Тенденции и факторы глобализации мирового экономического пространства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции и факторы глобализации мирового экономического пространства.



Глобализация, по определению МВФ, - это усиливающаяся экономическая взаимозависимость стран мира в результате возрастания объема и разнообразия трансграничных перемещений товаров, услуг и международных потоков капитала, а также быстрой и широкой диффузии технологий.

Становление и углубление глобализации происходило под воздействием процессов, характеризующих основные тенденции развития мировой экономики, среди к-х: интернационализация производства и капитала, либерализация внешнеэкономических связей и т. д.

Осн. факторы развития процесса глобализации:

· производственные, научно-технические и технологические;

· организационные;

· экономические;

· информационные;

· политические;

· социальные и культурные.

Мировая экономика под воздействием глобализации переходит в новое качество. Это находит выражение, прежде всего в том, что мировое экон-е сообщество превращается в целостную экономическую систему.

Новое качество мировой экономики в условиях глоб-и предопределено изменением регулирующей роли государства, перенесением опр-х функ-й прав-ва с национого на наднациональный и межгосударственный уровни.

На макроэкономическом уровне глоб-я ускорила развитие интеграционных процессов в форме межстрановой (международной) экономической интеграции (МЭИ), начало активизации которой относится к 1940-1950 гг.

Для стран участие в междун. экон-й интеграции создает доп-е возможности по совместному вхождению в мировую экономику.

Международной стратегией развития РБ является активизация процессов интернационализации, транснационализации, миграции (экспорта и импорта) капитала, международной интеграции, глобализации.

 

71. Особенности многовекторной международной экономической политики РБ Многовекторная международная экономическая политика ( ММЭП) – 1 из инструментов финансовой стабилизации и обеспечения устойчивого соц-эк-кого развития республики, реал-мых в сфере ВЭД, нацеленной на расширение товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацию импорта сырьевых и энергетических рес-сов, привлечение НИИ и включение белорусских предпр-тий в технологические и воспроизв-ные процессы крупнейших ТНК. Она баз-ся на таких понятиях как гуманизм, терпимость, дружелюбие, взаимоуважение и честность. Через них страна стремится устраивать с каждым из гос-тв добрые и доверительные отношения, не не приемлет дискриминации по любым мотивам и политики «двойных стандартов».В рамках ММЭП группы стран взаимодействуют в гибких форматах для реал-ции своих интересов и способствования реал-ции позитивной повестки дня междунар отношений. Основные направления реализации ММЭП:

1. Диверсификация поставок производственных рес-сов (обеспечение надежности поставок и сниж-е риска повышения цен на рес-сы зарубежными пост-ми-монопол-ми)

2. Диверс-ция рынков сбыта готовой прод-ции, позволяющая ув-ть объем экспорта продукции отеч-ных произв-лей и снизить риски неблагоприятного изм-ния торгового режима на традиц-ных рынках сбыта.

3. Привлечение в эк-ку иностранного капитала в виде прямых инв-ций для создания импортозам-щих производств и создания новых отраслей, включение действ-щих предпр-тий в глобальные технолог-кие цепочки.

4. Достижение взаимных эффектов в науч-техн-кой и инновац-ной деят-ти, расширение масштабов внедрения рез-тов НТП за счет выхода на новые рынки.

5. Активизация новых форм и направлений междунар кооперации через участие в новых проектах и формирование новых отраслей и видов деят-ти.

Принцип многовекторности реал-ся также посредством участия Беларуси в процессах междунар эк-кой интеграции: СНГ (с 1991 г.), ТС между Беларусью и Россией (1995 г.), сообщ-во Беларуси и России (1996 г.), Союз Беларуси и России (1997 г.), Союзное гос-во Беларуси и России (1999 г.), Евразийское эк-кое сообщ-во (ЕврАзЭС) между Россией, Бел, Казах, Кыргыз, Таджик (2000 г., в 2006 г присоединился Узбек), Единое эк-кое простр-во Беларуси, России, Казахстана и Укр (2003 г.), Создание единой таможенной тер-рии и форм-ние ТС (2008 г.) – всё на уровне договоров.

Перспективные орг-ные принципы гос регулирования для вступления в ВТО:

ü дифференцированный подход к разным отраслям;

ü проведение взвешенной политики протекционизма для выхода на показатели, соответствующие мировым стандартам;

ü обеспечение экономической безопасности страны;

ü учет особенностей ЕС;

ü использование экономических инструментов и методов регулирования торговли, определенных принципами ВТО.

Решения принятые ВТО: 1. каждая страна ТС будет вступать в ВТО отдельно; 2. подписанные Беларусью со странами-членами ВТО протоколы о завершении двусторонних переговоров сохраняют свою силу;3.республике необходимо предоставить информацию о корректировках в национальном законодательстве в соответствии с документами ТС; 4. обязательства России перед странами-членами ВТО по либерализации будут соблюдаться всеми членами ТС, но в той части, где его законодательство соответствует нормам ВТО.

72.Перспективы участия Беларуси в системе МРТ.

Интеграция РБ в мировое хозяйство на основе углубления международного разделения, специализации и кооперации труда преследует в первую очередь цель формирования устойчивых предпосылок и условий динамичного развития народного хозяйства страны, обеспечения реализации мероприятий реструктуризации произв комплекса, обретения страной в мировой торговле места, адекватного ее научно-техническому, интеллектуальному и инновационному потенциалу.

В современных условиях РБ участвует в мировом обмене пока посредством расширения торговли калийными удобрениями (на мировом рынке их доля составляет 11%), солью, нефтепродуктами, льноволокном (8,7%) и др. Однако сегодня важно расширять торговлю не сырьем и полуфабрикатами, а готовыми изделиями, пользующимися спросом за рубежом. Вовлечение Беларуси в международную кооперацию производства, торговлю услугами, в международный научно-технический обмен происходит крайне неудовлетворительно. В ближайшие 5-10 лет республике предстоит реализовать более 200 инвестиционных проектов, которые позволят поднять технический уровень наших предприятий и снизить степень износа основных фондов.

Для обеспечения стабилизации и роста НЭ, а также равноправного интеграц партнерства хозяйствующих субъектов РБ и зарубежных стран трансформационный процесс в сфере внешней торговли и ее государственного регулирования необходимо подчинить следующим приоритетам:* повышению конкурентоспособности бел предприятий ;• укреплению позиций на освоенных мировых рынках;• обеспечению равноправного доступа бел товаров на мировые рынки;• созданию благоприятного предприним климата на всей территории РБ;• осущ контроля за экспортно-импортными операциями, валютными сделками и движением капиталов. Важным звеном всей системы госрегулирования внешней торговли является обеспечение соответствия национальных законов, нормативных актов и административных решений обязательствам, которые примет на себя Беларусь, присоединившись к ВТО.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.39.149 (0.138 с.)