Структура программы формирования ууд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура программы формирования ууд



q пояснительная записка, в которой содержится определение целей и задач программы формирования УУД, описание ценностных ориентиров образования на ступени начального общего образования, условий, обеспечивающих преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;

q содержание программы включает определение понятия, функций, состава и характеристик различных видов УУД - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - для младшего школьного возраста, соответствующих ключевым целям общего образования;

q обоснование связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

q типовые задачи и задания для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (возможно в качестве приложения);

q технологии формирования УУД (возможно в качестве приложения);

q методические рекомендации для учителей по формированию УУД (возможно в качестве приложения).

 

Сформированность УУД у школьников оценивается на завершающем этапе начального общего образования, но пошаговый характер их формирования позволяет проводить коррекцию полученных результатов на промежуточных этапах.

Перед школой встаёт интересная и творческая задача работы по формированию УУД.

Во-первых, УУД надо соотнести с материалом конкретных учебных дисциплин и выразить в системе понятий, используемых при изучении этих предметов, а также переложить на «язык» различных видов и форм внеучебной деятельности. При этом необходимо уточнить характеристики личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий для части БУПа, формируемой участниками образовательного процесса.

Во-вторых, выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД, определить конкретную форму УУД с учетом возрастных особенностей применительно к предметной дисциплине.

В-третьих, создать собственные или использовать готовые банки задач, среди которых должны быть предметные задачи, логические задачи (варьирование необходимых и достаточных условий), психологические задачи на противоречие между логическими посылками и наглядными признаками).

Задания и задачи должны быть разработаны таким образом, чтобы они были равномерно распределены по всем видам УУД и использовались в течение всего учебного года на всех предметах. Одно и то же предметное содержание может быть использовано для отработки различных видов универсальных действий, а один и тот же вид УУД должен быть сформирован на материале всех предметов.

Особую группу заданий представляют задания на формирование личностных УУД[1]. Так, например, чтобы установить, насколько ученик ориентирован на положительное отношение к учёбе, на содержательные моменты школьной действительности, в качестве задания ему можно предложить составить расписание уроков и занятий во внеурочное время таким образом, чтобы ему хотелось по нему учиться. Если ребёнок отдаёт явное предпочтение переменам, увеличивая их по времени до масштабов уроков, то говорить о сформированности у него этого УУД, видимо, ещё рано, или этот вопрос должен специально исследоваться в отношении данного учащегося.

При этом если у школьника позитивное отношение к учению объясняется не внутренними мотивами, а прагматическими соображениями, например, желанием похвалы или материального вознаграждения за хорошие оценки, это можно принять как отправные позитивные мотивы. Важно также, чтобы школьник видел связь между успехом и прилагаемыми им усилиями, которые являются следствием его самоорганизации. Поэтому оценку можно поставить за само усилие – это подчеркнёт причину успеха.

Мотивирующим моментом могут выступить задания, максимально учитывающие личностно-ориентирующую направленность обучения. Так, можно сформулировать такое задание, как написать аннотацию к любимой книге на библиотечной карточке, но так, чтобы друзья захотели её прочитать. В процессе обучения можно будет даже подсчитать в итоге количество выборов и выявить победителя. Или: если надо описать предмет, то каждый ученик должен принести из дома что-то своё, привычное (фото, книга, игрушка, игра). Здесь заложено личностное отношение, так как при описании сущностных характеристик предмета обязательно будет проявляться что-то личное. Даже при таком виде работы, как списывание из книги, можно предложить учащимся использовать принесённые из дома книги или выписать на доске понравившуюся фразу из прочитанного вчера.

Создавая задания, направленные на формирование основ гражданской идентичности, следует помнить, что сегодня разработано множество дифференцирующих критериев, но очень мало общих, заставляющих задуматься над тем, что нас объединяет.

При составлении заданий желательно максимально предусмотреть личностный характер их восприятия. Так, предлагая школьникам классифицировать предметы с помощью раскладывания предметных картинок, соединение линией предметов (слов), объединенных какими-то связями, учителя обычно просят найти лишний предмет или слово. При этом «за кадром» подразумевается учитель, который предварительно сгруппировал их по собственной логике, которую ученик должен, по сути, угадать. Учитывая личностный характер восприятия задания, целесообразнее дать самим детям выбрать из «кучи» предметов или слов те, которые для них объединены каким-то признаком. Ученики при этом с готовностью сами объясняет, почему они выбрали именно эти предметы или слова.

В-четвёртых, разработать задания для совместной учебной деятельности, обеспечивающих формирование регулятивных (контроль, оценка, планирование), коммуникативных, личностных действий для работы в группах и в парах (задания типа: «найди ошибки в работе соседа», «покажи, как на практике применяется то или иное правило грамматики через игру учитель - хороший ученик» и т.д.).

В-пятых, разработать методические рекомендации для учителей, чтобы создать единую модель работы над формированием УУД как по ступеням обучения, так и по предметным областям. Такие рекомендации позволят педагогам научиться определить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение, организовать обучающие действия с учеником через последовательность (план) и пошаговость в отработке УУД, которая была бы понятна школьнику. Цель - обеспечить переход от выполнения действия учеником с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия и от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. УУД формируется при значительном объёме самостоятельной работы школьником.

Ниже приводится обобщённый перечень универсальных учебных действий, сгруппированный по их видам (см. также гл. 2, п. 4 «Гражданско-правовые, идеологические, методологические, научно-содержательные основы ФГОС(Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход – методологическая и научно-содержательная основа стандарта», таблица«Виды универсальных учебных действий»).

 

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Личностные УУД

q внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика»,

q широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

q ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

q учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

q способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

q основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности;

q ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей,

q развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

q знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

q установка на здоровый образ жизни;

q чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

q эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей

Регулятивные УУД

q Принятие и сохранение учебной задачи

q Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

q Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

q Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

q Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения

q Итоговый и пошаговый контроль по результату

q Адекватное восприятие и понимание оценки учителя

q Дифференциация способа и результата действия

q Адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

q Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

q Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Познавательные УУД

q Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

q Использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач;

q Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

q Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; выделение существенной информации из текстов разных видов;

q Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

q Синтез как составление целого из частей

q Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям

q Установление причинно-следственных связей

q Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

q Обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

q Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

q Установление аналогий

q Общий прием решения задач

Коммуникативные УУД

q Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии

q Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

q Умение формулировать собственное мнение и позицию

q Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

q Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

q Умение задавать вопросы

q Умение контролировать действия партнера

q Умение использовать речь для регуляции своего действия

q Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог

 

 

z РАЗДЕЛ 5. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ

 

Стандарты второго поколения призваны развести содержание собственно стандартов и содержание образовательных программ по предметам. Программы отдельных учебных предметов, курсов создаются в ОУ на основе примерных программ по отдельным учебным предметам начального общего образования. Последние разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования. Они направлены на достижение планируемых результатов, реализацию программ формирования универсальных учебных действий.

Примерные программы по отдельным учебным предметам НОО служат ориентиром для создания авторских ирабочих программ по учебным предметам, в том числе рабочих программ по предмету для работы в классах одной параллели, но существенно различающихся по контингенту учащихся. Рабочие учебные программы по учебным предметам, курсам, модулям и т.п. – это программы действий учителя для достижения учебно-предметных результатов. Они также позволяют акцентировать внимание на тех или иных приоритетных для данного региона, локального или этнокультурного сообщества содержательных линиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.021 с.)