Экономический порядок и экономическая свобода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический порядок и экономическая свобода



Конкретными формами проявления экономической демократии является экономический порядок и экономическая свобода.

Экономический порядок – качественная характеристика состояния соц.-экон.системы относительно морально этических и политических норм.

Свобода в широком смысле – способность отдельного человека, трудового коллектива, отдельных социальных групп принимать решения и действовать в соответствии с собственными интересами и целями с учетом объективных условий и общих человеческих интересов и принципов жизнедеятельности.

Свобода выбора – это:

А)выбор каждой страной собственной модели соц-экон.развития;

Б)форма проявления экон.свободы, предполагающая способность собственников разных видов ресурсов использовать их на свое усмотрение в рамках законодательства.

Экон.свобода в узком смысле – формы и варианты экон.поведения семьи, предприятий, отдельных граждан в выборе сферы применения своих способностей, знаний, профессий, способов распределения доходов.

Основой экон.свободы являются:

-плюрализм форм собственности;

-наличие политической свободы;

-законодательство, ориентированное на права человека;

-экономический прогресс;

-минимизация безработицы.

Экон.свобода домохозяйства – самостоятельное принятие решений относительно потребления материальных и духовных благ, свобода выбора потребителей.

Экон.свобода наемных работников – ограничена правом собственности только на свою раб.силу. Свобода выбора сферы приложения своих способностей.

Экон.свобода производителей – возможность выбора хоз.деятельности и организационной формы хозяйствования, структуры и объемов производства, условий реализации, распределение прибыли.

Такая свобода должна сочетаться с экономической ответственностью (за качество товаров и услуг, за выполнение условий договоров, за соблюдение законодательства).

Экон.свобода потребителя – возможность свободного выбора качественных товаров и услуг, средств удовлетворения своих потребностей в зависимости от величины своих доходов и цен.

Экон.свобода государства – возможность формировать свою экономическую политику и воплощать ее в жизнь, выполнять свои функции, продиктованные интересами наций, а не отдельных социальных групп.

Экон.свобода информационной среды – реализуется СМИ, права самостоятельно распоряжаться средствами и имуществом, независимое осуществление информационной деятельности, запрет на использование экономических рычагов с целью влияния на участников информационного процесса.

 

Планирование соц-экон. развития

В общем понимании план – это сво-ть обосн. целей и способов их достижения. Процесс разраю плана наз-ся планированием.

Ос-сть макроэк. план-ния в том, что его объектом явл-ся НЭ, а субъектом – гос-во.

Макроэк. план-ние – особый вид д-сти гос-ва по определению стратегии, тактики и опретивности целей план. периода, способов достижения целей.

Планы созд-ся на осн. прогнозов: из неск. вар-тов выб 1 наиб. подх-й иногда разраб. резерв., аварийный вар-т плана.

Соц-эк. план-ние осущ-ся на всех ур-нях упр-я – гос, регион., местные. Стратегич. цель планир. – это обеспеч. эк. роста, макроэк. рановесия и сбалансированности.

Осн. ф-ции план-ния:

1) опред. целей и приоритетов развития НЭ;

2) обеспеч. оптимал. развития НЭ;

3) координация эк. д-сти субъектов хоз-ния;

4) гармонизация эк. интересов субъектов хоз-ния.

Различ. такие виды планирования:

- директивное – способ упр-я эк-кой при помощи разраб. обязат. для вып-ния заданий;

- индирективное – разница с дир. план. в том, что в инд. прим. не только админ., но и эк-кие рычаги; предусм. поощрения в виде премий или админ. наказания;

- индикативное – рекомендации с возм-тью их корректир.

Макроэк-кие планы разраб. с исп-нием с-мы пок-лей:

- натур. и стомост.; - кличеств. и качеств.; - объект. и сетевые; - абс. и относит.; - обязат., расчёт., информационные.

Осн. методы планово-эк-ких расчётов:

1) балансовый (примен. расчётов, кот. дают возм-ть устан. связь и согласованность между потребн. и рес-ми для их удовл-ния);

2) нормативный (баз-ся на исп-нии прогрес. научно обосн., с-ме норм. и нормативов, при помощи кот. опред. потр-ть в пр-ве пр-ции, обосн-ют возм-ть их удовл-ния);

3) программно-целевой (опред. пробл. формирования целей, разраб. и реал-ция прог. для ждостиж. целей, систематич. контроль за рез-ми р-ты).

Прог.-целевой метод реал-ся через гос. целевые прог. – док-ты, в кот. сод-ся комплекс мероприятий в соотв. в рес., исполнит. и сроками.

 

 

Структурная политика гос-ва

Рац. стр-ра НЭ – это такая с-ма пр-ва, кго ден.-кредит., кадрового, нацчно-технолог. обслыживания., в соотв. с кот. сормир. необх. кооперация для пр-ва пр-ции такого кол-ва и каества, кот. соотв-ет спросу и рынкам сбыта.

Стр-ная политика гос-ва – обоснование целей и хар-ра структур. преобраз. в эк-ке страны, опред-е меропр-тий развития тех структур. эл-тов Нэ, кот. обеспеч. эк. рост и решение актуал. соц-эк. проблем.

Гл. цель гос. стр-ной политики – формир. и поддержка соврем. эфф-ной эколого-безопасной рацион. стр-ры эк-ки, конкретизирующейся по след. напр-ям:

- устан. оптимал. макроэк. проп-ций;

- развитие конкуренции и огранич. монополизма;

- ликвидац. диспропорций между отрасл. комплексами;

- повыш. инновационности пр-ции;

- соц. ориентация эк-ки;

- охрана опс;

- создание эфф-ного нац. р-ка.

Реализация гос. стр-ной политики осущ-ся в зав-ти от типа стр-ной политики:

1) пассивная (американская) – созд. гос-вом благопр-ной прав. базы для конк0ции и своб. перелива К и рес-сов из одних отраслей в другие под влиянием рын. мех-ма без непоср. вмеш. гос-ва;

2) активная (японская) – примен. гос-вом широкого спектра инструментов как прчмого, так и косвенного влияния.

Её осн. черты:

- активная роль гос-ва;

- ускор. процесс стр. измен. в эк-ке;

- примен. погноз. оценок для выявл. перспект. и неперспект. отраслей;

- опред. приоритет. отраслей и пр-тв;

- разраб. гос. прог. и планов стркутур. перестройки эк-ки;

- гос. поддержка отд. отраслей и регионов.

Осущ. стр-ной пол-ки происходит при помощи ср-тв прямого и непрямого рег-ния.

Ср-ва прямого рег0ния:

- предост. фин. помощи в виде субс-й, дотаций и надбавок;

- исп-ние с-мы гос. заказов, контрактов, закупок;

- гос. планы и проги;

- индикативное план-е;

- централиз. устан. цен.

Ср-ва непрямого рег-ния;

- предоставл. налог. и кредит. льгот;

- примен. ускор. амортизации;

- реал-ция эфф-ной тамож. политики;

- создание СЭЗ.

Выбор приоритетных отраслей разв. отд. тер-рий закл. в опред. таких отраслей, спос-х вызвать положит. измен. в эк-ке и обеспечить реал. гос. эк. пол.

Осн. критерии опред. приоритетности обл-ти (тер-рий):

1) перспективы спроса на пр-цию на внутр. рынке;

2) сниж. ресурсоёмкости пр-ва;

3) экспорт. потенциал отрасли;

4) минимиз. зав-ти отрасли от импорта;

5) быстрая отдача инв-ций;

6) способствование соц-эк. разв. страны;

7) реш. проблем зан-ти и эколог. проблем.

Все отрасли, виды д-сти и территор. коплексы в Укр. дел-ся на такие ур-ни приоритетности:

1) наукоёмкие и технологич. отрасли (ракетокосмич., самолётостроение, биотехнологии, машиностроение);

2) отрасли АПК (пищевая, мукомольная, крупяная, кондитер. и т.д.);

3) транзит. перевозки грузов, транспорт. нефти, газа, электроэнергии, предоставл. междунар. услуг;

4) рекреац. таристич. и оздоровит.-лечебные комплексы Карпат, Причерноморья и др. регионов;

5) виды д-сти, связ. с охраной здоровья чел. и охраной опс.

17. Макроэкономическое прогнозирование.

- это выявл. и анализ зак-тей и тенденций развития НЭ, предвид. изм-ний и создание науч. базы для эк. политики и гос. рег. нэ.

Осн. принципы макроэк. прогнозирования:

1) принцип науч. обонованности;

2) пр. системности и целостности;

3) пр. адекватности – точное и полное отбраж. реал. процессов НЭ;

4) пр. многовариантности – разраю 3 вар-та прогноза:

- писсимистич. (нижняя граница возможного развития);

- оптимистич. (верх. граница);

- оптимал.-реалистич. (наиб. вероятная траектория развития)

5) пр. рентабельности;

6) пр. занятости.

Задачи, реш. с пом. макроэкю. пр-ния:

1) теоретико-познават. – изуч. и анализ развития нэ;

2) практич. – возм-ть прин. реш. по усоверш-нию хоз. д-сти.

Стадии науч. анализа объекта прогнозирования:

1) ретроспектива – иссл-ние историй разв. объекта прогноз.;

2) диагноз – опред. соврем. сост-я объекта, анализ объекта, обраб. пр-ния, выбор метода;

3) перспектива – разраб. самого прогноза (верификация – оцен. точности и обон-ти прогноза, оценка полноты инфо, корректир. модели).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.016 с.)