ТОП 10:

Жёсткое» и «мягкое» информирование



В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное,и «мягкое» информирование.Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оператив­ность ослаблена, зато введен момент интриги, используется деталь.

Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-раз­ному используют факт-материал у них разный стиль, разное соотно­шение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры.

Любое сообщение начинается с захода, затем следует основная часть. Наиболее ответственным считается первый абзац или самое на­чало —«лид», «ведущая часть». Именно он вовлекает в чтение, созда­вая впечатление неотложности и возбуждая интерес. Он призван высветить наиболее важный элемент сообщения или установить тон повествования. Варианты лидов для краткой новости различаются в зависимости оттого, «жесткая» или «мягкая» избрана форма.

В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие, или сенсация; эта литературная форма, спрессовывая но­вость, делает ее предельно целеустремленной.

В мягком варианте краткого сообщения, оперативно ослаблен­ном, важен момент интриги, «игры с новостью», особый тон по­вествования; часто переключение внимания с итога на деталь.

Краткое сообщение может быть четко монотемным, но может заострять внимание на нескольких (обычно двух сразу) моментах происшествия, одинаково важных. Поэтому различаются структу­ры «одноэлементные» и усложненные (они называются: «сообще­ние двух элементов», «составное сообщение») — из-за необходимости сплетать две или более новости.

Заметнее всего на первых полосах газете экстренных выпусках но­востей их сжатый, спрессованный вариант — так называемая «жест­кая новость», оперативная хроника. Она концентрирует в себе суть масштабного события или происшествия повышенного интереса. Ударная фраза сообщения —лид—нередко выделяется шрифтом.

По преимуществу это сообщения по горячим следам проис­шествия, или хроника сигнального типа, за которой впоследствии идут развернутые репортерские и аналитические материалы (эф­фект «брошенного камня» и «кругов по воде»). Но есть и другой вариант — так называемые «новости на завтра», они предваряют событие, рассказывают об ожидаемом (например, о месте и вре­мени проведения Олимпиады, о предстоящих гастролях и т. п.).

Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, жесткая новость меньше всего похожа на «форму», на «произведение» — настолько она кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, казалось бы, нет никаких авторских ухищрений и просто излагается, что именно произошло. Однако это не так. Жесткая форма, «только фиксирующая» факт, как и всякая другая литературная форма, устоявшаяся со временем, чем-то удобна для определенных журналистских задач. Это матери­ал, нацеленный на мгновенное проникновение, ему свойственна энергия напора.

Задача журналиста — представить новость «ударной» и понят­ной. Для этого он отсекает все лишнее. Очевидно, что определения «лишнее» — «не лишнее» целиком зависят от журналиста; эта фор­ма, помимо прочего, дает возможность скрывать детали и значимые подробности. Например, сообщение о том, что страна отказалась участвовать в международной экологической конференции, может выглядеть «отрицательным» фактом. Но если прояс­нить подоплеку, выяснится, что это политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демон­страцией солидарности).

Жесткая новость не гарантирует полной объективности (более того, всегда можно ждать искажения факта при «отсечении лишне­го», намеренного использования лаконизма для отсечения неугодно­го в факте). Есть, однако, допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, того, что при «обстругивании» факта не будет убрано самое главное.

Эти гаранты связаны со структурой сообщения, с необходи­мостью дать ответ на главные вопросы. Успех или неуспех же­сткой новости обычно связывают с эффектом зачина.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.006 с.)