Повышение конкурентоспособности государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение конкурентоспособности государства



Госрегулирование НЭ направлено на повышение конкурентоспособности государства.

Национальная конкурентоспособность – возможность страны в условиях свободных и прозрачных рыночных отношениях производить товары и услуги соответствующие требованиям международных рынков, поддерживать и повышать реальные доходы своего населения.

Основными препятствиями обеспечения конкурентоспособности украинской экономики являются:

-узость внутреннего рынка;

-фискальная направленность налоговой политики;

-отсутствие стимулов инновационно-инвест.деятельности;

-тенезация экономики, расширение коррупции;

-неспособность систем госуправления обеспечить и поддержать конкурентные преимущества отеч.товаропроизводителей.

Важнейший критерий конкурентоспособности НЭ – сводный индекс конкурентоспособности – комплексный интегральный показатель сравнительной конкурентоспособности стран, который рассчитывается на базе комбинации относительных величин.

По индексу 1.США, 2.Швейцария, 3.Дания, 73.Украина.

Основа современной конкурентоспособности является инновации – технико-технологические, организационные, структурные, институциональные.

Основные конкурентные преимущества Украины:

-высокий уровень образования трудоспособного населения;

-развитая сеть научных учреждений;

-наличие достаточно крупных запасов разнообразных природных ресурсов.

В зависимости от роли государства в научно-технической сфере выделяют 2 основные модели инновационного развития:

-индустриальное – пассивная роль государства, преимущество имеют рыночные регуляторы;

-постиндустриальное – активная роль государства, госзаказы на НИОКР.

Гос.инновационная политика – комплекс экономических, организационно правовых мероприятий государства, направленных на внедрение результатов НТП в производство, стимулирование и поддержка инновационных процессов в экономике.

Основная цель инновационной политики – объединение научно-технической и инвестиционной политики.

Принципы гос.инновационной политики:

-определение госприоритетов инновационного развития, поддержка радикальных инноваций;

-ориентация на инновационный путь развития;

-формирование нормативно-правовой базы для поддержания конкуренции и повышения эффективности инноваций;

-поддержание международных научно-технических коопераций;

-развитие инновационной инфраструктуры.

Основные организационные формы реализации инновационной политики:

1.университетско-промышленные исследовательские центры – объединение фин., мат., техн.базы страны с квалификационными вузовскими кадрами; государство финансирует научно-технические программы на конкурентной основе.

2.технопарки – акционерные компании, занимающиеся патентами, лицензиями, маркетинговыми исследованиями для проведения исследовательских работ.

3.технополисы – территориальные формы интеграции науки и производства, обеспечивающие высокие темпы НТР территории.

4.инновационные инкубаторы – ядро технополисов, в котором сформированы тепличные условия для создания мелких наукоемких фирм.

5.венчурные предприятия – малые предприятия с высокой долей риска, специализирующиеся на разработке научных идей и их внедрение в новые технологии, в новую продукцию.

 

 

Сущность и формы демократии

Демократия – форма общественной власти и государства, основанная на признании народа как источника власти.

Принципы:

1.Раноправность всех граждан;

2.Наделение соц., полит., нац.и др.правами и свободами, закрепленные в законах и традициях;

3.право на участие в управлении государством и обществом;

4.Подчинение меньшинства большинству.

Характерные черты:

-юр.признание и суверенитет верховной власти народа;

-периодичная выборность основных госорганов;

-равенство прав граждан в управлении государством;

-принятие решений большинством.

Основа демократии в НЭ:

1.экономическая демократия, означающая реальную возможность и право реализовать свои права собственника;

2.права индивидов на собственное усмотрение выбирать сферу деятельности.

Экономическая демократия – теория, практика и последствия воплощения принципов демократии в экономических отношениях.

На уровне НЭ развитие экономической деятельности демократии предполагает:

1)наличие органов соц.партнерства или экономического самоуправления;

2)процесс привлечения профсоюзов к управлению предприятием;

3)контроль за определенной сферой хоздеятельности.

Развитие демократичной НЭ тормозит бюрократизация общества. Следует различать бюрократию как элемент любой системы и бюрократизм.

Бюрократия – система экон., соц., полит.и админ.управления, основанная на разграничении полномочий власти с целью формирования единого управленческого центра для координации всех элементов.

Бюрократизм – монополизация в корыстных целях основных рычагов власти в руках определенных работников и ориентация низших звеньев на формальное выполнение приказов.

В современных условиях модели демократии делятся на:

1.индивидуалистические – источник власти личность;

2.плюралистические – групповые;

3.коллективные – народ, нация, класс.

Существуют такие разновидности демократии:

1)деспотичная – ничем неограниченная власть большинства;

2)тоталитарная – власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению всеобщего контроля;

3)конституционная – власть большинства заключается в определенные рамки, ограничиваются полномочия и функции конституцией.

Формы демократии:

1)прямая – непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решения.

2)плебисцит – предполагает открытое волеизъявление народа, но только на определенной фазе подготовке решения.

3)представительская – сложная форма политического участия граждан, предполагает опосредованное введение граждан в процесс принятия решений через представителей, которых выбирают в законодательные или исполнительные органы власти.

 

Виды стр-ры нэ.

1. Воспр-ная стр-ра хар-ся:

1) использ. ВВП (НД) на воспр-во осн. К, его накопл. и потр-е;

2) соотн. между производст. и личным потреблением.

К осн. вопр-ным проп-ям относ.:

1) соотн. между пр-вом ср-тв пр-ва и предметов потр-я;

2) соотн. между замещением ст-ти использ. ср-тв пр-ва и вновь созд. ст-тью;

3) соотн. между потребл. и накоплением.

2. Отраслевая стр-ра – отраж. пропорции развития отдел. отраслей, подотраслей, межотрасл. комплексов (АПК, ВПК, ТЭК, машиностр., траснпорт). Классификац. ед-цей отрасли явл-ся пр-тие, имеющее самостоят. баланс и банк. счёт.

Соотн. между отраслями обеспеч. инфратруктура.

Проиводств. инфрастр-ра вкл. отрасли, обслуж. матер. производство (транспорт, связь, дорож. хоз-во, энерго, газо, водообеспечение).

Соц. инфрастр-ра вкл. отрасли, косвенно связ. с пр-вом (образование, охрана здоровья и опс).

Согласно внедр. в Укр. СНС эк-ка дел. на 5 секторов:

1) нефинанс. корпорации (добыча и перераб. рес-сов, изгот. пр-ции, информ. науч. технич. услуги);

2) фин. корпорации;

3) сектор общего гос. упр-ния;

4) дом. хоз-ва;

5) некомерч. орг-ции, обслуж. дом.хоз.

3. Функционал. стр-ра хар-ет взаимод-вие и взаимозав-сть отдел. рынков (рес-сов, пр-ции, денег, инвестиций и т.д.) и их эл-тов (D, S, P, расходы и доходы), представлена такими функц. пропорциями:

- между платежеспос. D и S;

- между прод-стью труда и з/п;

между доходами и расходами;

- между I и S(сбер);

- между импортом и экспортом пр-ции.

4. Териториальная стр-ра отраж. размещ. пр-ва и инфрастр-ры в отд. тер. с-мах, хар-щихся опред. прир. усл-ми, географ. располож., культ. традициями.

В пределах НЭ сущ-т 2 типа тер. эс:

1) деление нэ на эк. р-ны и сэз;

2) дел. нэ в админ-тер. разрезе (обл., р-ны, АРК).

5. Соц. стр-ра хар-ет такие соотн. в НЭ:

1) между орг.-прав. ф-ми пр-тий с учётом концентрации К и ф-м собств-ти (малые, сред., крупные пр-тия; гос., частные…);

2) между опред. слоями нас. по ур-ню доходов.

6. Внешнеэк. стр-ра отраж. проп-ции между экспортом и импортом тов., услуг, капитала.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.163 с.)