Ну и главное. Если говорите «нет», то делайте это коротко и четко, твердо и решительно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ну и главное. Если говорите «нет», то делайте это коротко и четко, твердо и решительно.



Почему так происходит? Почему так сложно отказать? Почему умение корректно, грамотно и уверенно отказать так востребовано и в личной жизни, и в бизнесе? Почему головой мы понимаем, что надо отказать, но какие-то внутренние необъяснимые барьеры мешают это сделать в нужный момент?

Причин тут может быть множество. Это и выученный стереотип поведения, который в нас вдалбливали с детства; это и желание всем угодить и быть хорошей и покладистой в глазах друзей, коллег, родственников; это и боязнь испортить добрые отношения с собеседником; это и заниженная самооценка или неуверенность в себе; это и желание не нарушать нормы приличия и культуры; это и заложенная самой природой суть женской модели поведения, которая заключается в желании всем помочь (что, конечно, здорово); это может быть и страх быть отвергнутым в конце концов…

Давайте сразу отделим две принципиально разные ситуации. Первое: искренняя просьба от близких и важных людей. Второе: манипулятивный вариант, когда люди чувствуют нашу безотказность и умышленно, внаглую пользуются этим. Я буду говорить только о втором варианте. Чтобы меня потом не упрекали в нарушении христианской морали и принципов доброты и взаимопомощи.

Итак, перед нами человек, который просит что-либо сделать: помочь в проекте, остаться после работы, собрать деньги на день рождения главного бухгалтера, заменить его на работе в воскресенье, купить замечательный крем по немецкому каталогу и так далее. При этом выполнение просьбы для нас затруднительно, мы этого не хотим или вовсе не видим в этом смысла.

Основные ошибки

Сначала разберем типичные ошибки, которые мы совершаем:

  1. «Как-нибудь в другой раз….», «Давайте вернемся к этому позже…». Как часто мы такое повторяем? В этом, конечно, ничего нет плохого. Однако, если перед нами настоящий манипулятор, то будьте готовы в следующий раз услышать: «Помнишь, в прошлый раз ты мне отказала и обещала помочь в следующий. Вот сейчас как раз тот момент! Очень важно!».
  2. «Обратитесь лучше к Маше…». Еще раз повторюсь: мы говорим только о манипулятивной ситуации. Зачастую, пытаясь отказать, мы перенаправляем собеседника к кому-то другому или предлагаем альтернативный выход из ситуации. Но помните, что опытный ловкач может потом перекинуть на вас ответственность за неудачу: «Вот ты меня направила к Маше. Спасибо тебе, конечно! Она все запорола! Как теперь будем выкручиваться?».
  3. Слишком долгое время на обдумывание. Сейчас на меня накинется добрая половина психологов. Ведь один из ключевых советов для отказа – это тайм-аут на обдумывание просьбы. Согласен. Но мы ведь ведем речь про самые сложные ситуации, когда нам пытаются сесть на шею. Давайте представим такую картину: нас о чем-либо просят, мы говорим, что надо подумать. Проходит день, другой, неделя. Манипулятор подходит, слышит вымученное «нет» от нас и в ответ говорит что-то вроде: «Спасибо тебе! Нельзя было сразу отказать? Я ведь рассчитывал на тебя. Мне предлагали помощь другие коллеги, я им отказывал…». Навязанное чувство вины не только заставит вас выполнить просьбу, но и поставит в очень неудобное положение.
  4. Множество причин… Есть еще одна распространенная стратегия отказа. Мы начинаем называть сотни причин, почему мы это не можем выполнить. Почему это неправильно? Все дело в том, что тем самым мы оправдываемся и демонстрируем свою вину. В этом нет ничего критически страшного в дружеских отношениях, но когда мы имеем дело с матерым манипулятором, то будьте уверены, что на вашем чувстве вины он еще не раз искусно сыграет.

Так как же надо?

Вот 10 ключевых советов, которые помогут в нужный момент с полной уверенностью сказать «нет»:

  1. Помните, что в принципе физически невозможно отвечать на любую просьбу положительно.
  2. В отказе нет ничего страшного. Просто поймите это.
  3. Взяв на себя слишком много обязанностей, у вас есть шанс попасть в цейтнот или попросту «перегореть». Надо любить себя и свое собственное время. Оно невосполняемо, как мы помним.
  4. Невозможно быть хорошей для всех. Вежливой и корректной – да, легко уязвимой и слабой – нет!
  5. Если все-таки чувствуете себя некомфортно, отказывая человеку, задайте себе следующие вопросы: «Хочу ли я это сделать?», «Могу ли я это сделать?», «Есть ли у меня время и ресурсы для этого?», «Какие могут быть последствия от выполнения и невыполнения этой просьбы?».
  6. Не бойтесь испортить отношения с человеком, который манипулирует вами и играет на вашей слабости.
  7. В случае необходимости показывайте невыгодные последствия выполнения данной просьбы, например: «Вы хотите, чтобы я этим занялась и при этом нарушила сроки выполнения приоритетного проекта?», «Я теоретически могу это выполнить, если вы договоритесь с руководством об оплате этого времени», «А вы тогда заберете моего ребенка из сада?».
  8. Никогда не демонстрируйте чувство вины после отказа. Отказ – ваше законное право. Уверенные и ровные интонации, свободная и открытая поза.
  9. Если вы уверены в предстоящей манипулятивной просьбе, предотвратите ее, например, первой рассказав собеседнику о вашей крайне большой загрузке.

Ищем новое место аккуратно

Здорово, если вы уже знаете, куда пойдете работать дальше. Ну, например, вас «схедхантили» и предложили более перспективное место. Но что делать, если предложений нет? Большинство из нас начинает искать новую работу, размещая резюме на специализированных сайтах. И тут есть два варианта, опять же исходя из принятых норм и корпоративной культуры. Первый: вы сразу предупреждаете руководителя и спокойно размещаете резюме. Второй: оповещаете своего начальника, когда уже нашли новое место работы. Второй случай опасный, ведь если руководитель обнаружит вашу анкету раньше, чем вы ему о ней сказали, или до него дойдут слухи — конфликта или обиды не избежать. Просто помните, что на большинстве сайтов при заполнении резюме можно ставить запрет просмотра вашей анкеты определенными компаниями. Но учитывайте, что сейчас грамотные HR-службы компаний создают несколько аккаунтов. И если вы поставили запрет на просмотр «Вашей компании», не удивляйтесь, что анкету может увидеть «Ваша компания-2» в лице вашего руководителя или директора по персоналу.

Говорим с руководителем

Понятное дело, что любой руководитель, узнав, что потеряет ценного работника, расстроится и будет не очень доволен. Поэтому необходимо сразу настроиться на «непростой» разговор. При этом важно говорить не извиняющейся интонацией, а быть уверенной и конструктивной. Не надо истерично бросать заявление на стол, стоит объяснить причины ухода и пообещать, что успеете доделать все срочные проекты и передать все дела. Есть большая вероятность, что руководитель, видя в вас бесценного работника, предложит условия, от которых вы просто не сможете отказаться. Правда, такое прокатит только один раз.

Комплимент и благодарность

В ходе разговора с начальником не стоит называть все истинные причины вашего ухода (никакой деструктивной критики, никаких жалоб, никаких принижающих сравнений с новым местом работы). Главное — будьте благодарны. Скажите, что вы получили бесценный опыт работы, многому научились, но обстоятельства сложились таким образом, что необходимо двигаться дальше или поменять что-то в своей жизни. Скажите, что от компании, отдела и руководителя у вас остались самые теплые впечатления, которыми вы будете делиться и дальше на новом месте работы. Пообещайте работать на имидж компании и в будущем. Благодарность и невымученные, искренние комплименты снижают степень конфликтности и напряженности разговора.

Закончим важные дела

Завершить все начатые дела — обязательное условие, если мы хотим расстаться по-доброму и по-хорошему. Уведомите о своем уходе не только коллег из своего отдела, но и сотрудников компании, с которыми вы так или иначе контактируете по рабочим вопросам — они тоже должны быть в курсе и подготовиться к изменению в работе. Проинформируйте клиентов и партнеров, оставьте свои контакты. Не факт, что после увольнения к вам будут обращаться, но впечатление о вас как о деловом и надежном человеке уже будет сформировано на всю жизнь.

Передаем свою работу

Обязательно обговорите с начальником вашу замену. Кто будет заменять вас? Необходимо ли обучить новичка? Покажите вашу готовность выделить необходимое количество времени, чтобы передать все дела и обучить всем нюансам. Хороший тон — предложить подходящего и действительно достойного, с вашей точки зрения, кандидата.

Устраиваем сабантуй

В последний день — торт, бутерброды, конфеты, вино. Важно, чтобы самый последний день вашей работы ассоциировался у сослуживцев с чем-то позитивным, приятным, замечательным (а что может быть лучше, чем небольшое застолье?). Можно подарить маленькие памятные сувениры. Во время фуршета искренне и непафосно поблагодарите коллег за совместную работу. Скажите, что вам очень жалко расставаться с таким коллективом. Идеальный вариант, если вы сделаете и адресные, персональные, комплименты каждому из сотрудников. Уделите внимание не только «топовым» позициям, но и «простым» людям в компании — секретарям, помощникам, водителям. Зачастую по их мнению и формируется общий шлейф впечатления о сотруднике.

Поддерживаем отношения

Сжигать мосты и рубить канаты — как минимум глупо. Никто не знает, как сложится ваша дальнейшая жизнь. Если мы смогли красиво уйти и сохранить добрые отношения с боссом и с коллегами, мы всегда сможем попросить позитивные рекомендации для нового места, обратиться за помощью и даже, если потерпели фиаско на новом месте, вернуться в прошлую компанию без косых взглядов и злорадных усмешек. Вообще, возьмите за хорошее правило поддерживать отношения с бывшими коллегами.

WomanJournal.ru. 8 ноября2012 ** г.**

http://www.oratorica.ru/news/articles/nikita_7_oshibok_sobesedovanie

Одежда и женские чары

Первое, банальное, но при этом самое важное — это внешний вид кандидата. «Встречают по одежке» — пока никто не отменял. Главные принципы: деловой стиль, аккуратность, отсутствие ярких цветов в одежде или сценического макияжа, никаких лишних отвлекающих деталей. Стиль одежды все-таки должен соответствовать той должности, на которую вы претендуете. На практике — это далеко не так.

Например, вызывающее декольте. Многие девушки думают, что они смогут очаровать своей сексуальностью потенциального работодателя. Как отреагирует на это женщина-рекрутер, думаю, понятно. На мужчину это, конечно, произведет впечатление, но в конечном итоге грамотный работодатель-мужчина все равно не возьмет такого сотрудника. Сомнения в компетенции, боязнь вероятных служебных романов и конфликтов сделают свое дело. Главное правило руководителя — никакой сексуальности. Очарование и женственность — ДА, кокетство и сексуальность — НЕТ.

А еще многие соискатели-женщины в беседе подключают свои чары и пользуются запрещенными деловым этикетом приемами. Например, начинают заигрывать, кокетничать, льстить, сыпать лживыми комплиментами или даже заискивать перед работодателем. Любой опытный и грамотный интервьюер будет трактовать такое поведение как неуверенность или отсутствие должной компетентности. Работодатель-мужчина может сначала попасть на вашу удочку, но в итоге решение будет в пользу более уверенного, конструктивного и делового кандидата.

Вывод: _ Будьте скромны и аккуратны. Придерживайтесь делового стиля._

Самореклама, или «Не надо стесняться!»

Помните, Иван Дорн в своей песне призывает не стесняться? Это применительно не только к танцам, но и к собеседованию. Собеседование — это фактически самопрезентация, вам необходимо продать себя как специалиста работодателю. Поэтому акцентируйте внимание на своих опыте и компетенции. Делитесь своими достижениями.

Есть, правда, другая крайность, которую я называю «Мои условия». Ко мне приходили многие кандидаты, которые с порога говорили о своих условиях: «Так, имейте в виду, что я начинаю рассматривать предложения, начиная с такой-то суммы» или «Скажу, что я не готова на то и на это». Вариант хуже — сразу требовать зарплату и спрашивать об отпуске и отдыхе. В таком случае сразу появляется антипатия к человеку и становится понятным, что главное в его системе ценностей. Кроме того, нередко бывали случаи, когда мы были готовы предложить кандидату намного больше его первичных требований. Поэтому сначала «продайте» себя, а уже потом обсуждайте цену.

Вывод: _ Будьте уверены в себе._

Процесс, а не результат

Типичная ошибка — рассказывать на собеседовании о том, как вы работали. Как было сложно / интересно / сколько было опыта / какие были разные проекты / сколько было коллег в коллективе и так далее. Все эти описания ориентированы на процесс. А работодатель хочет видеть результат. Что он получит, какую пользу вы можете принести, какие задачи решить, что привнести. Поэтому заранее подготовьте убедительные факты о ваших достижениях. Не просто «имели большой опыт», а чего конкретно достигли. Не просто «вели сложный проект», а что конкретно он дал компании. Не просто «работали с большим количеством клиентов», а сколько заработали денег компании. Не просто «имеете большой опыт в этой сфере», а какие конкретные проблемы вы можете решить.

Вывод: _ Будьте конкретны и ориентированы на результат._

Инициатива

Из моей практики: мужчины более инициативны, чем женщины. Отправили резюме и сидите ждете, пока вам сами позвонят? Прошло собеседование, и вы ждете, пока вам сообщат результат? Можете не дождаться. Во-первых, выигрывает всегда более инициативный и активный кандидат. Во-вторых, у многих менеджеров по подбору персонала столько открытых вакансий, что часть резюме теряется, а часть забывается. Напоминать о себе обязательно нужно.

Даже если вам отказали, проявите инициативу и спросите, чем конкретно вы не подошли, чего вам не хватило, чтобы занять должность. Но не с претензией, конечно, а с необходимой доброжелательной интонацией. Ну а если вы попросите рекрутера дать вам консультацию и некоторые рекомендации на будущее, то можете получить бесценную информацию для успешного интервью в другой компании.

Вывод: _ Будьте инициативны._

Проявление интереса

Ко мне часто приходили кандидаты с угрюмым видом. В какой-то момент я ловил себя на мысли: «А зачем вообще она пришла?». У меня возникало невольное ощущение, что я что-то им должен. Мораль: будьте позитивны и улыбчивы, а главное, показывайте интерес к компании и заинтересованность в должности.

Для этого, во-первых, все узнайте про компанию. Каждый второй кандидат смутно представляет, чем занимается фирма, не в курсе ее истории или корпоративных ценностей. Изучите все нюансы, зайдите на официальный сайт, узнайте про основных конкурентов. Поразите работодателя знанием имен топ-менеджеров компании, корпоративных правил и норм этикета или особенностей продуктовой линейки компании.

Во-вторых, всегда задавайте вопросы о своих должностных обязанностях в конце собеседования. Нет ничего хуже, когда на вопрос «Ну а теперь ваши вопросы» кандидат равнодушно качает головой. Следующий!

Вывод: _ Проявляйте интерес к компании._

Семейные планы

Ну и последний нюанс. Для любого работодателя в некоторых случаях более выигрышным кандидатом будет мужчина. На то есть две причины. Первая: считается, что мужчина более ориентирован на работу, ведь ему надо кормить семью. Во-вторых, мужчина не уйдет в декрет с сохранением заработной платы. Поэтому девушкам не стоит показывать работодателю, что вас и так обеспечивает вторая половина или что вы подумываете о втором ребенке. Любой работодатель хочет, чтобы для кандидата главной была работа. На собеседовании убедить в этом работодателя необходимо, даже если на самом деле вы относитесь к ней иначе.

Вывод: _ Покажите, что у вас большие планы на компанию и работу в ней._

WomenJournal, 22 октября 2012

http://www.oratorica.ru/news/articles/nikita_vse_propalo

Все пропало. Форс-мажор в публичных выступлениях! Что делать?

Специально дляExpert.ru

Никто из нас не застрахован от форс-мажорных ситуаций во время публичного выступления. Ох, сколько всевозможных непредвиденных моментов было в моей тренерской практике. Вот 10 типичных форс-мажорных ситуаций и советов по тому, как можно выйти победителем даже из самой сложной ситуации.

Перестал работать микрофон.

Обратитесь к аудитории: «Уважаемые коллеги! К сожалению, микрофон отказывается работать. Но нам ничего не помешает продолжить. Я постараюсь максимально громко говорить, чтобы всем было слышно. Но у меня будет к вам огромная просьба: пожалуйста, давайте сделаем так, чтобы, как и микрофон, не отказали мои связки (позитивно, шутливо), будем максимально внимательно меня слушать». Если аудитория растеклась по залу, то обязательно нужно всех сгруппировать максимально близко к вам.

Кстати, чаще всего поломка микрофона связана с батарейками. Поэтому мой вам совет: при выступлении с микрофоном носите свои батарейки, практика показывает, что полностью полагаться на других опасно.

На работе как Сократ

В корпоративном университете “Норильский никель” прошел семинар-тренинг для и. о. руководителей служб персонала “Как Сократ: публичные выступления и презентации блестяще”.

Сложно представить успешного человека, не умеющего выступать перед аудиторией, боящегося публики и с трудом выражающего свои мысли. Преуспевающий лидер должен уметь выразительно и убедительно говорить. Мастерство публичных выступлений и презентации необходимо каждому независимо от сферы деятельности и занимаемой должности.

По словам заместителя начальника управления по персоналу и социальной политике Заполярного филиала Марины Матович, умение выступать перед слушателями необходимо в любой профессии, но особенно в той, где руководитель общается с разными категориями персонала. Трудно добиться понимания и одобрения при решении сложных производственных задач, если не можешь ясно выразить свои мысли.

– Тренинг “Как Сократ: публичные выступления и презентации блестяще” организован для руководителей служб персонала, так как именно им ежедневно приходится сталкиваться с ситуацией, когда необходимо высказать свое мнение, отстоять позицию, убедить руководителя в правоте своего мнения. Зачастую нашим специалистам приходится готовить презентации или выступать на конференциях, — объясняет Марина Матович. — С целью освоения пусть не всех, но самых важных секретов публичного выступления и был организован семинар-тренинг с привлечением бизнес-тренера ООО “Ораторика” Никиты Непряхина.

Как отметила Марина Матович, программа тренинга была составлена с учетом результатов предварительного анкетирования, которое провели среди участников. В анкетах они отметили то, о чем бы им хотелось узнать.

Неформально и комфортно

Бизнес-тренер Никита Непряхин рассказал “ЗВ”, что развить навыки публичного выступления за два дня невозможно. Зато удастся сделать многое другое, например развить основные первичные навыки или узнать о том, как работать с возражениями.

– Основная задача семинара-тренинга — вызвать интерес к публичному выступлению, — говорит Никита. — Когда я вижу, что у участников загорается огонь в глазах, что они не боятся, а хотят выступать, я думаю, что задача мною выполнена.Мы отрабатываем самое главное — умение вести себя во время публичных выступлений. Разбираем структуру публичной речи: что за чем должно следовать, как сделать речь понятной и доступной, а также касаемся элементарных приемов удерживания внимания аудитории. Изучаем и невербальные средства общения — наиболее удачные для оратора позы и жестикуляцию, которые будут подчеркивать речь, а не отвлекать от нее внимание.

Никита Непряхин старается делать все свои тренинги максимально неформальными и комфортными, чтобы участники не замыкались.

– Это очень важно, потому что тренинг по публичным выступлениям — один из самых опасных. Велика вероятность, что выступление неумелого тренера вызовет ту обратную реакцию, которую хочется получить меньше всего: ведь если у участников группы что-то не получится, то они окончательно замкнутся в себе. Также важно организовать работу таким образом, чтобы участники видели результат. Когда это происходит, у них тут же появляются желание и мотивация действовать дальше. Я, например, стараюсь избегать всевозможных лекций и никогда не даю определений — все можно показать схематично. Мне кажется, что семинар-тренинг для руководителей служб персонала компании “Норильский никель” прошел замечательно, поскольку участники достигли результатов, а самое главное — у них появилось понимание, что такое публичное выступление. Теперь все полностью зависит от участников, от их желания выступать, тренировок и практики.

Хотим выступать!

Одна из участниц семинара-тренинга, заместитель начальника отдела по работе с персоналом рудника “Таймырский” Яна Цибулько, тоже считает, что тренинг оказался полезным и прошел хорошо.

– Все мы, наверное, шли на этот тренинг с определенной целью. Моей целью было научиться правильно говорить, выстраивать речь и преодолеть страх и волнение, — говорит Яна. — Я надеялась получить от тренера помощь. И результат действительно есть. Когда мы рассматривали первую тему, у нас были дебаты. Мы утверждали и отрицали. Было заметно, что выступления первых участников были довольно скомканные, чувствовалось напряжение. Но после каждого выступления мы разбирали ошибки и недочеты, и можно было проследить, как выступающие становились увереннее, речь их выстраивалась четче, а доводы становились более аргументированными. Никита сумел создать непринужденную обстановку. Я считаю, что это получилось благодаря отсутствию назидательности в его тренинге и тому, что он приводил примеры из жизни, понятные для каждого из нас. Я чувствую прогресс, теперь я хочу говорить и не буду бояться публичных выступлений.

Начальник отдела анализа и отчетности управления по персоналу и социальной политике ЗФ Татьяна Ващук, которая тоже посетила семинар-тренинг, уверенно заявляет, что у нее появилось желание говорить и она не станет больше упускать возможности продемонстрировать свое ораторское мастерство.

– Раньше я старалась уйти от публичных выступлений, если это было возможно, обойтись письмом или служебной запиской, лишь бы не говорить на публику, — вспоминает Татьяна. — Сейчас многое изменилось. Тренинг прошел интересно и познавательно. Моя работа связана с персоналом, естественно, часто приходится выступать и перед персональщиками, и перед трудовыми коллективами. Поэтому умение донести информацию до аудитории очень важно для меня. Никита — профессионал своего дела. Он умеет рассказать доступно, интересно. Он научил нас готовиться к выступлениям, структурировать их, строить речь так, чтобы она была понятной, удерживать внимание аудитории, быть интересными. На протяжении двух дней мы постоянно выступали. Одним из самых непростых заданий оказалась самопрезентация — сложно показать себя с выгодной стороны перед коллегами, которые уже имеют о тебе мнение. Но благодаря таким упражнениям, думаю, многие из нас справились со своим страхом.

 

_Текст: Марина СОКОЛОВА, "Корпоративные проекты". _

 

http://www.oratorica.ru/news/articles/kak_podgotovitsia_k_publichnomu_vystupleniyu

ЧТО?

Что мы будем рассказывать? О чем поведаем аудитории? Ответом на этот вопрос будет формулировка темы выступления. Если тема заранее известна, вам необходимо ее конкретизировать или расширить. Если предполагается выступление на свободную тему, важно помнить, что информация должна быть интересна аудитории. Это отнюдь не означает, что следует выбирать чуждую вам тему, она всегда должна соответствовать вашим интересам, чтобы подготовка к выступлению доставляла удовольствие и давала вам новые знания. Выбирайте тему, которая интересна вам, в которой вы разбираетесь. Ведь главная задача — убедить аудиторию в вашем профессионализме в данном вопросе.

Задайте себе вопрос: насколько тема актуальна, насколько она увлекательна, насколько она спорная? Самая тяжелая аудитория — это равнодушная аудитория. Поэтому крайне важно определить действительно интересную тему, которая волнует слушателей. Она должна быть актуальной, горячей, социально значимой и, самое главное, понятной и знакомой аудитории.

Как определить, насколько тема будет волновать аудиторию? Здесь следует пользоваться одним простым правилом: мы охотно слушаем то, что касается лично нас. Речь о школе будет интересна либо учащимся, либо родителям школьников. Тема смертной казни вряд ли покажется актуальной и интересной большинству людей, однако если в ходе рассуждений предположить, что каждый из аудитории может стать жертвой судебной ошибки, это заставит слушателей отнестись к информации с большим вниманием.

Не следует выбирать слишком сложную тему, если регламент не позволяет вам раскрыть ее в полной мере, соответственно, есть вероятность, что ваш доклад останется непонятным и неубедительным для слушателей. Кроме того, многие начинающие ораторы, выбирая сложную тему, не умеют доступно изложить материал.

Когда тема выбрана, необходимо продумать название выступления. Оно должно быть ярким, ясным, четким, кратким, а самое главное, интригующим. Сравните формулировки: «Публичное выступление» или «15 секретов успешных ораторов»; «Коррупция и политика» или «Когда посадят нечестных политиков?»; «Активное слушание» или «Как заставить людей слушать вас в любой ситуации»; «Проблема запрета абортов» или «Легальная смерть в России: десять тысяч убийств в день».

ЗАЧЕМ?

Определение цели выступления — важная составляющая подготовки любого оратора. Вы должны ясно и четко представлять, с какой целью вы выступаете, какой реакции ждете от аудитории. Когда определена цель выступления, сформулируйте задачи: например, привлечь внимание слушателей к какой-либо проблеме, проинформировать аудиторию о чем-либо, призвать слушателей к действию или удержать внимание публики на протяжении всей речи.

КАК?

Как вы хотите донести информацию до аудитории? Как построите свою речь? Как будете себя вести во время выступления? Важно подумать над композиционно-логическим оформлением речи, поработать над языком и стилем выступления. Конечно, ваш доклад на симпозиуме пушкиноведов будет заметно отличаться от речи на политической акции протеста не только содержанием, но и стилистикой. Конкретная ситуация предполагает определенный стиль изложения (академично-научный или художественный, публицистический или телеграфный), неодинаковую эмоциональность, различные приемы композиционного построения речи. Ведь композиция — это логическое развитие содержания выступления: важно составить тезисный план или ход рассуждений, определить последовательность тезисов и главный тезис, который будет кульминацией выступления. Даже одну и ту же тренинговую программу нужно читать по-разному в зависимости от контекста, аудитории, целей выступления.

ДЛЯ КОГО?

Кто будет вас слушать? Какова будет аудитория? Необходимо про анализировать будущую аудиторию и учесть следующие факторы: каков средний возраст аудитории, каковы профессиональные и личные интересы слушателей, каков их социальный статус, что их может заинтересовать, насколько аудитория знакома с темой выступления и т. д. Именно предварительный анализ аудитории позволит сформулировать тему и подготовить выступление таким образом, чтобы оно действительно вызвало резонанс и интерес. Постарайтесь представить, как аудитория будет воспринимать вашу речь, и какова может быть ее реакция. Наверное, в любом выступлении есть моменты, которые могут вызвать острые споры: политические и социальные темы, мнения авторитетных людей, вопросы морали и нравственности или другие, воспринимаемые аудиторией небеспристрастно. Важно быть готовым к любой реакции слушателей и суметь привести убедительные доказательства вашей позиции в любой ситуации.

ГДЕ?

Где вы будете выступать? Многие начинающие ораторы чувствуют дискомфорт именно из-за того, что незнакомы с местом выступления, аудиторией, помещением, непривычная обстановка психологически давит на них. Постарайтесь выяснить планировку помещения, где будут располагаться слушатели, оратор, каково оснащение аудитории (наличие микрофона, трибуны, стола, стульев и т. д.). Полезно заранее проверить акустику в помещении.

Я был свидетелем одного случая: однажды представителю компании N поручили ответственное задание — провести презентацию компании для потенциальных партнеров в Праге. Он подготовился к выступлению, составил план, подобрал примеры, нашел яркие образы, а администрирование мероприятия доверил руководству принимающей компании. «Все готово?» — «Конечно!» — ответили ему. Наступает время презентации и… о ужас, кресел в аудитории всего 50, а слушателей более сотни. Аудитория огромная, а микрофона нет. Принимающая компания только через два часа нашла решение технических проблем. Каков результат? Полное разочарование со стороны потенциальных партнеров и несостоявшаяся сделка. Этот пример я привел для того, чтобы показать, что организация выступления также входит в обязанности оратора, по крайней мере, в его интересах не упускать из виду эту сторону дела. Если бы представитель компании N, приехав в Прагу, осведомился, в какой аудитории состоится презентация, и заранее решил технические вопросы, то результат был бы более удачным.

КОГДА?

Когда вы будете выступать? В какое время? Время выступления имеет огромное значение. Выясните, кто выступает до вас и в течение какого времени. Возможно, аудитория будет уже утомлена, соответственно, придется подкорректировать регламент. Выясните, какие праздники отмечаются в этот день — у вас будет возможность начать речь с поздравления. Памятных дат, светских, религиозных и международных праздников не сосчитать: День поцелуя, День солнца, Всемирный день приветствий, Международный день красоты, Всемирный день качества, День спонтанного проявления доброты, Всемирный день левши, День отказа от курения, даже Международный день туалета есть — достаточно заглянуть в календарь, наверняка найдется праздник, удачно сочетающийся с тематикой вашего выступления. Узнайте, возможно, недавно или в ближайшем будущем отмечается день рождения, годовщина свадьбы или выхода первой книги/первого фильма авторитетных и известных ныне людей, присутствующих в аудитории. Еще лучше, если удастся связать тему своей речи со значимыми событиями.

КАК ДОЛГО?

Сколько времени аудитория готова слушать? Каков ваш регламент? Ответы на эти вопросы позволят определить оптимальную продолжительность выступления. Конечно, произносить многочасовые речи, как Фидель Кастро, не следует. Оптимальное время выступления — 5–20 минут, в зависимости от цели выступления. Но помните золотое правило: «Лучше меньше, да лучше». Поэтому не стремитесь поразить всех длительностью (и подготовленностью) выступления.

© Непряхин Н.Ю.

© Альпина Бизнес Букс

http://www.oratorica.ru/news/articles/osnovy_effektivnoy_kommunikacii

Меняйте интонации

Демосфен говорил: «Самое важное в искусстве речи — это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение». С трудом верится, что «КАК я говорю» намного важнее того, «ЧТО я говорю». Но это так. С помощью интонации можно выразить не только основной смысл предложения (утверждение, вопрос, восклицание, побуждение), но и придать тончайшие нюансы и окрасить речь нужными красками. Например, «Дорогая, можно я поеду на рыбалку с друзьями на выходные?» — «Езжай, езжай…». Последняя фраза может быть сказана так (с интонацией осуждения и угрозы), что опадает желание не только поехать на рыбалку, но и возникнет отвращение к рыбе вообще.

Оратор без интонации — не оратор. Монотонную речь вы можете применить, если ваша задача — усыпить аудиторию. Если нет, окрашивайте интонационно вашу речь, придавайте ей яркие оттенки и мелодическое разнообразие.

Тренируйте дикцию, четкость своей речи — для этого идеально подойдут скороговорки или фонетические упражнения. Хорошая, поставленная дикция напрямую связана с темпом, то есть скоростью речи. Помните, что оптимальный темп членораздельной русской речи — около 120 слов в минуту.

Выбросьте шпаргалку

Не читайте написанную речь по бумажке. Иначе зрители сделают вывод лишь о том, что вы не знаете своей речи, не знаете того, о чем говорите. Аудитории сложно доверять такому оратору. Но самое страшное, что в случае чтения, а не полноценного выступления, невозможно поддерживать зрительный контакт с аудиторией. Между оратором и публикой возникает незримая стена, и речь об установлении контакта уже не идет.

Кроме того, большинство ораторов ошибаются и сбиваются именно потому, что не могут найти нужный отрывок речи в своих бумажках во время выступления. Оптимальный вариант — наличие плана или тезисного плана плюс информации, которую сложно запомнить: статистические данные, цитаты.

Говорите максимально ясно

Дейл Карнеги советовал: «Не произносите слово “собака”», если вы имеете в виду “фокстерьера с черным пятном над правым глазом”».

Задача любого оратора — четко и ясно донести до аудитории необходимую информацию, мысли и эмоции. У каждого из нас собственные опыт, взгляды и видения. Поэтому чтобы минимизировать искажение и интерпретацию информации публикой, выражайтесь так, чтобы каждый из аудитории понял именно то, что вы хотели донести.

Не используйте длинные сложноподчиненные предложения. Разбейте их лучше на несколько коротких, используйте паузы и нужные интонации, чтобы расставить смысловые акценты. Не используйте сложной терминологии, если вы не уверены, что 100% аудитории правильно поймут вас.

Сделайте речь наглядной

Даже абстрактные понятия желательно конкретизировать и представить наглядно с помощью удачно подобранных примеров, метких сравнений, неожиданной статистики, каких-либо образов. Какой из примеров кажется вам наиболее ясным и наглядным:

а) «Самый длинный мост в мире расположен в Канаде и имеет длину 11 километров»;

б) «Представьте себе мост, на котором может свободно расположиться пробка из более чем 3000 машин. Понадобится два часа, чтобы пешком пройти по такому грандиозному сооружению. Длина моста, если бы она была высотой дома, составила бы 3660 этажей. Чтобы измерить такой мост, потребовалось бы более трех с половиной тысяч штук средних по размеру рулеток. Считаете это фантастикой? Нет, такой мост существует в Канаде, имеет длину 11 километров и построили его в 1997 г.»?

Играйте роль

Будьте не только оратором, но и актером на своем выступлении. На игре «Дебаты» один из участников выступал на тему отмены смертной казни. Он приготовил несколько больших листов, на которых было написано «смерть ради смерти», «убийство государством», «судебная ошибка» и т. д. В завершение своего выступления он, чтобы довести эмоциональное напряжение до предела, стал демонстративно и артистично разрывать листки, символизируя несогласие с подобными явлениями, чем действительно произвел сильное впечатление на аудиторию. Фантазируйте, придумывайте, проявляйте свой талант.

Нарисуйте батончик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.17.95 (0.08 с.)