Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе.



Сущность инвестиций.

Инвестициями является имущество, принадлежащее инвестору на праве собственности или ином вещном праве, а также имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли, дохода или достижения иного значимого результата. К имуществу относятся его денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности.

Инвестиции можно классифицировать в зависимости от их экономического содержания, срока вложения, собственника вкладываемых ценностей, форм инвестирования.

По экономическому содержанию инвестиции разделяются на реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные (прямые, производственные) - представляют вложение средств в реальные активы (сферу производства) и могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.

Реальные инвестиции можно сгруппировать по целям инвестиционного проекта:

- повышение эффективности на основе сокращения производственных затрат за счет внедрения более производительного оборудования, перемещения производств на территории, позволяющие сократить издержки;

- расширение производств с целью более полного удовлетворения спроса на рынке в этом виде продукции или услуг;

- создание новых производств для выпуска продукции, ранее не выступавшей в качестве товара. Сюда же можно отнести создание и внедрение новых прогрессивных технологий;

- инвестиции, направленные на создание производств для выполнения государственного заказа.

Финансовые (портфельные) - это вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами и предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов. Приобретение ценной бумаги фактически является кредитованием эмитента ценной бумаги. Последний в свою очередь принимает на себя обязательства по выплате определенных процентов в течении обусловленного времени, а также возвратить по истечении сроков внесенную сумму займа. С другой стороны, приобретение ценных бумаг – это долевое, ограниченное во времени участие в капитале, приобретение права собственности в виде владения ценной бумагой или титулом собственности на определенное имущество.

Интеллектуальные инвестиции осуществляются в виде:

- приобретения исключительных прав использования – покупки патентов, лицензий на приобретение, промышленные образцы, товарные знаки и пр.;

- приобретения информационных услуг через наем различного рода специалистов – ученых и практиков по контракту или в виде разового приобретения информационных услуг (консультирование, экспертиза, рекомендации и т.д.);

- приобретения научно-технической продукции, т.е. интеллектуальных товаров в материальной форме (проектно-сметной документации, программ, методик, «ноу-хау»). Эти товары могут быть предоставлены любыми носителями информации: в виде печатной продукции, программного обеспечения для компьютеров; аудио- или видеозаписи;

- вложений в человеческий капитал, т.е. затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров, обучение, здравоохранение и пр.

В состав интеллектуальных инвестиций входят инновации, под которыми принято понимать вложения инвестиционного капитала в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками.

В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности.

В зависимости от срока, на который вкладываются средства, инвестиции делят на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).

Инвестиции бывают государственные и частные. Государственные, в свою очередь, подразделяются в соответствии с формами осуществления на прямые, т.е. непосредственно выделяемые из государственного бюджета, и скрытые (завуалированные) - посредством налоговой политики.

Воздействие на экономику инвестиций можно определить, применяя понятия валовых и чистых инвестиций. Валовые инвестиции - это общий объем средств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде. Сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационные отчисления, есть чистые инвестиции. Этот показатель отражает экономическое развитие страны в данном периоде.

 

Бюджетное финансирование инвестиций, его формы и развитие. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает направление государственных капитальных вложений для осуществления структурной перестройки экономики, решения социальных задач, развития отдельных отраслей и регионов.

Бюджетное финансирование инвестиций осуществляется исходя из бюджетной политики государства в пределах ежегодно утверждаемого в Законе о бюджете размера объема государственных капитальных вложений.

Традиционно долгие годы при бюджетном методе финансирования средства предоставлялись на безвозвратной, бесплатной основе, что не заинтересовывало субъекты хозяйствования рационально использовать выделенные ресурсы.

Однако использование безвозвратного финансирования инвестиций является необходимым в отдельных сферах и отраслях экономики: социальной сфере, просвещении, здравоохранении, науки, культуре.

В настоящее время лишь часть бюджетных средств используется н безвозвратной, бесплатной основе, другая же часть предоставляется на условиях платности, срочности и возвратности. Государство осуществило переход от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов на конкурсной основе и введению практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов.

В Республике Беларусь ежегодно разрабатывается и утверждается государственная инвестиционная программа, в которой утверждаются перечни строек и объектов, финансируемых на безвозвратной и бесплатной основе, а также на условиях срочности, платности, возвратности.

Не менее 10 % общего объема государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета направляется в виде централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе для оказания государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов при условии вложения сами инвестором не менее 20 % собственных средств от полной стоимости данного проекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется путем предоставления централизованных инвестиционных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности, для финансирования инвестиционного проекта через банки, уполномоченные обслуживать государственные программы, а также гарантий Правительства Республики Беларусь под банковские кредиты на инвестиционные цели в размере не более 40 % от суммы фактически предоставленных банками кредитов.

Оказание государственной поддержки инвестиционных проектов производственных отраслей предусматривает комплексную оценку экономической эффективности проекта при принятии решения о его финансировании, наличие бизнес-плана, прохождение экологической экспертизы, а при необходимости научно-технической экспертизы.

Процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов предполагает более эффективное размещение и использование государственных инвестиционных ресурсов, получение коммерческого или социального эффекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется при наличии положительного заключения Государственной комплексной экспертизы, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.

Основными критериями, по которым проводится оценка инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы являются:

- актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;

- финансовое состояние организации-инвестора;

- техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;

- обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;

- научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;

- конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;

- сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: направление средств для реализации высокоэффективных и социально-значимых проектов; целевой характер использования бюджетных средств; предоставление бюджетных ресурсов стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований и другие.

Доля участия бюджетных средств в общей сметной стоимости проекта зависит от его категории. Самый большой размер использования бюджетных средств - 80 % предусмотрен для проектов по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях. Для других проектов доля участия государственных бюджетных средств может составлять от 50 до 20 % в зависимости от категории проекта. Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:

·категория А - проекты, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции при условии защищенности ее патентами на изобретение как Республики Беларусь, так и других государств;

·категория Б - проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, при условии, что доля поставки на экспорт должна быть не менее 30 % от объема реализуемой продукции;

· категория В - проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с уровнем цен не менее, чем на 30 % ниже по сравнению с импортируемой;

·категория Г - проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Размер государственной поддержки путем предоставления возвратных бюджетных средств составляет для проектов категории А - 50 %, категории Б - 40 %, категории В - 30 % и категории Г - 20%.

Финансирование инвестиционных проектов - победителей конкурса за счет бюджетных инвестиционных ресурсов осуществляется после проведения тендера среди поставщиков товаров (работ, услуг), необходимых для реализации инвестиционного проекта. По результатам тендера составляется график платежей, осуществляемых победителем конкурса в части перечисления собственных средств, кредиторами, банком и Министерством финансов, исходя из установленной доли участия государственных средств в проекте. Данный график представляется Министерству финансов, банку и кредиторам.

Министерство финансов перечисляет банку долю централизованных инвестиционных ресурсов в пределах фактически произведенных затрат после зачисления предусмотренных в графике платежей собственных средств победителя конкурса, средств кредиторов.

Министерство финансов перечисляет финансирующему банку бюджетные средства для финансирования на возвратной основе объектов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров на основании договоров об условиях выдачи и возврата бюджетных средств, заключаемых между Министерством финансов, заемщиком и его вышестоящим органом.

Министерство финансов перечисляет средства заемщику на его бюджетный счет в банке, а банк перечисляет средства исполнителям работ и поставщикам товарно-материальных ценностей по распоряжению заемщика.

Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и их своевременным возвратом осуществляют министерства, ведомства и Министерство финансов Республики Беларусь на основании ежемесячно представляемой заемщиком отчетности о их расходовании.

Срок пользования возвратными бюджетными средствами устанавливается с учетом нормативных сроков окупаемости капитальных вложений. Однако предельный срок пользования не может превышать 5 лет со дня первой выдачи средств до полного их возврата.

 

Сущность и типы СЭЗ.

Термин "свободная экономическая зона” (СЭЗ) получил широкое распространение в мировой практике последней четверти столетия. Свободные экономические зоны или зоны франко - это территории, на которых считается, что товары обращаются за пределами национального таможенного пространства. Они могут существовать в виде свободных торговых зон, консигнационных складов, научно-технических зон (технопарки в США, технополисы в Японии) и др.

Свободные экономические зоны можно классифицировать на типы в зависимости от территориального размещения или функционального назначения.

Территориальный тип предполагает предоставление льгот предприятиям, расположенным на ней. Если же государство выделяет определенный вид или виды предпринимательской деятельности для предоставления льготного режима, то можно говорить о свободной экономической зоне функционального типа.

Страной - примером организации СЭЗ территориального типа можно считать Китай. На его территории выделены целые административные районы, в которых действуют таможенные и налоговые льготы и которым присвоен статус «свободных».

При функциональной организации льготный режим предоставляется отдельным предприятиям. Их сущность выражена в наибольшей степени в существующих промышленных парках в Гонконге, Сингапуре, Южной Корее, Мексике и др.

Свободные экономические зоны функционального типа можно также условно классифицировать в зависимости от поставленных целей их создания и направлений инвестиционной деятельности в них. Практика организации СЭЗ знает зоны свободной торговли, промышленно-производственные, импортные и импортозамещающие, экспортно-импортозамещающие, экспортные зоны.

Зоны свободной торговли создаются для подготовки товаров к условиям рынка сбыта. Подготовка заключается в контроле качества, маркировке, упаковке, выполнении других операций. Такие зоны не включаются в национальную таможенную территорию. Их примером являются таможенные зоны и порты, транзитные зоны.

Для развития экспортного, а также импортозамещающего потенциала могут создаваться промышленно-производственные зоны. На их территориях определяются специальные таможенные режимы, устанавливаются финансовые льготы для промышленных компаний, выпускающих такую продукцию.

Комбинация из зоны свободной торговли и промышленно-производственной зоны образует торгово-производственную зону, обладающую свойствами зон, ее образующих. Другое название такой зоны - зона внешней торговли. Наибольшее распространение они получили в США.

Система льгот, установленных для исследовательских, проектных и научно-производственных фирм и участвующих в НИОКР формирует технико-внедренческие зоны.

Территории, на которых применяются налоговые и другие льготы для оффшорных компаний, занимающихся оказанием различного рода финансовых и нефинансовых, услуг получили название сервисных зон. В них существует упрощенный режим регистрации компаний, не занимающихся хозяйственной деятельностью.

Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7.12.1998 г. №213-З дано следующее определение: «Свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности»

Правовой режим в свободной экономической зоне установлен комплексом специальных правовых норм, определяющих налогообложение, таможенное и иное регулирование. Его целями выступают:

- создание благоприятных условий для инвестиций и отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;

- внедрение наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

- содействие международной интеграции и сотрудничеству;

- гармоничное сочетание на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

Виды налогов в свободной экономической зоне и порядок их взимания предусмотрен законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь определяют величину ставок, а также особенности льготного налогообложения. Взимаемые суммы направляются в республиканский, местный бюджеты или бюджет СЭЗ в зависимости от того, что предусмотрено в положении о СЭЗ или определено действующим законодательством. Налоговые органы осуществляют контроль за их соблюдением.

Система льгот для предприятий свободной экономической зоны заключается в применении режима свободной таможенной зоны и неприменении мер экономической политики. При ввозе товаров на территорию СЭЗ уплачиваются только сборы за таможенное оформление. Налоги, таможенные платежи не взимаются. Такие же льготы применяются при вывозе с территории СЭЗ произведенных на ней товаров за пределы Республики Беларусь. При этом территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ. Ее границы определены администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

На территории свободной экономической зоны имеет место особенности финансового и валютного регулирования, банковской и страховой деятельности. Они определяются Национальным банком Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь.

На сегодняшний день на территории Республики Беларусь функционируют шесть свободных экономических зон. Это «Брест», «Минск», «Гомель-Ротон» и «Витебск», «Гродно-Инвест», «Могилев». В них могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.

 

Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе.

В Беларуси сегодня созданы благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной инвестиционной политикой, в основу которой Правительство республики закладывает несколько основных принципов:

многовекторность инвестиционного сотрудничества. Сегодня основные инвесторы в республике - Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближне-восточного и азиатского регионов, в т.ч. сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время активизируются инвестиционные связи. Интересны для Беларуси и связи со странами Латинской Америки;

обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций, связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики.

Приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий. Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий;

установление равных условий деятельности для иностранных и национальных инвесторов. Акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов.

В стране проведена значительная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. Созданы шесть свободных экономических зон, которые представляют собой территории со специальными налоговыми, таможенными регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. В настоящий момент в СЭЗ зарегистрировано уже 280 организаций.

Для информационно-организационного содействия зарубежным инвесторам создано Национальное инвестиционное агентство. В числе основных задач этой структуры - координация работы по внедрению в практику новых для нас схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.), реализация проектов под "под ключ" и др.

Особую роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультационный совет по иностранным инвестициям при Правительстве. В него входят как руководители госорганов, так и иностранные инвесторы, представители международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при регулировании инвестиционной политики государства.

 

2,3. Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: структура, содержание, значение.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Его основными целями ставилось определение общих правовых условий инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Содержание Кодекса направлено на защиту прав всех субъектов инвестиционной деятельности не зависимо от форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйства. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране связано прежде всего с предоставлением особого правового режима иностранным инвестициям.

Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не может быть менее благоприятным, чем соответствующим режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности белорусских юридических и физических лиц.

Таким образом иностранным инвестициям предоставляется «национальный» правовой режим.

Иностранным инвесторам государство гарантирует все права и защищает их наравне с национальными инвесторами:

- право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным образом;

- равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности;

стабильность прав инвестора по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;

- право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.

Инвестиционное законодательство содержит особые гарантии для иностранных инвесторов:

- гарантии от безвозмездной национализации, реквизиции, и других мер, равных указанным по последствиям. Национализация и реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, которая должна быть равной реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению. Компенсация должна включать процент, исчисленный по курсу, установленному на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсация. Компенсация стоимости инвестиционного имущества выплачивается иностранному инвестору в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Размер компенсации может быть обжалован инвестором в суде;

- гарантия самостоятельного распоряжения прибылью (доходом) от инвестиционной деятельности после уплаты налогов и других обязательных платежей на цели инвестирования и реинвестирования, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной в результате инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы пользуются всеми льготами по налоговым и таможенным платежам, установленными для юридических лиц Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь обеспечивает защиту и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов.

Инвестиционным законодательством предусмотрены также условия трудовых соглашений, социального страхования лиц, работающих в коммерческих организациях с иностранными инвестициями. Производственные, трудовые и связанные с ними отношения в таких организациях регулируются коллективным договором (соглашением) и трудовыми договорами (контрактами).

Условия коллективного договора (соглашения) и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положение работников этой коммерческой организации с иностранными инвестициями в сравнении с условиями, предусмотренными действующими законодательными актами Республики Беларусь.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков иностранным работникам коммерческой организации с иностранными инвестициями должны решаться в трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Их заработная плата в иностранной валюте может переводиться за границу.

Социальное страхование работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются законодательными актами Республики Беларусь.

Органы государственного контроля могут осуществлять проверки выполнения законодательства строго в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана представлять этим органам необходимые для контроля документы и матери алы по своей деятельности. Коммерческая организация с иностранными инвестициями имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию. Копия документа о проверке направляется коммерческой организации с иностранными инвестициями. При осуществлении проверок органы государственного контроля обязаны обеспечить сохранность коммерческой тайны данной организации, разглашение которой влечет ответственность в соответствии с законодательством.

 

Сущность инвестиций.

Инвестициями является имущество, принадлежащее инвестору на праве собственности или ином вещном праве, а также имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли, дохода или достижения иного значимого результата. К имуществу относятся его денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности.

Инвестиции можно классифицировать в зависимости от их экономического содержания, срока вложения, собственника вкладываемых ценностей, форм инвестирования.

По экономическому содержанию инвестиции разделяются на реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные (прямые, производственные) - представляют вложение средств в реальные активы (сферу производства) и могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.

Реальные инвестиции можно сгруппировать по целям инвестиционного проекта:

- повышение эффективности на основе сокращения производственных затрат за счет внедрения более производительного оборудования, перемещения производств на территории, позволяющие сократить издержки;

- расширение производств с целью более полного удовлетворения спроса на рынке в этом виде продукции или услуг;

- создание новых производств для выпуска продукции, ранее не выступавшей в качестве товара. Сюда же можно отнести создание и внедрение новых прогрессивных технологий;

- инвестиции, направленные на создание производств для выполнения государственного заказа.

Финансовые (портфельные) - это вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами и предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов. Приобретение ценной бумаги фактически является кредитованием эмитента ценной бумаги. Последний в свою очередь принимает на себя обязательства по выплате определенных процентов в течении обусловленного времени, а также возвратить по истечении сроков внесенную сумму займа. С другой стороны, приобретение ценных бумаг – это долевое, ограниченное во времени участие в капитале, приобретение права собственности в виде владения ценной бумагой или титулом собственности на определенное имущество.

Интеллектуальные инвестиции осуществляются в виде:

- приобретения исключительных прав использования – покупки патентов, лицензий на приобретение, промышленные образцы, товарные знаки и пр.;

- приобретения информационных услуг через наем различного рода специалистов – ученых и практиков по контракту или в виде разового приобретения информационных услуг (консультирование, экспертиза, рекомендации и т.д.);

- приобретения научно-технической продукции, т.е. интеллектуальных товаров в материальной форме (проектно-сметной документации, программ, методик, «ноу-хау»). Эти товары могут быть предоставлены любыми носителями информации: в виде печатной продукции, программного обеспечения для компьютеров; аудио- или видеозаписи;

- вложений в человеческий капитал, т.е. затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров, обучение, здравоохранение и пр.

В состав интеллектуальных инвестиций входят инновации, под которыми принято понимать вложения инвестиционного капитала в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками.

В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности.

В зависимости от срока, на который вкладываются средства, инвестиции делят на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).

Инвестиции бывают государственные и частные. Государственные, в свою очередь, подразделяются в соответствии с формами осуществления на прямые, т.е. непосредственно выделяемые из государственного бюджета, и скрытые (завуалированные) - посредством налоговой политики.

Воздействие на экономику инвестиций можно определить, применяя понятия валовых и чистых инвестиций. Валовые инвестиции - это общий объем средств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде. Сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационные отчисления, есть чистые инвестиции. Этот показатель отражает экономическое развитие страны в данном периоде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.073 с.)