Гт. Резюме-выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гт. Резюме-выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов.



 

1. Прочитайте данную информацию. В чем состоит отличие резюме-выводов от реферата, рецензии и отзыва?

 

Резюме-выводы, или сжатые выводы – это краткое изложение основного содержания первичного текста. Его главная цель – свертывание (сжатие) информации с использованием минимума языковых средств.

В отличие от реферата резюме-выводы значительно короче и включает всего несколько предложений, а в отличие от рецензии и отзыва не содержат критического анализа и оценку.

Языковые средства характерные для резюме-выводов
- слова-термины общенаучные и отраслевые - слова в прямом значении - простые и сложные синтаксические конструкции - ссылки на источники

 

Признаки резюме
Сфера функционирования – научная Предварительный отбор языковых средств Цель – коммуникация в научной среде Форма речи – письменная, вид речи: монолог Точность – достаточно высокой степени Применение – в научных трудах Внеязыковые средства – при устном выступлении

2. Ознакомьтесь с образцом резюме-выводов. О ком вы узнали? Какие слова являются ключевыми в данном тексте? Укажите количество предложений. Определите стиль, форму и вид речи.

Валерий Синельников – доктор медицинских наук, профессор, замечательный писатель, известный читателю, прежде всего, как автор книг «Тайны подсознания», «Учебник хозяина жизни». В мире медицинской науки знаменит в первую очередь своими исследованиями в сфере тайн подсознания и открытиями в мануальной терапии. Кроме того, как ученый- медик делится секретами мастерства со всеми почитателями своего творчества.

 

3. Прочитайте текст. Разделите текст на основные смысловые части и озаглавьте их, используя ключевые слова или словосочетания и запишите. В каждой части выделите главную и второстепенную информацию. Передайте устно их содержание в виде тезисов, кратко сформулировав основные положения.

 

Торегельды Шарманович Шарманов - доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии медицинских наук и Национальной академии наук РК, профессор, президент Казахской академии питания, президент Академии профилактической медицины, Казахского фонда детского питания, член комитета экспертов ВОЗ по питанию, лауреат Государственной премии РК, Заслуженный деятель РК, лауреат независимой премии «Платиновый Тарлан» в номинации наука и Фонда ВОЗ имени Леона Бернарда за выдающийся вклад в развитие мирового здравоохранения.

Шарманов Т.Ш. родился 19 октября 1930 г. в селе Улытау Карагандинской области. После окончания в 1949 г. средней школы поступил на лечебный факультет Карагандинского государственного медицинского института, который окончил с отличием. С 1955 по 1958 г. обучался в очной аспирантуре при кафедре фармакологии Карагандинского государственного медицинского института.В 1958-1962 гг. работал главным врачом Улытауской центральной районной больницы Карагандинской области.В 1961 г. Т.Ш. Шарманов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: «Материалы по экспериментальному изучению влияния синтомицина и левомицетина на кровь». С 1962 по 1968 гг. заведовал отделом питания в НИИ краевой патологии Минздрава КазССР. После защиты диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук на тему: «Гиповитаминоз С в Казахстане и его влияние на иммунобиологическую реактивность организма при бруцеллезе» в 1968 году был назначен ректором Актюбинского государственного медицинского института и одновременно возглавлял кафедру фармакологии. В 1971–1982 гг. – Министр здравоохранения Казахской ССР. Наиболее значительным вкладом академика Т.Ш.Шарманова в мировое и отечественное здравоохранение явилось проведение по его инициативе в 1978 году в Алма-Ате Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи под эгидой ВОЗ и ЮНИСЕФ. На конференции была принята Алма-Атинская Декларация, по сей день являющаяся одним из основополагающих документов в мировом здравоохранении, в которой впервые была изложена концепция организации национальной системы первичной медико-санитарной помощи.

Т.Ш. Шарманов – основатель научной школы нутрициологов в Казахстане, автор около 460 публикаций, в том числе 38 монографий и 40 изобретений. Под его руководством защищено 40 докторских и 135 кандидатских диссертаций. Он основал такие принципиально новые и фундаментальные по значению научные направления, как межнутриентные взаимодействия в обмене веществ, фармакология питания и иммунология питания, диетотерапия с использованием национальных продуктов питания.

Под его руководством построен не имеющий аналогов на территории СНГ завод по производству детского питания «Завод Казахской академии питания «Амеран»» производительностью 15 тонн готовой продукции в сутки, внедрены в практику здравоохранения принципиально новые продукты детского питания, ряд лечебно – профилактических продуктов питания.

Казахская академия питания по инициативе Шарманова Т.Ш. и благодаря его усилиям с 1979 г. имеет официальный статус Международного центра по питанию, сотрудничающего с ВОЗ, с 1998 г. – базового учреждения ЮНИСЕФ.

4. Составьте резюме-выводы, используя полученную информацию об академике Шарманове Т.Ш.

 

5. Ознакомьтесь со статьей из книги «Десять секретов здоровья» Адам Дж.Джексона. Сформулируйте основную мысль статьи и запишите. Сверните в устной форме информацию, содержащуюся в данном тесте, используя только 4-5 предложений.

 

Одно из правил здорового питания: семьдесят процентов вашей пищи должны составлять продукты, богатые водой: свежие фрукты, овощи, проросшие зерна и бобы. Остальные тридцать процентов должны состоять из крахмалов, протеинов и жиров. Это может показаться странным, так как большинство европейцев употребляют в основном пищу, богатую крахмалами и протеинами, но бедную водой, то есть много мяса, хлеба и картофеля, но мало фруктов и овощей. Большинство европейцев страдают хроническими заболеваниями. Каждый третий заболевает раком, каждый второй умирает от сердечно-сосудистой патологии. И задумайтесь также вот над чем – Земля на семьдесят процентов покрыта водой, человеческое тело состоит на семьдесят процентов из воды, разве это не говорит о том, какая должна быть наша пища.

Возникает вопрос, почему просто нельзя пить побольше воды.

Вода, которую обычно пьют люди, не очень чиста. Чаще всего она содержит хлор, примеси легких металлов и другие токсические вещества.

Следует есть только тогда, когда голоден, пить следует тогда, когда чувствуешь жажду. И еще следует избегать такого уничтожителя клеток, как белый сахар. Сахар смертельный продукт. Кроме того, что он наносит вред вашим зубам, как и всякая рафинированная пища, сахар лишает ваш организм жизненно важных запасов. К тому же он разрушает вашу иммунную систему. Известно ли Вам, что шесть чайных ложек сахара приводят к тому, что количество белых кровяных клеток, тех самых клеток, которые борются с бактериями, уменьшается на двадцать пять процентов. И чем больше Вы съедаете сахара, тем больше белых кровяных телец вы убиваете. Сахар скрывается и в других продуктах, таких, как шоколад, сласти, холодные напитки, пирожные и печенье, а также в консервированных фруктах и овощах.

(Адам Дж. Джексон)

6. Напишите резюме к прочитанной статье Адам Дж. Джексона, используя данные языковые средства.

 

- Статья представляет собой…….

- Автор подчеркивает……….

- Согласно мнению автора…..

- Автор приводит примеры…………

- В статье анализируется…….

- Автор доказывает…….

- В статье делаются выводы…………

7. Прочитайте и сформулируйте тему текста. О чем он? Объясните его название. Выпишите ключевые термины-слова и терминосочетания: общенаучные и узкоспециальные. Скажите, все ли слова употреблены в прямом значении? Если да, то почему? Найдите простые и сложные синтаксические конструкции.

 

Защита и опора

Человек, как и все позвоночные животные (рыбы, птицы, млекопитающие), имеет скелет, состоящий из костей. Скелет выполняет несколько функций: он поддерживает тело, придает ему форму и защищает некоторые внутренние органы. Например, сердце спрятано в грудной клетке и защищено ребрами, а мозг надежно укрыт в полости черепа.

Предоставляя твердую основу для прикрепления мышц, скелет также обеспечивает нам возможность передвигаться. Динамичность скелету придают подвижные суставы, которыми соединена большая часть костей скелета.

Скелет человека можно разделить на две части: осевой скелет и скелет конечностей. Осевой скелет состоит из костей черепа, позвоночника и грудной клетки. Скелет конечностей делится на пояс верхних конечностей (кости рук и плеч) и пояс нижних конечностей (кости ног и таза).

Учение о соединениях костей называется артрологией (arthrologla, от греч. arthron — сустав). Соединения костей объединяют кости скелета в единое целое. Они удерживают их друг возле друга и обеспечивают им большую или меньшую подвижность. Соединения костей имеют различное строение и обладают такими физическими свойствами, как прочность, упругость, подвижность, что связано с выполняемой ими функцией.

 

8. Прочитайте текст. Разделите текст на основные смысловые части и озаглавьте их, используя ключевые слова или словосочетания. В каждой части выделите главную и второстепенную информацию.

 

Основа скелета туловища и центральная ось всего скелета – это позвоночник. Позвоночник состоит из цепи мелких костей – позвонков, полуподвижно соединенных друг с другом. Гибкость позвоночнику придают эластичные хрящевые позвоночные диски, а упругость – четыре изгиба, смягчающие сотрясения и не позволяющие им достигать черепа и мозга. Позвоночник состоит из 33-34 позвонков и представлен 5 отделами: шейным(7 позвонков), грудным (12 позвонков), поясничным (5 позвонков), крестцовым (5 сросшихся позвонков), и копчиком (4-5 позвонков). Через весь позвоночник (кроме копчика) проходит канал – костный футляр для нежного спинного мозга.

К грудным позвонкам подвижно присоединены 12 пар ребер. Десять верхних ребер гибкими хрящами соединены с грудиной, или грудной костью. Подвижное соединение ребер позволяет нам свободно дышать: при вздохе ребра поднимаются и расходятся в стороны, при выдохе – опускаются и сжимаются. Ребра, грудные позвонки и грудина образуют грудную клетку, защищающие внутренние органы – сердце, легкие, желудок, печень.

Красив ли человек, мы судим прежде всего по лицу, а строение лица во многом определяется черепом. Череп – самая сложная часть скелета, и это неудивительно – ведь в черепе находятся важнейшие органы: мозг, глаза, органы слуха, вестибулярный аппарат и т.д. Наш череп сконструирован так, чтобы не только вмещать, но и защищать эти органы, к тому же череп – это основа для прикрепления множества мышц, позволяющих нам говорить и жевать, улыбаться, морщиться, выражать свои чувства мимикой.

Череп состоит из двух отделов – мозгового и лицевого. Мозговой отдел представлен парными височными и теменными костями и непарными лобной и затылочной. В затылочной кости находится отверстие для спинного мозга. Через множество более мелких отверстий проходят нервы и кровеносные сосуды, в том числе и сонная артерия – основной сосуд, питающий мозг.

Лицевой отдел черепа состоит из 14 лицевых костей, самыми крупными из которых является неподвижная верхнечелюстная кость и подвижная нижнечелюстная. Нижняя челюсть крепится суставами, расположенными на уровне ушей по обе стороны черепа. В челюстных костях находятся особые ячейки для прикрепления зубов. В лицевом отделе также находятся две глазницы, в которых помещаются глазные яблоки, и носовое отверстие, разделенное носовой перегородкой.

(Человек. Полная энциклопедия.)

9. Найдите в прочитанном тексте ключевое слово, составьте сиквейн к нему. Сравните с ответами сокурсников. Выберите лучший вариант и запишите.

10. Подготовьте резюме-выводы по прочитанному тексту. Укажите сферу его функционирования, цель, форму и вид речи. С помощью каких лексических средств достигается точность в резюме?

11. Прочитайте. Резюмируйте устно следующие мнения в краткой форме.

Милосердие – это любовь особого рода в действии и совершенно бескорыстная. Она идёт от сердца к сердцу.

Одно из требований, предъявляемое к медикам, - это духовность, милосердие.

Не нарушать единство тела, души, духа (разума).

В смерть бессмертьем не верьте. Не надо себя тешить такой иллюзией. Напротив нужно верить и знать, что ты смертен. Всё умирает, умирая, живёт.

Совесть - это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и проводить самооценку совершаемых поступков, а ещё как субъективное осознание личностью своего долга и ответственность перед обществом.

Кто пребывает в одном цвете радуги, тот остаётся слеп к остальным её цветам. Живи во всех лучах, которыми сияет радуга, и ты познаешь весь свет.

 

12. Прочитайте цитаты о здоровье. Передайте устно своими словами их содержание.

 

1)Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование (Чарльз Дарвин). 2) Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни (Демокрит Абдерский). 3) Надежда – лучший врач из всех, какие мне известны (Александр Дюма-отец). 4) Не всегда во власти врача исцелить больного. Подчас болезнь оказывается сильнее медицины. Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, когда болезнь укоренилась от долгого промедления (Овидий). 5) Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой (Платон).

 

13. Подготовьте устное сообщение, ответив на следующие вопросы.

1. Что такое резюме-выводы? Это первичный или вторичный текст?

2. Каким по содержанию должно быть резюме?

3. Из каких частей должно быть составлено резюме? Назовите их.

4. Какие языковые средства необходимы для построения резюме-выводов?

5. Чем отличается резюме от текстов вторичной информации рецензии и отзыва?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.022 с.)