Развитие связи в 2011-2015 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связи в 2011-2015 гг.



В сфере услуг связи к концу 2015 года до 99,8 % увеличится охват населения цифровым телевизионным вещанием с применением новых высокотехнологичных средств связи. До 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет.

Будет обеспечено внедрение передовых информационных технологий в органах государственного управления, реальном и финансовом секторах экономики, других сферах жизни.

Реализация мер по ускоренному развитию сферы услуг позволит повысить производительность общественного труда и комфортность жизни людей, решить проблему занятости, расширить перспективные для страны внешние рынки услуг и увеличить объемы их экспорта.

Удельный вес сферы услуг в ВВП достигнет 47 %, а доля работающих в данной сфере в общем объеме занятых в экономике — 58 %.

 

 

51. Состав и структура социально-культурного комплекса, его роль в экономике страны

Социально-культурный комплекс представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др.

Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. В сферу государственной социальной политики РБ, помимо деятельности отраслей социально-культурного комплекса, входят вопросы, связанные с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.

Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Сохраняется ведомственная сеть социально-культурных учреждений; она представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, которые предоставляют своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений.

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами.

Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получили название бюджетных.

Действовавший в течение продолжительного времени сметно-бюджетный порядок финансирования социально-культурной сферы сыграл значительную роль в развитии образования, здравоохранения, культуры и других отраслей. Однако в целом по отношению к данным отраслям длительное время практиковался принцип остаточного финансирования. Хозрасчетные товарно-денежные отношения были весьма ограничены.

Переход к рыночным отношениям в Республике Беларусь, как и во многих других странах с переходной экономикой, сопровождался экономическим кризисом и обострением социальных проблем. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели. Наибольший удельный вес составляют" расходы на образование, здравоохранение и физическую культуру.

В динамике расходов на социально-культурную сферу отразилось прежде всего стремление государства предотвратить их снижение в условиях инфляции, падения производства, несбалансированности бюджета, необходимости усиления поддержки наиболее незащищенных категорий населения.

Наряду с бюджетным финансированием значительные расходы на проведение социально-культурных мероприятий, содержание ведомственной сети социальных объектов несут отдельные министерства, объединения, предприятия. Затраты на социально-культурные учреждения часто рассматриваются в качестве резерва сокращения издержек производства, что может привести к уменьшению объемов социальных услуг и росту социальной напряженности. На этапе становления белорусской государственности и развития рыночных отношений преобразования проводятся с учетом специфики каждой отрасли социально-культурного комплекса.

 

 

52. Образование

Образование — крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образованияи др.

Управление образованием осуществляет Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. Дополнительное финансирование государственных учреждений образования может осуществляться за счет полученных доходов от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарной помощи, а также в виде имущества и денежных средств, полученных от благотворителей и меценатов.

Дошкольное образование - уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Общее среднее образование - уровень основного образования, направленный на духовно- нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждении, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни,.

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень — начальное образование (I - IV классы);

II ступень — базовое образование (V - IX классы);

IIIступень — среднее образование (X - XI классы).

Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Профессионально-техническое образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием.

Среднее специальное образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием.

Высшее образование - уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Высшее образование включает две ступени:

1. обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании;

2. магистратура - обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно- исследовательской работы, завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра.

Проблемы в высшей школе

ü недостаточны уровни инновационной активности и взаимодействия системы высшего образования с отраслями экономики;

ü имеет место старение профессорско-преподавательского состава;

ü учебно-лабораторная и материально-техническая базы УВО не в полной мере соответствуют современным требованиям подготовки специалистов с высшим образованием;

ü переход к массовому высшему образованию, не сопровождавшийся соответствующим укреплением кадрового потенциала, обусловил снижение уровня подготовки специалистов

Государственная программа развития высшего образования

Цель - обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов на основе новейших достижений науки и техники, а также обеспечение развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Данная цель достигается путем комплексного решения следующих основных задач:

- повышение качества подготовки специалистов;

- повышение кадрового потенциала университетов;

- обновление учебно-лабораторного оборудования университетов;

- обеспечение УВО учебными площадями;

- обеспечение местами в общежитиях нуждающихся в них студентов;

- повышение международного престижа белорусской высшей школы.

Послевузовское образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований. Послевузовское образование подразделяется на две ступени: аспирантура и докторантура

Дополнительное образование детей и молодежи - вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Дополнительное образование взрослых - вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей.

Задачи развития образования в рамках НСУР-2020:

■ создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования;

■ обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе - среднего специального и высшего образования;

■ повышение интеллектуального и культурного потенциала населения;

■ обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.


 

53. Здравоохранение

Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей

Цель здравоохранения - обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения

В Республике Беларусь сохранено гарантированное Конституцией право на бесплатное медицинское обслуживание всем социальным слоям населения.

Виды деятельности

- лечебно-профилактическая,

- первичная медико-санитарная и специализированная,

- поликлиническая,

- стационарная,

- скорая медицинская помощь;

- охрана здоровья матери и ребенка;

- санитарно-курортное лечение;

- санитарно-эпидемиологические службы;

- обеспечение населения лекарственными средствами и мед.товарами,

- медицинская экспертиза,

Направления государственной политики в области охраны здоровья населения

■ создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

■ ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

■ профилактическая направленность здравоохранения;

■ доступность медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;

■ приоритетное мед.обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

■ экономическая заинтересованность юр. и физ лиц в охране здоровья населения;

Проблемы здравоохранения

ü Экстенсивное развитие отрасли.

ü Низкий уровень финансирования

ü Преобладает затратный принцип финансирования, который связан с выделением бюджетных ассигнований по объему вовлеченных ресурсов, а не по объему и качеству услуг.

ü МТБ отрасли характеризуется высоким износом ОФ.

ü уменьшаются объемы ввода новых и реконструкции действующих фондов.

ü Применение упрощенных медицинских технологий.

ü Проблема лекарственного обеспечения.

Больничные учреждения - организации здравоохранения, оказывающие медицин­скую помощь в стационарных условиях. Амбулаторные учреждения - организации здравоохранения, оказывающие медицин­скую помощь в амбулаторных условиях и (или) проводящие медицинскую экспертизу (поликлиники, амбулатории и др.).

Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

· создание государственного механизма поддержки ЗОЖ населения;

· воспитание личной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;

· улучшение физического и психологического благополучия населения;

· улучшение качества окружающей среды;

· создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

· разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни.

Для реализации указанных задач необходимо принятие следующих мер:

- разработать и внедрить автоматизированную систему мониторинга состояния здоровья населения для разработки комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий;

- разработать и принять эффективные меры по искоренению вредных привычек;

- развивать физическую культуру, спорт и туризм;

- улучшить качество питания населения;

- повысить эффективность учреждений, формирующих ЗОЖ;

- создать постоянно действующую систему информирования и обучения населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

- обеспечить изучение вопросов формирования ЗОЖ в системе образования;

- укрепить санитарно-эпидемиологическую службу, первичную медико-санитарную и неотложную помощь;

- обеспечить приоритетное финансирование программ, направленных на укрепление здоровья населения.

 

 

54. Физическая культура и спорт, туризм

Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, активного отдыха. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм. Эти отрасли контролирует Министерство спорта и туризма

Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Физическая культура как социальный институт включает следующие формы:

ü Базовая физическая культура входит в систему образования и воспитания, обеспечивает формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, оптимального уровня разносторонней физической подготовки.

ü Спортивная физическая культура предусматривает подготовку и участие спортсменов в соревнованиях.

ü Профессионально-прикладная физическая культура используется с целью формирования двигательных умений и навыков, которые содействуют освоению профессии, развитию профессиональных качеств.

ü Оздоровительно-реабилитационная физическая культура ориентирована на использование физических упражнений как средств лечения заболеваний и восстановления функций организма.

ü Рекреационная физическая культура включает занятия физическими упражнениями в свободное время, в том числе игры, спортивные танцы, аэробику, шейпинг.

Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные формы спорта:

- Массовый спорт является составной частью физической культуры, охватывает практически все социальные группы населения, лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей.

- Резервный спорт использует систему отбора и подготовки юных спортсменов, ДЮСШ и школы олимпийского резерва.

- Спорт высших достижений включает спорт рекордный и зрелищно-коммерческий. Организатором рекордного спорта выступает государство, оно создает условия для подготовки высококлассных спортсменов и команд, использует их достижения для формирования престижа страны на международной арене. Зрелищно-коммерческий спорт преследует цели получения прибыли от организации спортивного зрелища.

В Беларуси наиболее массовыми видами спорта являются: баскетбол, биатлон, волейбол, гандбол, гимнастика, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, теннис, фехтование, футбол, хоккей.

На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм — крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью). Создано Национальное агентство по туризму, которое обеспечивает сертификацию и стандартизацию туристских услуг.

Государственное управление и регулирование сферой туризма направлено на формирование современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристских поездках, а также значительный вклад туризма в национальную экономику.

Белорусы чаще всего посещают Украину, Турцию и Польшу. А Беларусь посещают чаще всего россияне, турки и латыши.

55. Культура и искусство

К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.m

Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.

Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

· художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);

· культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);

· клубная и развлекательная деятельность (клубы, шоу-бизнес, казино);

· массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

Ведущее звено в системе управления культурой занимает Министерство культуры Республики Беларусь.

В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Стимулирует развитие культуры в стране деятельность Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.

В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли.

К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, галереи, выставочные залы, клубы, дворцы культуры, парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады и др.

В подотрасль театрально-зрелищные заведения включаются: театры, цирки, филармонии, организации кинематографии, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.

Библиотеки — наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений. Они осуществляют сбор и обеспечивают сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей библиотек. В Республике Беларусь библиотеки делятся на государственные и частные. К государственным относятся библиотеки, основанные государственными органами и государственными юридическими лицами; к частным — библиотеки, основанные негосударственными физическими или юридическими лицами.

По назначению библиотеки делятся на публичные и специальные. К публичным (массовым) относятся общедоступные библиотеки, имеющие универсальные библиотечные фонды и удовлетворяющие массовые запросы. В организациях и учреждениях системы образования, других министерств и ведомств имеются научные, учебные, технические и другие специальные библиотеки.

Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом вещественные и изобразительные предметы, в том числе произведения искусства, а также письменные источники.

Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения.

В РБ получили развитие многообразные по типам и видам клубные учреждения: дворцы культуры, клубы, центры народного творчества, молодежные культурные центры, центры национальных культур и др.

Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь насчитывают 27 профессиональных театров, в том числе 1 театра оперы и балета, 18 драматических, 8 детских и юного зрителя; 13 государственных концертных учреждений и 2 госцирка. Уровень творческой деятельности многих театров страны за последние годы значительно возрос. Об этом свидетельствует тенденция повышения заполняемости залов, которая ныне составляет 83 %.

Киноискусство. Кино — наиболее популярный и массовый вид искусства, его значение в жизни многих поколений людей очень велико. Киноискусство базируется на современных методах промышленного производства с широким использованием современных достижений науки и техники. В Республике Беларусь создана техническая база кинопроизводства, функционирует Национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование.

Кинообслуживание населения осуществляется общедоступными кинотеатрами и киноустановками с платным показом кинофильмов, а также киноустановками с бесплатной демонстрацией кинофильмов (учебные заведения, детские учреждения и др.).

Стратегической целью го сударственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций.

Для ее реализации требуется решение следующих задач:

ü сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка;

ü обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Беларуси;

ü создание условий для свободного творчества;

ü достижение здорового нравственного климата в обществе;

ü обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;

ü усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;

ü интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социокультурных процессов.

56. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуацииn

Цели:

ü содействие гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;

ü прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;

ü активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоят. решения возник-х проблем.

Основные формы социального обслуживания

Социальный уход - деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм.

Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь, психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве.

Социальный приют это организация проживания, воспитания, содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, а также предоставление помещений для пребывания людям, не имеющим крова.

Функции Министерства труда и социального обеспечения:

· разработка предложений по основным направлениям государственной политики в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;

· участие в разработке и организация выполнения социальных программ, контроль за их реализацией;

· организация и проведение мониторинга в области труда, занятости;

· осуществление контроля за реализацией Национальной программы демографической безопасности;

· участие в разработке мер в области семейной политики и охраны прав детей;

· участие в разработке и реализации мероприятий по повышению социальной защиты пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от войн;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.104 с.)