Теоретические основы формирования и распределения прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы формирования и распределения прибыли



1.1 Сущность понятия прибыли и экономический механизм ее образования и распределения в новых условиях хозяйствования

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке.

Выручка и прибыль предприятия на рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости.

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:

- основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

- базовый фактор возрастания рыночной стоимости организации;

- индикатор кредитоспособности организации;

- приоритетный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала;

- инструмент конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

- гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источники удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворенная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса – одной из главных причин банкротства. /1/

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде. Это означает:

- получение максимальной прибыли, соответствующей используемым ресурсам организации и рыночной конъюнктуре ее функционирования;

- оптимизация пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

- повышение качественного состава факторов формирования прибыли;

- получение необходимости уровня дохода на инвестированный капитал собственниками компании;

- формирование достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

- увеличение роста рыночной стоимости организации;

- разработка программ участия персонала в распределении прибыли.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

1. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).

2. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).

3. Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

- маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализационной продукции);

-прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

- общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы;

- чистая прибыль – это тая ее часть, которая остается в распоряжение предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

- капитализированная прибыль- это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

- потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы./2/

Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 1.1.1.

Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки устойчивости роста предприятия – капитализированная (реинвестированная) прибыли и т.д.

 

 

Переменные расходы, приходящие на реализованную продукцию
Выручка(нетто) от продажи продукции, работ, услуг
Рис. 1.1.1. - Структурно – логическая модель формирования показателей прибыли

 

-

Маржинальная (Валовая) прибыль
Постоянные расходы отчетного периода

 


-

Финансовый результат от реализации продукции
Сальдо прочих операционных доходов и расходов


 

+

Прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности
Финансовый результат от операционной деятельности

 


+

Финансовый результат отч. Пер. от обычной деятельности
Чрезвычайные доходы и расходы


 

Общая сумма брутто – прибыли отч. Пер. до выплаты процентов и налогов
+

Проценты к уплате за используемые заемные ресурсы

 


-

 

Прибыль отчетного периода до налогообложения
Обязательные платежи


-

 


Потребленная прибыль
Чистая прибыль

-

Капитализированная прибыль

 

 

Нужно учитывать неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочнения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, которая остается собственнику, не предоставляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же итересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком резерве.

Для анализа использования прибыли используется закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложение к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др. Распределение прибыли показано на рис 1.1.2. /1/

При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:

1. Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.

2. Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.

3. Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.

4. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.

5. Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Рис. 1.1.2.- Общая схема распределения прибыли

Общая сумма брутто-прибыли отчетного периода
Налоги и сборы
Чистая прибыль
Налог на прибыль
Штрафы, пени, неустойки по платежам в бюджет
Капитализированная часть прибыли
Потребленная часть прибыли
Прибыль на инвестирование производственного развития
Прибыль на формирования резервного и других страховых фондов
Прочие формы капитализации прибыли
Дивиденды
Прочие формы потребления сбыта

 


Из рисунка видно, что одна ее часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма – чистая прибыль- используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капитала и др.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д.

Таким образом, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.

Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.015 с.)