Серебряный век русской культуры». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Серебряный век русской культуры».



Начало XX в. — переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: 1) русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства"- религиозное философское течение. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения Революции 1905—07. Предлагало перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования. 2) русский модернизм

Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма XIX в. Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения творческой интеллигенции, протестующей против главного принципа реалистического искусства — принципа непосредственного изображения окружающего мира. По мнению его представителей, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал — материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир, творить новую реальность.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты- символисты.

Живопись. Главным стал стиль, получивший название «модерн». искусство — это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.

28 29
Архитектура. Во второй половине XIX в. новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с общим техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни постоянно требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название «стиль модерн». Одной из особенностей этого направления была стилизация русских архитектурных мотивов — так называемый неорусский стиль.

 

Литература. Первое десятилетие XX в. вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Это было время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но мировой культуры. Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе.

С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.

А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.

Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать").

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Вместе с тем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова.

После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано прежде всего понятие "серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX в. испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.

Музыка, балет, театр, кинематограф. Начало XX в. - это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся оперных певцов Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в декорациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха. Русская балетная школа "серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров - А. Т. Павлову, Т. Т. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

 

28 Революционный процесс 1917 г. от Февраля к Октябрю.

Первая мировая война для Российской империи имела катастрофические последствия, из всех стран именно она оказалась менее всего готова к ведению длительной войны на истощение. Армии не хватало даже стрелкового вооружения, уже в 1914 г. была недостача 400 тыс. винтовок для вооружения мобилизованных. Со снарядами было еще хуже и в 1915 г. начался снарядный голод. Все это усугубилось и слабостью ж.д. системы, которая не справлялась с военными перевозками.

В 1915 г. в попытке переломить ситуацию царское правительство попыталось начать мобилизацию промышленности. В помощь постоянно действующему правительственному аппарату было создано несколько междуведомственных органов для регулирования всей хозяйственной деятельности, связанной с войной. Среди них главную роль играло образованное в 1915 г. «Особое совещание по обороне», призванное осуществлять высший надзор за деятельностью всех предприятий, которые производили оружие и снаряжение, как казенных, так и частных. Другие «особые совещания» занимались транспортом, продовольствием и т.д.

В том же 1915 г. были основаны военно-промышленные комитеты. В состав центрального и местных комитетов входили видные промышленники, представители банков, верхушка буржуазной технической интеллигенции. Военно-промышленные комитеты привлекли к обслуживанию нужд фронта около 1300 средних и мелких промышленных предприятий и создали до 120 собственных заводов и мастерских[1]. Возникшие еще в самом начале войны всероссийские организации буржуазии и обуржуазившихся помещиков «Союз земств» и «Союз городов» объединились в «Союз земств и городов» – «Земгор». Помимо госпитальной службы, «Земгор» взял в свои руки также мобилизацию для нужд войны мелкой и кустарно-ремесленной промышленности.

При этом в Р.И. развитие военной экономики происходило еще более однобоко, чем в Европе: заводы выполняли только непосредственно военные заказы, т.к. они были выгоднее, при этом производство черных металлов, например, падало, и начали гасить доменные печи.

Мало того, Россия испытывала топливный голод, промышленность недополучала уголь, как и транспорт, а неразвитость ж.д. сети и изношенность паровозного парка привела к тому, что начали появляться товарные пробки.

Мало того, начались восстания на национальных окраинах, например, в 1916 г. в Казахстане – Тургайское восстание под руководством Амангельды Иманова.

В итоге к 1917 г. Россия оказалась в состоянии экономического коллапса, тяжелые поражения, рост цен и перебои со снабжением снова подогрели революционные настроения.

В первые недели 1917 г. стачечное движение в России достигло самых крупных за время войны размеров. В январе-феврале 1917 г. число бастующих составило только на предприятиях, подчиненных надзору фабричной инспекции, около 700 тысяч. Революционные и антивоенные настроения перекинулись на деревню, и началась революционизация армии.

События самой революции начались с забастовки на Путиловском заводе (18 февраля). 23 февраля (8 марта), в Международный день работниц, по призыву большевиков началась на предприятиях столицы политическая забастовка, в которой участвовали 90 тыс. человек. 25 февраля политическая забастовка стала всеобщей – бастовало более 250 тыс. человек. Работу прекратили не только фабрики и заводы, но и трамвайные парки, мастерские, торговые заведения. Бастующие вышли на улицы и начались захваты полицейских участков и сражения с жандармерией.

26 февраля начались бои с войсками, призванными на усмирение бастующих. Рабочие, несмотря на расстрелы, пытались прорваться к центру города. В это же день рота Павловского полка отказалась стрелять в рабочих и сама обстреляла городовых. На следующий день 27 февраля войска начали переходить на сторону восставших рабочих, и к концу дня на стороне революции были уже 60 тыс. солдат гарнизона.

В этот же день был создан Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Это, в свою очередь, заставило буржуазную думскую оппозицию поторопиться и объявить о создании временного думского комитета, с которым начал переговоры исполком петросовета. 2 марта было объявлено о создании временного правительства.

Главою его и министром внутренних дел стал помещик, земский деятель князь Г. Е. Львов. Важнейшие посты заняли лидеры кадетов и октябристов. П. Н. Милюков возглавил министерство иностранных дел, А. И. Гучков – военное и морское. Министерство финансов и министерство торговли и промышленности перешли в руки представителей крупного капитала – сахарного магната М. И. Терещенко и текстильного фабриканта А. И. Коновалова. Портфель министра юстиции получил Керенский – вопреки решению Петроградского Совета, запретившего своим представителям входить в состав правительства.

Основу для этого правительства составил так называемый прогрессивный блок октябристов (партия 17-го октября) и кадетов (Конституционных демократов КД) по сути партии либеральных помещиков и буржуазии. Поскольку монархия была дискредитирована, октябристы уступили основною роль в формирующемся правительстве кадетам. После февральской революции идет уход партии вправо и вступление в неё всех октябристов, чиновников и поддержка её офицерами. Фактически же кадетское правительство, оказалось, неспособно наладить жизнь и откладывает все важнейшие решения на после войны.

Власть же, по сути бывшую них в руках, отдали буржуазии мелкобуржуазные партии — эсеры и меньшевики, которые составили на тот момент большинство в исполкоме и в советах.

ПСР (эсеры) после революции стали крупнейшей партией, так как в них пошел приток новых членов и возвращение старых отошедших от дел после провала первой революции. Но эту силу эсеры использовать не пожелали, мотивируя это тем, что:

  1. буржуазные элементы сами постепенно уйдут от власти;
  2. во время войны и разрухи необходимо сложить усилия всех сил и классов, и для этого необходимо найти компромисс, такой, который устроит всех;
  3. только кадеты имеют опыт управления, поэтому необходим союз с ними.

Левые эсеры критиковали оппортунизм ЦК, но побоялись идти с ним на разрыв. Так Мария Спиридонова – лидер левых эсеров – требовала установления диктатуры свой партии, а вот Чернов, хотя и критиковал идею ЦК, в итоге, вошел во временное правительство.

Меньшевики были раздроблены на 4 основных группы: правые – Плеханов-Единство (самые правые) и правый ЦК; Центр – Революционные оборонцы Чхеидзе и Церетели, левое крыло – Интернационалисты во главе с Мартовым.

Меньшевики первоначально заявляли о необходимости объединения всех «демократических» сил, начиная от большевиков и кончая кадетами. Для начала они хотели вновь объединить РСДРП, но этого, естественно, сделать не смогли. Несмотря на разногласия, все 4 направления придерживались тактики продержки временного правительства, так как считали, что рабочие еще не готовы взять власть. Советы же они считали только органом классового представительства.

Большевики в этот период начали восстанавливать свою численность, так как на них обрушилась большая часть репрессий, при этом в Петроградском ЦК не было единства мнений по поводу тактики в новых условиях. Но большевики остались единственными, считавшими, что революция не закончилась, они явочным порядком устанавливали восьмичасовой рабочий день, помогали создавать советы в районах, и организовывать фабзавкомы. Их в этом часто поддерживали анархо-синдикалисты и анархо-коммунисты.

Ленин, который в этот момент находился в эмиграции, характеризовал Временное правительство как антинародное и предостерегал против малейшего доверия ему.

Полная политическая и организационная самостоятельность большевистской партии, расширение ее связей с массами, вооружение народа, укрепление Советов – таковы были первые указания и советы, направленные им в Россию товарищам по партии.

3 апреля 1917 г. В. И. Ленин вернулся на родину. В Петрограде на Финляндском вокзале его восторженно встретили тысячи рабочих и работниц, солдат и матросов. Свою речь, произнесенную с броневика, Ленин закончил лозунгом: «Да здравствует социалистическая революция!»

На другой день Ленин выступил в Таврическом дворце на совещании большевиков с докладом о войне и революции, повторив его затем на собрании, где присутствовали и меньшевики. 7 апреля тезисы ленинского доклада были опубликованы в «Правде» под заголовком «О задачах пролетариата в данной революции».

Ленин показал, что с переходом власти к буржуазии закончился первый этап революции. В созданных рабочими и солдатами Советах получила воплощение революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, к которой большевики призывали, еще в 1905 г.

Однако это «второе правительство» вступило в соглашение с Временным правительством – органом диктатуры буржуазии, добровольно передав ему власть. Произошло своеобразное переплетение двух диктатур, которое не может долго продолжаться.

Ленин пришел к выводу о том, что необходимо продолжение революции и переход власти к советам «сверху донизу» и соответственно ломка старой государственной машины.

Таким образом, для последовательных революционеров какая-либо поддержка временного правительства была невозможна. С другой стороны, призыв к немедленному свержению правительства означал бы выступление против советов, и отрыв от масс, поэтому Ленин потребовал выдвижения двух лозунгов «Никакой поддержки временному правительству» и «Вся власть советам». Это позволило бы сместить правительство относительно мирным путем и передать власть советам.

Ключевым для вопроса о власти был вопрос о вооруженной силе и её поддержке. Для того, чтобы обеспечить такой переход, необходимо было укреплять отряды красной гвардии. «Оружие в руках народа, отсутствие насилия извне над народом – вот в чем была суть дела. Вот что открывало и обеспечивало мирный путь развития вперед всей революции» [2].

В «Апрельских тезисах» В. И. Ленин сформулировал экономическую программу большевистской партии. К числу первоочередных мер, объективно назревших шагов к социализму относились: национализация банков, национализация синдикатов или, по крайней мере, немедленное установление контроля над ними со стороны Советов рабочих депутатов; контроль Советов над общественным производством и распределением продуктов; конфискация помещичьих земель и национализация всей земли.

Центральным оставался вопрос о войне и мире. Ленин указывал, что пока власть в руках у буржуазии война для России остается империалистической. Поэтому нельзя делать уступок «революционному оборончеству», но при этом необходимо объяснить массам, что любая попытка решить вопрос о мире без взятия власти трудящимися (т.е. последовать призывам «воткнуть штык в землю») обречена.

В «Апрельских тезисах» Ленин высказался также за немедленный созыв съезда партии, пересмотр программы, перемену названия партии. Вместо «социал-демократии», которая дискредитировала себя поддержкой империалистической войны, необходимо было принять название коммунистической партии, а вместо развалившегося 2-го интернационала, создать новый, коммунистический, интернационал.

 

Апрельский кризис

 

Апрельские тезисы публиковались на фоне следующих событий. Петроградский Совет 14 марта опубликовал «Воззвание к народам всего мира», заявив от имени российской демократии, что «она будет всеми мерами противодействовать захватной политике своих господствующих классов и призывает народы Европы к совместным решительным выступлениям в пользу мира». Воззвание носило декларативный характер, не указывало конкретных мер борьбы за мир. Более того, под предлогом защиты свободы от опасности извне, оно призывало армию продолжать войну.

Руководство Петросовета уговорило Временное Правительство выпустить аналогичное заявление, которое вышло 28 марта, несмотря на общую умеренность, оно обеспокоило союзников.

Идя навстречу этим требованиям, министр иностранных дел Временного правительства Милюков отправил 18 апреля союзникам ноту, в которой заявил, что декларация 28 марта выражает «всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы».

20 апреля, после опубликования ноты, начались стихийные демонстрации в Петрограде, первоначально под лозунгом «Долой Милюкова!»

В тот же день Центральный Комитет партии большевиков призвал рабочих и солдат протестовать не против отдельных лиц, а против империалистической политики в целом и против всего буржуазного правительства.

21 апреля демонстрации продолжались с еще большей силой, уже под лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой войну!», «Опубликовать тайные договоры!», «Долой захватническую политику!» Командующий Петроградским военным округом генерал Л. Г. Корнилов сделал попытку применить артиллерию против демонстрантов, но солдаты отказались выполнить его приказ. Петроградом активность не ограничилась, и демонстрации прошли по многим крупным городам.

Временное правительство убрало из состава Милюкова и Гучкова, чтобы успокоить массы. Это само по себе не помогло.

Если бы совет захотел, то смог бы взять власть в свои руки, но Церетели и прочие правые руководители предпочли компромисс. 5 мая 1917 г. под председательством князя Г. Е. Львова образовалось новое Временное правительство, составленное на коалиционной основе. В него вошли 10 министров – представителей буржуазии, и 6 министров, представлявших мелкобуржуазные партии.

Пост военного и морского министра получил Керенский; лидер эсеров В. М. Чернов стал министром земледелия, а лидер меньшевиков И. Г. Церетели – министром почты и телеграфа. Получив посты в правительстве, меньшевики и эсеры только испортили себе жизнь, ни одно из их программных положений в правительство они не вносили, а ответственность за все решения правительства приняли. Тем более что вхождение в кабинет даже не содержало никаких условий.

Тем временем революция продолжала расширяться, помимо рабочих в неё массово включились и крестьяне. По примеру и под влиянием Советов рабочих и солдатских депутатов возникали крестьянские Советы: губернские и уездные избирались на съездах крестьян, волостные и сельские – на собраниях граждан данной волости или села. Естественно, что эсеры, имевшие влияние на крестьянство, пытались использовать этот подъем в своих целях.

На состоявшемся в мае 1917 г. I Всероссийском съезде крестьянских депутатов эсеровское большинство провело резолюцию доверия Временному правительству, одобрило политику продолжения войны.

Большевики использовали трибуну съезда для пропаганды своей аграрной программы, которая включала в себя немедленный переход всей земли без выкупа в руки народа, а именно, в распоряжение созданных волостных и уездных советов крестьянских комитетов, которые займутся распределением земли. Однако эсерам и меньшевикам удалось добиться отклонения этой резолюции и провести свою, которая хотя и признавала необходимость передачи земли народу, но по-прежнему откладывала решение этого вопроса до созыва Учредительного собрания.

 

Июньский кризис

 

Об усилении влияния большевиков свидетельствовали и результаты перевыборов в Советы в мае-июне 1917 г. В Петроградском Совете большевики завоевали около половины мест в рабочей секции Совета и около одной четверти в солдатской. В Московском Совете большевистская фракция стала самой крупной. Прочные позиции большевики имели в Советах Иваново-Вознесенска, Орехово-Зуево, Луганска, Кронштадта, Красноярска и некоторых других городов.

Но процесс освобождения масс от доверчивого отношения к Временному правительству, процесс отхода их от соглашательских партий шел неравномерно: быстрее – в крупных промышленных центрах, значительно медленнее – на обширной периферии. Это отразилось на составе делегатов I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся в Петрограде 3 июня 1917 г. Из 777 делегатов, заявивших о своей партийной принадлежности, было 105 большевиков, 285 эсеров, 248 меньшевиков.

В своих выступлениях на съезде лидеры меньшевиков и эсеров пытались доказать необходимость сохранения коалиции с буржуазией. Главный аргумент соглашателей сформулировал меньшевик Церетели, заявивший, что в России нет такой политической партии, которая могла бы взять в свои руки и полноту государственной власти. «Есть такая партия!» – в ответ заявил Ленин.

В своей речи он показал, что программа соглашателей – это путь к превращению России в обычную буржуазную республику, так как буржуазный парламент и советы не смогут сосуществовать и будут разогнаны реакционными генералами, поэтому необходимо взятие советами всей полноты власти и превращение России в страну пролетарской диктатуры.

Отвечая Церетели, В. И. Ленин заявил, что партия большевиков не отказывается от власти, каждую минуту она готова взять власть целиком с тем, чтобы осуществить свою программу.

В другом выступлении, 9 июня, Ленин вскрыл империалистический характер войны, которую продолжало Временное правительство, и убедительно показал, что выйти из войны можно только на путях социалистической революции. «Поддерживайте революцию угнетенных капиталистами классов, свергайте класс капиталистов в своей стране и тем давайте пример другим странам. Только в этом социализм. Только в этом борьба с войной».

В это время Временное правительство готовит «разгрузку» города от революционно настроенных частей, а также хочет вывезти из города часть предприятий. Среди рабочих и солдат это вызывает возмущение и начинается брожение и стихийные акции протеста, большевики настаивают на проведении мощной организованной единой демонстрации 10 июня и начинают подготовку к ней. Демонстрация должна была пройти под лозунгом «Вся власть советам».

 

Узнав о готовящейся демонстрации, меньшевистско-эсеровские руководители подняли яростную кампанию против большевиков и провели на съезде Советов резолюцию о запрещении всяких демонстраций «на три дня». Однако это решение вызвало такое сильное недовольство рабочих, что соглашатели вынуждены были сами назначить на 18 июня демонстрацию, надеясь провести ее под антибольшевистскими лозунгами.

Большевики решили показать, что так просто с ними не справиться и призвали рабочих и солдат выйти на улицы и заявить о своих желаниях: «Пусть завтрашний день, день мирной манифестации, превратится в день грозного протеста революционного Петрограда против возрождающегося гнета и произвола!» 18 июня на демонстрацию вышло около полумиллиона человек. Подавляющее большинство шло под лозунгами: «Вся власть Советам!», «Долой десять министров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!», «Рабочий контроль над производством!» По сути это были лозунги большевиков. Мощные революционные демонстрации состоялись в этот и последующие дни также в Москве, Иваново-Вознесенске, Сормове, Коломне, Киеве, Харькове, Екатеринославе и др.

К этому времени в буржуазных кругах уже сложилось убеждение, что меньшевики и эсеры неспособны своими уговорами и декларациями остановить развитие революции и что единственным эффективным средством контрреволюции является сила. Особое значение в связи с этим придавалось готовившемуся правительством и Ставкой наступлению на фронте. На следующий же день после сформирования коалиционного правительства его глава князь Львов заявил: «Страна должна сказать своё властное слово и послать свою армию в бой».

18 июня, в день демонстрации в Петрограде, Временное правительство, заручившись поддержкой I съезда Советов, погнало русскую армию в наступление. Наступление с треском провалилось. С одной стороны, оно было провалено технически: по-прежнему, не хватало снарядов и наступление повлекло за собой большие потери (около 60 тыс. человек), а с другой – политически: солдаты массово отказывались идти в наступление. Этот кризис не вызвал падения кабинета, но показал, что солдаты и рабочие начинают все больше объединяться в своих требованиях и влияние большевиков на массы продолжает укрепляться, а поскольку ни одна из причин, вызвавших кризис, не была устранена, то он сменился июльским кризисом.

 

Июльский кризис

 

Поражение на фронте послужило для буржуазии поводом к тому, чтобы потребовать от меньшевиков и эсеров перейти от «уговоров» к политике репрессий и возложить на большевиков вину за военные поражения. Буржуазия в это время все больше правела и искала возможности создать «правительство сильной руки».

Министры-кадеты подали 2 июля в отставку, воспользовавшись в качестве предлога переговорами министров Церетели и Терещенко с украинской центральной радой. Тем самым они поставили меньшевиков и эсеров перед угрозой разрыва правительственной коалиции. Перепуганные соглашатели готовы были снова пойти на уступки контрреволюции.

Массы же реагировали иначе. Еще с конца июня в Петрограде происходили бурные митинги протеста против наступления на фронте, нарушения демократических прав рабочих и попыток правительства отправить на фронт революционно настроенные части столичного гарнизона. Провокационная отставка министров-капиталистов обострила положение до крайней степени. 3 июля в Петрограде начались стихийные антиправительственные демонстрации. Первыми выступили солдаты 1-го пулеметного полка. Его представители пришли на заседание Петроградской конференции большевиков и заявили: «Наш полк хотят раскассировать, над нами издеваются, мы больше ждать не можем и решили выступать, для чего уже разослали своих делегатов по заводам и полкам». Движение быстро нарастало, угрожая вылиться в вооруженные столкновения.

Центральный Комитет большевистской партии считал, что революционный кризис еще не назрел. Армия и провинция не были в полной мере готовы к поддержке революционных сил столицы, а изолированное выступление в Петрограде могло лишь облегчить контрреволюции разгром революционного авангарда. Поэтому представители партии немедленно направились на фабрики, заводы, в полки с целью удержать массы от выхода на улицы, но это было уже невозможно. Вечером 3 июля некоторые воинские части и рабочие ряда заводов уже выступили. Солдаты вышли с оружием в руках. Считаясь с реальной обстановкой, большевики ночью 3 июля приняли решение возглавить выступление масс, чтобы придать ему мирный и организованный характер.

4 июля в столице состоялась грандиозная демонстрация. Более пятисот тысяч рабочих, солдат и матросов шли под лозунгом «Вся власть Советам!» Броневики и цепи вооруженных матросов, солдат, красногвардейцев охраняли демонстрацию от нападений и провокаций. Часть демонстрантов направилась ко дворцу Кшесинской, где помещался Центральный Комитет большевиков. Здесь, с балкона, выступили большевистские ораторы. Кронштадтских моряков приветствовал Ленин, призвавший к выдержке, стойкости и бдительности. Делегации демонстрантов отправились в Таврический дворец, где располагался Центральный исполнительный комитет Советов, и потребовали взятия Советами всей полноты власти. Требование масс о переходе власти к Советам имело полную возможность своего осуществления. Но меньшевики и эсеры больше всего боялись расторжения коалиции с буржуазией и ради ее сохранения принимали все условия кадетов.

Временное правительство решило применить оружие против демонстрантов, поручив командующему войсками Петроградского округа генералу Половцеву «навести в городе порядок». Соглашатели объявили демонстрацию «большевистским заговором», «бунтом», «вооруженным восстанием». Меньшевистско-эсеровский Центральный исполнительный комитет Советов постановил запретить демонстрацию, а всех, кто нарушит это постановление, считать «изменниками и врагами революции». Он срочно затребовал с фронта войска и выделил своих представителей в помощь.

Днем 4 июля по приказу Половцева казаки и юнкера открыли огонь по демонстрантам. Было убито и ранено более 400 человек. Правительство объявило Петроград на военном положении. Начались аресты и убийства большевиков, революционных рабочих, расформирование воинских частей, принимавших участие в демонстрации. Контрреволюционные отряды разгромили помещения Центрального Комитета партии большевиков, редакции «Правды» и типографию, в которой печаталась газета.

Правительство отдало приказ арестовать Ленина и предать его суду по обвинению в «государственной измене» и организации вооруженного восстания. По сути, готовилась бессудная расправа. Учитывая это, Центральный Комитет большевистской партии принял решение о переходе Ленина на нелегальное положение. В течение нескольких дней Ленин оставался нелегально в Петрограде, а затем скрывался в шалаше вблизи станции Разлив.

Раскрывая политическую сущность июльских событий, Ленин писал: «Движение 3 и 4-го июля было последней попыткой путем манифестации побудить Советы взять власть. С этого момента Советы, т. е. господствующие в них эсеры и меньшевики, фактически передают власть контрреволюции…»

Министры-«социалисты» пытались замаскировать контрреволюционную политику. С этой целью они предложили обнародовать правительственную декларацию, содержащую обещания провозгласить Россию республикой и созвать Учредительное собрание, приступить к разработке законов о восьмичасовом рабочем дне, о социальном страховании, о земле и т. д.

Глава правительства князь Львов решительно отверг проект декларации и вышел в отставку. 8 июля министром-председателем Временного правительства стал А. Ф. Керенский, сохранивший за собой и пост военного и морского министра. Теперь правительство Керенского стало на путь открытого террора, по сути, осуществляя программу крупной буржуазии. Была восстановлена смертная казнь на фронте, введены военно-полевые суды и предварительная военная цензура, запрещены большевистские газеты.

 

Съезд большевиков

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.063 с.)