Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А тот, кому он передал — более проницательный
Сказал Ибн аль-Каййим: «Пророк ﷺ сказал: «То руководство и знания, с которыми послал меня Аллах, подобны дождю, выпавшему на землю. Плодородный участок, впитав воду, принес много травы и растительности. Другая часть земли оказалась бесплодной, однако, она задержала в себе воду, и люди стали использовать ее для питья и хозяйственных целей. Третий участок земли, представляющий собой каменистую долину, не принял воду, и на нем ничего не выросло. Эти участки земли подобны тем, кто просветился в религии Всевышнего, и ему принесло пользу то, с чем послал меня Аллах, и он, узнав, учил других, а также подобны тем, кто не поднял для этого головы и не принял то руководство, с которым я был послан» [259]. Пророк ﷺ разделил людей на три категории, в зависимости от их положения к знанию и руководству. Первая группа — это наследники посланников Всевышнего, преемники пророков, держащиеся за религию знаниями и делами, призывающие к Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Именно они — истинные последователи посланников. Это они — та плодородная земля, которая приняла воду и покрылась пышной зеленью, принеся пользу себе и другим. Это те, кто объединил проницательность, дальновидение в религии с силой в призыве, став, таким образом, наследниками пророков, про которых Всевышний сказал: «И вспомни рабов Наших Ибрахима, Исхака и Я'куба, обладателей силы (при выполнении приказа Всевышнего) и проницательности (в религии Аллаха)» [38:45]. Проницательность позволяет им узреть Истину, понять ее, а сила позволяет распространить, воплотить ее в жизнь и призывать к ней. Этой категории присуща цепкая память, понимание религии и способность к толкованию, благодаря этому они выбили из Божественных текстов ключи разнообразных наук, открыли в них сокровенные кладези, раскрыли их особенные оттенки в понимании. Однажды правителя правоверных, 'Али Ибн Абу Талиба спросили: «Выделял ли вас чем-нибудь Посланник Аллаха ﷺ от других?» Он ответил: «Нет, клянусь тем, кто расщепил семя и сотворил человека. Разве только пониманием, которое дает Всевышний рабу, в его Книге». Понимание — эта та бурная растительность, зелень, которая выросла из земли. Именно в ней отличие первой категории людей от второй. Вторая группа — это те, кто выучили Божественные тексты наизусть. Это было их заботой, чтобы потом остальные люди, переняв у них этот материал, и, изучив его, извлекли из них сокровища и получили пользу. Это те, кто кинули семена на землю, годную для обработки и посева, а из нее другие уже собрали различные секреты и таинства, каждый взяв то, что ему надо: «Все люди знали место своего водопоя» [2:60]. Про них Пророк ﷺ сказал: «Да сделает Всевышний прекрасным лицо человека, услышавшего мои слова, запомнившего их, а потом передавшего как слышал, другому. Вполне возможно, что запомнивший, не обладает нужным пониманием, а тот, кому он передал, более проницательный» [260]. Например, 'Абдуллах Ибн 'Аббас — ученый этой общины, толкователь Корана, число переданных им хадисов от пророка, в которых он говорит: «я слышал», «я видел», не превышает двадцати. Однако он учился у многих сподвижников, и так как был благословен в сообразительности и понимании, он наполнил мир различными знаниями. Ибн Хазм писал о нем: «Его фетвы были записаны в семи больших томах». При этом следует отметить, что это то, что смогли собрать. На самом же деле его знания — океан. Он превзошел всех в понимании, анализе Корана. Он слышал, как и все, выучил Коран, как и все остальные, однако его земля была наилучшей, пригодной для обработки. Брошенные в нее семена Божественных текстов принесли прекраснейшие плоды. «Это — милость Аллаха, дарует Он ее кому пожелает. Аллах — обладатель великой милости» [59:4]. Разве можно сравнить фетвы Ибн 'Аббаса, его комментарии к Корану и его анализ, с фетвами Абу Хурайры и его комментариями, хотя Абу Хурайра имел самую цепкую память? Можно сказать, что он хранитель этой общины: он передавал хадис, как слышал, ночами учил их, его забота была направлена на заучивание и передачу выученного в том виде, как слышал. Ибн 'Аббас же занимался в основном пониманием и анализом, обработкой Божественных текстов, выбиванием из них родников и извлечением из них сокровищ. Таким образом, людей можно разделить на две категории.
Первая — это те, чья забота в собирании, в заучивании и точной передаче услышанного; они не занимаются анализом и извлечением кладезей из того, что выучили.
Вторая категория — это Малик, аль-Лейс, Суфьян, Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи'и, аль-Авза'и, Исхак, Ахмад Ибн Ханбаль, аль-Бухари, Абу Давуд, Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази. Они — те, кто занимался анализом и пониманием передаваемых текстов. Эти два типа — самые счастливые люди по отношению к тому, с чем послал Аллах своего Посланника ﷺ. Они — те, кто приняли и подняли к нему свои головы. Третья же категория — несчастнейшие творения, которые не приняли руководства Всевышнего, не подняли к нему головы. У них нет ни памяти, ни понимания, они не способны ни передать, ни понять или же сохранить. То есть первая категория — это люди способные на передачу, сохранение и понимание. Вторая — это те, чье внимание направленно на передачу и сохранение, естественно у них есть способности на понимание, однако способности на передачу лучше. Третья категория — это несчастливцы, они не могут принять и передать, понять и сохранить. «Они — подобны скотине, и даже еще более заблудшие» [25:44]». Похожие выводы из хадисов сделали Ибн аль-Джавзи[261], аль-Куртуби[262], ар-Рамхурмузи[263], ан-Навави[264], Ибн аль-Каййим[265], аш-Шанкыты[266], Ибн 'Усаймин[267] и многие другие.
Принятие слабого хадиса Сказал аль-Хатыб: «Глава жестких требований к хадисам законопостановлений и послабления к хадисам о достоинствах деяний. Передается от нескольких праведных предшественников, что не дозволено передавать хадисы о дозволенном и запретном, кроме как от того, кого ни в чем не обвиняли, далекого от подозрений. А что касается хадисов побуждения, увещевания и тому подобного, то можно записывать их от остальных шейхов. Передается от Суфьяна ас-Саври: «Не берите это знание в дозволенном и запретном, кроме как от главных, известных знанием, которые знают добавки и убавления (в хадисе). И нет проблем брать остальное от шейхов». От Суфьяна Ибн 'Уейны: «Не слушайте у остальных то, что будет из Сунны, но слушайте от них то, что будет (из хадисов) о награде и тому подобном». От Ахмада Ибн Ханбаля: «Когда мы передаем от Посланника Аллаха ﷺ хадисы о запретном и дозволенном, узаконенные действия и законопостановления, мы проявляем строгость в иснадах. Но когда мы передаем от Посланника Аллаха ﷺ хадисы о достоинствах деяний и то, что не устанавливает какого-либо законопостановления, или, наоборот, устраняет его, то мы проявляем послабление в иснадах». От него же: «Хадисы смягчения сердец несут в себе послабление в иснаде, пока не придет в них что-то из законопостановлений». От Абу Закарии аль-'Анбари: «Если передается сообщение, которое не запрещает дозволенное и не дозволяет запретное, не обязывает законпостановлением, а сообщает о побуждении или устрашении, ужесточении или облегчении, обязательно закрывать на это глаза и проявлять послабление в передаче»[268].
Сказал Ибн Аби Хатим: «И из них есть правдивые передатчики, богобоязненные, но невнимательные, часто ошибающиеся и забывающие. От таких принимаются хадисы побуждения и устрашения, аскетичности и нрава, но не берутся от них в довод хадисы о дозволенном и запретном»[269]. Сказал ас-Сахави: «Это послабление передается от 'Абдуррахмана Ибн Махди, и сразу нескольких других имамов, как Ахмад Ибн Ханбаль, Ибн Ма'ин, Ибн аль-Мубарак, два Суфьяна. И Ибн 'Ади в предисловии своего «Аль-камиль» и аль-Хатыб в своей «Аль-кифая» выделили об этом целую главу. Сказал Ибн 'Абдульбарр: «Хадисы достоинств не нуждаются в том, кого приводят в довод (т. е. сильном передатчике)»[270]. Сказал Ибн Хаджар в биографии ат-Тафави: «Передал аль-Бухари от него три хадиса, один из которых — хадис смягчения сердца … и, наверное, аль-Бухари не проявлял строгость в нем, потому что это из хадисов побуждения и устрашения»[271]. Сказал Абу Давуд: «В книге «Ас-сунан» есть некоторые хадисы, не имеющие непрерывного иснада, они мурсаль, или в них есть мудаллис. Но если не находится достоверный хадис, то у большинства мухаддисов такие хадисы обретают смысл хадиса с непрерывным иснадом»[272]. Сказал 'Али аль-Кари: «Слабый хадис принимается в достоинствах деяний у всех ученых, обладателей полноценности». А также сказал: «Слабый хадис — строятся на нем деяния в главе достоинств деяний единогласно»[273]. Сказал аль-Хаттаб: «Даже если этот хадис — слабый, то ведь сошлись единогласно ученые на дозволенности деяния по слабому хадису о достоинствах деяний»[274]. Сказал Ибн аль-'Араби: «И этот хадис, даже если в нем неизвестный передатчик, желательно совершать деяния по нему»[275]. Также он сказал: «И я говорю о нежелательности этого, потому что сообщение, даже если не установлено достоверно, то ведь слабое сообщение предпочтительнее мнения и аналогии у ученых»[276]. Сказал ан-Навави: «И мы выше уже передали единогласие ученых на деяния по слабому хадису в достоинствах деяний, но не в дозволенном и запретном»[277]. Сказал ар-Рамли: «Передал ан-Навави в нескольких своих трудах единогласие ахль аль-хадис на деяния по слабому хадису только в достоинствах деяний и подобных разделах»[278]. Сказал аль-Хайтами: «Ученые сошлись единогласно на дозволенности поступать в соответствии со слабым хадисом о достоинствах деяний»[279]. А также сказал: «Утвердилось то, что слабый хадис, а также «мурсаль», «му'даль» и «мавкуф» — совершают деяния в соответствии с ними единогласно»[280].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.01 с.) |