Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели, функции и методы государственного регулирования экономики.
Гос регулир-ние экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике. Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические. Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности. Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются: бюджетно-налоговая политика; денежно-кредитная политика; ценовое регулирование; амортизационная политика; прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование. Функции государственного регулирования экономики: • эмиссия денег, денежно-кредитное и нал-бюдж регулирование; • обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника • формирование устойчивой макроэкономической ситуации • обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды; • развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий; • проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами; • формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения; • поддержка социально незащищенных групп населения; • охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем; • формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов; и др. 7. Формы государственного регулирования: прогнозирование, планирование, программирование Государственное регулирование — целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную(Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет), среднесрочную(разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период) и краткосрочную(годовые прогнозы социально-экономического развития) перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.
Государственное планирование должно рассматриваться не только как норма, метод, инструмент принятия управленческих решений, как интегрирующая деятельность, объединяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и другие дисциплины, но и как наука управления, формирующая специфическую теорию, технологию и институциональные структуры, обеспечивающие необходимое воздействие на объекты государственного регулирования экономики Государственное программирование – система государственного регулирования экономики, осуществляемая на основе комплексных макроэкономических программ, отражающих предпочтительный вариант развития. Виды целевых программ: долгосрочные, среднесрочные.
8. Cущность и содержание процесса прогнозирования. Основные понятия прогнозирования. Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: 1. на долгосрочную перспективу- определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет (в этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны) и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; 2. среднесрочную перспективу – Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет(разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период); 3. краткосрочную перспективу – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь. Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.
9. Система прогнозирования и планирования национальной экономики Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: § на долгосрочную перспективу- определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет (в этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны) и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; § среднесрочную перспективу – Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет(разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период); § краткосрочную перспективу – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь. На основе этих документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, административно-территориальным единицам. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной академии наук Беларуси, НИЭИ и других научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций в 2003–2004 гг. Базируется на основных принципах и методологических подходах Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.), материалах Всемирного саммита в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.), международных соглашениях, а также принятых в Республике Беларусь программных документах по проблемам социально-экономического и экологического развития.
В документе на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития определяются стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важнейшие индикаторы, характеризующие степень их реализации.Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь – динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.221.132 (0.01 с.) |