Принципы территориальной организации населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы территориальной организации населения



Анализ факторов, влияющих на ТОН, подтверждает необхо­димость системного подхода к проблемам территориального раз­вития. Системный подход к ТОН обосновывается учеными раз­личных наук— политологами, социологами, географами, юрис­тами, экономистами. При этом под системами подразумеваются любые (и природные, и антропогенные) совокупности осо­бым образом соединенных элементов и структурных взаимосвя­зей, носящие пространственный (территориальный) характер1. Последнее означает, что эти совокупности либо отчетливо выра­жены только в границах соответствующей территории (например, в связи с наличием здесь определенных ресурсов и их использова­нием, с компактным проживанием лиц определенной этниче­ской, конфессиональной или иной принадлежности, с финансово-экономическими отношениями хозяйствующих субъектов), либо замыкаются в этих границах (административное управление со всеми его институтами, локальные энергетические или транспор­тные сети, рассчитанная на удовлетворение местных потребнос­тей социальная структура и т.п.), либо выступают в качестве неко­ей целостности по отношению к другим системам (скажем, те же локальные энергосистемы, но способные обеспечивать смежные ареалы).

Территориальные системы организации населения как объект познания многомерны, многоаспектны и разновременны. Они, таким образом, дифференцированы по функциям и масштабам в пространстве и времени. В связи с этим управление процессами формирования и развития ТОН предполагает учет ряда основопо­лагающих принципов— системности, целостности, комплекс­ности, целевой ориентации, устойчивости, иерархичности и др. Эффективные системы управления ТОН должны быть организо­ваны с учетом этих принципов, реализуемых на практике с помо­щью норм и правил государственного управления и местного са­моуправления.

Любая ТОН представляет собой социоэкосистему, в которой люди работают, живут, отдыхают, размножаются и умирают ради достижения общих и индивидуальных целей. Из этого определе­ния следует, что ТОН есть взаимосвязанная совокупность соци­альной, экономической, технической и информационной под­систем. Эти подсистемы воздействуют друг на друга и взаимо­действуют с внешней средой, транспортируя продукты, ресурсы и отходы. Направление взаимодействий указанных подсистем в системе ТОН определяется внутренними потребностями саморе­гуляции, сохранения устойчивого состояния и целостности в про­цессе функционирования и развития. Устойчивое состояние сис­темы ТОН — это состояние, позволяющее ей сохранять базовые качественные характеристики, параметры стабильного, безопас­ного развития при воздействиях на нее со стороны других подсис­тем. Понятие устойчивости системы охватывает различные воп­росы, связанные с технологической, экономической, продоволь­ственной, военной, политической, информационной и другими видами стабильности. Важно, что все они в конечном счете замы­каются на определенной территории и, как следствие этого, долж­ны обеспечивать устойчивость ТОН.

Важным принципом построения системы ТОН является ие­рархичность составляющих ее подсистем. Действие этого принци­па позволяет, во-первых, обнаружить многообразие состояний населения, элементов производства, ресурсов, форм организации труда и быта; во-вторых, раскрыть механизм перехода от одного уровня организации этих категорий к другому, более высокому; в-третьих, отыскать основу самоорганизации социоэкосистем, аспекты единства территориальной организации страны и ее ре­гионов, которые связаны с общими свойствами саморегуляции и саморазвития качественно различных систем. В национальной хозяйственной системе выделяется несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономичес­ком пространстве» страны:

• межстрановый уровень, т.е. уровень взаимоотношений эконо­мики со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировойхозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества;

• федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, концентрирующий внутрихозяйственные взаимоот­ношения формирующиеся в национальной экономике;

• региональный уровень, характеризуемый взаимосвязями экономики каждого из 89 субъектов Федерации или федеральных округов между собой;

• внутрирегиональный уровень, представляющий собой систе­му взаимоотношений в рамках общественного разделения труда внутри хозяйства субъектов Федерации;

• межмуниципальный и внутримуниципальный уровни, на ко­торых формируются экономические связи между городами и внутри них;

• комплексы отраслей национальной экономики — агропро­мышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комп­лекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.;

• уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяй­ство и др.;

• внутриотраслевой уровень (например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве;
гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т.д.);

• уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организа­ций;

• уровень отдельных организационно-правовых форм хозяй­ствования, предусмотренных законодательством страны, Гражданским кодексом РФ (акционерные общества, союзы, хозяйственные товарищества и др.);

• внутрипроизводственный уровень — цехи и службы предпри­ятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п.

Многоуровневый характер производственно-хозяйственных связей и экономических отношений между объектами и субъекта­ми ТОН и различными группами населения проявляется в формировании таких противоположных тенденций, как нестабильность и стабильность, неустойчивость и устойчивость, хаос и по­рядок, постепенность и внезапность, локальность и глобальность. Это обусловливает необходимость самоорганизации в системах ТОН. Способностью к самоорганизации обладают только откры­тые системы, т.е. системы, которые не изолированы от воздей­ствий внешней среды. Взаимодействие обеспечивается сочетани­ем принципов открытости и закрытости процессов самоорганиза­ции. Открытость обеспечивает возможность эволюционного из­менения обменных процессов с внешней средой и перестройки внутренних структур на основе знаний о всем многообразии со­стояний прошлого, настоящего и будущего.

Самоорганизация включает статические и динамические про­цессы в их единстве. Статические процессы, базирующиеся на знаниях, представляют собой осознанные действия, динамические процессы, базирующиеся на информации, — подсознательные (автоматические, регулирующие) действия. Эффективность функ­ционирования, жизнеспособность и сопротивляемость любой са­моорганизующейся системы внешним неблагоприятным воз­действиям зависят от качества ее информационной инфраструк­туры и адекватности циркулирующей информации критериям устойчивого развития системы. Нарушение этого закона приво­дит к противоречиям, чреватым негативными последствиями.

От целевых установок, адресности и содержания массовой социальной информации в значительной мере зависят общее со­стояние общества, его моральный климат, политическая актив­ность населения, культурный и экономический прогресс и т.д. Отсюда следует высокая гражданская, общекультурная и истори­ческая ответственность средств массовой информации (СМИ) пе­ред обществом. Главная функция СМИ — служить прогрессу со­циума на всех его уровнях. На основе этой аксиомы должна вы­страиваться государственная информационная политика в про­цессе управления развитием различных подсистем ТОН в общем экономическом пространстве страны и их интеграции в целост­ную структуру территориальной организации национального хо­зяйства. При этом должен соблюдаться принцип субсидиарности, означающий концентрацию систем управления ТОН на выявле­нии и решении проблем более общего национального уровня и согласованное функционирование всех уровней власти.

Организацию любой территориальной социоэкосистемы Рос­сии необходимо ориентировать на устойчивость ее развития, ко­торая достигается путем использования внутрисистемного меха­низма, обеспечивающего сохранение системообразующих связей.

При нарушении этих связей наступает структурная дезорганизация («дезингрессия»). Модель дезорганизации характеризуется таки­ми признаками, как разрыв экономических и социальных связей, экономическая и социальная депрессия, неуправляемость, от­сутствие механизмов общественного контроля, монополизация экономики и власти полукриминальными структурами, построе­ние бюджетного федерализма на дотационной основе, конфликт между целями, интересами и социальными ожиданиями граждан, нарастание межнациональной напряженности и т.п.

Эффективность функционирования территориальной социо­экосистемы обеспечивается соответствием ее структурных эле­ментов, функциональным обязанностям и задачам, которые она должна выполнять. Эффективным механизмом, противодейству­ющим дезорганизации, является самоорганизация, наиболее су­щественным моментом которой выступает рационализация госу­дарственного регулирования, ориентированная на развитие сфер деятельности, необходимых обществу. Каждая целостная система ТОН может рассматриваться, с одной стороны, как объект управ­ления по отношению к подсистемам (системам) высшего поряд­ка. С другой стороны, она может быть одновременно и субъектом управления по отношению к подсистемам низшего уровня. Уп­равление внутрисистемного характера тесно переплетается с уп­равлением внешнего характера.

Анализ процессов управления в системном аспекте позволяет выявить и такие общие его закономерности, как обратная связь и информация. Информация, поступающая по каналу «субъект-объект», есть прямая связь, а по каналу «объект—субъект», — об­ратная связь. Прямая связь отражает непосредственно управляю­щее воздействие на тот или иной объект управления, содержит в этом смысле управляющую информацию, т.е., по существу, уп­равленческие команды, с помощью которых обеспечивается уп­равляющее воздействие на все компоненты системы. Взаимосвя­зи между иерархическими уровнями ТОН и внутри них опосредо­ваны:

· общественными, коллективными, индивидуальными потреб­ностями и возможностями региональных и отраслевых звень­ев их удовлетворения;

· различными формами собственности в различных системах расселения;

· движением материальных потоков различных видов ресурсов внутри территориальных хозяйственных систем и между ними в форме затрат труда, сырья, энергии, капитала;

  • денежными потоками (наличных и безналичных денег), а так­же движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т.п.).

Эффективная организация и управление развитием террито­риальных систем предполагают регулирование их взаимоотноше­ний законодательными и нормативными актами со стороны орга­нов управления (федеральных, региональных и местных).

В настоящее время в хозяйственной системе России действует примерно 3 млн предприятий различных отраслей, в которых за­нято более 64,9 млн чел. При этом общая численность самостоя­тельных субъектов хозяйствования (государственных и муници­пальных унитарных предприятий, акционерных обществ всех ти­пов, банков, страховых и других учреждений) растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятель­ности постоянно происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с процессами разгосударствления и при­ватизации собственности, ликвидацией и перепрофилированием предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктури­зацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.

Анализ и прогнозирование развития ТОН, как правило, тре­бует выявления состояния и установления тенденций изменения основных параметров, количественно характеризующих объем (масштаб) в натуральном и стоимостном выражении, темп разви­тия (спад или подъем), пропорцию (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или ино­го процесса с другими процессами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.69.180 (0.015 с.)