Детское движение как социально-педагогический феномен: история развития, принципы деятельности, точки роста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детское движение как социально-педагогический феномен: история развития, принципы деятельности, точки роста.



Борщук А.Л., преподаватель ГБПОУ

«Пермский педагогический колледж №1»

Жизнедеятельность общественных объединений в любом виде социального движения представляет собой в разной степени систематизированную совокупность социально-творческих и культурно-образовательных практик, предполагающих добровольное участие. В системе непрерывного образования социальные движения, общественные объединения в зависимости от степени их институциональности, правового статуса и сферы деятельности могут выступать элементами:

- формального образования, если они осуществляют свою деятельность на базе образовательного учреждения и занимают определенное место в его учебно-воспитательной системе;

- неформального образования, если их деятельность предполагает отдельные обучающие формы (в основном дополнительного образования);

- информального образования, если в их жизнедеятельности реализуются объективные воспитательно-образовательные возможности.

Особое значение имеет такой вид социального движения, как детское движение, так как именно оно на современном этапе рассматривается как перспективная модель гражданского общества. Кроме того, в детском возрасте по мере развития опыта участия в общественной жизни закладываются основы многих личностных качеств, определяющих социальную активность на протяжении дальнейшей жизни.

Детское движение самоценно, поскольку объективно обладает значимыми «социальными потенциалами» [21], к которым, прежде всего, следует отнести:

- социально-педагогический, воспитательный потенциал, выраженный в целенаправленном развитии социальной активности детей; содействии их эффективной социализации, развитию социальной компетентности, демократической культуры и национального достоинства;

- социально-экономический потенциал, отражающий экономически выгодное и эффективное решение социальных проблем, таких как борьба с детской преступностью и правонарушениями, наркоманией, игровой зависимостью и др.; подготовка кадрового резерва организаторов для различных сфер жизнедеятельности;

- социально-культурный потенциал, проявляющийся в утверждении социально ценных норм общественной жизни; сохранении и преумножении культурных традиций российского народа, конкретного региона, территории. [23]

История детского отечественного движения – это процесс рождения, становления и развития новой социально-педагогической реальности в конкретных исторических условиях нашей страны:

1 этап – 10-е годы ХХ века – возникновение детского движения как специфической социальной реальности;

2 этап – 20-е – начало 30-х годов ХХ века – становление детского движения в форме пионерства - социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания;

3 этап – 30-е – 80-е годы – развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации – специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

4 этап – 90-е годы ХХ века – саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в многообразии форм, видов, целевой и содержательной направленности в новых социально-экономических,

исторических условиях российского общества как субъекта социализации детей и юношества. [1]

Рождение детского движения начала ХХ века представлено первыми активными проявлениями детей в самых разных областях окружающей их жизни. «До начала ХХ века детские объединения не отвечали интересам, потребностям детей; медленно происходил процесс самоорганизации – объективно развивающийся процесс самоопределения детей в обществе». [15]

Опыт отечественного детского движения 10-х годов ХХ века представлен детскими объединениями самой разной направленности. Именно они стали отправной точкой оформления детского движения как социально-педагогической реальности.

В начале ХХ века в России, в странах Европы и Америки появляется широкая сеть самодеятельных детских сообществ за пределами школы. Детские объединения удовлетворяют «внутренние» потребности, интересы, склонности детей, оформляясь в различные формы существования: от товарищества и клуба до кружка, детских летних колоний и народных детских домов.

Конкретные события в истории России начала ХХ века (внутренние и внешние войны; общий кризис общества и государства) придали зарождающемуся российскому детскому движению ярко выраженную социально-политическую и гражданско-патриотическую направленность.

Процессы социальной активности и политизация взрослого населения практически всех слоев общества стали существенным фактором и стимулом активного, дифференцированного включения в бурные события жизни детей. Среди факторов, способствующих активизации детей в обществе начала XX века, выделяются следующие: поддержка самодержавия и открытые выступления против него; ученические волнения, выступления по преобразованию школы; борьба за экономические права работающих детей; патриотические проявления помощи в годы русско-японской, мировой войн и т.д.

Еще одним фактором развития детского движения стал кризис системы образования, который в сочетании с другими факторами стимулировал активность учащихся. Развитие ученических движений разной направленности является общей характеристикой первого опыта детского движения. В 1909 году С.Знаменский в своих публикациях [9] дает глубокий анализ этого социального явления. При этом российское ученическое движение не ограничивается только рамками действия в школе; оно выходит во внешкольную сферу. Активность детей стимулировали правовое бесправие учащихся; «классовость и сословность», недоступность образования для отдельных групп детей.

С самого начала сферой проявления детской самодеятельности, самореализации становится широкая социальная среда. Детские самоорганизуемые, самодеятельные объединения в годы Первой Мировой войны стали «живым делом внешкольного общественного воспитания» [8].

Широкое распространение в России в 1910-15 гг. получают «Майские союзы» внешкольная форма самоорганизации детей по защите птиц, животных. Эти союзы отличались своей социально-гуманистической направленностью, способствовали активизации детей разных социальных групп населения.[24]

Специфику зарождавшемуся отечественному детскому движению придали детские объединения политической направленности, отражавшие суровую действительность обострившейся классовой, политической борьбы, создававшиеся различными партиями, движениями, преимущественно во внешкольной социальной среде.

Стихийное и целенаправленно организуемое конкретными группами взрослых детское движение, принимавшее характер устойчивого фактора действительности, заставило государство обратить на него внимание. Взаимоотношения государства и детского движения определили специфику деятельности конкретных детских общественных организаций, объединений.

В 2017 г. исполнится сто десять лет с тех пор, как английской полковник Роберт Баден-Пауэлл, ставший педагогом и посвятивший свою жизнь детям, создал на острове Броунси экспериментальный лагерь. Результатом этого эксперимента стала организация скаутов, которая в играх, в различных видах деятельности приучала детей к выживанию в условиях природы и войны, готовила к службе Отечеству. В 1908 году Р. Баден-Пауэлл пишет книгу «Scouting for boys» («Скаутинг для мальчиков»). Эта книга разлетается очень большим тиражом по всему миру. Скаутское движение моментально приобретает огромную международную популярность. На разных языках звучит призыв к скаутам «Будь готов!» – и их гордый ответ: «Всегда готов!». По личному распоряжению императора Николая II книгу переводят на русский язык.

В России скаутское движение поначалу пытались адаптировать на национальной основе в виде «потешных». Детские военизированные игры «потешных войск» проводились «с высочайшего соизволения». В Прикамье «потешные игры» проходили в леске за «Красными казармами» и на берегу Камы. А в юбилейный год Отечественной войны 1812 г. сводный отряд даже выезжал для участия в манёврах на Бородинское поле. По учебным заведениям рассылали соответствующие наставления, назначали кураторов из числа офицеров близлежащих частей. Среди наиболее деятельных специалистов по начальной военно-спортивной подготовке начала ХХ в. - Ян Высоцкий, преподаватель Суксунского училища. [11]

«Потешные» и скауты вначале в России развивались параллельно. В Российской Империи укрепилась калька с британской модели. 1909 год считается началом русского скаутинга. Один из первых патрулей «Бобер» возглавляет гвардейский офицер О.И. Пантюхов. По его инициативе 30 апреля 1909 года в Павловске состоялся первый сбор патруля. В 1910 г. по приглашению Николая II в Россию приезжает Р.Баден-Пауэлл и встречается с О. Пантюховым и В. Янчевецким.

К 1913 году в 143 городах России были скаутские отряды. Движение скаутов в Российской империи пользуется самой высокой поддержкой и покровительством. Председателем общества содействия организации мальчиков-разведчиков «Русский скаут» назначается адмирал Иван Федорович Бострём.

Первые упоминания о движении юных разведчиков в Перми относятся к 1914-1915 гг. Из воспоминаний Л. Оболенского: «В 1915 году он был зачислен в I Пермскую мужскую гимназию. В 1916 директором гимназии стал Г.Г. Генкель, бывший до этого директором Батумской гимназии, где поддержал создание скаутского отряда. В 1915 году Генкель Г.Г. опубликовал очерк о своих батумских юных разведчиках. [3] Этот опыт работы со скаутами в Батуми пригодился ему при создании скаутского отряда в Перми» Сведения о существовании в Перми скаутского отряда при мужской гимназии опубликованы в журнале «Вокруг света» № 38 в 1916 году. Навыки, приобретенные детьми в скаутском отряде, пригодились ребятам в годы I Мировой войны. Влияние скаутинга распространилось на уездные города Кунгур, Усолье. К концу 1916 года организация включала 397 человек.

Летом 1917 года из Петрограда, отучившись в Военно-медицинской академии, в Пермь возвращается Александр Александрович Кюнцель, выпускник частной мужской гимназии, организованной сестрами Циммерман. Именно здесь А. Кюнцель создает еще один пермский скаутский отряд. В скаутском отряде под его руководством занимались 20 подростков 13–14 лет. Скауты проходили строевую подготовку, маршировали по улице Сибирской под барабанный бой и звуки горна.

В 1918 году, когда началась гражданская война, Кюнцель оказывается в Красной армии в качестве помощника военного лекаря. А в конце 1918г. в Пермь приходят белые, они всячески поддерживали скаутское движение. Материалы о скаутах публиковались в белой печати, в том числе и в пермских газетах. В своих воспоминаниях известный пермский скаут-мастер А.А. Кюнцель пишет: «Возвратившись с фронта в город, я застал там уже организацию девичьих отрядов, так называемых герлскаутов». [19] Одна из воспитанниц Мариинской женской гимназии Мария Колокольникова в 1919 году организует в Перми первый женский скаутский отряд.

К октябрю 1917 г. в 140 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов. Однако развитие скаутского движения притормозила Октябрьская революция и гражданская война. После Октябрьской революции российские скауты раскололись по отношению к советской власти и большевикам на «белых», «красных» и «нейтральных». Первая волна российского скаутского движения охватывает период до середины 20-х годов. Традиции российского скаутизма в 30-80-е годы жили и развивались в условиях зарубежья.

С 1918 года начинается организационно-педагогическая работа по оформлению детского движения как формы социального воспитания. В документах Наркомпроса [18] в 1918-1922 годах рассматриваются попытки использования скаутизма как одного из видов внешкольных организаций. В 1918 году создается Всероссийская организация юных коммунистов – «юков». В 1921-22 годах разгорелись острые дискуссии о возможностях применения системы скаутинг в условиях советской действительности. Скаутинг рассматривался как новая внешкольная система общественного воспитания – один из источников пионерского движения (пионерства). По своему смыслу и значению, это не означало слепого «копирования», механического перенесения опыта скаутизма в новое движение.

В 1917–1922 годы распространение получали детские коммунистические группы («Муравейник» в Перми, «Юные коммунисты» в Нижнем Новгороде, Одессе и др.). Опыт детского коммунистического движения оказал существенное влияние на идеологию пионерского движения [25]. Определяющими стали идеи, взгляды на детское движение как фактор классового воспитания: Э.Гернле [4], О.Тарханова [22], Н.К.Крупской [14].

В 1919 году, после освобождения Перми от колчаковцев, губернский отдел народного образования вынес решение об организации детских библиотек. Заведующим центральной городской детской библиотекой был назначен Василий Михеевич Шулепов. Вскоре при библиотеке им был создан детский клуб «Муравейник» (своеобразная детская республика со своей программой, названием и девизом, которые придумали сами ребята): «Мы - муравьи - трудиться любим, иди работать к нам скорей». Детский клуб «Муравейник» стал первым на Урале очагом коммунистического воспитания детей, предшественником пионерской организации.

В 1921 году комсомол активно включается в работу по формированию нового детского движения. Комсомольцами был подготовлен проект «Устава организации юных пионеров», в котором прозвучало историческое название «пионеры». Это название приняли и лидеры 50 организаций «красных скаутов» Москвы, Московской области.

В выступлении О.Тарханова перед московским активом в декабре 1921 года были изложены основные идеи первой социально-педагогической концепции новой детской общественной организации [22].

1. Детская организация не должна быть внешкольной воспитательной системой, насаждаемой «сверху».

2. Это детская самодеятельная организация, первая ступень к РКСМ; автономная по своему самоуправлению, но работает под руководством комсомола.

3. В основе содержания – классовая направленность, героические, трудовые процессы социальной жизни и социальной среды.

Опытную работу по созданию отрядов юных пионеров комсомол начал в 1921 году в Москве в союзе с руководителями отрядов красных скаутов, опираясь на их педагогический опыт. [16] В августе 1922 года бюро МК РКСМ утвердило Временный Устав детских коммунистических групп юных пионеров имени Спартака.

В Международную детскую неделю 14 - 20 июля Пермский губком РКСМ решил рассматривать пионерскую организацию как «фундамент, на котором будет развиваться детское движение». В пятнадцать детдомов города направили комсомольцев для ведения воспитательной работы, провели собрания и дискуссии педагогов об общественно-политическом воспитании детей, начала работать первая школа инструкторов - будущих вожатых. В сентябре возник первый отряд юных пионеров им. Коминтерна в «Муравейнике». Его возглавляет Мария Колокольникова. [17] II общегородская детская конференция 3 ноября поставила задачу «организовать повсюду отряды юных пионеров». [13]

20-е - годы ХХ века – создаются первые отряды юных пионеров, проходит их организационное оформление. В 1924 году пионерской организации присваивается имя В.И.Ленина. В эти годы выходят в свет пионерские газеты и журналы: «Пионерская правда», «Ленинские искры», «Вожатый»; открываются первые Дома пионеров. В 1925 году начинает действовать пионерский лагерь «Артек».

С 1934 года пионерские дружины переводятся в школу, вводится должность старшего вожатого. С этого времени пионерская организация попадает в зависимость от руководителей органов образования и правящей партии, но для многих ребят она остается школой социализации, умения жить в коллективе, местом общения по интересам и формирования романтических идеалов.

В годы Великой Отечественной войны (ВОВ) по мере сил и возможностей пионеры участвуют в защите независимости своей Родины от фашистской Германии в тылу, на фронтах, в партизанских отрядах.

В 50-е годы ХХ века идет восстановление единой Всесоюзной пионерской организации. Каждый класс становится пионерским отрядом, а в младших классах восстанавливаются октябрятские группы – смена и резерв пионерской организации. С середины 50-х до конца 80-х годов Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина становится важным звеном коммунистического воспитания детей. В эти годы активно развиваются самые разные пионерские социально-значимые движения: профильные отряды голубых, зеленых патрулей, юных друзей армии и флота, милиции, пограничников и т.д. Рост этих объединений свидетельствует о расширении связей Детства с жизнью страны, о признании взрослым обществом детей своими союзниками и партнерами. Пионеры участвовали в строительстве Байкало-Амурской магистрали (БАМ), крупнейшей Саяно-Шушенской электростанции, в освоении Целины.

С 1962 года возрождаются Всесоюзные пионерские слеты. Они стали своеобразными рапортами государству, партии, комсомолу о вкладе юных в строительство социализма в нашей стране. Слеты давали старт всесоюзным пионерским акциям, кампаниям, трудовым вахтам, программам; определяли «правофланговые» пионерские отряды, дружины; выносили решения о награждении пионеров, особо отличившихся в учебе, труде, тимуровской деятельности, интернациональной работе.

Пионерская организация становится частью мирового пионерского движения, а пионерские лагеря «Артек», «Орленок», «Океан» – центрами международного пионерского детского движения. Историю отечественного детского движения ХХ века представляют его многообразные направления: юнкоровское, юннатское, юнармейское, тимуровское, туристическое, поисково-краеведческое, экологическое, ученическое, которые оформлялись и действовали как самостоятельные формы детского движения.

Конец 80-х – 90-х годов прошлого века отмечается кризисом в государстве и обществе, что отразилось и на пионерской организации, которая была их составной частью. Это привело к распаду Всесоюзной пионерской организации, ее перерастанию в новый этап функционирования наряду с множеством других, создаваемых в эти годы.

Десятый слет пионеров (1991 год) стал последним в истории Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Правопреемником ее слет провозгласил Союз пионерских организаций – Федерацию детских организаций (СПО-ФДО), в которую вошли пионерские и новые детские общественные организации и объединения.

На пороге 80–90 гг. XX в. получают развитие следующие тенденции:

· возрождение российского скаутинга;

· создание программы обновления пионерской организации; возвращение вариативности в детском движении (пионеры, коммунары);

· формирование национальных детских организаций в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии, Казахстане;

· начало процесса деполитизации пионерской организации и обращение к интересам личности ребенка.

После 1991 г. число детских организаций выросло в сотни раз. Но общая численность детей членов общественных объединений многократно сократилась. По разным источникам, сегодня лишь 5% детей школьного возраста являются членами детских объединений.

Выделяются три особенности нынешнего периода развития общественного движения:

1) неравномерное распределение по стране, большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах;

2) разнообразный характер детских и молодежных формирований;

3) наличие двух ветвей развития движения: позитивные и негативные антисоциальные объединения [6]

Процесс развития этих двух ветвей детского движения долгое время не координировался и не регулировался со стороны государства.

Приоритетной формой детского движения становится детское первичное объединение, создаваемое по инициативе определенной группы детей-подростков и взрослых с целью реализации общих интересов, целей в совместной деятельности на основе самоуправления. Детское движение в новых условиях раздроблено, разбросано по различным «квартирам» взрослых структур.

На состояние детского движения как фактора формирования личности заметное влияние оказывает церковь через специально создаваемые воскресные церковные школы, детско-молодежные и взрослые религиозные организации, общины различной направленности – православные, католические, мусульманские, сектантские.

Заметна тенденция использования потенциала детской активности в качестве «толпы», массовки для поддержания позиций определенных взрослых политических, экономических сил, молодежных организаций различного социального толка.

Влияние государственных структур и поддерживающих их общественных сил на управление детской стихией, позитивное использование в интересах определенных групп детей уступает влиянию «стихийному», оппозиционному по отношению к государству. Постепенно всей взрослой общественностью осознается «лживость» и несостоятельность лозунгов начала 90-х годов о «полной свободе» детской самодеятельности, независимости от государства детских общественных структур, внеполитичности и внеидеологичности детской активности.

На уровне Российской Федерации и ее субъектов приняты законы о поддержке и развитии позитивного детского движения в многообразии форм детской самодеятельности разработаны и реализуются программы взаимодействия государственных и детских общественных структур, возрождается система профессиональной подготовки взрослых в качестве организаторов, руководителей, кураторов детских общественных объединений. Другими словами, определяется новая идеология, стратегия и тактика государственно-общественных структур по отношению к детскому движению.

Проведенный анализ позволяет охарактеризовать состояние позитивного детского движения как реальности по нескольким параметрам. Один из важных параметров – базы и основные сферы функционирования позитивных детских общественных объединений в социуме.

Система детских общественных объединений представлена как субъект разных сфер социального пространства.

1. Детские общественные объединения – субъекты системы государственного образования детей. Приоритетной базой создания и функционирования детских общественных объединений являются образовательные учреждения. Приоритетность объясняется многими факторами: традициями связей школы, внешкольных учреждений с пионерской организацией, детскими движениями; потребностью современной школы в расширении своего социально-педагогического влияния на ребенка, семью, социум; наличием кадров воспитателей-профессионалов, добровольно изъявляющими желание работать с детьми во внеучебное время.

Подобные общественные объединения в системе дополнительного образования являются «полигоном» развития и закрепления в общественно-значимой деятельности. Наличие на базе этих учреждений детских общественных структур позволяет им занять более значительное место как действенной социальной реальности в организации пространства здорового досуга детей и взрослых, демократизации общественных отношений. Детские общественные объединения, действующие на базе школ, очень разнообразны по целевой, содержательной направленности. В последние годы они значительно представлены органами ученического самоуправления, ученическими общественными организациями.

2. Детские общественные объединения – субъекты общественной системы: молодежных, взрослых общественных структур неполитического характера деятельности.

3. Сеть детских общественных объединений представлена на базе СМИ как государственных, так и частных, независимых. Детские пресс-центры, издания, медиа-проекты расширяют современное информационное пространство, представляющее интересы, заботы, проблемы Детства. Они являются открытым образовательным пространством профессионального самоопределения детей школьного возраста.

4. Новой базой детских общественных объединений становятся коммерческие частные структуры, которые инициируют создание объединений, ориентированных на подготовку экономического и политического резерва.

5. В современном социуме заметное место занимают детские и детско-взрослые религиозные объединения.

6. За последние годы оживилась деятельность детских самодеятельных структур по месту жительства, их инициаторами активно выступают органы местного самоуправления.

7. Детские общественные структуры создаются на базе органов власти.

8. Сохраняется традиция создания детских объединений на базе различных государственных структур (театры, музеи, архивы, воинские части, вузы, научные учреждения, спортивные клубы).

9. На базе летних оздоровительных лагерей создаются и действуют временные самодеятельные детские объединения, специфические пространства жизнедеятельности ребенка, его самоутверждения, самореализации, обретения нового жизненного опыта.

Представляем «портрет» детского движения России начала XXI века в наиболее типичных структурах разных уровней, формах организации детской самодеятельности, направлениях, видах деятельности.

Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (международная организация) – правопреемница Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. В Пермском крае представлена региональной детской общественной организацией «Муравей», которая в свою очередь включает 33 детских объединения, действующих в 18 районах края. Самые крупные среди них: Чайковская ассоциация детских объединений (ЧАДО), «Феникс» (Кишертский р-н), СМиД (Горнозаводский р-н) и т.д. ПРДОО «Муравей» действует с 2005 г.

Скаутское движение, возрождаемое в России с начала 90-х годов: НОРС (Национальная организация российских скаутов), Союз православных скаутов (следопытов), Организация юных разведчиков России (ОРЮР). В крае скаутские организации представлены структурным подразделением НОРС - детско-молодежная общественная организация «Пермский скаутский центр», который функционирует с 1994 года. В начале 90-х в Перми создаются два скаутских отряда – «Маугли» и «Исток». Этому способствовало участие в учредительной конференции Ассоциации возрождения российского скаутинга (АВоРС) 15-17 ноября 1990 г. пермских скаут-лидеров Якова Овчинникова и Ирины Якубчик. Через год, в ноябре, в Репино под С-Петербургом была образована Федерация скаутов России (ФСР). Именно там впервые зашла речь о специальных программах для девочек. В результате в Перми в 1993 г. состоялся первый семинар для лидеров девочек-скаутов. Семинар перерос в конференцию Лиги девочек-скаутов ФСР. В состав первого Совета была избрана И. Якубчик. 29-30 октября 1994 года на Учредительной конференции в г. Перми было провозглашено создание Детской межрегиональной общественной организации «Ассоциация девочек – скаутов» (АДС). [12; 20]

Детские общественные объединения пионерской ориентации, различные по названиям, формам, но сохраняющие в основе своей деятельности гуманистические традиции пионерской организации: самодеятельность, самоуправление, общественно полезную направленность деятельности, коллективизм, структуру, формы, методы (поручение, задания, символику, ритуалы).

Детско-молодежные движения гражданско-патриотической направленности, в основе которых поиск, краеведческие экспедиции, экскурсионно-музейная исследовательская деятельность по возрождению, изучению истории страны («Отечество», «Путь к истокам», «Юные за возрождение С-Петербурга», «Родники» и др.).

Движения военно-патриотической направленности, ориентированные на изучение, возрождение боевых, героических традиций народов страны, подготовку молодежи к службе в Российской армии («Юнгвардия», «Сыны Отечества», клубы юных десантников, пограничников, штабы и структуры участников военно-спортивных игр типа «Зарница», «Орленок» и др.).

Экологические движения, объединения (самостоятельно-детские, субъекты международных, федеральных, региональных экологических движений «зеленых»). В Пермском крае представлено молодежным экологическим движением «Зеленый мир». Движение организовано на 1-м слете лидеров детских экологических объединений области в 1999 году по инициативе Госкомэкологии Пермского края и регионального отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП).

Движения учащихся школ (школьные ученические комитеты, организации, ученические союзы, ассоциации, республики на базе школ, городов, районов, регионов). В Прикамье представлена Региональная общественная организация «Ассоциация учащейся молодежи и детей Пермской области «Юность»

Движение юных корреспондентов (пресс-центры, ассоциации, лиги и т.д.). В сентябре 2006 года создано Пермское региональное отделение ООДО «Лига юных журналистов» Эта организация продолжила многолетнюю работу общественной организации «Союза юных журналистов Пермской области», который осуществлял деятельность по развитию и поддержке юнкоровского движения в регионе с 2002 года. С 2011 года АНО Юнпресс-Пермь является региональным отделением Общероссийской общественной детской организации "Лига юных журналистов». Пермское региональное отделение Лиги юных журналистов имеет 12 филиалов в муниципалитетах Пермского края. Общее количество членов организации – более 500 человек.

Туристско-краеведческое движение по включению детей в познание Родины, самого себя, овладению опытом здорового образа жизни («Юный путешественник», туристские клубы).

Движения социально-реабилитационной ориентации, помощи конкретным группам детей («Орден милосердия», формы тимуровской работы).

Детско-молодежные общественные объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.).

Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что современное детское движение в многообразии форм, видов, целей, видов деятельности охватывает практически все основные сферы социального пространства (образовательное, культурное, экономическое, правовое и т.д.), включая детей и юношество в реалии окружающей жизни.

В социальном пространстве оно представлено как позитивно организуемыми детскими объединениями, так и негативно стихийно проявляемой детской активностью, самодеятельностью, поддерживаемой определенными группами взрослых.

Основные виды, формы позитивной организации детской активности, самодеятельности – один из параметров в оценке детского движения как конструируемой социально-педагогической реальности.

Действенной формой детского движения являются детские первичные общественные объединения, создаваемые по инициативе самих детей и взрослых, чьи позитивные интересы совпадают с детскими, действующими на основе самодеятельности, самоуправления, общественно и личностно значимой направленности деятельности.

В опыте отечественного детского движения постепенно складывается образ новой детской общественной организации, как одной из сложно организованных форм общественного объединения, отличающейся от первичных детских структур целями, социальной направленностью содержания деятельности, характером управления и самоуправления, позициями детей и взрослых – членов организации. Постепенно преодолевается стереотип представлений о детской организации как единой, массовой, политической структуре.

Из проведенного анализа состояния детского движения как конструируемой новой социально-педагогической реальности можно сделать следующие выводы:

1. Активность современного российского Детства представлена практически во всех сферах общественного и государственного устройства разнообразием форм, направлений личностно и общественно-значимой деятельности; разной степенью самоуправления, самостоятельности, творчества самих детей.

2. Многообразие, дифференцированность детских объединений, специфика базы их функционирования определяют особенности воспитательного влияния на личность ребенка и представляют в целом достаточно значительный социально-педагогический потенциал позитивно организованного детского движения, который пока недооценен, глубоко не изучен и не стал основой целенаправленного конструирования этой уникальной реальности – субъекта государственного и общественного развития.

3. Педагогическое обеспечение деятельности этих объединений как важное условие эффективной реализации воспитательного потенциала – не формальное, а скорее проявление «внутренней педагогической «склонности» по Ушинскому; осознанная потребность взрослого руководителя, показатель его отношения к детям, их запросам, нуждам, проблемам.

4. Детские общественные объединения дают обществу совершенно нового педагога-общественника, тем самым расширяя значимость этого субъекта общественного воспитания, вовлекая в процесс социального воспитания новые слои взрослого населения

Литература

 

1. Алиева Л.В.Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества. Учебно-методическое пособие. – М.: 2007. – 72 с.

2. Воспитательный потенциал современного детско-юношеского движения: сб. науч. тр. / под ред. профессора В.К. Григоровой. Биробиджан, 2006. – 98с.

3. Генкель Г.Г. Мои юные разведчики // Природа и люди, 1915 - № 32 - С.505-507.

4. Гернле Э. Детское движение как новая форма организации воспитания // На путях к новой школе. – 1923. – №№ 7–8.

5. Горяшко А. День птиц. // Биология, 2001 - №14 (597) – С.13-14

6. Гринкруг М.А. К вопросу об истории детского и молодежного движения. // Среднее профессиональное образование, 2013 - №2 – С.63-64;

7. Детское движение: словарь-справочник. / Сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник, - М.: Ассоциация исследователей детского движения, 2005. – 541с.

8. Жуков И.Н. Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков. – Ереван, 1991.

9. Знаменский С. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905-1906 гг. и их значение. Общий очерк и материалы. – СПб.: 1909.

10. Евлешина Н.А. Социальное воспитание в детском общественном объединении. / Под ред. А.В. Мудрика – М.: Канон +; РООИ «Реабилитации», 2009. – 320с.

11. Константинов А. Потешные игры. Как воспитывали патриотические качества у детей в Прикамье // Аргументы и Факты - Прикамье, 2016 - № 17 – С.

12. Крапивина, Л. А. Причины кризиса скаутских патрулей, дружин и пионерских отрядов в России в начале XX в. [Текст] / Л. А. Крапивина // Педагогика. - 2010. - N 3. - С. 62-70.

13. Круглова Т.А.От войны - к мирному труду: (1921-1925) // Эстафета молодых: Очерки истории Пермской областной организации ВЛКСМ. / Сост. Л.В. Коротаева, Т.А. Круглова. Отв. за выпуск М.С. Мусихин. Под ред. автора. - Пермь, 1988. - С.16.

14. Крупская Н.К. РКСМ и бойскаутизм // Вожатый, 1989 - № 1 – С. 16-22

15. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. – Архангельск, 1997

16. Мальцева Э.А. Детское движение в России. Уроки истории. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика

17. Мария Колокольникова с 1922 года - член РКСМ // История комсомола Прикамья. / под общ. ред. М.Я. Кокшаровой. - Пермь: Кн. изд-во, 1968. - С.388.

18. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917–1973. М.: 1974.

19. Пермских скаутов отряд // Вечерняя Пермь, 1994 - №67 (7403)

20. Софьин Д. Скауты, будьте готовы. Новое молодежное движение в Перми имеет серьезные исторические корни // Московский комсомолец, 2015 - № 25 –С.7-8;

21. Социокинетика: стратегия и тактика детского движения нового века / Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2003. 512 с.

22. Тарханов О. Юные пионеры // Народное просвещение. – 1923. – №6. Тарханов О. Доклад на 2 съезде завгубсоцвосами // Народное просвещение. – 1923. – № 6.

23. Титова Е. В. Социокинетика как методологический ресурс непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2, 2013,DOI: 10.15393/j5.art.2013.2082

24. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона .- С .- Пб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.088 с.)