Налоговый кодекс Туркменистана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговый кодекс Туркменистана



НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА

Принят Халк Маслахаты Туркменистана 25 октября 2005 года

(В редакции Законов Туркменистана от 25.10.2005 г., 27.12.2005 г., 17.08.2006 г. №53-III, 23.02.2007 года №94-III, 17.03.2007 г. №99-III, 12.06.2007 г. №123-III, 01.10.2007 г. №144-III, 23.11.2007 г. №150-III, 27.01.2008 г. №170-III, 11.09.2008 г. №209-III, 18.04.2009 г. №40-IV, 02.07.2009 г., 04.2009 г., 25.09.2010 г. №140, 04.02.2011 г., 31.03.2012 г., 04.08.2012 г.)

Часть I

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные начала налогового законодательства Туркменистана

1. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в Государственный бюджет Туркменистана, общие принципы налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков, органов налоговой службы, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства Туркменистана, обжалование решений органов налоговой службы и действий их должностных лиц.

2. Налоговое законодательство Туркменистана основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

3. Каждое лицо обязано уплачивать налоги, установленные настоящим Кодексом, в отношении которых это лицо признается налогоплательщиком.

4. Акты налогового законодательства Туркменистана, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, налоговых агентов, усиливающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.

Акты налогового законодательства Туркменистана, отменяющие налоги, уменьшающие размеры налоговых ставок или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, налоговых агентов, смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу, если это прямо предусмотрено этими актами.

5. Налогообложение производится на основании актов налогового законодательства Туркменистана, действующих на дату возникновения обстоятельств, связанных с исполнением налогового обязательства.

Рассмотрение вопросов о нарушениях налогового законодательства ведется на основании законодательства Туркменистана, действующего на момент установления правонарушения.

Статья 2. Законодательство Туркменистана, регулирующее налоговые правоотношения

1. Налоговое законодательство Туркменистана основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих налоговые правоотношения.

Нормативные правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения, принимаются на основе настоящего Кодекса и не могут противоречить его положениям. В случае такого противоречия применяются положения настоящего Кодекса.

2. В отношении лиц, являющихся подрядчиками и субподрядчиками в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах", положения настоящего Кодекса применяются с учетом особенностей по налогообложению, установленных этим Законом.

3. Настоящий Кодекс не регулирует отношения, возникающие при взимании таможенных платежей, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Другие законы Туркменистана не могут содержать положений в отношении налогообложения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

5. В налоговых правоотношениях любое понятие, определяемое положениями гражданского и налогового законодательства Туркменистана, будет иметь то значение, которое придается ему налоговым законодательством Туркменистана, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 5. Налоговый год

Налоговый год начинается первого числа месяца января, заканчивается тридцать первого числа месяца декабря и совпадает с финансовым годом.

Глава 2. Налоги в Туркменистане

Статья 8. Льготы по налогам

1. Льготы по налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер.

2. Налогоплательщик вправе использовать льготы по налогам с момента возникновения правовых отношений и в течение всего периода их действия.

Налогоплательщик вправе не использовать льготы по налогам, а также отказаться от их использования при представлении письменного заявления в соответствующие налоговые или таможенные органы. При этом указанные льготы по налогам, которые налогоплательщик не использовал, не подлежат переносу с прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды, последующему зачету в счет предстоящих платежей по налогам либо возмещению из бюджета.

Налогоплательщик вправе вновь использовать льготы по налогам при представлении письменного заявления в соответствующие налоговые или таможенные органы, но не ранее календарного года следующего за годом, в котором он отказался от их использования.

3. Предоставление льгот по налогу не влечет за собой освобождения от выполнения других обязанностей, установленных налоговым законодательством Туркменистана, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 10. Содержание налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения охватывают совокупность прав и (или) обязательств, возникающих в процессе исполнения налогового законодательства Туркменистана между субъектами налоговых правоотношений.

Глава 2. Налогоплательщики

Статья 19. Налоговый агент

1. Налоговым агентом признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в Государственный бюджет Туркменистана налога за налогоплательщика.

2. Налоговый агент обязан:

правильно исчислять соответствующий налог, удерживать его у налогоплательщика и своевременно перечислять в Государственный бюджет Туркменистана;

вести учет денежных средств, выплаченных налогоплательщикам, и других видов расчетов с ними, начисленных, удержанных и перечисленных в Государственный бюджет Туркменистана налогов по каждому налогоплательщику;

в течение одного месяца письменно сообщать в налоговую службу о случаях, когда налог не был удержан у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

представлять в налоговую службу документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов в Государственный бюджет Туркменистана;

выполнять иные обязанности, установленные налоговым законодательством Туркменистана.

3. Налоговые агенты в отношении прав и обязанностей приравниваются к налогоплательщикам, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 34. Общие положения по исчислению и установлению суммы налога

1. Исчисление суммы налога производится налогоплательщиком самостоятельно. Настоящим Кодексом предусматриваются случаи, когда исчисление налога возлагается на налогового агента, налоговую службу и другие уполномоченные органы, участвующие в налоговых правоотношениях.

Исчисление суммы налога для каждого вида налога производится в порядке, установленном настоящим Кодексом или иными актами налогового законодательства Туркменистана.

2. Установление суммы налога производится налоговой службой по результатам проведения камеральной проверки.

При исчислении суммы налога налоговыми агентами, уполномоченными органами, участвующими в налоговых правоотношениях, исчисленная сумма налога признается установленной.

3. Основанием для установления суммы налога может являться:

информация, содержащаяся в налоговых декларациях налогоплательщика;

данные учета объектов налогообложения;

материалы налоговых проверок, аудита;

иная информация, имеющая значение для налогообложения.

Информация для исчисления налога, полученная с нарушением законодательства Туркменистана, не может служить основанием для установления налога.

4. Сумма налога, указанная налогоплательщиком в налоговой декларации, признается установленной, если налоговая служба в сроки, установленные для вручения уведомления по результатам камеральной проверки, не уведомила налогоплательщика о необходимости внесения изменения в исчисленную сумму налога.

5. Налоговая служба исчисляет и устанавливает действительную сумму налога, если исходя из выявленных фактических обстоятельств и существа совершаемых операций, имеющих значение для налогообложения, следует, что юридическая форма (вид и содержание) сделки или последовательности сделок приводит к избежанию от уплаты налогов.

Налоговая служба вправе также при наличии фактов, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика уклониться от налогообложения, досрочно произвести исчисление и установление налога и потребовать немедленной его уплаты.

Статья 35. Налоговая база

1. Налоговая база определяется для соответствующего налогового (отчетного) периода по каждому объекту налогообложения и может представлять собой его стоимостную, физическую или иную характеристику. Объект налогообложения и порядок определения налоговой базы устанавливаются настоящим Кодексом по каждому виду налога.

2. Налоговая база подлежит корректировке в случаях:

изменения обстоятельств совершения сделки;

полной или частичной отмены сделки;

изменения суммы сделки в результате изменения цен или тарифов;

признания сделки недействительной;

выявления сделки, неучтенной в прошлых налоговых (отчетных) периодах;

обнаружения ошибок (искажений), допущенных в прошлых налоговых (отчетных) периодах;

иных необходимых случаях.

В указанных случаях, за исключением обнаружения допущенной ошибки (искажения) и (или) выявления сделки, не учтенных в прошлых налоговых (отчетных) периодах, корректировке подлежит налоговая база того налогового (отчетного) периода, в котором выявлены такие обстоятельства. В случае обнаружения допущенной ошибки (искажения) и (или) выявления сделки, не учтенных в прошлых налоговых (отчетных) периодах, корректировке подлежит налоговая база того налогового (отчетного) периода, в котором она была определена (исчислена) без учета выявленных обстоятельств. При этом учитываются особенности, установленные частью II настоящего Кодекса для отдельных видов налогов.

При признании сделки недействительной в порядке, установленном законодательством Туркменистана, налоговая база уменьшается на сумму средств, возвращаемую другой стороне сделки.

В случаях выявления в результате документальных налоговых проверок сумм незаконно полученного дохода (валового дохода или прибыли) и изъятия их в соответствии с действующим законодательством Туркменистана в виде финансовых санкций, они подлежат уменьшению на сумму исчисленных и уплаченных с них налогов. Если такой доход до проведения проверки не был обложен налогами, то исчисление с него налогов не производится.

Корректировка налоговой базы осуществляется только при наличии документально подтвержденных оснований.

3. Корректировка налоговой базы производится при получении манатного покрытия в случаях, когда ранее налоговая база была уменьшена на сумму денежных средств, подлежащих перечислению в Валютный резерв Правительства Туркменистана, или эта сумма средств, подлежащая перечислению, относилась к товарам (работам, услугам), освобождаемым от налога, или в отношении которых применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Статья 37. Налоговая ставка

Налоговая ставка представляет собой норму взимания налога, выраженную в процентах и (или) в виде фиксированной величины с единицы налоговой базы.

Статья 38. Налоговый период

1. Налоговым периодом считается промежуток времени, за который производится исчисление налоговой базы и суммы налога, подлежащего уплате. Налоговый период устанавливается настоящим Кодексом применительно к отдельным видам налогов.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

2. Для юридического лица, созданного в период с 1 числа месяца января по 30 число месяца сентября, первым налоговым периодом в отношении налогов, налоговый период для которых составляет налоговый год, является период времени со дня создания до конца этого года.

Для юридического лица, созданного в период с 1 числа месяца октября по 31 число месяца декабря, первым налоговым периодом для таких налогов является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

При ликвидации юридического лица до конца календарного года последним налоговым периодом для него является период времени от начала этого года до дня его ликвидации.

Если юридическое лицо создано в период, начиная с 1 числа месяца октября до конца года, предшествовавшего году его ликвидации, то налоговым периодом для таких налогов является период времени со дня создания до дня его ликвидации.

3. При создании или ликвидации юридического лица первый (последний) налоговый период в отношении налогов, для которых налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, определяется по согласованию с налоговой службой по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.

4. Части 2 и 3 настоящей статьи применяются:

в отношении филиалов, представительств или постоянных представительств юридического лица - нерезидента Туркменистана;

в отношении физических лиц - индивидуальных предпринимателей;

в отношении лиц, входящих в товарищество, являющихся налогоплательщиками;

в случаях слияния и разделения юридических лиц.

5. Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) в течение календарного года, налоговый период по налогу в отношении этого имущества определяется как период времени фактического нахождения такого имущества в собственности налогоплательщика в этом календарном году.

Статья 39. Методы определения налоговой службой предполагаемой суммы налога

1. При непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в установленный настоящим Кодексом срок, предполагаемая сумма налога определяется налоговой службой исходя из установленной суммы налога за предшествующий отчетный период.

2. Если в ходе проводимых налоговых проверок выявлено отсутствие учета объектов налогообложения либо налогоплательщиком не представляются такие данные, то налоговая служба вправе на основе имеющейся у нее информации исчислить и установить предполагаемую сумму налога, используя в соответствующих случаях оценочную стоимость реализации товаров (работ, услуг), оценочную стоимость имущества, средний уровень заработной платы, рентабельность в размере 25 процентов (8 процентов от товарооборота - для торговой деятельности).

Рентабельность в этом случае, за исключением торговой деятельности, определяется в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса.

Предполагаемая сумма налога может исчисляться и устанавливаться также на основе сопоставимых экономических показателей деятельности других налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

В случае, когда указанные выше методы оценки дают различные результаты, то принимается максимальная величина предполагаемой суммы налога.

3. При последующем представлении налогоплательщиком налоговой декларации, а в необходимых случаях - соответствующих данных учета объектов налогообложения налоговой службой производится корректировка суммы налога, установленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Глава 3. Уплата налога

Статья 60. Залог имущества

1. Залог имущества как мера обеспечения исполнения налогового обязательства применяется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Туркменистана, залог имущества как мера обеспечения их уплаты применяется с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Туркменистана.

2. Залог имущества оформляется договором между залогодателем и соответственно налоговой службой или таможенной службой, выступающими в качестве залогодержателя. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо.

3. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налога за счет заложенного имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством Туркменистана, регулирующим правоотношения, возникающие в связи с залогом имущества.

4. Совершение каких-либо сделок с предметом залога, в том числе сделок, совершаемых залогодателем в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

Статья 61. Поручительство

1. Поручительство может быть использовано в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а в части обеспечения уплаты налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Туркменистана - с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Туркменистана.

Поручительство оформляется в соответствии с законодательством Туркменистана договором между налоговой службой или таможенной службой и поручителем.

2. Если налогоплательщик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязанность по уплате налога, то в силу поручительства обязанность по уплате в установленный срок причитающейся суммы налога вместо налогоплательщика исполняется поручителем.

Статья 62. Приостановление операций по счетам в учреждении банка

1. Приостановление операций по счетам в учреждении банка является мерой, ограничивающей право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в учреждении банка, а также право этого лица на открытие новых счетов в том же или в другом учреждении банка.

Указанное ограничение не распространяется на уплату налогов, финансовых санкций и пени, подлежащих уплате в Государственный бюджет Туркменистана, а также осуществление обязательств, указанных в статье 44 настоящего Кодекса.

2. Решение о приостановлении операций по счетам в учреждении банка принимается руководителем (его заместителем) налоговой службы при:

непредставлении налогоплательщиком (налоговым агентом) финансовой отчетности и (или) налоговой декларации в налоговую службу в течение десяти дней по истечении установленного срока их представления, а также в случае отказа от их представления;

воспрепятствовании налогоплательщиком (налоговым агентом) работникам налоговой службы в проведении документальной проверки, в том числе непредставлении документов, необходимых для проведения документальной проверки.

Решение о приостановлении операций по счетам в учреждении банка направляется с одновременным уведомлением налогоплательщика (налогового агента) о принятом решении.

3. Приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) в учреждении банка подлежит безусловному исполнению с момента получения учреждением банка решения налоговой службы и действует до отмены этого решения или до исполнения в полном объеме требований, указанных в решении.

Статья 66. Опись имущества

1. Налоговая служба обязана приступить к описи имущества налогоплательщика (налогового агента), на которое обращается взыскание, незамедлительно после вынесения постановления о наложении запрета на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом.

2. Описи подлежит имущество в количестве, необходимом для уплаты налогов, а в необходимых случаях и для покрытия сумм затрат, связанных с хранением и реализацией имущества. Опись имущества проводится уполномоченным работником налоговой службы.

3. Работник налоговой службы перед проведением описи имущества налогоплательщика (налогового агента) обязан вручить налогоплательщику (налоговому агенту) либо его представителю экземпляр постановления налоговой службы о наложении запрета на право налогоплательщика (налогового агента) распоряжаться имуществом и документ, удостоверяющий его полномочия (предписание).

4. Опись имущества налогоплательщика (налогового агента) производится в его присутствии, а в случае, когда налогоплательщиком (налоговым агентом) является юридическое лицо - в присутствии его работников, ответственных за правильность составления налоговой декларации, а также являющихся материально ответственными лицами.

Опись имущества налогоплательщика, за счет которого производится взыскание налога, оформляется актом.

Акт также составляется в случае, когда у налогоплательщика отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание налога.

5. При проведении описи имущества проводится предварительная оценка стоимости имущества, за счет которого осуществляется взыскание налога. Оценка производится по реальным рыночным ценам с учетом износа имущества.

Для проведения оценки описываемого имущества налоговая служба вправе привлекать экспертов (специалистов).

6. При описи имущества налогоплательщик (налоговый агент) вправе заявить работнику налоговой службы, на какое имущество следует обратить взыскание в первую очередь. Работник налоговой службы обязан удовлетворить такое заявление, если это не препятствует взысканию неуплаченной сумме налога.

7. Работник налоговой службы может опечатать предметы, подвергшиеся описи.

Статья 67. Содержание акта о проведении описи имущества

В акте о проведении описи имущества, на которое обращается взыскание, указываются:

время и место составления акта;

имя и фамилия работника налоговой службы, а также лиц, присутствующих при составлении акта;

имена и фамилии налогоплательщика (налогового агента), работников налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, ответственных за правильность составления налоговой декларации, а также являющихся материально ответственными лицами;

название каждого описываемого предмета, отличительные его признаки (вес, метраж, степень износа и другие), оценка каждого предмета и стоимость всего имущества, на которое обращается взыскание;

перечень опечатанных предметов, если опечатывание производится;

перечень изымаемого имущества для передачи на хранение другому лицу, если хранение имущества возлагается не на самого налогоплательщика (налогового агента);

лицо, которому имущество передано на хранение и его адрес;

запись об извещении налогоплательщика (налогового агента) и других лиц о разъяснении их обязанностей по хранению имущества и их ответственности;

замечания и заявления налогоплательщика (налогового агента) и других лиц, присутствующих при описи имущества.

Акт о проведении описи имущества, за счет которого производится взыскание налога, составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается работником налоговой службы, налогоплательщиком (налоговым агентом) и другими лицами, присутствующими при описи имущества. Экземпляры акта направляются всем заинтересованным сторонам.

Статья 70. Пени

1. Пени налагаются на налогоплательщика (налогового агента) в случае нарушения им установленного срока уплаты налога.

Пени налагаются на учреждения банков, если обязанность налогоплательщика (налогового агента) по уплате налога не исполнена своевременно по вине учреждения банка. В этом случае пени не применяются к налогоплательщику (налоговому агенту).

Пени не применяются в случаях несвоевременной уплаты налога:

налогоплательщиком при неправильном исчислении налога уполномоченным органом, участвующим в налоговых правоотношениях;

налоговыми агентами-бюджетными организациями в отношении налогов на доходы физических лиц, предусмотренных в сметах бюджетного финансирования, а также в отношении налогов с выплат, производимых за счет средств Государственного бюджета Туркменистана, Валютного резерва Правительства Туркменистана и средств, получаемых в рамках проектов и программ международной гуманитарной, финансовой, технической помощи и кредитов (займов), предоставляемых Туркменистану иностранными государствами или международными организациями, иными лицами.

2. Пени начисляются в размере 0,03 процента от не уплаченной в установленные сроки суммы налога за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты и до истечения срока исковой давности по взысканию налога, установленного статьей 40 настоящего Кодекса. Начисление пени также ограничивается сроком, когда задолженность признается безнадежной в случаях, установленных статьями 50, 52 и настоящего Кодекса, и принятия судом соответствующего решения.

При безналичной форме уплаты налога в просрочку не включается срок, установленный учреждением банка для исполнения платежного поручения налогоплательщика (налогового агента) или платежного требования налоговой службы.

Пени за несвоевременную уплату дополнительно начисленной суммы налога исчисляются за весь период неуплаты налога, начиная со срока, установленного настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства Туркменистана, применительно к каждому виду налога.

При представлении налогоплательщиком налоговой декларации с изменениями и дополнениями или налоговой декларации, которая ранее им не была представлена, производится перерасчет начисленной пени, в том числе и по дополнительно начисленным (уменьшенным) суммам налога в виде авансовых платежей.

В случаях, установленных частью шестой статьи 180 настоящего Кодекса, пени начисляются за каждый календарный день просрочки до даты утверждения соответствующим налоговым органом документов, являющихся основанием для неудержания налога из источника выплат.

3. Налоговая служба ежемесячно направляет налогоплательщику (налоговому агенту) налоговое уведомление о суммах пени, исчисленных за истекший месяц в срок до 5 числа следующего месяца.

Пени уплачиваются налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение десяти дней с момента вручения ему налогового уведомления.

Уплата пени производится после уплаты налога.

4. Корректировка установленной суммы налога влечет изменение начисленной до этого пени.

Часть II

Статья 100. Налоговая база

1. Налоговой базой при совершении налогооблагаемой операции, за исключением совершаемой с применением государственных фиксированных цен (тарифов), является стоимость, определяемая исходя из цены (тарифа) товара (работы, услуги), которую получает или вправе получить налогоплательщик от любого другого лица, не включающей в себя сумму налога на добавленную стоимость.

Налоговая база при совершении налогооблагаемой операции с применением государственных фиксированных цен (тарифов) представляет собой стоимость, определяемую исходя из цены (тарифа) товара (работы, услуги), которую получает или вправе получить налогоплательщик от любого другого лица, включающей в себя сумму налога на добавленную стоимость.

При этом в цену подакцизных товаров включается сумма акцизов.

2. В налоговую базу также включаются суммы, полученные от виновных лиц в возмещение причиненного ущерба при краже или порче товаров, а также суммы страхового возмещения.

Положения настоящей части применяются только в отношении товаров, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 96 настоящего Кодекса и не освобождены от налога в соответствии со статьей 106 настоящего Кодекса.

3. Стоимость товаров (работ, услуг), а также суммы денежных средств, включаемые в налоговую базу в иностранной валюте, пересчитываются в манаты по официальному курсу Центрального банка Туркменистана на дату совершения налогооблагаемой операции, а в отношении выплат, указанных в части второй статьи 108 настоящего Кодекса, с которых удержание налога производится налоговым агентом,по официальному курсу Центрального банка Туркменистана на дату выплаты.

4. Налоговая база за соответствующий налоговый период определяется как сумма налоговых баз по всем налогооблагаемым операциям, совершенным в соответствующем налоговом периоде (с учетом сумм, указанных в части 2 настоящей статьи), и определяемых в соответствии с настоящей статьей и статьей 101 настоящего Кодекса за вычетом суммы налоговой базы по налогооблагаемым операциям, указанным в статье 106 настоящего Кодекса, совершенным в этом же налоговом периоде.

В случаях, когда в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса применяются различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому виду операций, облагаемых по различным ставкам.

5. При передаче имущественных прав налоговая база определяется в порядке, установленном настоящей статьей, и с учетом особенностей, установленных статьей 101 настоящего Кодекса.

Глава 2. Акциз

Статья 117. Налоговая база

1. Налоговой базой при совершении налогооблагаемой операции является стоимость, определяемая исходя из цены товара (без включения суммы налога на добавленную стоимость), которую получает или вправе получить налогоплательщик от любого другого лица, включающая в себя сумму акциза.

В налоговую базу при совершении налогооблагаемой операции также включаются суммы, полученные от виновных лиц в возмещение причиненного ущерба при краже или порче произведенных подакцизных товаров, а также страхового возмещения за такие товары.

2. При реализации (передаче) подакцизных товаров, производимых из сырья (материалов), предоставляемых заказчиком, налоговая база определяется исходя из применяемых товаропроизводителем максимальных отпускных цен с учетом акциза на аналогичные товары собственного производства на момент передачи произведенных подакцизных товаров, а при их отсутствии - исходя из реальных рыночных цен на аналогичные товары, применяемых в соответствии с положениями статьи 36 настоящего Кодекса.

3. Налоговая база при безвозмездной передаче произведенных подакцизных товаров определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при обычной возмездной их реализации.

4. В случае, если сторонами сделки не определена стоимость обмениваемых подакцизных товаров, налоговая база определяется исходя из цен на такие подакцизные товары, которые применяются налогоплательщиком при обычной их реализации.

При неэквивалентном обмене в облагаемый оборот включаются любые суммы доплат к стоимости обмениваемых подакцизных товаров.

5. При использовании произведенных подакцизных товаров для собственного потребления, даже если соответствующие затраты по ним включаются в вычеты, принимаемые для исчисления налога на прибыль (доход), налоговая база определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при обычной возмездной их реализации.

6. При недостаче товара сверх норм естественной убыли, когда не имеется официального подтверждения того, что эти товары украдены или испорчены, налоговая база определяется в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

7. Налоговая база по реализуемым подакцизным товарам, по которым установлены льготные цены, определяется с учетом таких льгот. Указанное относится и к бесплатному отпуску населению товаров и оказанию услуг в соответствии с законодательством Туркменистана.

8. В налоговую базу не включается стоимость тары, подлежащей возврату получателем подакцизных товаров.

9. Налоговой базой при ввозе товара на таможенную территорию Туркменистана является таможенная стоимость товара с учетом подлежащих уплате таможенных пошлин и сборов и не включающая в себя сумму акциза.

10. Стоимость налогооблагаемой операции, суммы денежных средств, увеличивающих налоговую базу, таможенная стоимость товаров в иностранной валюте пересчитываются в манаты по курсу Центрального банка Туркменистана соответственно:

на дату совершения налогооблагаемой операции;

на дату уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Туркменистана.

11. Налоговая база при совершении налогооблагаемой операции и при ввозе товара на таможенную территорию Туркменистана для отдельных подакцизных товаров может определяться в натуральном выражении.

12. Налоговая база, исчисляемая в соответствии с настоящей статьёй, уменьшается на сумму средств, подлежащих перечислению в Валютный резерв Правительства Туркменистана.

Статья 120. Акцизные марки

Отдельные подакцизные товары, как производимые, так и ввозимые в Туркменистан, могут подлежать маркировке акцизными марками в порядке, установленном Кабинетом Министров Туркменистана.

Статья 126. Зачет акциза

1. Плательщики акциза имеют право на зачет акциза в размере стоимости акцизных марок на реализованные подакцизные товары.

2. При использовании покупных подакцизных товаров в виде сырья (материалов), а также при предоставлении таких товаров заказчиком (на давальческой основе) для производства других подакцизных товаров налогоплательщик имеет право на зачет акциза, уплаченного при покупке или ввозе подакцизных товаров в виде сырья (материалов). При этом зачет акциза допускается в части сырья материалов, использованного в данном отчетном (налоговом) периоде на указанные цели.

3. Основанием для зачета сумм акциза, уплаченного поставщикам подакцизных товаров, являются счет-фактура, выписываемая в порядке, установленном статьей 127 настоящего Кодекса, и документы, подтверждающие оплату (расчеты) с поставщиками.

Основанием для зачета сумм акциза, уплаченного при таможенном оформлении ввозимых подакцизных товаров, являются следующие документы:

платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое перечисление средств по оплате акциза;

грузовая таможенная декларация или ее копия с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме выпуска в свободное обращение.

4. При использовании покупных подакцизных товаров в виде сырья (материалов) на производство неподакцизных товаров или иные цели сумма акциза по ним включается в вычеты, принимаемые для исчисления налога на прибыль (доход) вместе со стоимостью такого сырья (материалов), или относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налогов или за счет соответствующих источников финансирования.

5. Положения настоящей статьи применяются и в отношении акциза, уплаченного налогоплательщикомреорганизуемым юридическим лицом, который принимается в зачет правопреемником.

Статья 131. Налоговая база

1. Налоговой базой для исчисления налога за пользование недрами являются:

по углеводородным ресурсам (сырой нефти, природному и попутному газу) - стоимость, определяемая исходя из цены углеводородных ресурсов, которую получает или вправе получить налогоплательщик от любого другого лица, не включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость;

по другим полезным ископаемым - прибыль, полученная от их реализации.

В налоговую базу при совершении налогооблагаемой операции также включаются суммы, полученные от виновных лиц в возмещение причиненного ущерба при краже или порче полезных ископаемых, а также страхового возмещения за такие товары.

2. Налоговая база при безвозмездной передаче полезных ископаемых определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при их обычной возмездной реализации.

3. В случае, если сторонами сделки не определена стоимость обмениваемых полезных ископаемых, налоговая база определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при их обычной возмездной реализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.112 с.)