Приоритетные направления социальной политики государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приоритетные направления социальной политики государства



- сфера доходов и личного потребления семей

- сфера общественного благосостояния

- сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости

- поддержка уязвимых слоев населения

- развитие отраслей социальной инфраструктуры.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединённые конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует её. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Механизм реализации социально политики (инструменты):

- законодательные

- административные

- экономические

- организационные

 

90. Особенности формирования социальной политики на этапе перехода к рыночной экономике

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Важнейшей задачей социальной политики является предназначенная для конкретных групп населения (адресная) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Рыночная модель социальной политики основана на социально-экономической ответственности трудоспособных членов общества, выработке механизмов адресной социальной защиты, смягчающих негативное воздействие рыночных реформ.

Эта модель предполагает:

1) обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных базовых минимальных социальных услуг, прежде всего, в образовании и здравоохранении;

2) перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;

3) предоставление трудоспособным гражданам возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;

4) сокращение бедности и социального неравенства;

5) развитие человеческого потенциала.

Главной целью социальной политики государства является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемым им капиталом

- предотвратить социальное иждивенчество;

- создать эффективный механизм социальной защиты населения;

- обеспечить социальную стабильность;

- формировать стимулы к высокопроизводительному труду;

- создавать социальные предпосылки для восстановления устойчивого экономического роста;

- формировать здоровый образ жизни, сохранять и развивать высокие нравственные ценности.

 

 

91. Социальные нормативы уровня жизни населения

Уровень жизни - степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами, фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг.

Показатели уровня жизни населения:

• демографические;

• санитарно-гигиенические условия жизни;

• потребление продуктов питания;

• жилищные условия;

• образование и культура;

• условия труда и занятость;

• доходы и расходы населения;

• индекс потребительских цен;

• наличие транспортных средств;

• организация отдыха;

• социальное обеспечение;

• права человека.

Качество жизни - уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей.

Качество жизни оценивается степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспекте (морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения, экологическая ситуация).

Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам один раз в квартал.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой минимальные расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

Различие между МПБ и БПМ заключается в следующем:

Если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.

Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране.

 

92. Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура

Важнейшим социальным индикатором уровня жизни выступают доходы населения – находящиеся в его распоряжении ресурсы в натуральной и денежной формах, получаемые им от своей трудовой деятельности (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности), использования собственности (доходы от собственности), в виде трансфертов (пенсии, пособия, стипендии и др.)

Номинальный доход населения — все поступле­ния денег населению от предприятий и организаций всех форм собственности, безналичные перечисления и пр. Иными слова­ми, это количество денег, полученное отдельными лицами в те­чение определенного периода.

Реальные денежные доходы – реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение опре­деленного периода.

Располагаемые денежные доходы – денежные доходы населения за вычетом налогов, сборов и взносов.

В республике проводится целенаправленная политика по повышению доходов населения. Следствием её реализации стала устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения. На протяжении практически всего периода экономических реформ отмечается их более быстрое увеличение по сравнению с темпами роста ВВП.

Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы:

17,7% - от 3 до 4 млн руб.

По 16% - от 2 до 3 млн руб. и от 4 до 5 млн руб.

15,2% - от 6 до 8 млн руб.

Структура денежных доходов населения:

64% - оплата труда

21% - трансферты населению

10% - доходы от предпринимательской и другой деятельности

5% - доходы от собственности

Структура калорийности рациона (2567 ккал):

30% - хлеб и хлебопродукты

12,4% - молоко и молокопродукты

22,5% - мясо и мясопродукты

6% - картофель

Формы социальной защиты:

1) медицинское обслуживание;

2) пособия по безработице;

3) пенсии по старости;

4) пособия по производственному травматизму;

5) пособия по инвалидности;

6) пособия в связи с потерей кормильца;

7) пособия по беременности и родам;

8) пособия по болезни;

9) семейные пособия.

Социальные гарантии - способ предоставления социально значимых благ и услуг всем гражданам без учёта их трудового вклада и проверки нуждаемости

Государственные минимальные социальные стандарты -минимальный уровень социальных гарантий государством, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека.

Социальное страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Социальная помощь - финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальное обслуживание – создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:

- увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

- рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету, при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30–40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.

93. Направления совершенствования социальной политики

 

Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственным и органами, научным и институтам и общественными структурам и на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. На современном этапе приоритеты, цели и задачи, направления и средства их достижения в области социальной сферы определены в Программе соц-эконом. развития РБ на 2011-2015 гг. и Национальной стратегии устойчивого развития РБ до 2020 года.

Главная цель социальной политики – обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. В соответствии с поставленной целью приоритетными направлениями являются: укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительностью жизни населения; обеспечение эффективной занятости населения; повышение з/п; формирование стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, способной противостоять будущим демографических изменениям; дальнейшее развитие интеллектуального и культурного потенциала нации.

Главными задачами соц. защиты населения определены усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности соц. помощи. Достигаются задачи след. путями: выработки действенных мер соц. поддержки семей с рождением и воспитанием детей; усиление адресности оказания соц. помощи; внедрение новых социальных технологий, расширение перечня и повышение доступности социальных услуг; улучшение условий для проживания граждан в стационарных учреждениях.

94. Система прогнозов и программ развития национальной экономики

Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятном научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Оно позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта.

Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или иной форме суждения о возможном состоянии объекта и его среды в будущий период времени.

План - представляет собой постановку точно определённой цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта, в нём устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения. Его главная отличительная черта - конкретность показателей, их определённость по времени и количественно.

Директивное планирование - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для субъектов планирования. Предлагает жёсткую централизацию и полную ответственность за выполнение плана. При директивном планировании издаются соответствующие административно-распорядительные документы - законы, указы, приказы, распоряжения, после чего осуществляется практическая реализация установленных заданий с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям в зависимости от достигнутого конечного результата.

Индикативное планирование - представляет собой наиболее распространённую форму государственного управления макроэкономическим развитием. Оно не носит обязательный характер, является направляющим и рекомендательным.

Стратегическое планирование - представляет собой адаптивный процесс в результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства, соответствующих государствах-партнерах и мировом сообществе

Классификация планов

1. По сроку действия плана:

· Перспективное (долгосрочное) - охватывает период более 5 лет.

· Среднесрочное - от 1 до 5 лет.

· Текущее (краткосрочное) - до 1 года.

2. По содержанию плановых решений:

· Стратегическое ориентированное на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития субъекта хозяйствования.

· Тактическое планирование - это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей. Тактическое планирование позволяет на основании предварительного анализа выявить и реализовать неиспользованные возможности, с целью повышения объёма производства, снижения затрат, повышения качества продукции, повышения производительности труда.

· Оперативно-календарное планирование - завершающий этап планирования хозяйственной деятельности предприятия. Оно увязывает все элементы предприятия в единый производственный механизм, включая техническую подготовку производства материально-техническое обеспечение производства, создание запасов материальных ресурсов сбыт продукции.

Основные планы РБ:

1. Национальная стратегия устойчивого соц.-эк. развития РБ на 15 лет

2. Основные направления соц.-эк. развития РБ на 10 лет

3. Программа соц.-эк. развития РБ на 5 лет

4. Годовой прогноз соц.-эк. развития РБ

 

95. Понятие и составляющие элементы экономической безопасности

Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность. Экономическая безопасность – это такое состояние НЭ, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту нац. интересов.

Объекты экономической безопасности – эк. система страны в целом и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, АПК, производственная и соц. инфраструктуры, население и трудовые ресурсы и др.

Субъекты экономической безопасности – государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, а также общественные объединения и граждане.

Основные факторы, создающие угрозу нац. безопасности РБ в эк. сфере:

• недостаточная конкурентоспособность НЭ;

• изношенность производственных мощностей;

• неэффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;

• малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

• ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования;

• высокий уровень монополизации экономики.

Внешние факторы, создающие угрозу нац. безопасности РБ в эк. сфере:

- принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей;

- возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производимые в стране;

- вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта;

- нарушение экономических соглашений странами-партнерами;

- несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

- ужесточение технических и экономических стандартов и требований.

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:

- производственная;

- финансовая;

- продовольственная;

- энергетическая;

- инфраструктурная;

- инновационная;

- внешнеэкономическая.

Производственная безопасность – способность реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Для повышения производственной безопасности необходимы:

ü структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;

ü повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

ü переход на инновационный путь развития экономики;

ü социальная ориентация экономики, ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность характеризует финансовое состояние реального сектора экономики, банковской системы и государства, возможность успешно решать проблемы по другим направлениям экономической безопасности. Она определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и нац. валюты, золотовалютным запасом, развитием фин. рынка и РЦБ, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита ПБ.

Продовольственная безопасность означает, что совокупные потребности в с/х продукции и продовольствии покрываются в основном за счет собственного производства. Установлено, что производство нац. АПК должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения с/х продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия.

Энергетическая безопасность – это комплекс условий, позволяющих осуществлять достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности людей в нормальных и чрезвычайных ситуациях.

К внутренним угрозам энерг. Безопасности РБ относят высокий уровень износа ОФ предприятий; несоблюдение технологии производства электроэнергии, тепла, топлива; высокую энергоемкость отечественного производства.

К внешним угрозам энергетической безопасности страны относят резкое колебание цен на нефть; зависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообществе.

Инфраструктурная безопасность – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (транспорт, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.) К социальной инфраструктуре относятся торговля, ЖКХ, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.

Инновационная безопасность – создание условий для сохранения и развития инновационного потенциала, обеспечивающего интересы соц.-эк. развития РБ.

Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности НЭ и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.

Важнейшие факторы, определяющие внешнеэкономическую безопасность:

– конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;

– объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;

– товарная диверсификация экспорта и импорта;

– доля добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

– внешняя задолженность.

 

96. Индикаторы национальной безопасности в социально-экономической сфере

Национальная безопасность - состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;

Национальные интересы - совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь;

Источник угрозы национальной безопасности - фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности;

Угроза национальной безопасности - потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь;

Национальная безопасность включает в себя:

- политическая безопасность - состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности;

- экономическая безопасность состояние экономики, при котором обеспечивается защищенность нац. интересов РБ от внутренних и внешних угроз;

- научно - технологическая безопасность - состояние отечественного научно-технологического и образовательного потенциала, обеспечивающее возможность реализации национальных интересов РБ в научно-технологической сфере;

- социальная безопасность - состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, от внутренних и внешних угроз;

- демографическая безопасность - состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, соц.-эк. последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие РБ;

- военная безопасность - состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз;

- экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного.

Основные задачи обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь:

– определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

– выявление факторов, обусловливающих угрозу национальной безопасности;

– разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

– достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства;

– обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны;

–устойчивое развитие экономики, повышение уровня жизни населения;

– равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

– создание благоприятных условий для интеграции белорусской экономики в мировую экономическую систему;

– сохранение биосферы и среды обитания человека;

– преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС;

– эффективное использование национальных информационных ресурсов;

– поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства;

– обеспечение безопасности человека и гражданина, соблюдение его прав и свобод;

– совершенствование законодательства и системы государственной власти.

 

97. Система обеспечения экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов страны на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Система обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных соц.-эк. интересов государства, которые осуществляют согласованную деятельность в соответствии с Конституцией РБ и действующим законодательством.

Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безопасности РБ и Совет Министров РБ.

Президент Республики Беларусь наделен следующими полномочиями:

• формировать и руководить деятельностью Совета безопасности РБ;

• определять стратегии внутренней и внешней безопасности;

• контролировать и координировать деятельность гос. органов по обеспечению безопасности;

• издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу.

Основной функцией Национального собрания РБ является разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности, принятие соответствующих законов.

Совет безопасности РБ осуществляет подготовку решений Президента РБ в сфере национальной безопасности и отвечает перед ним за организацию деятельности по защите жизненно важных национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз.

Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере определяет жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере, выявляет внутренние и внешние угрозы этим интересам и разрабатывает меры противодействия возникающим угрозам.

Министерство экономики является головной структурой, которая осуществляет координацию работы министерств и других республиканских органов управления по вопросам внутренней и внешней экономической политики. Совместно с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству, облисполкомами и Минским горисполкомом осуществляет разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долго-, средне- и краткосрочную перспективу, в которых определяются основные направления и предусматриваются меры по обеспечению экономической безопасности.

Министерство с/хи продовольствия РБ обеспечивает продовольственную безопасность, так как она во многом зависит от развития агропромышленного комплекса.

Министерство промышленности, Государственный военно-промышленный комитет, государственные отраслевые концерны должны решать вопросы производственной безопасности.

Министерства экономики, иностранных дел, торговли, Государственный таможенный комитет несут ответственность за внешнеэкономическую безопасность страны.

Министерство финансов Республики Беларусь контролирует во-просы, связанные с финансовой безопасностью, регулированием дефицита государственного бюджета, внутренней и внешней задолженностью государства.

Национальный банк Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, КГК, банковская система обеспечивают вопросы валютной безопасности, золотовалютных резервов, регулирования валютного рынка и, соответственно, валютного курса.

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, лесного хозяйства, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь по земельным ресурсам, геодезии и картографии, по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также Министерство по чрезвычайным ситуациям обеспечивают меры по экологической безопасности.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь координирует мероприятия по обеспечению демографической безопасности.

Деятельность органов государственного управления по обеспечению экономической безопасности предусматривает:

- оценку текущего состояния безопасности РБ, выявление сфер и субъектов, представляющих угрозу экономической безопасности;

- определение жизненно важных экономических интересов страны, регионов и всех субъектов хозяйствования;

- обоснование пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, превысив которые страна может вступить в период нестабильности и социальных конфликтов;

- прогнозирование важнейших показателей и индикаторов экономической безопасности;

- разработку системы мер (экономических, правовых, организационно-административных и др.) по созданию условий для реализации жизненно важных экономических интересов;

- контроль за эффективностью деятельности государственных структур и общественных объединений по обеспечению экономической безопасности.

98. Тенденции и факторы глобализации мирового экономического пространства

Глобализация - значительное расширение мировой торговли и всех видов обмена в международной экономике при явно выраженной тенденции к большей открытости, интегрированности и отсутствию границ.

Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов:

- производственные, научно-технические и технологические – развитие НТР и появление новых наукоёмких технологий, способствующих снижению материало- и энергоемкости продукции; распространение современных средств связи, информации, транспорта; диверсификация производства; переход государства на инновационный путь развития экономики и др.

- организационные – становление международных форм осуществления производственно-хозяйственной деятельности, способствующих созданию единого рыночного пространства; повышение роли международных экономических организаций.

- экономические – либерализация торговли и рынков капитала; усиление концентрации и централизации капитала; преимущественное использование производных финансово-экономических инструментов; сокращение времени проведения международных валютных сделок.

- информационные – компьютеризация, распространение информационно-коммуникационных технологий; создание систем электронных счетов и платёжных карт; создание глобальных сетей, объединяющих национальные, финансовые, товарные и др. рынки.

- политические – заключение двух- и многосторонних договоров, обеспечивающих свободу передвижения граждан, товаров, услуг, капиталов, объектов интеллектуальной собственности.

- социальные и культурные – преодоление национальной ограниченности; формирование глобализационных средств массовой информации, искусства; стирание границ в образовании.

Мировая экономика под воздействием глобализации переходит в новое качество. Это находит выражение, прежде всего, в том, что мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему, в которой национальные экономики выступают составными элементами глобального хозяйственного организма, финансовой системой и информационной сетью.

Позитивные последствия глобализации:

1. Способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

2. Экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

3. Усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.

4. Способствует обострению международной конкуренции. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

5. Может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

6. Дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

7. Создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах

 

 

99. Перспективы участия РБ в системе международного разделения труда

Все страны мира в определенной степени вовлечены в МРТ, которое характеризуется углублением и расширением этого процесса.

МРТ – Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими.

Наряду с производственным существует международное территориальное разделение труда, т.е. разделение труда между странами, отдельными регионами и эк. районами (внутрирегиональные специализации).

Участие страны в МРТ определяют следующие факторы:

· природно-географические условия;

· достигнутый уровень НТП;

· уровень социально-экономического развития страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.111 с.)