности.

2. Целью курса "Национальная экономика" является:

а) изложение общих экономических категорий, отражающих те существенные от­ношения, которые возникают в процессе экономической дея­тельности на уровне страны и остального мира;

б) установление сложив­шейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования обобщённых показателей, объективно отражающих процесс хозяйственного воспроизводства, выявление и прогнозирование общих закономерностей в экономике.

3. Целью макроэкономического анализа в отличие от цели курса "Национальная экономика" является:

а) изложение общих экономических категорий, отражающих те существенные от­ношения, которые возникают в процессе экономической дея­тельности на уровне страны;

б) выявление сложив­шейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей, объективно отражающих процесс воспроизводства, обобщение полученной информации и выявление общих закономерностей.

4. В отличие от курса "История экономики", "Национальная экономика" проводит:

а) горизонтальное историческое исследование мирового хозяйства в целом на конкретных временных отрезках;

б) вертикальное историческое исследование экономического развития конкретной страны.

5. Суть формационного подхода при определении типов хозяйственных систем заключается:

а) в качестве глубинной причины развития человеческого общества рассматривается изме­нение его производственной основы и соответствующей ей формы собственности на экономические ресурсы;

б) в качестве главен­ствующего фактора выступает социокультурный или религиоз­ный.

6. Суть цивилизационного подхода при определении типов хозяйственных систем заключается:

а) в качестве глубинной причины развития человеческого общества рассматривается изме­нение его производственной основы и соответствующей ей формы собственности на экономические ресурсы,

б) в главен­ствующей роли, которая отводится социокультурному или религиоз­ному фактору.

7. На основе промышленной и научно-технической революции выделяют три «волны» в эволюции экономических систем:

а) аграрную, индустриальную и постиндустриальную;

б) феодальную, капиталистическую и социалистическую;

в) феодальную, капиталистическую и постиндустриальную.

8. Главной формой богат­ства в доиндустриальной эко­номической системе выступает:

а) земля;

б) капитал;

в) информация.

9. В индустриальной экономической системе главной формой богатства становится:

а) земля;

б) капитал;

в) информация.

10. В постиндустриальной эко­номической системе главной формой богатства становится:

а) земля;

б) капитал;

в) информация.

11. Экономическая система – это:

а) совокупность всех экономичес­ких процессов, совершающихся в обществе на основе сложивших­ся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма;

б) противоречивое единство отношений производст­ва, распределения, обмена и потребления благ во взаимосвязи с производительными силами.

12. Совокупный экономический потенциал – это:

а) социально-психологическая характеристика всех видов ресурсов, которыми обладает экономика страны;

б) обобщающая характеристика количественных показателей всех видов финансовых ресурсов, которыми обладает страна;

в) обобщающая количественно-качественная характеристика всех видов ресурсов, которыми обладает страна.

13. Совокупный экономический потенциал рассматривается с позиций:

а) натурально-вещественного состава;

б) социально-экономического потенциала;

в) рыночных структур.

14. ВВП в составе совокупного экономического потенциала характеризует уровень:

а) национального дохода страны;

б) развития национальной экономики;

в) национального богатства страны.

15. На размер и структуру экономического потенциала влияют:

а) объем и доступность ресурсов в национальной экономике;

б) эффективное распределение ресурсов между отраслями;

в) достигнутый страной уровень технического прогресса.

16. Ресурсный потенциал любой страны представляет собой:

а) долю всех ресурсов страны в отношении на одного человека;

б) часть мирового ресурсного потенциала;

в) взаимосвязанную систему элементов национальной экономики.

Рекомендуемая литература:

1. Бункина М.К. Национальная экономика: учебное пособие. – М.: Логос, 2009. - Гл.1.

2. Градов А. П. Национальная экономика. Курс лекций.— СПб.: Питер, 2008. – Гл. 1- 2, 4.

3. Крюкова А. Об организационных факторах развития / А. Крюкова, А. Черный // Экономист. - 2009. - № 7. - С. 53-57.

4. Коновалова М. Е. Технологическая многоукладность и ее роль в структурной сбалансированности экономики России / М. Е. Коновалова // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2009. - № 1. - С. 88-91.

5. Национальная экономика: учебник / под общей ред. В.А.Шульги. — М.: Российская экономическая академия, 2007. – Гл. 1, 2, 4, 5, 7, 9.

6. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособие / С.Г.Тяглов, Н.П.Молчанова, В.Г.Житников и др. / под ред. Н.Г.Кузнецова, С.Г.Тяглова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – Гл. 1-3.

7. Пименов А. В. К вопросу о выборе параметров функционирования национальной экономики / А. В. Пименов, Д. В. Пименов // Финансы и кредит. - 2008. - № 44.

8. Уянаев Б. Б. Влияние структурных сдвигов на динамику национальной экономики / Б. Б. Уянаев, М. Ш. Трамова // Экономика и управление: Российский научный журнал. - 2008. - № 5. - С. 60-63

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.01 с.)