Кафедра педагогики и психологии детства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра педагогики и психологии детства



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южноуральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Форма обучения: заочная

 

 

Составитель:

Пикулева Л.К., к.п.н., доцент

 

 

Челябинск 2016


 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль 3 Деятельность дошкольника

Тема 3.1 Роль деятельности в психическом развитии ребенка

Психическое развитие и деятельность. Внутренняя ориентировочная деятельность как содержание психического развития. Ведущая деятельность, ее признаки. Концепция целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности

Тема 3.2 Развитие игровой деятельности

Теории игровой деятельности. Натуралистические взгляды на природу детской игры (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн) Взгляды на игру С.Холла. Психоаналитическое направление (3.Фрейд, Адлер). Биологический подход К.Коффки, К.Левина, Ж.Пиаже.

Социальный характер содержания ролевых игр. К.Д. Ушинский о роли игры в развитии ребенка. Взгляды отечественных психологов на возникновение и сущность игры (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец и др.). Игра как потребность детей в приобщении к миру взрослых.

Психологические особенности ролевой игры. Сюжет, содержание, роли, правила, игровые действия. Развитие элементов игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста. Уровни развития игровой деятельности. Игра как основа зарождения других видов детской деятельности.

Игра как школа социальных отношений. Взаимоотношения между детьми в игре. Ролевые и реальные взаимоотношения, их формирование. Роль взрослых в развитии игровой деятельности дошкольника. Новообразования детского возраста и значение игры для психического развития ребёнка.

Тема 3.3 Развитие элементов учебной деятельности

Учебная деятельность, ее значение в жизни ребенка и место в образовательном процессе детского сада. Познавательная деятельность как основа учебной деятельности. Взаимосвязь учебной и игровой деятельности. Организация учебно-познавательной деятельности дошкольников. Исследования учебной деятельности дошкольника (А.В.Запорожец, А.П.Усова,, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер и др.).

Элементы учебной деятельности (мотивы, цель, учебные действия) и их развитие на протяжении дошкольного возраста. Формирование мотивов учебной деятельности. Условия возникновения, развития и сохранения интереса к учению. Осознание дошкольником смысла учебной деятельности к концу дошкольного возраста. Освоение детьми учебных действий: умение принять учебную задачу, понимая ее смысл; умение находить способ выполнения задания (наблюдение, сравнение, группировка и др.); навык самооценки и самоконтроля.

Тема 3.4 Продуктивная деятельность и элементы труда

Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Продуктивная деятельность как моделирование действительности и расширения границ ее познания и как формирование умений создавать и воплощать замыслы. Виды продуктивной деятельности: изобразительная, конструктивная.

Психологические предпосылки трудовой деятельности. Своеобразие трудовой деятельности дошкольника. Взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности: игровой, продуктивной, учебной. Влияние трудовой деятельности дошкольника на психическое развитие.

Целенаправленность и целесообразность как основа развития трудовых действий. Развитие общественных мотивов труда

Модуль 4 Познавательное развитие дошкольника

Тема 4.1 Общая характеристика познавательного развития

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте. Становление образа мира на основе представлений и понятий. Неразличение психического и объективного как познавательная позиция ребенка.

Развитие психологического механизма познавательной деятельности как совокупности функционирования психических процессов. Функции познавательных процессов.

Формирование знаково–символической деятельности на основе внутреннего плана сознания. Этапы становления знаково-символической деятельности. Формирование произвольности и опосредованности познавательного развития.

Познавательная деятельность как самоценная форма детской активности. Развитие познавательных устремлений. Развитие познавательных интересов в дошкольном возрасте. Ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, теоретический интерес.

Тема 4.2 Сенсорное развитие

Сенсорное развитие как основа чувственного познания. Теории сенсорного развития (М.Монтессори, Л.А.Венгер).

Развитие ориентировки в свойствах предметов. Сенсорные эталоны. Закономерности усвоения сенсорных эталонов. Роль слова в усвоении сенсорных эталонов. Развитие действий восприятия на протяжении дошкольного возраста. Роль моделирования в формировании перцептивных действий.

Развитие видов восприятия. Восприятие пространственных и временных отношений. Восприятие речи. Восприятие художественных произведений. Восприятие человека. Восприятие изображений.

Тема 4.3 Развитие мышления

Особенности развития мышления дошкольника. Развитие внеситуативности мышления. Развитие мыслительных операций на протяжении дошкольного возраста.

Закономерности развития видов мышления в дошкольном возрасте. Наглядно-действенное, наглядно-образное и дискурсивное (логическое) мышление, их особенности и взаимосвязь. Исследования Дж.Бренера, Н.Н. Поддьякова о видах мышления дошкольника. Значение разных видов деятельности в развитии мышления. Соотношение умственной и практической деятельности.

Теория Ж. Пиаже о стадиях интеллектуального развития детей. Эгоцентризм речи и мышления. Проблема формирования умственных действий и понятий в процессе целенаправленного обучения. Роль речи в усвоении понятий.

Развитие умственных способностей детей. Усложнение и расширение круга мыслительных задач в дошкольном детстве. Экспериментирование как способ установления скрытых связей и отношений. Детское моделирование, его значение в развитии мышления. Л.А.Венгер о детском моделировании. Виды детского моделирования.

Тема4.4 Развитие внимания

Особенности внимания дошкольника. Условия развития непроизвольного внимания. К.Д.Ушинский о значении внимания в психическом развитии ребенка. Формирование устойчивости внимания ребенка.

Развитие произвольного внимания. Л.С.Выготский о генезисе и развитии произвольного внимания. Роль внешней опоры в развитии внимания. Роль слова в организации внимания у дошкольников. Развитие способности выполнять инструкции взрослого и контролировать собственную деятельность

Значение игры и обучения в развитии внимания. Влияние условий жизни и воспитания на формирование внимания у ребенка.

 

4.5 Развитие памяти

Особенности развития памяти. Развитие непроизвольной памяти детей. Реминисценция, как особенность детской памяти. Эйдетизм представлений ребенка.

Развитие произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослых и самого ребенка. Развитие произвольного запоминания и воспроизведения. Исследования З.М.Истоминой об особенностях произвольной памяти дошкольника и условиях развития логического запоминания. Интеллектуализация памяти.

Развитие и характеристика видов памяти дошкольника: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Условия развития памяти.

Тема 4.6 Развитие воображения и творчества

Проблема развития воображения дошкольников. Особенности воображения дошкольников. Зависимость воображения ребенка от его опыта.

Характеристика образов воображения ребенка. Психологический механизм детской фантазии. Эйдетизм образов воображения. Смешение образов памяти и воображения. Связь воображения с детскими потребностями и эмоциями.

Способы создания новых образов. Виды и функции воображения дошкольников. Развитие произвольности воображения. Переход от воображения в действии к внутренним собственно психическим формам воображения.

Условия развития воображения. Влияние литературных произведений (сказок, рассказов) на развитие воображения. Словесное творчество. Воображение и изобразительная деятельность. Роль игры и конструктивной деятельности в развитии воображения. ТРИЗ в детском саду.

Тема 4.7 Развитие речи

Особенности развития речи дошкольников. Интенсивное овладение речью в процессе общения с окружающими людьми. Исследования речевого развития дошкольников. Речь как основа перестройки психических процессов. Эгоцентрическая речь, ее значение в психическом развитии детей.

Развитие словаря. Осознание словарного состава и грамматического строя речи. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова, развитие фонетического слуха. Активность ребенка по отношению к языку, детское словообразование.

Развитие функций речи. Планирующая, знаковая функции речи. Развитие умения пользоваться речью как средством коммуникации. Расширение и усложнение форм общения и развитие связной речи.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список основной литературы

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Пед. общество России, 2011.

2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2011.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. *

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М. 2013.

5. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. – СПб.: Питер 2012.

6. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.А. Урунтаева. – М., 2010.

7. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. – М.: Академия, 2009.

8. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь – справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Примеры заданий итогового контроля

1 Предметом детской психологии является:

а) возраст;

б) мозг ребенка;

в) закономерности и возрастные особенности психического развития в дошкольном возрасте;

г) детство как социокультурное явление.

2 «Детство» – это:

а) нормы психического развития;

б) возрастной период развития человека;

в) условие психического развития;

г) биогенетические задатки.

3 Психологический факт – это:

а) закономерность психического развития;

б) явление;

в) доказательство;

г) умозаключение.

4 Метод исследования направлен на:

а) сбор и интерпретацию фактов психического развития;

б) объяснение психических явлений;

в) обучение и воспитание;

г) определение понятий.

5 Интериоризация – это:

а) уровень психического развития;

б) процесс перехода внутренних действий во внешние;

в) неравномерность психического развития;

г) процесс перехода внешних действий во внутренний план.

6 Акселерация предполагает:

а) изменение возраста;

б) ускорение развития;

в) отклонение в развитии;

г) одаренность в развитии.

7 Показатели детской одаренности:

а) ускоренный темп психического развития;

б) нестандартность в решении жизненных ситуаций;

в) оригинальность результатов деятельности;

г) кризисы в развитии.

8 Отличие человеческого мозга от мозга животных проявляется в:

а) весе;

б) пластичности (обучаемости);

в) строении;

г) количестве нейронов.

9 Ведущая деятельность обусловливает:

а) ход психического развития;

б) развитие одаренности;

в) психологические новообразования;

г) кризисы развития.

10 Развивающее обучение – это:

а) зона ближайшего развития;

б) развитие мышление;

в) обучение, построенное на самостоятельном решении задач;

г) ускоренное развитие.

Терминологический минимум

Детство, онтогенез; возраст, генезис; методы; выборка; тесты; валидность; надежность тестов; исследование; диагностика; коррекция; норма развития; развитие; период; стадия; возрастная периодизация; ведущая деятельность; новообразование психики; социальная ситуация развития; кризисы; внутренняя позиция; сензитивные периоды развития; внутренние ориентировочные действия; интериоризация; зона ближайшего развития; развивающее обучение; социализация; самоценность; наследственность; врожденность; психическая активность; акселерация; одаренность; темп психического развития; аномальное развитие.

Примеры заданий итогового контроля

1 Причины отклонений в поведении детей:

а) неудовлетворение потребностей;

б) недостаток впечатлений, двигательной активности, общения с взрослыми;

в) утомление;

г) неправильные воспитательные воздействия.

2 Сроки появленя первой улыбки младенца:

а) 4 месяца;

б) 1 месяц;

в) 1 год;

г) 6 месяцев.

3 Индивидуальные различия новорожденных обусловлены:

а) особенностью деятельности мозга;

б) типом ВНД;

в) воспитанием;

г) обучением.

4 Значение появления указательного жеста состоит в:

а) способности общаться;

б) способности мыслить;

в) способности выражать свои чувства;

г) стремлении управлять действиями взрослых.

5 Госпитализм – это заболевание, вызванное:

а) социальной изоляцией;

б) недостатком общения со сверстниками;

в) недостатком общения со взрослыми;

г) психическим заболеванием.

6 Легкая обучаемость детей обусловлена:

а) умственными способностями;

б) хорошей памятью;

в) пластичностью мозга;

г) возбудимостью нервной системы.

7 Ребенок называет предметы заместители в соответствии с их игровым значением в возрасте:

а) 2 года;

б) 1,5 года;

в) 3 года;

г) 1 год.

8 Умственное развитие ребенка раннего возраста основывается на:

а) памяти;

б) восприятии;

в) мышлении;

г) речи.

9 Действия по инструкции взрослого являются:

а) желанием сотрудничать;

б) первой формой произвольного поведения;

в) желанием заслужить похвалу;

в) непроизвольным стремлением.

10 К концу кризиса у ребенка должны сформироваться психологические новообразования:

а) самосознание;

б) потребность в самостоятельности;

в) потребность в общении;

г) речь.

11 Основным требованием к развивающей среде в группах раннего возраста является:

а) яркость;

б) предметность;

в) пространственность;

г) свобода.

12 Игровые действия у ребенка появляются:

а) к 1,5 годам;

б) к 2 годам;

в) к 2,5 годам;

г) к 3 годам.

13 Условием появления игровых действий является:

а) интерес к игрушке;

б) развитие знаковой функции сознания;

в) умение устанавливать связи между предметами;

г) способность к партнерским действиям.

14 Предметные действия оказывают непосредственное влияние на умственное развитие ребенка потому, что:

а) формируют образ предметов;

б) способствуют усвоению сенсорных эталонов;

в) формируют способность устанавливать связи между предметами;

г) способствуют развитию творческого воображения.

15 Личностное новообразование к трем годам:

а) действие на основе мышления;

б) творческое воображение;

в) использование местоимения «Я»;

г) интерес к движениям.

16 Причины возникновения кризиса трех лет:

а) стремление к самостоятельному выполнению деятельности;

б) желание сотрудничать с детьми;

в) желание сотрудничать со взрослыми;

г) стремление получить одобрение.

17 Эмоциональное благополучие ребенка – это:

а) удовлетворение всех потребностей ребенка;

б) условие только положительных переживаний;

в) удовлетворение чувства гордости;

г) чувство уверенности и защищенности.

18 Помощь взрослого во время кризиса 3-х лет состоит в:

а) поддержке и развитии самостоятельности;

б) запретах на негативные формы поведения;

в) утановлении контроля за поведением ребенка;

г) выполнении действий за ребенка во избежании капризов.

19 Гордость за собственные достижения и чувство собственного достоинства появляются:

а) к 1 – 1,5 годам;

б) к 1,5 – 2 годам;

в) к 2 – 2,5 годам;

г) к 2.5 – 3 годам.

20 «Автономная детская речь» – это:

а) речь про себя;

б) внутренняя речь;

в) речь, обеспечивающая комфортное внутреннее пространство ребенка;

г) связная речь.

 

Терминологический минимум

Перинатальное развитие; натальный период; материнство; кризис рождения; новорожденность; безусловные рефлексы; условные рефлексы; комплекс оживления; социальная реакция; сенсомоторная координация; социальные контакты; хватание; манипулирование; подражание; младенчество; прямохождение; предметная деятельность; соотносящие действия; орудийные действия; ориентировочная деятельность; ситуативность поведения; социальные реакции; социализация эмоций; адаптация; активная речь; пассивная речь; языковое чутье; автономная речь; ситуативная речь; описательная речь; эгоцентризм речи; знаковая функция сознания; непроизвольность; кризис; новообразования.

 

Примеры заданий итогового контроля

1 Деятельность это:

а) активность, связанная с преобразованием окружающего мира;

б) процесс развития психических качеств;

в) механизм психического развития;

г) условие обучения.

2 Процесс интериоризации обеспечивает:

а) перевод внешних действий во внутренний план;

б) формирование психических качеств;

в) становление картины мира;

г) развитие мотивов поведения.

3 Игра – это:

а) познание окружающего мира;

б) отражение деятельности и взаимоотношений взрослых;

в) создание необходимых для жизнедеятельности продуктов;

г) средство общения.

4 Конфликты из за ролей возникают в возрасте:

а) раннем;

б) младшем дошкольном;

в) среднем дошкольном;

г) старшем дошкольном.

5 Элементы учебной деятельности появляются к:

а) пяти годам;

б) трем годам;

в) четырем годам;

г) шести годам.

6 Истинными мотивами учебной деятельности являются:

а) познавательный интерес;

б) потребность в оценке;

в) осознание необходимости в подготовке к будущей жизни;

г) желание походить на взрослых.

7 Исследователи познавательной и учебной деятельности:

а) К.Гросс;

б) М.И.Лисина;

в) Д.Б.Эльконин;

г) А.П.Усова.

8 Элементы трудовой деятельности появляются к:

а) пяти годам;

б) трем годам;

в) четырем годам;

г) шести годам.

9 Умение находить способ выполнения задания у ребенка формируется при следующих условиях:

а) наблюдение;

б) сравнение;

в) группировка;

г) приложение.

10 Совместный труд со сверстниками необходим для:

а) формирования общественных мотивов труда;

б) знакомства с видами труда;

в) создания продуктов;

г) формирования интереса к партнерской деятельности.

Терминологический минимум

Игра; сюжет; роль; правила; содержание игры; игровые действия; игровые взаимоотношения; генезис игры; игровой материал; сюжетосложение; имитация; игровые объединения; учебная деятельность; познавательная деятельность; познавательный интерес; мотивы учения; учебные действия; принятие учебного задания; самоконтроль; самооценка; обобщенные способы действий; проблемные ситуации; экспериментирование; продуктивная деятельность; моделирование действительности; труд дошкольника; общественные мотивы труда; трудовые действия; произвольный труд.

 

Примеры заданий итогового контроля

1 Сенсорное развитие осуществляется через:

а) усвоение знаний об окружающем мире;

б) формирование чувств и эмоций;

в) ознакомление с сенсорными эталонами и развитие перцептивных действий;

г) развитие рефлексии.

2 Способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект непосредственно не воспринимаемое в данный момент событие в виде образов, символов или знаков, связано с понятием:

а) регрессия;

б) подражание;

в) знаковая функция сознания;

г) сублимация.

3 Определите технологию развития творческого воображения детей:

а) технология коллективной деятельности;

б) технология дифференцированного обучения;

в) технология решения изобретательских задач;

г) технология парного обучения.

4 Мышление на основе наглядных знаков называется:

а) наглядно-образным;

б) схематическим;

в) наглядно-действенным;

г) словесно-логическим.

5 Система обучения М.Монтессори строится на основе

а) дидактических методов;

б) подготовленной сред;

в) взаимодействия со сверстниками;

г) систематичности в усвоении знаний.

6 Перцептивные действия – это:

а) ориентировочные внутренние действия;

б) действия руки и глаза;

в) мыслительные приемы;

г) эмоциональные проявления.

7 Суть и проявления эгоцентризма мышления ребенка заключается в:

а) неразличении психического и объективного;

б) познавательном интересе;

в) непроизвольном характере деятельности;

г) особенностях самосознания.

8 Внимание и память ребенка отличаются:

а) опорой на внешние действия;

б) словесностью;

в) непроизвольностью;

г) конкретностью.

Терминологический минимум

С енсорная система; сенсорное развитие; сенсорные эталоны; действия восприятия; перцепция;

Наглядно-действенное мышление; наглядно-образное мышление; схематическое мышление; словесно-логическое мышление; моделирование; внеситуативность мышления; эгоцентризм мышления; ориентировочнная основа действий; умственные действия;; конкретность мышления.

Непроизвольное внимание; устойчивость внимания; концентрация внимания; утомляемость; произвольность деятельности; объем внимания; распределение внимания; произвольное внимание; переключение внимания; доминанта.

Непроизвольная память; латентный период; реминисценция; эйдетические образы; мнемические действия; образная, эмоциональная, словесно-логическая память.

Непроизвольность воображения; внешняя опора создания образов; фантазия; детское творчество; гиперболизация; агглютинация; антиципация; эйдетизм образов воображения.

Активный словарь; пассивный словарь; эгоцентрическая речь; планирующая функция; коммуникативная функция; языковое чутье; неологизм; фонематический слух.

 

Примеры заданий итогового контроля

1 Установите последовательность изменения форм общения на протяжении дошкольного возраста:

а) эмоционально-практическая;

б) ситуативно-деловая;

в) внеситуативно-личностная;

г) внеситуативно-познавательная;

2 Назовите ученого, внесшего значительный вклад в разработку теории общения детей дошкольного возраста:

а) Поддъяков Н.Н.;

б) Дьяченко О.М.;

в) Лисина М.И.;

г) Люблинская А.А.

3 Произвольное поведение характерно для ребенка:

а) среднего дошкольного возраста;

б) старшего дошкольного возраста;

в) раннего возраста;

г) младшего дошкольного возраста.

4 Эгоцентрическая речь не выполняет следующие функции (по Выготскому Л.С.):

а) осмысление ситуации;

б) сопровождение детской активности;

в) средство мышления;

г) уход в собственный внутренний мир.

5 Определите личностные механизмы поведения дошкольника:

а) соподчинение мотивов;

б) чувства и эмоции;

в) желание понравиться другим;

г) подражание.

6 Индивидуальность ребенка проявляется в:

а) поведении;

б) особенностях деятельности;

в) усвоении моральных норм;

г) физических возможностях ребенка.

 

Терминологический минимум

Самосознание; Я - концепция; самодостаточность; самооценка; самоконтроль; потребность в самоактуализации; половая идентификация; внутренняя позиция; автономность.

Мотивация поведения; притязание на признание; иерархия мотивов; соподчинение мотивов; волевые устремления; произвольность; импульсивные действия; целенаправленность.

Эмоциональность; заражаемость; интеллектуализация чувств; социальные чувства; язык чувств (экспрессия); эмоциогенная среда; эмоциональное благополучие; эмоциональные состояния; личностные комплексы; аутизм; агрессия; тревожность; фобии; комплекс неполноценности; эмоциональная холодность;

Моральные нормы; моральные эталоны;этические инстанции; морально-нравственное развитие; моральное сознание; моральная саморегуляция; этические оценки; полярные моральные эталоны; моральные понятия и суждения; ассертивность; нравственные качества; толерантность.

Индивидуальность; темперамент; свойства нервных процессов; возбудимость; сензитивность нервной системы; акцентуации характера; экстравертированность; интровертированность; нейротизм; неврозы; задатки; одаренные дети; интеллектуальная одаренность; художественная одаренность.

Примеры заданий итогового контроля

1 Особенности воспитательного потенциала семьи основаны на:

а) эмоциональных отношениях;

б) юридических отношениях;

в) экономических отношениях;

г) бытовых отношениях.

2 Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием – это:

а) одна из форм связи между образовательными учреждениями;

б) подготовка по основным образовательным областям;

в) управленческая структура;

г).установление связи между образовательными программами дошкольного и начального общего образования.

3Эмоциональное благополучие ребенка зависит от:

а) его индивидуальных особенностей;

б) умственного развития;

в) отношения к нему со стороны взрослых;

г) удовлетворения его потребностей.

4 Собственное мнение ребенка формируется в возрасте:

а) трех лет;

б) четырех лет;

в) пяти лет;

г) шести лет.

5 Проблемой общения дошкольников занимались:

а) М.И.Лисина;

б) Т.А.Репина;

в) Н.Н.Поддъяков;

г) Ж.Пиаже.

6 Выделите причины изолированности детей:

а) неуспех ребенка в деятельности;

б) интравертированность;

в) высказывание ребенком собственного мнения;

г) успех в деятельности.

7 Социометрия – это:

а) технология обучения;

б) методика изучения статуса ребенка в группе;

в) методика изучения достижений ребенка;

г) методика изучения уровня социализации.

8 Проблемой готовности детей к обучению в школе занимались:

а) Л.А.Венгер;

б)Н.И.Гуткина;

в) Н.Я.Михайленко;

г) О.М.Дьяченко.

Терминологический минимум

Эмоциональное благополучие; притязание на успех; социализация; диалог; толерантность; гуманность; конформность; статус ребенка; изолированные дети; социальная терапия; коммуникативные действия; притязание на признание; половое развитие половая идентификация; ценности своего пола; гендерное развитие; детско-родительские отношения; семейная микросреда; типология семьи.

 

 

Вопросы к экзамену

1. Детская психология в системе наук о человеке.

1. Задачи детской психологии в свете развития образования на современном этапе.

2. Значение детской психологии в практической деятельности педагога детского сада.

3. Методологические принципы изучения психики ребенка. Стратегии исследования.

4. Эмпирические методы исследования.

5. Организация психологического обследования ребенка в ДОУ. Роль педагога в изучении ребенка. Психологическая характеристика ребенка.

6. Детство как социокультурный феномен и как предмет науки.

7. Предпосылки, условия и движущие силы развития.

8. Возрастная периодизация психического развития.

9. Возрастные кризисы. Подход к детям в условиях кризиса.

10. Психическое развитие и обучение. Роль обучения в расширении зоны ближайшего развития.

11. Психическое развитие и деятельность. Ведущая деятельность, ее признаки.

12. Характеристика перинатального периода развития.

13. Характеристика стадии новорожденности.

14. Развитие познавательных процессов в младенческом периоде.

15. Предпосылки развития речи. Развитие движений руки ребенка в младенчестве.

16. Развитие эмоциональных контактов младенцев с взрослыми.

17. Продуктивные виды деятельности в раннем возрасте, их значение в развитии личности.

18. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте.

19. Развитие видов предметных действий в раннем возрасте.

20. Роль бытовой деятельности в развитии ребенка.

21. Наглядно-действенное мышление как ведущий вид мышления. Появление наглядно-образных форм мышления к концу раннего возраста.

22. Развитие речи ребенка раннего возраста.

23. Особенности внимания и памяти в раннем возрасте.

24. Развитие познавательной сферы в раннем возрасте.

25. Предпосылки развития самосознания ребенка в раннем возрасте.

26. Психологическая характеристика кризиса 3-х лет.

27. Психологические основы построения развивающей среды в группах раннего возраста.

28. Особенности игры в дошкольном возрасте. Развитие элементов игровой деятельности.

29. Игра как школа социальных отношений. Значение игры в психическом развитии дошкольника.

30. Учебная деятельность, ее значение в жизни ребенка и место в образовательном процессе детского сада.

31. Развитие элементов учебной деятельности дошкольника.

32. Развитие видов продуктивной деятельности, их роль в психическом развитии ребенка.

33. Элементы труда и их развитие в дошкольном возрасте.

34. Общение с взрослыми как фактор развития личности дошкольника.

35. Психологические основы гуманистического взаимодействия с детьми.

36. Структура детской группы. Дифференциация детей в детской группе

37. Ребенок и детская группа. Особенности общения дошкольников.

38. Изучение межличностных отношений в детской группе. Работа с изолированными детьми.

39. Развитие половой идентификации в дошкольном возрасте. Гендерное развитие.

40. Мотивы поведения дошкольников. Соподчинение мотивов как новообразование дошкольного возраста.

41. Становление этических инстанций у дошкольника. Усвоение моральных эталонов.

42. Особенности развития самопознания дошкольника. Формирование «образа Я».

43. Развитие самооценки в дошкольном возрасте.

44. Особенности эмоциональной сферы дошкольника. Виды чувств и их развитие.

45. Общая характеристика познавательного развития дошкольника.

46. Особенности развития речи дошкольников.

47. Сенсорное развитие. Закономерности усвоения сенсорных эталонов.

48. Развитие действий восприятия в дошкольном возрасте.

49. Развитие видов восприятия дошкольника.

50. Особенности развития мышления дошкольника. Развитие мыслительных операций и форм мышления.

51. Развитие видов мышления в дошкольном возрасте.

52. Развитие непроизвольного внимания дошкольника. Развитие произвольного внимания дошкольника. Роль игры и обучения в развитии внимания.

53. Особенности памяти дошкольника. Развитие видов памяти. Условия развития логического запоминания дошкольника.

54. Особенности воображения дошкольника. Направления развития воображения в дошкольном возрасте.

55. Условия развития детского воображения.

56. Детская индивидуальность, ее проявления.

57. Учет особенностей возбудимых детей воспитателем.

58. Учет особенностей спокойных и медлительных детей.

59. Учет особенностей детей со слабым типом нервной системы.

60. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. Негативные факторы семейной социализации.

61. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.

62. Компоненты готовности к обучению в школе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южноуральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Форма обучения: заочная

 

 

Составитель:

Пикулева Л.К., к.п.н., доцент

 

 

Челябинск 2016


 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.338 с.)