Понятие «новость» и «новость для прессы». Подходы к отбору новостей в современных СМИ. Типы (виды) новостей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «новость» и «новость для прессы». Подходы к отбору новостей в современных СМИ. Типы (виды) новостей.



Качества, повышающие «коэффициент прочитываемости новости».

Установлено: в современных условиях перенасыщенности информационными каналами (“информационный взрыв”) человек не может потреблять весь объем новостей. Он вынужден отбирать из общего информационного массива лишь наиболее важные для себя сообщения. Отсюда задача журналиста - добиться, чтобы именно его материал был воспринят читателем, зрителем или слушателем как необходимый. Качества новостного материала, привлекающие внимание аудитории и обеспечивающие высокий “коэффициент прочитываемости” (критерий ценности публикаций, определяемый специальными социологическими исследованиями):

- близость темы новости читателю(пространственная или временная, ассоциативная, близость по интересам и т.д.);

- своевременность(адекватность сообщаемых сведений общему контексту актуальных для аудитории вопросов);

- воздействие новости по ее последствиям(способность сообщения пробудить интерес к поднятой теме, обусловить поиск дополнительной информации);

- конфликтность(наличие в сообщении противоречия, конфликта в самом широком понимании)

- неординарность (наличие в материале необычных, курьезных фактов, рассказа об экстравагантных поступках, интригующий сюжет);

- персонификация(упоминание имен известных людей, обращение непосредственно к потребителю информации);

- информационная насыщенность (умение вложить в минимальный объем максимум информации).

Репортёрство как профессиональная специализация

А.Князев. 2я страница

 

Заголовочный комплекс. Виды заголовков

Заголовок – «крючок», которым автор материала притягивает читателя. Большинство текстов в газете имеет заголовки. Даже если небольшой по объему текст не сопровожден заголов­ком, то, как правило, этот текст вместе с аналогичными объединен в подборку, которая имеет заглавие.

Заголовок — неотъемлемый атрибут текста и важнейший элемент газеты. Основная часть читателей начинают знакомство с прочтения за­головков, а для некоторых этим и заканчивается процесс чтения газе­ты. Поэтому в заголовке должно содержаться максимум сведений о публикации. Если заголовок не несет в себе никакого содержания (является штампом, имеет абстрактное значение и т.п.), то он не привлечет, а, наоборот, оттолкнет читателя.

В заголовке должна быть правильная, логично выстроенная фраза, которая максимально сыграет на привлечение внимания читателя. Собственно говоря, для достижения этой цели одним за­головком зачастую ограничиться невозможно.

В последнее время читатели часто не доверяют журналистам. Это вызвано рядом причин: продажность прессы, ее вульгарность, «желтизна» и, главное, порой открытое пренебрежение читательскими интересами, не в последнюю очередь передаваемая своеобразным использованием заголовочного комплекса. Самый яркий пример – несоответствие первоначальных заголовков реальному содержанию материала. Также заголовки чаще всего построены на игре слов или смысла.

Заголовок участвует в создании читательского отношения-ожидания. Еще не имея опоры на текст, заголовок в предтексте способен заставить читателя вернуться (вспомнить) к предыдущему опыту (знания).

Задача заголовка, как первого знака произведения, - привлечь внимание читателя, установить контакт с ним. Чтение газет (журналов и т.д.) начинается с просмотра их страниц и беглого просмотра их заголовков. При этом читатель обращает внимание на точные, интересные, метафоричные заголовки.

Элементы заголовочного комплекса – важнейшая часть композиционной модели газеты. Благодаря ним читатель «узнает» конкретное издание, ориентируется в пределах одного номера.

Лид, его функции. Правила написания лида. Типы лидов.

Лид. Типы лидов.

Лид - “первый ход”, “вводная часть”.

 

Функция - активное, динамичное начало новостного материала.

 

Лид логически продолжает хедлайн, сообщает читателю главные сведения о событии, не затрагивая деталей и второстепенных фактов. Можно сказать, что, если хедлайн анонсирует новость, то лид дает читателю ее конспективное изложение.

 

Размер лида - 30 - 50 слов, нередко он выделяется шрифтом (жирным, полужирным или курсивом). Лид может отделяться от корпуса, но часто представляет собой первый абзац текста.

 

Практикой журналистики выработано немало вариантов составления лида. Наиболее часто в новостных материалах встречаются:

 

Конспективный - краткое изложение основных фактов по степени их важности. Часто строится как ответ на шесть “классических вопросов” или на некоторые из них с акцентированием внимания на главном. Применяется в материалах о текущих событиях и делах.

“На минувшей неделе судоремонтный завод Северного флота “Нерпа” запустил в работу поставленную американцами установку по “разрезке” атомных подводных лодок”.

 

Капсула -используется в материалах об известных событиях, перешедших в новое качество, получивших дальнейшее развитие или завершившихся. Цель - показать их динамизм или кульминацию.

“В позапрошлом году австралийские ученые нашли в Антарктиде большой кусок метеорита. Его назвали “Мурчесон” и по кусочкам раздали всем крупнейшим институтам мира для обследования. Совсем недавно российские и американские ученые пришли к неожиданному выводу: либо в Солнечной системе задолго до земной существовала жизнь, либо она зарождается где-то помимо Земли”.

Фотографический - описательный лид, строится из отдельных фрагментов (“картинок”) события, чаще всего используется в репортажах.

“В понедельник снег сыпал с небес, как мука из решета, сплошная пелена. Казалось, вытяни руку - пальцев не увидишь. На лыжный стадион мы уехали еще с рассвета - раз снег, значит, на дорогах будут пробки. И точно: вместо полутора часов добирались все три”.

Стаккато - очень динамичен, строится как серия коротких фраз, показывающих стремительность развития события или его неожиданные, неординарные проявления. Автор стремится передать читателю нарастающую напряженность, заставляет думать: а что же дальше?

“Опрокинутые автомашины вдоль тротуаров и поперек улиц. Разбитые витрины магазинов. Торговцы в панике. Беспорядочные потасовки здесь и там. Обжигающие клубы слезоточивого газа. Стук полицейских дубинок. Нарастающий рев: “Подожгите бензоколонку!”.

Интрига -лид строится на использовании связанного с новостью курьезного или необычного факта, противоречия, чьей-то нелепой ошибки или абсурдного поступка.

“В Венесуэле, стране тотального криминала, бандитские разборки могут коснуться кого угодно. Даже популярнейшая Алисия Мачадо, прославившая родину своей победой в Лас-Вегасе на конкурсе “Мисс мира - 96” не осталась в стороне. Сегодня ее обвиняют... в причастности к покушению на убийство некоего Франциско Сберта“.

Цитата -прямое цитирование или изложение высказывания по поводу новости известного лица, своего рода подкрепление материала авторитетным мнением.

” - Какие 25 миллионов долларов? По телевизору так сказали? Да на такие деньги здесь, знаете, сколько можно понаворочать...- директор лечебно-оздоровительного комплекса “Малый Исток” Николай Шаповалов чуть не машет руками”.

 

Другие типы лидов: драматический, вопросительный, контрастный, статистический, ретроспективный и т. д.

 

Выбирая тип лида, необходимо учесть следующие моменты:

 

n когда произошло событие и может ли читатель уже иметь какую-либо информацию о нем;

n простое это событие или сложное;

n актуальна ли новость для читателя;

n какие аспекты события являются наиболее важными?

 

Ответы на данные вопросы помогут выбрать оптимальный тип лида и лучше подать новость.

Схемы построения

«Достаточно верное представление о любом событии или поступке можно составить только тогда, когда есть ответы на вопросы: кто и что сделал, когда и где это случилось, как и почему это произошло». (Марк Фабий Квинтилиан, древнеримский ритор. “Наставление в ораторском искусстве”).

 

Раскрытие этих вопросов - суть любого новостного материала. В зависимости от конкретной ситуации автор отвечает либо на все шесть классических вопросов, либо на некоторые из них.

 

В ряде случаев для полного освещения события необходимо найти ответы и на другие вопросы - зачем?, с какой целью?, кому выгодно? и другие. Однако это связано уже не с основным содержанием события, а сего детализацией, развитием.

 

Грамматические формы вопросов, их очередность, расстановка акцентов, стиль изложения могут быть различными. Но в целом современная новостная журналистика рассказывает о фактах и событиях действительности по предложенной Квинтилианом схеме.

 

Оптимальные схемы построения новостных материалов выработаны практикой журналистики.

 

Наиболее распространенной из устойчивых композиционных форм подачи новостей является так называемая перевернутая пирамида:

ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙ --- ХЕДЛАЙН

ХЕДЛАЙН

Лид - лид - лид

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус - корпус - корпус

 

Условия:

- наличие действительно неординарного события;

- хорошее владение изобразительными средствами.

 

 

События действительности нередко отличаются многогранностью, сложной внутренней структурой. Поэтому далеко не всегда материал вписывается в одну из рассмотренных композиционных схем. Их творческое использование возможно за счет синтеза:

 

ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН

Понятие «новость» и «новость для прессы». Подходы к отбору новостей в современных СМИ. Типы (виды) новостей.

Новости — программа (собрание нескольких новостей) на телевидении и радио. В печатной прессе новостями также называются сводки новостей, например, в специальной рубрике в газете. Новость — оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью, то есть сообщение о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент. Как правило, новости на телевидении и радио передаются несколько раз в день, начинаются в начале часа и длятся от двух минут до получаса. Новости обычно бывают из таких областей, как политика, экономика, наука, культура, спорт, с прогнозом погоды в заключении. Западной традицией предполагается, что новости должны быть изложены максимально нейтрально и объективно и отдельно от комментариев. Выбор новостей для подборки осуществляется редакцией.

Место и роль оперативной журналистики в современном мире достаточно приметны. К аудитории ежедневно, ежечасно идут сообщения агентств печати, радио- и теленовости, свежие подборки газет и журналов, репортажи, интервью, отклики по горячим следам событий. С изменчивостью социальных ситуа­ций в разных странах в разное время и, соответственно, варьированием запросов, менялись и задачи, и критерии качес­тва работы журналистов; выражение «новость для прессы» постепенно стало звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более профессионально отточенным. Формы работы тут многообразны, как и совре­менные способы и каналы информирования. Нас будет инте­ресовать лишь часть оперативных журналистских материа­лов — их печатный вариант.

Большинство изданий дает смесь новостей региональных, на­циональных и интернациональных с широким тематическим спек­тром: экономика, политика, наука, спорт, криминал, забавные происшествия и т. д. Соответственно, есть тематические специализации журналистов: деловая пресса, криминальная тема, спортивные новости и пр.

Различаются и «технологические» специали­зации — в связи с особенностями подготовки материалов в разных жанрах. Может быть подчеркнута необычность ситуа­ции, емкая содержательность факта, «говорящего за себя», а может — свидетельства участников происшествия или мнение эксперта, очевидность живой беседы и т. д. Отсюда — разные требования к работе хроникеров, интервьюеров, репортеров, авторов- оперативных комментирующих откликов и реплик. Первых отличает умение кратко передавать суть происшедшего, вторых — умение представлять новость через обмен репликами, третьих — показывать наглядные особенности происшедшего, воссоздавать события, четвертых — прояснять ситуации с по­мощью комментирующие деталей и «попутных оценок».

Есть, однако, и общие для всех качества, специфичные для «журналистики новостей»: способность выделять из потока со­бытий факты наиболее значимые («перспективные») или наи­более яркие («оглушительные»), подчеркивать происшествие, факт как средоточие интереса. Журналистика новостей создает материалы, сильные прежде всего эффектом «самоочевидности факта», допуская комментарий в случаях, когда факт надо «поддержать», «подогреть» к нему интерес, продлить его суще­ствование в качестве новости.

И еще момент, связанный со спецификой журналистики как особой литературной работы, весьма прагматичной (даром что творческой), — каждый автор старается точно представить свою аудиторию, ее особенности и запросы и соответствовать им своим произведением.

На подачу новостей влияют:

• конкуренция среди изданий и агентств;

• наличие новостей из других каналов информации (если новость прошла в утренней газете, вечерняя — даст под­робности);

• общая линия издания (одни предпочитают стиль деловой новости, другие тяготеют к репортажам, интервью);

• вынужденное или преднамеренное комбинирование но­востей местных и зарубежных, важных и занимательных;

• размер отводимой площади (для плотно пригнанных и для «открытых» полос нужны разные материалы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.24.249 (0.032 с.)