Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности предприятия.



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

Экономический факультет

Кафедра экономики

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика фирмы»

На тему: «Конкуренция и конкурентоспособность (на примере ОАО «КАМАЗ-Металлургия»)»

 

Работу выполнила: студентка группы Э-104 Тюбина О.И. Научный руководитель: к.э.н., доцент, Герасимова О.Е.  

 

 


Казань – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности.

1.2. Рынки конкуренции производственной сферы.

1.3. Методика анализа конкурентоспособности.

2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОАО «КАМАЗ-МЕТАЛЛУРГИЯ».

2.1. Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

2.2. Оценка конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

2.3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.

Актуальность выбранной темы заключается и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма.

Рассматриваемая в данной работе тема конкуренции и конкурентоспособности – одна из наиболее актуальных на сегодняшний день и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения. В курсовой работе тема конкуренции и конкурентоспособности рассматривается как с теоретической, так и с практической точки зрения, делая акцент на выбранном нами предприятие ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

Современный этап развития общества можно охарактеризовать возрастающей ролью информационной среды. В условиях глобализации экономики информационная борьба набирает все большие обороты. Она ведется явно и скрыто между государствами, экономическими агентами - предприятиями – в защиту собственных интересов, разделения зон влияния, рынков сбыта, собственности и т.д. Для эффективного противостояния конкурентам и повышения собственной конкурентоспособности необходимо, во-первых, знать против кого и против чего действовать в условиях конкуренции, а, во-вторых, какими средствами обеспечивать это противостояние. Проблемой оценки конкурентной среды и повышения конкурентоспособности занимались многие поколения практиков и теоретиков. Создавались и применялись специальные модели анализа и оценки конкуренции и конкурентоспособности в различных условиях. Так, конкурентная среда может быть оценена различными методами: это методы государственных антимонопольных органов; методы, применяемые на предприятиях; а также методы, применяемые научно-исследовательскими организациями. В последнее время в экономический инструментарий вводится новая концепция выживания в конкурентной среде – концепция конкурентной разведки, которая представляет собой обоснованную систему взглядов на определение основных направлений, условий и порядка практического решения задач по организации легальной разведывательной деятельности в условиях конкурентной борьбы. Современный отечественный и зарубежный опыт показывает, что ни одно лицо, ни одна организация не могут эффективно существовать в условиях острой конкурентной борьбы без глубокого и всестороннего анализа внешней среды или, не располагая своевременной, полноценной и достоверной информацией о процессах в ней.

Таким образом, конкурентная борьба становится неотъемлемой частью деятельности любой коммерческой организации.

В работе использован научный опыт ученых, превративших закономерности рыночной экономики в экономические законы, в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколение товаропроизводителей. Были рассмотрены работы ученых таких, как М.Э. Портера, А.Ю. Юданова, Р.А. Фатхутдинова, Г.Л. Азоева.

Также при написании данной работы использовались: бухгалтерский баланс ОАО «КАМАЗ-Металлургия» за три отчетных года (2009, 2010 и 2011 гг.), отчеты о прибылях и убытках за 2009, 2010 и 2011 гг., пояснительные записки к годовым отчетам за 2009, 2010 и 2011 года, годовые отчеты ОАО «КАМАЗ-Металлургия» за три отчетных года (2009, 2101 и 2011 гг.).

Объектом исследования курсовой работы является предприятие ОАО «КАМАЗ-Металлургия», а предметом – конкурентоспособность предприятия ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

Цель курсовой работы – исследовать конкурентоспособность на примере ОАО «КАМАЗ-Металлургия» и предложить направления её повышения. Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются:

 

· Изучить сущность конкуренции и конкурентоспособности;

· Рассмотреть рынки конкуренции производственной сферы;

· Рассмотреть методику анализа конкурентоспособности;

· Дать краткую экономико-организационную характеристику ОАО «КАМАЗ-Металлургия»;

· Проанализировать конкурентоспособность ОАО «КАМАЗ-Металлургия»;

· Найти пути повышения конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

Структура работы включает в себя: введение, 2 главы по 3 параграфа, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.

Новые конкуренты

Согласно модели Портера, конкурентное давление со стороны компаний, вновь появляющихся на рынке, зависит от барьеров для входа на рынок и ожидаемой реакции на это со стороны фирм, присутствующих на этом рынке.

Различают следующие барьеры при входе на новый рынок:

- Эффект масштаба. Масштабное внедрение на новый рынок представляет собой серьезный барьер, так как требует от фирмы организации ‑­ объемного производства, рекламы, проведения маркетинговых исследований, научных исследований и так далее.

– Отсутствие свободного доступа к технологиям, патентам, ноу-хау, имеющимся в распоряжении фирм, уже работающих на этом рынке.

– Издержки на освоение новой продукции и на обучение работников. Здесь проявляется эффект положения, так как компания, проникающая на новый рынок, имеет более высокие издержки по сравнению с компаниями уже работающими на этом рынке, которые накопили опыт, ноу-хау и имеют тесные связи с потребителями.

– Потребности в капитале. Они необходимы для создания производства, обучения персонала, стимулирования сбыта и покрытия начальных убытков.

– Затраты, не зависящие от масштаба. Отсутствие доступа к качественным и дешевым источникам сырья, отсутствие необходимых патентов, авторских прав и ноу-хау, подготовленных опытных работников.

– Доступ к каналам распределения. Имеющихся оптовых торговцев и дилеров необходимо «покупать», предлагая им большую прибыль до тех пор, пока продукция не получит признание или же создавать свои каналы распределения.

– Лояльное отношение клиентов к известным торговым маркам. Создание своей торговой марки требует больших расходов и времени.

– Политические и административные барьеры. Правительственные органы могут ограничивать или запрещать проникновение фирм на новые рынки путем введения лицензий, разрешений, правил безопасности, стандартов загрязнения окружающей среды и т. п.

Рыночная власть поставщиков

Модель 5 конкурентных сил Портера учитывает только поставщиков-контрагентов, способных влиять на положение предприятия в отрасли. Кроме того, такие поставщики должны иметь влияние на положение в отрасли в целом. Очевидно, что на практике сюда относят только крупные предприятия.

Модель Портера выделят поставщиков в качестве конкурентной силы потому, что поставщики стремятся получить за свои товары наивысшие цены, между ними и фирмами обычно возникает острая борьба. Власть поставщиков зависит от характера рынка сырья и комплектующих, от возможностей выбора и величины издержек в момент разрыва отношений между сторонами. Если рынок поставщиков открытый и большой и имеются хорошие товары-заменители с дешевым переключением на них, то поставщики не имеют большой рыночной власти. В этом случае для создания здоровой конкуренции полезно разделить поставки между различными поставщиками[4,c.300].

Если же на рынке поставщиков доминируют несколько компаний, продукция их уникальна, а переключение на другого поставщика сложно или дорого, то поставщики имеют реальную рыночную власть. По правилам модели Портера в этом случае регулируют цены они. Поставщик имеет рыночную власть и тогда, когда он может поставлять комплектующие изделия дешевле, чем это обойдется фирме при самостоятельном их изготовлении.

Модель конкуренции Портера утверждает, что поставщики будут обладать значительной рыночной властью, если:

– доминирует небольшое число компаний, а уровень производства в них выше, чем в отрасли, в которую поставляется данная продукция;

– продукция группы является уникальной или высокодифференцированной или высоки издержки переключения компаний-покупателей;

– отсутствуют конкурирующие поставщики продукции в отрасль;

– отрасль не является значимой для поставщиков.

Рыночная власть покупателей

Покупатели товаров компании стремятся к уменьшению цен на продукцию и повышению ее качества. Модель конкуренции Портера утверждает, что покупатели обладают значительной рыночной властью, когда они информированы о ценах и качестве товаров, имеют рычаги для контроля цен, качества, условий обслуживания и других условий ‑ приобретения товара. Чем крупнее покупатель, чем легче возможность переключения на товары-заменители, тем большими возможностями покупатель обладает при переговорах с поставщиками. Согласно модели Портера, если продукция поставщиков дифференцирована, то рыночная власть покупателя ослабевает[5,c.219].

Модель 5 конкурентных сил Портера выделяет следующие условия, когда покупатели будут обладать значительной властью:

– отрасль характеризуется высокой концентрацией производства или компании осуществляют закупки в больших объемах;

– приобретаемая предприятиями продукция стандартизована или является недифференцированной;

– цена приобретаемой продукции составляет значительную часть стоимости товаров компаний-покупателей;

– отрасль, в которой оперируют компании-покупатели, характеризуется низкой прибыльностью, а поэтому они весьма чувствительны к ценам поставок;

– закупаемая продукция не позволяет потребителю добиться существенной экономии;

– приобретаемая продукция не имеет существенного значения для качества товаров или услуг компании-покупателя;

– покупатели имеют возможность интеграции вниз по технологической цепочке и организации самостоятельного производства товаров, которые они приобретают в отрасли-поставщике.

Ситуация, когда компания имеет возможность выбирать потребителей своей продукции, называется отбором потребителей. Компании могут поставлять продукцию многочисленным покупателям и сохранять при этом уровень прибыльности выше среднего, только в том случае, если обладают более низкими издержками производства, чем в среднем по отрасли, или же их продукция обладает уникальными свойствами. Если в рамках модели Портера компания не имеет подобного преимущества, то попытка поставлять товары всем подряд, делает ее позицию уязвимой[14,c.243].

ОАО «КАМАЗ-Металлургия»

Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

Существуют общие методы повышения конкурентоспособности предприятия, однако пути повышения конкурентоспособности конкретной фирмы должны рассматриваться исходя из сферы ее деятельности, вида предприятия, организационной структуры и других факторов. Главным же является конкурентоспособность товара.

B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

1)Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

2) Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

3)Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

4)Найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;

5)Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

6)Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

1)Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

2)Провести ли модернизацию производства;

3)Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

4)Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;

5)Приступить ли к поиску нового рынка сбыта, с учётом достаточности финансовых ресурсов, наличия в товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

В отдельных отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение определенного более или менее длительного периода после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно соприкасающиеся с установленным оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий.

В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:

1)изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

2)изменение порядка проектирования продукции;

3)изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;

4)изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;

5)изменение порядка реализации продукции на рынке;

6)изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;

7)изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

8)изменение системы стимулирования поставщиков;

9)изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

Подводя итог можно суммируя выделить 3 главных пути повышения конкурентоспособности:

1. Повышения качества товара

2. Снижение цены на товар

3. Улучшение сбыта товара.

Спрогнозируем экономический эффект на 2013 год.

Повышение качества даст дополнительный прирост выручки на 10%, что позволит увеличить объем чистой прибыли на 43% или на 309 918,684 тыс. руб.

Снижение цены на товар даст дополнительный прирост выручки на 3,5%, что позволить увеличить объем чистой прибыли на 35% или на 249 053,8 тыс. руб.

Улучшение сбыта товара принесет дополнительный прирост выручки на 18%, что позволит увеличить объем чистой прибыли на 53% или на 384 829,3 тыс. руб.

Эти три направления повышения конкурентоспособности помогут повысить конкурентоспособность ОАО «КАМАЗ-Металлургия» не только внутри страны, но и на экспортном рынке литейных заводов. Так как наше предприятие ОАО «КАМАЗ-Металлургия» входит в корпорацию ОАО «КАМАЗ», с помощью этих рекомендаций оно сможет повысить и конкурентоспособность корпорации ОАО «КАМАЗ», что тоже немало важно.

Вспомнив экономико-организационную характеристику ОАО «КАМАЗ-Металлургия» мы можем сделать вывод, что наше предприятие имеет устойчивое положение на своих рынках и имеет тенденцию к увеличению доли пребывания на этих рынках.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе была сделана попытка рассмотрения положения ОАО «КАМАЗ-Металлургия» на рынке производственной сферы с точки зрения фактора конкурентоспособности. В первой главе были проанализированы такие экономические категории как конкуренция и конкурентоспособность. Вторая глава посвящена непосредственно анализу конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ-Металлургия». Работа заканчивается нахождением направлений повышения конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

По итогам проделанной работы были сделаны выводы относительно роли и места конкурентоспособности в деятельности предприятий в современных рыночных условиях, которые могут представлять интерес, как для представителей бизнеса, так и для специалистов в менеджменте.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц.

Конкурентная борьба зависит от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Конкурентная позиция - сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента.

Анализ конкурентной среды необходим каждой фирме, чтобы реально оценивать ситуацию во внешней среде и адекватно реагировать на ее изменение. Проанализировав полученную информацию, необходимо правильно ее использовать для повышения конкурентного потенциала своего предприятия.

Если посмотреть на ведение бизнеса, как на сражение за покупателя в ущерб конкуренту, то для победы необходимо, что называется, «знать врага в лицо»: понимать его образ мышления, его намерения, сильные и слабые стороны, предугадывать его следующие шаги. Эффективная программа анализа конкурентоспособности не только проводит мониторинг текущих и потенциальных конкурентов, но и наблюдает за деловой средой на всей территории, где у компании есть рыночный интерес, где присутствуют конкуренты.

Увеличение размеров бизнеса, расширение предложений компании, выпуск новых товаров, привлечение новых клиентов или продажа продукции через новые каналы сбыта, - все эти естественные для компании процессы могут быть сферой применения знаний и навыков профессионалов конкурентной среды своего предприятия. Если компания ставит себе целью завоевать ключевые позиции на рынке, или даже просто оставаться на рынке и получать прибыль, решающую роль для нее играет информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений. Бытует мнение, что стоимость приобретения информации высока и что эта стоимость, выраженная в деньгах или времени, должна соответствовать цели. Однако, любое решение, которое потребует от компании значительных вложений, например, выход на новый рынок или запуск новой продукции, должно предваряться углубленным исследованием. Без этого риск неверно принятого решения крайне велик. Своевременная и достоверная информация позволяет избежать платы за ошибочные заключения, неожиданные угрозы со стороны конкурента, упущенные возможности. Информация – это фактор производства наряду с такими общепринятыми факторами, как земля, труд, капитал. Если информацию использовать правильным образом, она становится инвестициями в развитие бизнеса. Собирая и анализируя информацию, конкурентная разведка выполняет функцию системы «раннего предупреждения», привлекая на раннем этапе внимание менеджеров к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу компании, а также выявляет благоприятные возможности. Анализ конкурентной среды, проводимый систематически и масштабно, создает в компании чувство защищенности от внешних угроз. Таким образом, анализ конкурирующих предприятий является неотъемлемой частью успешной деятельности любой коммерческой организации, малой или большой.

При наличии нескольких проблем ОАО «КАМАЗ-Металлургия» таких как относительно небольшая доля на рынке внутри России и за ее пределами и наличие довольно сильных конкурентов, которые диктуют цены на некоторых рынках, были предложены несколько вариантов повышения конкурентоспособности этого предприятия. Это: повышение качества продукции, снижении цены на товар за счет снижения себестоимости и улучшение сбыта товара или выход на другие рынки. Общий экономический эффект этих предложений позволяет увеличить чистую прибыль на 943 802,084тыс. руб. Необходимым преимуществом нашего предприятия является то, что оно входит в группу ОАО «КАМАЗ» и является одним из дочерних предприятий ОАО «КАМАЗ», что обеспечивает его жизнеспособность и право на производство необходимой продукции ОАО «КАМАЗ».


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портер М.Э. Конкуренция: учебное пособие, пер. с анг. Я.В.Заблоцкий. - СПб.: 2009.

2. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Гном и Д, 2008.

3. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.: СПбГУЭФ, 2010.

4. Философова Т.Г Конкуренция и конкурентоспособность — М.: Экзамен, 2007.

5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации — Казань, Лана, 2009.

6. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика — М.: Центр экономики и маркетинга, 2010.

7. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность — Казань: ЛанаЮ 2009.

8. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия – М.: Дело, 2008.

9. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью // Менеджмент в России и за рубежом, 2008.

10. Глущенко Е.В. и др Основы предпринимательства. Учебное пособие. М: Вестник, 2010.

11. Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 2009.

12. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. М. СПб: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 2007.

13. Каракоз И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. Киев: Выща школа, 2011.

14. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика/Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009.

15. Азоева, О.В. Маркетинг: проникновение на рынки/О.В. Азоева. – М.: ЦМИМ, 2011.

16. Бородин, В.А. Интегральная оценка деятельности промышленного предприятия: методическое пособие/ В.А. Бородин, И.А. Голощапова, В.А. Карпова. – Изд-во АлтГТУ. - Барнаул, 2010 г.

17. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление/Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2009.

18. Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление/Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.: Внешторгиздат, 2011.

19. Годовой отчет ОАО «КАМАЗ-Металлургия» 2009г.

20. Годовой отчет ОАО «КАМАЗ-Металлургия» 2010г.

21. Годовой отчет ОАО «КАМАЗ-Металлургия» 2011г.

22. Пояснительная записка к годовому отчету 2009-2011гг.

23. Бухгалтерский баланс за три года (2009 – 2011 гг.)

24. Отчет о прибылях и убытках за три отчетных года (2009 - 2011 гг.)

25. http:// www.kamlit.ru – официальный сайт ОАО «КАМАЗ-Металлургия»

26. Буйкина М.К., Семенов В.А. Экономика. - М.: ДИС, 2010

27. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 2010.

28. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Экономика. - СПб., 2009.

29. Гальперин В.М., Игнатьев И.С., Моргунов А.Н. Экономика. - СПб., 2008.

30. Кемпбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. - М.:, 2010.

31. Козырев В.М. Основы современной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2008

32. Леонтьев А.Н. Экономическая теория. - М.: Юнити, 2009. - 345с.

33. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 2009. Т.1.

34. Хайман Д.Н. Современная Экономика: анализ и применение. - М., 2009.

35. Чекурин М.Н., Киселева В.А. Курс экономической теории. - М.: 2007.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

Экономический факультет

Кафедра экономики

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика фирмы»

На тему: «Конкуренция и конкурентоспособность (на примере ОАО «КАМАЗ-Металлургия»)»

 

Работу выполнила: студентка группы Э-104 Тюбина О.И. Научный руководитель: к.э.н., доцент, Герасимова О.Е.  

 

 


Казань – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности.

1.2. Рынки конкуренции производственной сферы.

1.3. Методика анализа конкурентоспособности.

2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОАО «КАМАЗ-МЕТАЛЛУРГИЯ».

2.1. Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

2.2. Оценка конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

2.3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.

Актуальность выбранной темы заключается и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма.

Рассматриваемая в данной работе тема конкуренции и конкурентоспособности – одна из наиболее актуальных на сегодняшний день и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения. В курсовой работе тема конкуренции и конкурентоспособности рассматривается как с теоретической, так и с практической точки зрения, делая акцент на выбранном нами предприятие ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

Современный этап развития общества можно охарактеризовать возрастающей ролью информационной среды. В условиях глобализации экономики информационная борьба набирает все большие обороты. Она ведется явно и скрыто между государствами, экономическими агентами - предприятиями – в защиту собственных интересов, разделения зон влияния, рынков сбыта, собственности и т.д. Для эффективного противостояния конкурентам и повышения собственной конкурентоспособности необходимо, во-первых, знать против кого и против чего действовать в условиях конкуренции, а, во-вторых, какими средствами обеспечивать это противостояние. Проблемой оценки конкурентной среды и повышения конкурентоспособности занимались многие поколения практиков и теоретиков. Создавались и применялись специальные модели анализа и оценки конкуренции и конкурентоспособности в различных условиях. Так, конкурентная среда может быть оценена различными методами: это методы государственных антимонопольных органов; методы, применяемые на предприятиях; а также методы, применяемые научно-исследовательскими организациями. В последнее время в экономический инструментарий вводится новая концепция выживания в конкурентной среде – концепция конкурентной разведки, которая представляет собой обоснованную систему взглядов на определение основных направлений, условий и порядка практического решения задач по организации легальной разведывательной деятельности в условиях конкурентной борьбы. Современный отечественный и зарубежный опыт показывает, что ни одно лицо, ни одна организация не могут эффективно существовать в условиях острой конкурентной борьбы без глубокого и всестороннего анализа внешней среды или, не располагая своевременной, полноценной и достоверной информацией о процессах в ней.

Таким образом, конкурентная борьба становится неотъемлемой частью деятельности любой коммерческой организации.

В работе использован научный опыт ученых, превративших закономерности рыночной экономики в экономические законы, в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколение товаропроизводителей. Были рассмотрены работы ученых таких, как М.Э. Портера, А.Ю. Юданова, Р.А. Фатхутдинова, Г.Л. Азоева.

Также при написании данной работы использовались: бухгалтерский баланс ОАО «КАМАЗ-Металлургия» за три отчетных года (2009, 2010 и 2011 гг.), отчеты о прибылях и убытках за 2009, 2010 и 2011 гг., пояснительные записки к годовым отчетам за 2009, 2010 и 2011 года, годовые отчеты ОАО «КАМАЗ-Металлургия» за три отчетных года (2009, 2101 и 2011 гг.).

Объектом исследования курсовой работы является предприятие ОАО «КАМАЗ-Металлургия», а предметом – конкурентоспособность предприятия ОАО «КАМАЗ-Металлургия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.108 с.)