Хождение в языческие области. Воспитание учеников. Исповедание Петра у кесарии филипповой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хождение в языческие области. Воспитание учеников. Исповедание Петра у кесарии филипповой.



В Галилее центром служения Христова был не Назарет, где протекли Его ранние годы, а Капернаум, на северо-западном берегу Геннисаретского озера, которое в Евангелии обыкновенно называется Галилейским (или Тивериадским) морем. Капернаум постоянно

упоминается в евангельском повествовании о галилейском служе­нии Христовом (Мк. 1:21; 2:1; 9:33; Лк. 4:23, 31; 7:1; Мф. 8:5; 17:24; Ин. 4:46; 6:24, 59; ср. 2:12 и др.). Переселение Господа из Назарета в Капернаум нарочито отмечается в Мф., где оно получает и соот­ветствующее объяснение от Писания (4:12-16). Но галилейское слу­жение Христово не ограничивалось ближайшею округою Капернау­ма. Оно распространялось и на более отдаленные местности Галилеи. Достаточно указать в Лк. чудо воскрешения наинского отрока (7:11-16). Наин был расположен в юго-западной части Галилеи.

Мало того. Галилейское служение Христово захватывало и области вне Галилеи. Сюда относится прежде всего страна Гадаринская (или Гергесинская, или Герасинская, в зависимости от формы текста, которая колеблется даже в разных рукописях одного и того же Евангелия), на восточном берегу Геннисаретского озера (ср. Мк. 5:1-20; Лк. 8:26-40; Мф. 8:28-34). Эта страна составляла часть так называемого Десятиградия (***: Мк. 5:20; ср. 7:31; Мф. 4:25), эллинистических городов с иудейским населением по восточному и южному берегам Геннисаретского озера. Но Господь в дни Своего галилейского служе­ния бывал и в чисто языческих областях: на Финикийском побережье Средиземного моря и в странах Кесарии Филипповой. Из финикий­ских городов в Евангелии упоминаются Тир и Сидон (Мф. 15:21-29; Мк. 7:24-31). В тексте лучших рукописей Господь из пределов Тира вернулся к Галилейскому морю через Сидон и Десятиградие (Мк. 7:31). Этот путь был кружный. Господь обогнул Геннисаретское озеро с се­вера на восток и в Галилею вошел с юга. Всего замечательнее в указа­нии Мк. 7:31 то, что Господь из Тира направился в Сидон. Сидон был расположен на финикийском побережье севернее Тира. Избирая круж­ный путь, Господь тем самым удлинял Свое пребывание в чисто язы­ческой стране. Кесария Филиппова, к северу от Галилеи, у подножия Ермона, близ истоков Иордана, упоминается в Мф. 16:13; Мк. 8:27. К Кесарии Филипповой в первых двух Евангелиях приурочивается перелом евангельской истории, о котором речь будет ниже. Господь удалялся в языческие области, взыскуя уединения (ср. Мк. 7:24 и Лк. 9:18, - о Кесарии Филипповой, но без обозначения места). В об­щей связи евангельского повествования, у нас не возникает сомнения, что уединение Господу было нужно для воспитания учеников. Но, пре­бывая в языческих областях, Господь неизбежно входил в соприкос­новение с языческим населением. Об этом наглядно свидетельствует евангельское повествование об исцелении бесноватой дочери языче­ской женщины: хананеянки - в терминологии Мф. (15:21-29), сиро-финикиянки - в терминологии Мк. (7:24-31).

„ В этой же связи должно быть отмечено пребы­вание Господа в Самарии (Ин. 4:4-43). Роковым течением истории самаряне были поставлены вне ограды законо­послушного иудейства. Между иудеями и самарянами не было ре­лигиозного общения (ср. Ин. 4:9 и еще Мф. 10:5-6, где самаряне при­равниваются к язычникам). В Самарии Господь был на пути из Иудеи в Галилею (ср. Ин. 4:1-4, 43). Но слову благовествования по­корилась не вся область, а только Сихарь (ср. ст. 4 и ел.) в южной ее части. Когда Господь, начиная Свой путь на Страсти, послал вест­ников пред лицом Своим в самарянское селение (Лк. 9:51-52 и ел.), самаряне не захотели Его принять и тем побудили Его изменить направление пути. Самарянское селение, к которому Господь обра­тился, было, по всей вероятности, в северной части Самарии, кото­рая граничила с Галилеею. Успех благовествования не простирался далее крайних южных точек.

 

Не открывая Своего мессианского достоинства учеников и пресекая свидетельство бесов, Господь ожидал свободного и непринужденного исповедания со стороны учеников. К концу галилейского служе­ния Господь сосредоточивает на учениках особое внимание. Мало того, что Он привлекает их к благовестию Царства (Лк. 8:1-3) и воз­лагает на них ответственное служение (Лк. 9:1-6). Внимательное чтение Евангелия показывает нам, что целый ряд великих чудес Господь совершает в присутствии одних учеников. Сюда относится прежде всего укрощение бури и исцеление гадаринского бесноватого (Мф. 8:23-34; Мк. 4:35 - 5:20; Лк. 8:22-39). Нельзя не отметить, что укрощение бури вызывает у учеников недоуменный вопрос: «кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8:25 и парал.). Ответ подразумевается, но ученики еще не нашли его. Господь укоряет их за отсутствие веры (там же) и продолжает вос­питание. Мы видим, что при воскрешении дочери Иаировой (Лк. 8:40-56; Мф. 9:18-26; Мк. 5:21-43) присутствуют родители отроковицы и ученики, - притом даже не все, а только ближайшие (Лк. 8:51; Мк. 5:37,40), и Господь принимает меры к тому, чтобы чудо не полу­чило огласки (Лк. 8:56; Мк. 5:43). Допущение учеников объясняется заботою о их воспитании. Воспитанию учеников служило и чудо насыщения пяти тысяч, и связанное с ним чудо хождения по водам (Лк. 9:10-17: чудо насыщения; Мф. 14:13-34; Мк. 6:30-53; Ин. 6:1-21: оба чуда). В Лк., изложение которого отличается в этих главах неко­торою схематичностью, за чудом насыщения непосредственно сле­дует исповедание Петра, знаменующее собою перелом евангельской истории (9:18 и ел.). В Мк. изумление, которое вызывает у учеников хождение Учителя по водам и прекращение бури, сопровождается замечанием: они «не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (6:52). Свидетелями чуда были одни уче­ники. Изумление выливается в вопрос, на который систематизирую­щее Мф. тут же и дает ответ: «истинно, Ты - Сын Божий» (14:33). Сопоставление текстов позволяет думать, что этот ответ был осоз­нан не сразу. Но к этому ответу Господь вел учеников. Замечатель­но, что в Мк. 6:52 чудо хождения по водам связывается с чудом на­сыщения именно в его воспитательном значении. Умножение хлебов привело к насыщению пяти тысяч. Но в своей безмерности, как соз­дание новой материи, являющее предвосхищение Царства, о чем было

сказано выше, чудо было доступно одним ученикам, которым было ведомо ничтожное количество запасов, бывших в их распоряжении, которые прислуживали при насыщении и собирали остатки, когда народ насытился (Лк. 9:12-17 и парал.). Мк. и Мф., в этих главах более пространные, сохранили память и о других чудесах Христовых, кото­рые служили делу воспитания учеников. Сюда относится, в первую очередь, исцеление бесноватой дочери языческой женщины (Мк. 7:24-30; ср. Мф. 15:21-28 и мессианское обращение в ст. 22), но и иные чудеса, как то: второе насыщение (Мф. 15:32-39; Мк. 8:1-9) и отдель­ные исцеления (Мк. 7:32-37; 8:22-26; может быть, Мф. 9:27-34). Мы уже отмечали, что на побережье Финикии Господь удалялся ради воспитания учеников, и можем на этих чудесах не останавливаться. Общее направление воспитания для нас ясно. Господь хотел, чтобы ученики узнали в Нем обетованного Мессию. Но к этому исповеда­нию они должны были прийти от полноты любящего сердца. Воспи­тание учеников было воспитание любви, оно вытекало из любви и со­вершалось в любви. В нем не было принуждения. Исповедание Мессии, как цель воспитания, и наличность - хотя бы и прикровен-ного - Богоявления показывают нам еще раз, что догматическое уче­ние не вполне отсутствовало и в галилейской проповеди Христовой. Две темы: тема о Царстве в его сверхмирной полноте и тема о Мес­сии, - явно подразумевались. Но подразумевавшееся раскрылось для учеников только впоследствии. Богоявление было прикровенное, и забота о воспитании учеников наилучшим образом осуществлялась в стороне от народного шума.

Предложенная выше общая характеристика галилейской про­поведи Христовой остается в силе. Благовестие о Царстве в ранние галилейские дни не имело догматического ударения. Оно было со­средоточено на практических условиях стяжания Царства.

 

Ученики Христовы пришли к Нему из народа. Первые последователи, как уже отмечалось, были связаны с Иоанном, и на Господа им указал Иоанн (Ин. 1:35 и ел.). Вполне возможно, что повествование Иоанновское и синоптическое о призвании учеников (Лк. 5:1-11; ср. Мк. 1:16-20 = Мф. 4:18-22) относятся к разным моментам. После первой встречи на берегах Иордана, которая во всей своей значительности раскры­лась для учеников только впоследствии, они были свидетелями Его учения и чудес в Галилее, и лишь тогда «оставивши все, последовали за Ним» (Лк. 5:11). Порядок Луки, который, в отличие от Матфея и Марка, сначала помещает чудеса и учение, а затем призвание, мо­жет быть, лишний раз изобличает в евангелисте заботу о хронологи­ческой точности. После исцеления бесноватого, тещи Симоновой и других, одержимых болезнями и нечистыми духами (Лк. 4:31-44), чудесный улов был последним толчком, которым определилась воля учеников. Можно думать, что призвание мытаря Левия (Лк. 5:27-28), который в Мк. (2:14) именуется Левием Алфеевым, а в Мф. (9:9) -Матфеем и в котором предание Церкви видит составителя первого Евангелия, было тоже подготовлено чудесами и учением. Призва­ние учеников было выделением учеников из народа. Оно создавало новые связи, которым Господь отдавал предпочтение перед связями кровными (Мк. 3:21; 3:31-35; Лк. 8:19-21; Мф. 12:45-50). Кровные связи не расторгались и не исключали духовных связей. Наиболее выразительным примером является Пречистая Дева. Родившая Его> по плоти, она духовно сопровождала Его на протяжении Его земно­го пути и соучаствовала в Его скорбях. Но братья уверовали в Него только впоследствии (Деян. 1:14; ср. Ин. 7:5). Окружающие Господа1 были связаны с Ним не единством происхождения по плоти, но узами духовными.

Из среды учеников Господь уже в эти ранние Двенадцати галилейские дни выделил двенадцать, которых и нарек апостолами (Лк. 6:13-16; Деян. 1:13; Мк. 3:13-19). Списки Двенадцати у трех синоптиков совпадают (ср. еще Мф. 10:2-4) за исключением Иуды Иаковлева (Лк. 6:16) и Фад-' дея (Мк. 3:18; Мф. 10:3, где в некоторых рукописях стоит: Леввей, называемый Фаддеем). Возможно, что речь идет об одном и том же лице, имевшем несколько имен, что в древности наблюдалось не-редко. Термин «апостол» в приложении к Двенадцати встречается у всех трех синоптиков (Мф. 10:2; Мк. 6:30). Один только Лука связы­вает его с поставлением Двенадцати (6:13). Глагол***, от которого происходит имя существительное***, означает, как и глагол***, «посылать», с тем, однако, различием, что *** имеет значение общее и выражает действие как таковое, а *** предполагает посланничество с особым поручением. Наименова­ние Двенадцати апостолами заключает в себе мысль о возлагаемом на них служении и, в сопоставлении с еврейскими эквивалентами, позволяет видеть в них полномочных представителей Христовых. В Лк. проповедь «на месте равне» (6:17-49), непосредственно свя­занная с поставлением Двенадцати, раскрывает условия апостольского служения. В Мк. смысл избрания указывается в кратких словах 3:14-15: сообщая Двенадцати власть исцелять больных и бесноватых, Гос­подь определял сущность их служения в том, чтобы они пребывали с Ним и были посылаемы на проповедь. Будучи приближены к Гос­поду преимущественно перед другими учениками (ср. в Мк. 4:12 -различение круга более широкого и более тесного), апостолы были призваны к прохождению того же служения, какое в Галилее про­ходил Сам Господь.

Цель воспитания Двенадцати Воспитание учеников, о котором была речь выше, было воспитанием Двенадцати. Это касается не только проповеди «на месте равне» (Лк. 6:17-49), обращенной, даже в параллельной редакции Мф. (гл. 5 - 7), к учени­кам, из которых в предыдущем отрывке первого Евангелия (4:18-22) названы Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, т. е. четыре апостола из чис­ла Двенадцати. Воспитание, как мы видели, проявлялось в чудесах, которые Господь совершал перед учениками. Свидетелями насыще­ния пяти тысяч (Лк. 9:12, ср. 17; Мк. 6:30 и ел.; 6:43; Ин. 6:13) и хож­дения по водам (Мк. 6:45-52 после указания ст. 30 и ел. и ст. 43, ср. спасение Петра, одного из Двенадцати, в Мф. 14:28-31) были Двена­дцать. При воскрешении дочери Иаировой, кроме родителей умер­шей, присутствовали Петр, Иаков и Иоанн - тоже из Двенадцати (Лк. 8:51; Мк. 5:37). Целью воспитания было мессианское исповеда­ние. Мы увидим, что оно вышло из среды Двенадцати.

Послание апостолов на проповедь Выделение Двенадцати было началом организа-ции. Оно получило оправдание в привлечении их к служению. Но привлечение к служению с раз­делением ответственности служения также содействовало воспи­танию, как это и было отмечено выше. Обходя галилейские города и села с благовестием Царства, Господь имел около Себя Двенадцать (Лк. 8:1). Им сопутствовали женщины, из которых названы три: Мария Магдалина, Иоанна, жена Хузы, и Сусанна (8:2-3). Они слу­жили Господу и Двенадцати своим имением. Русский перевод ст. 3: «служили Ему», имеет за собою худшее чтение абтф. В лучших ру­кописях стоит абтоТс, «им». Союз Господа и Двенадцати получил уже в эту пору некую материальную организацию. К концу галилей­ского периода Господь возложил на Двенадцать и самостоятельное служение. Он послал их одних с благовестием Царства (Лк. 9:1-10; ср. Мк. 6:7-13; 6:30). Так осуществилась та цель, которую Господь Себе поставил при их избрании. Пребывавшие с Ним, они были отправлены на проповедь (ср. Мк. 3:14).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.131.213 (0.029 с.)