Способы государственного регулирования цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы государственного регулирования цен



- установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике.

- определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

- установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги)

- ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства

Основными задачами ценовой политики являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование механизмов государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции.

Государственное регулирование цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию организаций–монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства, жилищно–коммунальные услуги, оказываемые населению.

Тарифная политика будет нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при жесткой увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходимых мер по социальной защите. Предусматривается отмена с 2013 года льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По мере роста доходов граждан будет увеличиваться уровень окупаемости населением затрат на услуги жилищно–коммунального хозяйства. В целом уровень окупаемости затрат тарифами на услуги жилищно–коммунального хозяйства в 2015 году не превысит 60 %.

 

 

82. Денежная система страны и её элементы

Деньги — особый товар, призванный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара.

Деньги выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления, мировых денег.

Денежный рынок — это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цены» денег, это часть финансового рынка. Его функционирование находится под влиянием общего состояния экономики, что отражается прежде всего на равновесии системы денежного обращения.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты.

Элементы денежной системы:

- официальная денежная единица;

- механизм эмиссии;

- денежная масса;

- структура денежного оборота;

- порядок формирования валютного курса;

- гос. органы, отвечающие за денежное обращение в стране.

Денежная масса — совокупность всех денежных средств, которые находятся в обращении в наличной и безналичной формах, обеспечивающих кругооборот товаров и услуг, экономические связи субъектов хозяйствования и государства.

Для характеристики денежного предложения используются известные денежные макроагрегаты: М0, Ml, М2, М2* и МЗ.

М0 включает наличные деньги в обороте.

М1 состоит из агрегата М0 и переводных депозитов (депозитов до востребования) физических и юридических лиц. М1 – это деньги, используемые в качестве средства обращения.

М2 равен сумме М1 и срочных депозитов физических и юридических лиц. Этот агрегат иначе называют денежной массы в национальном определении. М2 включает деньги как средство обращения, а также ту часть накапливаемых денег, которую легко вовлечь в сферу обращения.

М2* (рублевая денежная масса) определяется как сумма М2 и ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в национальной валюте.

М3 (широкая денежная масса) включает кроме М2* все депозиты в иностранной валюте, а также депозиты в драгметаллах.

Задачи развития платежной системы:

- повышение надежности и безопасности;

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- укрепление белорусского рубля;

- повышение количества банков;

- внедрение новейших инф. технологий и банковских услуг.

Банковская система в РБ двухуровневая: 1) НБ, 2) КБ + СКФУ.

Задачи банковской сферы:

ü обеспечение устойчивой банковской системы;

ü совершенствование банковских услуг;

ü повышение информированности населения о банковских услугах;

ü совершенствование институциональных структуры банковского сектора;

ü улучшение качественных параметров деятельности банков;

 

83. Особенности проведения денежно-кредитной политики в республике

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики и определяется приоритетами и целями правительства.

Правовой основой являются «Основные направления ДКП в РБ»

ДКП – система мер с помощью которых НБ воздействует на рынок денег и на функционирование экономики. Органом, осуществляющим ДКП является НБ.

Объект ДКП – спрос и предложение на ден. рынке, субъект ДКП – банки (НБ и КБ)

Цели ДКП:

1) конечные цели ДКП — это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики. Это сдерживание инфляции, достижение полной занятости, роста объема производства, равновесия ПБ;

2) промежуточные цели ДКП — более доступные цели, которые ставятся при проведении ДКП. Это денежная масса, ставка %, валютный курс;

Методы:

1) Прямые (потолок и пол ставки %, объем межбанковских кредитов, размер уставных фондов)

2) Косвенные (норма обязательных резервов банков, ставка рефинансирования, операции на открытом рынке)

Преобладают косвенные методы.

Типы ДКП:

1) В зависимости от целей:

- Жесткая политика (регулирование количества денег)

- Гибка политика (регулирование ставки %)

2) В соответствии с конечными целями:

- Дешевых денег (обеспечение занятости и экономического роста)

- Дорогих денег (борьба с инфляцией)

Плюсы и минусы:

+ быстрота принятия решений;

+ изоляция от политического давления, так как НБ подотчетен законодательной власти и не должен испытывать давления со стороны исполнительной власти.

- ДКП имеет значительный внешний лаг, связанный с периодом времени от принятия решения до получения конечного результата, в силу влияния ставки процента на инвестиционные решения. Данный аспект осложняет проведение кредитно-денежной политики, так как запаздывание результата может ухудшить экономическую ситуацию в стране.

- Непредсказуемая скорость обращения денег

- Ликвидная ловушка (изменение предложения денег не влияет на ст %)

В РБ формирование ДКП происходит в 3 этапа:

1) Выбор конечных и промежуточных целей

2) Разработка прогнозов развития экономики и рынка денег и разработка комплекса мер по их регулированию

3) Реализация мер

При формировании ДКП не в полной мере учитываются прогнозируемые тенденции мировой экономики.

 

 

84. Финансовая система страны

Финансовый сектор в экономике занимает место посредника в перемещении ресурсов между остальными секторами. Он выполняет функции расчетного центра и с помощью различных финансовых инструментов обеспечивает доступ заемщиков к финансовым ресурсам, что сопровождается трансформацией временной структуры финансовых активов. Оценивая финансовое состояние заемщиков и эффективность финансируемых проектов, финансовый сектор осуществляет также распределение рисков в экономике.

Финансовая система - совокупность экономических отношений, проявляющихся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в экономике.

Финансовые ресурсы - доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков. Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система- это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.

Вся совокупность финансовых ресурсов делится на централизованные (общегосударственные), которые концентрируются в госбюджете и во внебюджетных централизованных фондах, и децентрализованные, представленные финансовыми ресурсами предприятий, населения.

Финансы хозяйствующих субъектов – совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между предприятиями), юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами (населением).

Финансы населения (домашних хозяйств) − доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.

Финансовая политика – совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций.

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов.

Основные цели бюджетной системы:

· обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы;

· прозрачность бюджетов всех уровней;

· создание эффективной системы управления государственными финансами;

· снижение долговой нагрузки на экономику;

· реформа межбюджетных отношений.

 

85. Государственный бюджет

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства.

Функции государственного бюджета: распределительная, контрольная, регулирующая.

Доходная часть бюджета:

ü налоги

ü доходы от реализации государственной собственности (доходы от приватизации, продажи пакетов акций принадлежащих государству компаний, и др);

ü доходы от деятельности государственных предприятий;

ü взносы, пошлины, сборы, штрафы и другие неналоговые доходы

Бюджетные расходы подразделяются по социально-экономическому назначению на:

ü расходы на оборону;

ü на социально- экономические цели;

ü на финансирование народного хозяйства;

ü на государственное управление;

ü на науку и образование и т.д.

Бюджетный процесс

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Порядок разработки и утверждения госбюджета - законодательно утвержденная процедура.

Стадии бюджетного процесса:

1. составление проекта бюджета (осуществляет Минфин, начинается не позднее 10 мес до начала след. фин.года);

2. рассмотрение и утверждение (не позднее 1 сент. предоставляется на рассмотрение Президенту, далее он проводит проект в Палату Представителей. Принятие закона – не позднее 1 декабря);

3. исполение бюджета – совокупность мероприятий направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет и своевременное осуществление расходов.

4. составление отчетов о исполнении бюджетов и их утверждение (осуществляется Минфин, Президент вносит в проект в Палату Представителей не позднее 5 мес. после окончания фин. года)

Приоритетные направления бюджетной политики:

− реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;

− проведение целенаправленной политики управления государственным долгом;

− совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

− дальнейшая унификация бюджетного законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.

Реформирование бюджетной системы должно предусматривать:

− постепенное снижение уровня централизованных финансовых ресурсов до 35−40 % ВВП, что предполагает сокращение перераспределительных процессов через бюджет, уменьшение налогового бремени на хозяйствующие субъекты;

− демократизацию бюджетного процесса, расширение бюджетных и имущественных прав местных органов власти;

− ограничение дефицита консолидированного бюджета и покрытие его за счет неинфляционных источников.

 

86. Налоговая система страны и её совершенствование

Налог – принудительно изымаемые государством или местными органами власти средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Элементы налоговой системы:

· система налогов (совокупность налогов на территории данной страны);

· налоговый механизм (совокупность средств и методов, которые позволяют выполнять основные положения налогового законодательства).

Принципы построения налоговой системы:

ü эффективность налогообложения;

ü обязательность;

ü определенность;

ü удобство для налогоплательщика;

ü экономичность (затраты на осуществление сборов должны быть меньше суммы сборов)

ü пропорциональность;

ü стабильность;

ü оптимальность (с точки зрения выбора источника налогооблажения);

ü стоимостное выражение;

ü единство.

Правовая основа в РБ – Налоговый Кодекс и закон «О налогах и сборах»

Процесс создания и развития национальной налоговой системы:

1. 1992-1995 (заложены основы НС)

2. 1996-2000 (реформирование НС)

3. 2001-2010 (формирование правовой основы налогового законодательства, приближение к налог.зак-ву РФ, учет тенденции в странах ЗЕ)

4. 2011 - …. (совершенствование НС для создания благоприятных условий для развития бизнеса)

Система налогов:

· республиканские налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный, на недвижимость, земельный, экологический и др.)

· местные налоги (налог на владение собак, курортный и др)

Направления совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства:

- оптимизация налоговой структуры за счет снижения высокой доли косвенных налогов;

- уменьшение количества мелких отчислений и сборов в целевые фонды;

- упорядочение регистрационных, лицензионных и других целевых сборов;

- устранение допускаемых искажений в механизмах взимания основных налогов, приводящих к усилению их негативного воздействия на темпы инвестиций и экономического роста;

- усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно-конструктор­ских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики;

- налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста капитала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций.

 

87. Валютная система страны

Валютная система – форма организации валютных отношений, исторически оформленная и законодательно закрепленная.

Элементы валютной системы:

- нац. валюта;

- регулирование вал. ликвидности;

- выбор режима курса нац. валюты;

- введение вал. ограничений;

- регулирование конвертируемости нац. валюты;

Задачи вал. политики:

1. эффективное обслуживание платежей;

2. создание благоприятных условий для развития производства;

3. содействие расширению междунар. ден. отношений.

4. перемещение капитала и др. ресурсов между странами;

5. решение проблем, связанных с безработицей и инфляцией.

Цели валютного регулирования в РБ:

ü стабильность ПБ и нац. валюты;

ü устойчивое развитие экономики и эк. рост

Методы регулирования валютного курса:

- вал.интервенции (НБ осуществляет в большом объеме покупку/продажу ин. валюты на бирже с целью установления желаемого курса);

- дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);

- протекционные меры (вал.ограничение)

- двойной вал. рынок (несколько вал.курсов НБ)

- девальвация/ревальвация;

- диверсификация золотовал. резервов (золотовал. резервы в разных валютах)

- регулирование вал.рынка;

- вал.кредит.

Функции НБ в вал.регулировании: установление курсов валют, регулирование порядка проведения вал. операций; регулирование обращения валют и др.

Совершенствование вал.регулирования:

ü усиление единства целей

ü усиление активизации органов вал.регулирования;

ü переход к эк. мерам вал.регулирования;

ü либерализация вал.законодательства.

Валютное регулирование в РБ:

1. 1993-1995 – свободноеплав. курс;

2. 1995-1996 – жестко фиксир. курс;

3. 1996-2000 – управляемое плавание;

4. 2001-2004 – режим скользящей фиксации к рос.рублю;

5. 2005-2008 – режим жесткой привязки к доллару;

6. 2009-2011 – режим привязки к корзине валют (доллар, евро, рос.рубль);

7. октябрь 2011 – …. – режим управляемого плавания.

 

88. Особенности валютного регулирования и валютный контроль в РБ

Валютное регулирование – деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются:

- Совет Министров Республики Беларусь;

- Национальный банк Республики Беларусь.

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Органы вал.контроля: Совет Министров, НБ, КГК, Гос. тамож. комитет.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

- обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза;

- предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

- анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Цели валютного регулирования в РБ:

ü стабильность ПБ и нац. валюты;

ü устойчивое развитие экономики и эк. рост

Функции НБ в вал.регулировании: установление курсов валют, регулирование порядка проведения вал. операций; регулирование обращения валют и др.

Совершенствование вал.регулирования:

ü усиление единства целей

ü усиление активизации органов вал.регулирования;

ü переход к эк. мерам вал.регулирования;

ü либерализация вал.законодательства.

Валютное регулирование в РБ:

1. 1993-1995 – свободноеплав. курс;

2. 1995-1996 – жестко фиксир. курс;

3. 1996-2000 – управляемое плавание;

4. 2001-2004 – режим скользящей фиксации к рос.рублю;

5. 2005-2008 – режим жесткой привязки к доллару;

6. 2009-2011 – режим привязки к корзине валют (доллар, евро, рос.рубль);

7. октябрь 2011 – …. – режим управляемого плавания.

 

89. Социальная политика: сущность, принципы, направления и механизмы реализации

Социальная политика - деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношении и обществе: росту доходов и потребительской способности населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны. Она охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения.

Социальная политика государства - это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества житии населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства в обществе.

Главная цель социальной политики - обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала

Функции социальной политики:

- обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

- поддержание и стимулирование эк. и соц. активности населения,

- налаживание системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая устроит подавляющее большинство населения;

- помощь гражданам в условиях наступления состояния соц. риска и кризиса.

- обеспечение необходимого и достаточного уровня эколог. безопасности.

Принципы социальной политики:

ü социальная справедливость

ü индивидуальная и социальная ответственность

ü социальная солидарность и партнерство

ü равенство возможностей каждого в получении соц. благ и услуг

ü социальные гарантии

Направления социальной политики:

· Политика обеспечения занятости

· Политика регулирования доходов населения

· Политика социальных гарантий

· Политика социальной защиты

· Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.126 с.)