Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Методы регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Методы регулирования.



Свободный выбор метода инвестирования – характерная черта рыночной экономики. Выбор объекта для инвестирования делает инвестор исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты прямо оказывающие влияние на доходность проекта. Естественно стремление к сокращению расходов, не ведущих к прибыльности проекта. Однако, развитие науки, культуры, создание других социально значимых объектов, охрана окружающей среды не всегда могут принести доход и чаще убыточны. Поэтому, вторжение государства в инвестиционную сферу - это нормальная мировой практика, направленная на гармонизацию инвестиционного процесса и решения первоочередных задач, связанных с развитием общества.

Можно выделить случаи, когда вмешательство государства обосновано и необходимо. Это:

решение общенациональных проблем;

решение социальных проблем отдельного региона;

изменение экономической стратегии государства;

если реализация инвестиционного проекта приведет к отрицательным последствиям.

Таким образом, государство обязано направлять инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включенных в проводимую государством экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику.

Государственное регулирование имеет в своем арсенале набор инструментов, применение которых позволяет включиться рыночному саморегулированию. Чаще всего это происходит путем внедрения заданного государством элемента в систему стимулирования. Такими элементами выступают амортизационная политика, налоги, льготное кредитование и др.

Однако, в целом ряде случаев экономических стимулов недостаточно. Решение имеющихся проблем требует большого объема средств и при этом не обещают видимой отдачи в обозримом будущем. Другими словами необходимо относительно убыточное финансирование. Относительность выражается в невозможности определения прямого экономического эффекта по инвестиционному проекту. Источниками финансирования выступают государственный и муниципальные бюджеты. К ним относятся проекты, направленные на улучшение социальных, культурно-бытовых условий. Поэтому в государстве имеется еще один элемент регулирования инвестиционной деятельности - система выбора инвестиционных проектов, не имеющих прямого реального эффекта.

Система государственного инвестиционного регулирования включает органы, управляющие финансовой системой, определяющие кредитную политику, а также органы законодательной и исполнительной власти.

В условиях, когда рыночные механизмы работают нормально, участие государства в инвестиционной деятельности минимально. За счет ряда стимулов вопросы инвестирования решаются хозяйствующим субъектом. При этом на государство возлагается лишь контрольная функция.

Государственное регулирование может осуществляется прямым (административным) и экономическим методами.

Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, указов, постановлений и т.д.

В основу правовой базы инвестиционной деятельности должны быть заложены принципы, действующие в мировой практике. К ним относятся:

- стабильность;

- последовательность, исключающая противоречия в принимаемых законах и нормативных актах;

- информированность всех заинтересованных сторон;

- прозрачность, не допускающая толкование в интересах любой из сторон инвестиционной деятельности, возможность опротестования противоправных действий любой стороны или лица, а также органов исполнительной власти;

- равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;

- благоприятствование активизации инвестиционной деятельности;

- интеграция государства в мировую экономику;

- обеспечение национальной безопасности.

Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельностью государство добивается не менее важных изменений в состоянии инвестиционной сферы. Особенно существенной в этом методе представляются система налогов с дифференцированием субъектов и объектов налогообложения налоговых ставок и льгот.

 

Бюджетное финансирование инвестиций, его формы и развитие. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает направление государственных капитальных вложений для осуществления структурной перестройки экономики, решения социальных задач, развития отдельных отраслей и регионов.

Бюджетное финансирование инвестиций осуществляется исходя из бюджетной политики государства в пределах ежегодно утверждаемого в Законе о бюджете размера объема государственных капитальных вложений.

Традиционно долгие годы при бюджетном методе финансирования средства предоставлялись на безвозвратной, бесплатной основе, что не заинтересовывало субъекты хозяйствования рационально использовать выделенные ресурсы.

Однако использование безвозвратного финансирования инвестиций является необходимым в отдельных сферах и отраслях экономики: социальной сфере, просвещении, здравоохранении, науки, культуре.

В настоящее время лишь часть бюджетных средств используется н безвозвратной, бесплатной основе, другая же часть предоставляется на условиях платности, срочности и возвратности. Государство осуществило переход от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов на конкурсной основе и введению практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов.

В Республике Беларусь ежегодно разрабатывается и утверждается государственная инвестиционная программа, в которой утверждаются перечни строек и объектов, финансируемых на безвозвратной и бесплатной основе, а также на условиях срочности, платности, возвратности.

Не менее 10 % общего объема государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета направляется в виде централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе для оказания государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов при условии вложения сами инвестором не менее 20 % собственных средств от полной стоимости данного проекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется путем предоставления централизованных инвестиционных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности, для финансирования инвестиционного проекта через банки, уполномоченные обслуживать государственные программы, а также гарантий Правительства Республики Беларусь под банковские кредиты на инвестиционные цели в размере не более 40 % от суммы фактически предоставленных банками кредитов.

Оказание государственной поддержки инвестиционных проектов производственных отраслей предусматривает комплексную оценку экономической эффективности проекта при принятии решения о его финансировании, наличие бизнес-плана, прохождение экологической экспертизы, а при необходимости научно-технической экспертизы.

Процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов предполагает более эффективное размещение и использование государственных инвестиционных ресурсов, получение коммерческого или социального эффекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется при наличии положительного заключения Государственной комплексной экспертизы, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.

Основными критериями, по которым проводится оценка инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы являются:

- актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;

- финансовое состояние организации-инвестора;

- техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;

- обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;

- научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;

- конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;

- сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: направление средств для реализации высокоэффективных и социально-значимых проектов; целевой характер использования бюджетных средств; предоставление бюджетных ресурсов стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований и другие.

Доля участия бюджетных средств в общей сметной стоимости проекта зависит от его категории. Самый большой размер использования бюджетных средств - 80 % предусмотрен для проектов по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях. Для других проектов доля участия государственных бюджетных средств может составлять от 50 до 20 % в зависимости от категории проекта. Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:

·категория А - проекты, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции при условии защищенности ее патентами на изобретение как Республики Беларусь, так и других государств;

·категория Б - проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, при условии, что доля поставки на экспорт должна быть не менее 30 % от объема реализуемой продукции;

· категория В - проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с уровнем цен не менее, чем на 30 % ниже по сравнению с импортируемой;

·категория Г - проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Размер государственной поддержки путем предоставления возвратных бюджетных средств составляет для проектов категории А - 50 %, категории Б - 40 %, категории В - 30 % и категории Г - 20%.

Финансирование инвестиционных проектов - победителей конкурса за счет бюджетных инвестиционных ресурсов осуществляется после проведения тендера среди поставщиков товаров (работ, услуг), необходимых для реализации инвестиционного проекта. По результатам тендера составляется график платежей, осуществляемых победителем конкурса в части перечисления собственных средств, кредиторами, банком и Министерством финансов, исходя из установленной доли участия государственных средств в проекте. Данный график представляется Министерству финансов, банку и кредиторам.

Министерство финансов перечисляет банку долю централизованных инвестиционных ресурсов в пределах фактически произведенных затрат после зачисления предусмотренных в графике платежей собственных средств победителя конкурса, средств кредиторов.

Министерство финансов перечисляет финансирующему банку бюджетные средства для финансирования на возвратной основе объектов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров на основании договоров об условиях выдачи и возврата бюджетных средств, заключаемых между Министерством финансов, заемщиком и его вышестоящим органом.

Министерство финансов перечисляет средства заемщику на его бюджетный счет в банке, а банк перечисляет средства исполнителям работ и поставщикам товарно-материальных ценностей по распоряжению заемщика.

Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и их своевременным возвратом осуществляют министерства, ведомства и Министерство финансов Республики Беларусь на основании ежемесячно представляемой заемщиком отчетности о их расходовании.

Срок пользования возвратными бюджетными средствами устанавливается с учетом нормативных сроков окупаемости капитальных вложений. Однако предельный срок пользования не может превышать 5 лет со дня первой выдачи средств до полного их возврата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.013 с.)