ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порицание в вопросах разногласий



Передается от Анаса Ибн Малика, что он сказал: «Мы — сподвижники Посланника Аллаха ﷺ — совершали путешествие. И среди нас был и постящийся и тот, кто не постился. И среди нас был тот, кто совершал молитву полностью и тот, кто сокращал ее. И мы не порицали друг друга»[227].

Сказал Суфьян ас-Саври: «Если ты увидишь человека, который совершает деяние, в котором есть разногласие, и ты на противоположном ему мнении, то не запрещай ему это»[228].

Сказал Салих Ибн Ахмад: «Я спросил отца о человеке, который молится в мечети, и он из тех, кто пьет опьяняющий набиз, и тут муаззин произнес икаму, а имама мечети нет. И этот человек становится имамом. Можно ли молиться за ним? Он ответил: «Если он из тех, кто истолковывает, и не опьянел, то надеюсь, что можно. А если же опьянел, то нельзя молиться за ним. И мы передаем хадисы от тех, кто пьет его»[229].

Сказал Ахмад о двухрака'атной молитве после обязательной молитвы 'аср: «Мы не делаем ее, но и не порицаем тех, кто делает ее»[230]. Прокомментировал эти слова Ибн Раджаб: «Это не указывает на то, что Ахмад считал эту молитву дозволенной, но считал, что кто делает ее, сделав иджтихад или следуя за тем, кто сделал иджтихад, то нет ему порицания»[231].

Сказал Абу Хатим: «Я спросил Ахмада Ибн Ханбаля о тех, кто пьет набиз из мухаддисов Куфы, и назвал ему некоторых из них. Он сказал: «Это — ошибка с их стороны. Но мы не исключаем их из числа религиозных по причине их ошибки»[232].

Сказал 'Али Ибн Хашрам: «Я сказал Ваки'у, что видел, как Ибн 'Улеййя пил набиз, и даже погрузил его на осла, нуждаясь в том, кто перенесет его. Тогда он сказал: «Если увидишь басрийца пьющего набиз, то обвини его. А если увидишь куфийца пьющего набиз, то не обвиняй его. Куфийцы пьют его, считая его дозволенным в религии, а басрийцы оставляют его, считая его недозволенным в религии»[233].

Сказал Мухаммад Ибн Яхья аль-Кисаи: «Я пришел к Халяфу аль-Баззару, и увидел, как от него выходят Ахмад Ибн Ханбаль, Зухейр Ибн Харб и Яхья Ибн Ма'ин. Он рассказал мне о том, что когда они были у него, и увидели в его доме кувшин с набизом, он спросил Ахмада: «Что ты скажешь об этом, о Абу 'Абдуллах?» Он сказал: «Это не касается меня, а только тебя. Сказал Пророк ﷺ: «Все вы пастухи, и все вы будете спрошены за свою паству». И человек — пастух в своем доме и будет спрошен за то, что было в нем. И человек не может изменить что-то в чужом доме»[234].

Спросили Яхью Ибн Фараса о животном, зарезанном перерезанием нижней части горла, он ответил: «Харам, не ешь его». Сказал ему Ибрахим Ибн Хусейн: «Не говори «харам»! Ведь харам — это то, что запретили Аллах и Его Посланник ﷺ, а то в чем разногласят ученые — нет»[235].

Сказал Ахмад Ибн Са'ид: «Была у нас группа ученых, которые поднимали руки в молитве, основываясь на хадис Ибн 'Умара и передаче, которая передается от Малика. И была друга группа, которые поднимали руки только при первом такбире, основываясь на передаче Ибн аль-Касима. И они не порицали друг друга»[236].

Передается от Ибн Хазма, что он сказал: «Всё, что извлекли муджтахиды, относится к Шариату, даже если его довод скрылся от простолюда. А кто отрицает это, тот приписал имамам ошибку и то, что они выдумывали законы, которые не дозволил вводить Аллах, а это заблуждение говорящего такое от прямого пути»[237]. Сказал ат-Таханави: «Это — слова захирита, запрещавшего аналогию, посмотри же на его нрав по отношению к имамам-муджтахидам, которым Аллах доверил свой Шариат. И, вероятно, он сказал это уже после того, как написал «Аль-мухалля»[238].

Сказал ан-Навави: «Нет порицания в вопросах разногласия, однако мы делаем совет человеку, чтобы он выходил из разногласий. Ведь это является благим, любимым, желательным»[239].

Сказал Ибн Таймия: «Кто совершил какое-либо деяние в вопросах иджтихада, взяв одно из мнений ученых, то нет порицания ему и не делают ему бойкот»[240].

Сказал Ибн Муфлих: «Нет порицания тому, кто сделал иджтихад в том, в чем дозволено разногласие в ответвлениях религии, или тому, кто последовал за тем, кто сделал иджтихад. Сказали это Абу Я'ля и другие ханбалиты, и ясно высказались, что это не дозволено. И привели в пример питье набиза, который не опьяняет, женитьбу без опекуна, а некоторые упомянули вопрос употребления в пищу животного, над которым забыли произнести имя Аллаха»[241].

Сказал Ибн аль-Каййим: «И это — из видов дозволенного разногласия, в котором не обходятся сурово с тем, кто выполняет это деяние и с тем, кто его оставляет. И пример этому: поднятие рук в молитве и оставление этого, разногласия в видах ташаххуда, видах азана и икамы, видах хаджа «ифрад», «кыран» и «таматту'»[242].





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.10 (0.006 с.)