А тот, кому он передал — более проницательный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А тот, кому он передал — более проницательный



Сказал Ибн аль-Каййим: «Пророк ﷺ сказал: «То руководство и знания, с которыми послал меня Аллах, подобны дождю, выпавшему на землю. Плодородный участок, впитав воду, принес много травы и растительности. Другая часть земли оказалась бесплодной, однако, она задержала в себе воду, и люди стали использовать ее для питья и хозяйственных целей. Третий участок земли, представляющий собой каменистую долину, не принял воду, и на нем ничего не выросло. Эти участки земли подобны тем, кто просветился в религии Всевышнего, и ему принесло пользу то, с чем послал меня Аллах, и он, узнав, учил других, а также подобны тем, кто не поднял для этого головы и не принял то руководство, с которым я был послан» [259]. Пророк ﷺ разделил людей на три категории, в зависимости от их положения к знанию и руководству. Первая группа — это наследники посланников Всевышнего, преемники пророков, держащиеся за религию знаниями и делами, призывающие к Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Именно они — истинные последователи посланников. Это они — та плодородная земля, которая приняла воду и покрылась пышной зеленью, принеся пользу себе и другим. Это те, кто объединил проницательность, дальновидение в религии с силой в призыве, став, таким образом, наследниками пророков, про которых Всевышний сказал: «И вспомни рабов Наших Ибрахима, Исхака и Я'куба, обладателей силы (при выполнении приказа Всевышнего) и проницательности (в религии Аллаха)» [38:45]. Проницательность позволяет им узреть Истину, понять ее, а сила позволяет распространить, воплотить ее в жизнь и призывать к ней. Этой категории присуща цепкая память, понимание религии и способность к толкованию, благодаря этому они выбили из Божественных текстов ключи разнообразных наук, открыли в них сокровенные кладези, раскрыли их особенные оттенки в понимании. Однажды правителя правоверных, 'Али Ибн Абу Талиба спросили: «Выделял ли вас чем-нибудь Посланник Аллаха ﷺ от других?» Он ответил: «Нет, клянусь тем, кто расщепил семя и сотворил человека. Разве только пониманием, которое дает Всевышний рабу, в его Книге». Понимание — эта та бурная растительность, зелень, которая выросла из земли. Именно в ней отличие первой категории людей от второй.

Вторая группа — это те, кто выучили Божественные тексты наизусть. Это было их заботой, чтобы потом остальные люди, переняв у них этот материал, и, изучив его, извлекли из них сокровища и получили пользу. Это те, кто кинули семена на землю, годную для обработки и посева, а из нее другие уже собрали различные секреты и таинства, каждый взяв то, что ему надо: «Все люди знали место своего водопоя» [2:60]. Про них Пророк ﷺ сказал: «Да сделает Всевышний прекрасным лицо человека, услышавшего мои слова, запомнившего их, а потом передавшего как слышал, другому. Вполне возможно, что запомнивший, не обладает нужным пониманием, а тот, кому он передал, более проницательный» [260]. Например, 'Абдуллах Ибн 'Аббас — ученый этой общины, толкователь Корана, число переданных им хадисов от пророка, в которых он говорит: «я слышал», «я видел», не превышает двадцати. Однако он учился у многих сподвижников, и так как был благословен в сообразительности и понимании, он наполнил мир различными знаниями. Ибн Хазм писал о нем: «Его фетвы были записаны в семи больших томах». При этом следует отметить, что это то, что смогли собрать. На самом же деле его знания — океан. Он превзошел всех в понимании, анализе Корана. Он слышал, как и все, выучил Коран, как и все остальные, однако его земля была наилучшей, пригодной для обработки. Брошенные в нее семена Божественных текстов принесли прекраснейшие плоды. «Это — милость Аллаха, дарует Он ее кому пожелает. Аллах — обладатель великой милости» [59:4]. Разве можно сравнить фетвы Ибн 'Аббаса, его комментарии к Корану и его анализ, с фетвами Абу Хурайры и его комментариями, хотя Абу Хурайра имел самую цепкую память? Можно сказать, что он хранитель этой общины: он передавал хадис, как слышал, ночами учил их, его забота была направлена на заучивание и передачу выученного в том виде, как слышал. Ибн 'Аббас же занимался в основном пониманием и анализом, обработкой Божественных текстов, выбиванием из них родников и извлечением из них сокровищ. Таким образом, людей можно разделить на две категории.

Первая — это те, чья забота в собирании, в заучивании и точной передаче услышанного; они не занимаются анализом и извлечением кладезей из того, что выучили.
Вторые — те, кто занимается анализом, выводом законов из текстов и их пониманием.
Первая категория — это Абу Зур'а, Абу Хатим и Ибн Дара, до них Бандар, Мухаммад Ибн Башшар, 'Амр ан-Накыд и 'Абдурраззак, а еще раньше них Мухаммад Ибн Джа'фар Гундар, Са'ид Ибн Аби 'Аруба. Они — обладатели феноменальной памяти, регистрирующие то, что слышали, без комментариев, изменений и выводов законов из текстов.

Вторая категория — это Малик, аль-Лейс, Суфьян, Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи'и, аль-Авза'и, Исхак, Ахмад Ибн Ханбаль, аль-Бухари, Абу Давуд, Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази. Они — те, кто занимался анализом и пониманием передаваемых текстов.

Эти два типа — самые счастливые люди по отношению к тому, с чем послал Аллах своего Посланника ﷺ. Они — те, кто приняли и подняли к нему свои головы.

Третья же категория — несчастнейшие творения, которые не приняли руководства Всевышнего, не подняли к нему головы. У них нет ни памяти, ни понимания, они не способны ни передать, ни понять или же сохранить.

То есть первая категория — это люди способные на передачу, сохранение и понимание. Вторая — это те, чье внимание направленно на передачу и сохранение, естественно у них есть способности на понимание, однако способности на передачу лучше. Третья категория — это несчастливцы, они не могут принять и передать, понять и сохранить. «Они — подобны скотине, и даже еще более заблудшие» [25:44]».

Похожие выводы из хадисов сделали Ибн аль-Джавзи[261], аль-Куртуби[262], ар-Рамхурмузи[263], ан-Навави[264], Ибн аль-Каййим[265], аш-Шанкыты[266], Ибн 'Усаймин[267] и многие другие.

 

 

Принятие слабого хадиса

Сказал аль-Хатыб: «Глава жестких требований к хадисам законопостановлений и послабления к хадисам о достоинствах деяний.

Передается от нескольких праведных предшественников, что не дозволено передавать хадисы о дозволенном и запретном, кроме как от того, кого ни в чем не обвиняли, далекого от подозрений. А что касается хадисов побуждения, увещевания и тому подобного, то можно записывать их от остальных шейхов. Передается от Суфьяна ас-Саври: «Не берите это знание в дозволенном и запретном, кроме как от главных, известных знанием, которые знают добавки и убавления (в хадисе). И нет проблем брать остальное от шейхов». От Суфьяна Ибн 'Уейны: «Не слушайте у остальных то, что будет из Сунны, но слушайте от них то, что будет (из хадисов) о награде и тому подобном». От Ахмада Ибн Ханбаля: «Когда мы передаем от Посланника Аллаха ﷺ хадисы о запретном и дозволенном, узаконенные действия и законопостановления, мы проявляем строгость в иснадах. Но когда мы передаем от Посланника Аллаха ﷺ хадисы о достоинствах деяний и то, что не устанавливает какого-либо законопостановления, или, наоборот, устраняет его, то мы проявляем послабление в иснадах». От него же: «Хадисы смягчения сердец несут в себе послабление в иснаде, пока не придет в них что-то из законопостановлений». От Абу Закарии аль-'Анбари: «Если передается сообщение, которое не запрещает дозволенное и не дозволяет запретное, не обязывает законпостановлением, а сообщает о побуждении или устрашении, ужесточении или облегчении, обязательно закрывать на это глаза и проявлять послабление в передаче»[268].

Сказал Ибн Аби Хатим: «И из них есть правдивые передатчики, богобоязненные, но невнимательные, часто ошибающиеся и забывающие. От таких принимаются хадисы побуждения и устрашения, аскетичности и нрава, но не берутся от них в довод хадисы о дозволенном и запретном»[269].

Сказал ас-Сахави: «Это послабление передается от 'Абдуррахмана Ибн Махди, и сразу нескольких других имамов, как Ахмад Ибн Ханбаль, Ибн Ма'ин, Ибн аль-Мубарак, два Суфьяна. И Ибн 'Ади в предисловии своего «Аль-камиль» и аль-Хатыб в своей «Аль-кифая» выделили об этом целую главу. Сказал Ибн 'Абдульбарр: «Хадисы достоинств не нуждаются в том, кого приводят в довод (т. е. сильном передатчике)»[270].

Сказал Ибн Хаджар в биографии ат-Тафави: «Передал аль-Бухари от него три хадиса, один из которых — хадис смягчения сердца … и, наверное, аль-Бухари не проявлял строгость в нем, потому что это из хадисов побуждения и устрашения»[271].

Сказал Абу Давуд: «В книге «Ас-сунан» есть некоторые хадисы, не имеющие непрерывного иснада, они мурсаль, или в них есть мудаллис. Но если не находится достоверный хадис, то у большинства мухаддисов такие хадисы обретают смысл хадиса с непрерывным иснадом»[272].

Сказал 'Али аль-Кари: «Слабый хадис принимается в достоинствах деяний у всех ученых, обладателей полноценности». А также сказал: «Слабый хадис — строятся на нем деяния в главе достоинств деяний единогласно»[273].

Сказал аль-Хаттаб: «Даже если этот хадис — слабый, то ведь сошлись единогласно ученые на дозволенности деяния по слабому хадису о достоинствах деяний»[274].

Сказал Ибн аль-'Араби: «И этот хадис, даже если в нем неизвестный передатчик, желательно совершать деяния по нему»[275]. Также он сказал: «И я говорю о нежелательности этого, потому что сообщение, даже если не установлено достоверно, то ведь слабое сообщение предпочтительнее мнения и аналогии у ученых»[276].

Сказал ан-Навави: «И мы выше уже передали единогласие ученых на деяния по слабому хадису в достоинствах деяний, но не в дозволенном и запретном»[277].

Сказал ар-Рамли: «Передал ан-Навави в нескольких своих трудах единогласие ахль аль-хадис на деяния по слабому хадису только в достоинствах деяний и подобных разделах»[278].

Сказал аль-Хайтами: «Ученые сошлись единогласно на дозволенности поступать в соответствии со слабым хадисом о достоинствах деяний»[279].

А также сказал: «Утвердилось то, что слабый хадис, а также «мурсаль», «му'даль» и «мавкуф» — совершают деяния в соответствии с ними единогласно»[280].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.01 с.)