Билет 1 Происхождение и типология государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1 Происхождение и типология государства.



БИЛЕТ 2 Причины и условия возникновения государства.

 

На протяжении многих столетий философов и исследователей такого явление, как государство волновал – по какой причине возникло государство, с чем был связан переход от протогосударств к более сложной форме общественного бытия? Существует большое количество теорий возникновения государства, однако необходимо отметить то факт, что большинство из них зацикливаясь на определенном факторе, пренебрегает другими.

Современные исследователи государства и права сходятся во мнении, что переход к государству стал возможен под воздействием различных факторов, он не был однороден и отличался в зависимости от культурных и географических различий.

Итак, причины возникновения государства – это совокупность факторов, культурных и географических предпосылок, которые привели к возникновению такого способа общежития человека, как государство.

Классификация причин и предпосылок возникновения государства

Переход от протогосударств к государству был возможен при наличии следующих предпосылок:

Социально-экономические предпосылки.

Возникновение государства не представляет возможным без наличия сложной структуры социальной и экономической организации общества.

Военные и политические предпосылки.

Возникновение государства не представляется возможным без наличия политической воли отдельных влиятельных представителей племенной знати. Зачастую этому процессу предшествовала военная агрессия и завоевания одних племен другими.

Естественные предпосылки.

Возникновение государства не представляется возможным без наличия естественных (биологических и психологических) предпосылок природы человека к самоорганизации и социализации.

Теологические предпосылки.

Возникновение государство, как правило, связано с определенной религиозной или мировоззренческой доктриной, которая способствовала объединению человеческого общества вне рамок одного клана или семьи.

На сегодняшний день мы можем смело утверждать, что такой способ общежития как государство возник при наличии всех или нескольких вышеописанных предпосылок.

БИЛЕТ 8 «План Бевериджа» и связь социальной политики с государственной экономической политикой.

По заданию британского правительства 1942 года было создана комиссия для подготовки мероприятий по улучшению социального обеспечения в Великобритании. Эту комиссию возглавил лорд Беверидж, известен многочисленными публикациями по социальным вопросам и как разработчик системы социального страхования на случай безработицы в Англии в 1908 и 1915 годах.

Он внес существенный вклад в развитие концепции соц.гос-ва, заложивл основы социальной политики в Великобритании. Ядро «плана Бевериджа» – тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости; считал необходимым наделение государства полномочиями по регулированию социальных процессов на принципах всеобщности и единообразия, т.е. одинакового для всех граждан гарантированного размера пенсий и пособий, предотвращение массовой безработицы, равнодоступность бесплатной медицинской помощи и образования.

Лорд Беверидж оправдывал более активное вмешательство государства в социальную жизнь, если такое вмешательство не будет посягательством на личную инициативу: "Создавая систему социального страхования, государство не должно подавлять дух предпринимательства и инициативы в смысле личной ответственности; вводя национальный прожиточный минимум, государство должно стимулировать личные стремления каждого индивидуума добиваться для себя и своей семьи большего дохода, чем этот минимум".

План Бевериджа определял три главных принципа, лежащих в основе организации системы социального обеспечения: универсальность, единство и интеграция.

Принцип универсальности обеспечение означал разрыв с традиционной логикой системы Бисмарка - обеспечения работающих - и гарантировал обеспечение на все случаи социального риска для всего населения. В Великобритании было предложено полную систему обеспечения на любой случай, как-то - здоровья, индивидуальный, семейный доход для всех людей, которые оказались в затруднительном положении. Следовательно, основана на национальной солидарности и гарантированном минимальном доходе для всех, эта политика социального обеспечения целого общества положила начало утверждению права на труд, медицинские услуги, минимальный гарантированный доход.

Второй принцип единства в обеспечении включает несколько понятий, а именно: адекватный характер взносов и выплат, одинаковый характер организации системы.

Беверидж хорошо знал систему Бисмарка, которая привязывала взносы и выплаты к заработной плате, но отказался от нее. Ведь действенность системы социального страхования должна определяться на основании ее способности бороться с нищетой и бедностью, а не только по способности поддерживать уровень жизни работающих. Речь шла о том, чтобы помощь находилась в прямой зависимости не от заработной платы или уровня потери трудоспособности, а от нормальных потребностей человека в конкретной ситуации. Это означало также, что помощь должна быть достаточной по объему, так и по качеству. Только дальнейшее развитие страхования сможет позволить установить пропорциональную зависимость между помощью, которая заменила заработок, и суммой которую лицо получало до наступления страхового случая.

Принцип единства означал также единый характер организации системы, основанной на едином взноса в унифицированной системы национального страхования (за исключением социального страхования от несчастных случаев на производстве, а также семейной помощи, финансировалась из общественных фондов (государственного бюджета)). Управление этой системой необходимо было поручить государственным органам под руководством одного из министерств, компетентных в сфере социального обеспечения.

Третий принцип интеграции означал, что Беверидж высказался за интеграцию различных форм обеспечения: страхования, социальной помощи и сберегательных касс. Только такой подход, по его мнению, давал возможность преодолеть социальное своеволие, которое часто сопровождало социальную помощь. Система Бевериджа, таким образом, сблизила социальное страхование с социальной помощью, обосновывая это настоящим действенным правом, воспользоваться которым человек мог бы в любое время. Принцип интеграции предусматривал координацию трех главных политических направлений: социальной политики, основанной на гарантированном доходе, политики здравоохранения и политики полной занятости, которые внедрялись национальной службой здравоохранения и государственной службой занятости. Эти три столпа настоящей политики обеспечение, объединенные вместе, должны были преодолеть главные факторы социальной необеспеченности.

Социального государства.

1.поддержка социально незащищенных категорий населения;

2.охрана труда и здоровья людей;

3.поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4.сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5.поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6.финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7.борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8.поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9.участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10.забота о сохранении мира в обществе.

Билет 14.

Достоинства и недостатки.

Существует несколько моделей социального государства.

Одна из них - либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.

 

Социального государства.

В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких.

Страной, где максимально полно реализованы принципы корпоративной модели, является Германия, которая вообще первой в мире ввела систему социального страхования еще в 80-е годы XIX века.

Итак, корпоративная модель построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на предпочтении реабилитации по сравнению с выходом на пенсию, чтобы не допускать досрочного ухода в связи с утратой трудоспособности.

Корпоративная модель - она предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

БИЛЕТ 17 Общественная (социал-демократическая) модель социального государства:

Проблемы и решения

 

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Направления и пути реализации социальной политики в скандинавских странах определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель – обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости.

Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»).

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты и несет ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления

 

Билет 18.

Рыночного хозяйства

 

Развитие рыночного хозяйства всегда приводит к обострению экономических и социальных проблем, которые не могут быть решены экономикой самостоятельно без вмешательства государства. Государство становится социальным не в результате принятия обществом определенных политических решений, а в результате достижения определенного уровня развития государственных и общественных институтов, экономического развития и целого ряда других, объективных факторов. Главная функция экономики заключается в том, чтобы создавать блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей, то есть благо есть то, что удовлетворяет потребности человека, отвечает его желаниям. Сегодня же государство не в состоянии обеспечить конституционные социальные гарантии.

Экономической основой социального государства является высокий уровень развития производительных сил (машины, здания, люди) и эффективная система производственных отношений, т.е. в основе производственных отношений лежат отношения собственности, это позволяет создавать условия для саморазвития человека, снимает социальные проблемы трудоспособных работников, обеспечивающих себя и через налоговую систему и вне бюджетные фонды, участвующих в поддержании жизнедеятельности всего общества, с другой стороны высокий уровень развития производительных сил позволяет государству проявлять социальную заботу о тех, кто не может решать свои проблемы сам, функционирование рыночной экономики сопровождается рядом негативных явлений:

кризисами

банкротством предприятий

безработицей и т.д.

Эти явления преодолеваются путем проведения специально-ориентированной налоговой, финансово-кредитной и ценовой политики. Рыночное хозяйство становится социальным.

Методы государственного регулирования рыночной экономики.

Прямые:

1) принятие законодательных актов.

) регулирование государственной собственности.

) управление предприятиями государственной формы собственности.

) регулирование государственного заказа.

) выдача кредитов и субсидий.

) проведение лицензирования и квотирования. (Квота - норма производства)

) проведение мероприятий по охране окружающей среды.

Косвенные:

1) экономическое регулирование через государственный бюджет, налоговую систему, тарифно-ценовую политику, амортизационную политику.

) прогнозирование, проведение денежной политики, инфляционный.

) социальная составляющая экономической политики (социальная политика, обеспечение занятости, стимулирование труда и др.)

) политика регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы, налоги и др.)

) внешне-экономическая политика (валютная, таможенное регулирование налоги, лицензии, квоты).

Билет 20.

Сущность и основные формы.

То, что каждый может открывать свой бизнес, свободная предпринимательская деятельность, антимонопольная деятельность

Термин «экономическая свобода» есть производным от понятия «экономическая демократия».

Экономическая демократия — собственность максимально возможного количества людей на разнообразные объекты собственности (прежде всего на средства производства) и на участие в управлении производством и собственностью на равные как отдельного предприятия, так и государства.

Формами проявления экономической демократии есть:

а) участие работников в процессе создания материальных и духовных благ;

б) контроль за качеством товаров, услуг и выполняемых работ;

в) участие в распределении созданных экономических благ;

г) экономическая свобода субъектов экономической деятельности, в том числе производителя и потребителя;

ґ) участие в процессах инвестирования и управление ими, в изготовлении экономической политики государства, в контроле за процессами формирования доходов государственного бюджета и их расходами и т.п..

Экономическая свобода — свобода экономических субъектов (субъектов хозяйствования) присваивать разные объекты собственности, выбирать сферы прикладывания своих знаний, способностей в пределах разных типов собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, а также способов приобретения ресурсов, распределения доходов, потребление благ.

Основными экономическими субъектами являются домашние хозяйства, предприятия и государство (органы государственного управления, государственные учреждения). В пределах домашнего хозяйства осуществляется воспроизведение человеческих ресурсов, самостоятельно принимаются решение относительно потребления материальных и духовных благ. Поэтому экономическая свобода таких хозяйств конкретизируется в свободе выбора потребителей, преобладающую часть которых за капитализма представляют нанимаемые работники.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками организации, филиала, представительства и работодателем в лице их представителей.

Сторонами коллективного договора являются работники организации (т. е. трудовой коллектив) в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим правомочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицо.

Коллективный договор — двусторонний акт. Одной его стороной является коллектив работников в лице одного или нескольких профсоюзов, если на данном производстве действует не один профсоюз. Когда со стороны работников выступает одновременно несколько профсоюзов, то ими в течение пяти календарных дней формируется объединенный представительный орган для переговоров, разработки единого проекта и заключения коллективного договора.

Стороной договора является трудовой коллектив. Он подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа работников. Если согласия в объединенном представительном органе не достигнуто или такой орган не создан, то общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.

Второй стороной коллективного договора является работодатель (независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности данного производства и численности в нем работников) непосредственно или уполномоченный по уставу организации представитель (директор, управляющий) со своей администрацией (каждое должностное лицо администрации несет по коллективному договору ответственность в пределах своей сферы деятельности). При заключении коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель данного подразделения, уполномоченный на это работодателем. При смене собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.

Содержание и структуру коллективного договора определяют его стороны. Содержание коллективного договора составляют все условия, о которых стороны договорились при его заключении. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

Статья 41 ТК и Закон «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 13) дают лишь примерный перечень вопросов, по которым в договор могут включаться взаимные обязательства сторон. Этот перечень носит рекомендательный характер. В нем вопросы разбиты по институтам трудового права:

1) по оплате труда — форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, выплата пособий, компенсаций и доплат; механизм регулирования оплаты с учетом роста цен, инфляции, выполнения показателей, установленных коллективным договором;

2) по обеспечению занятости — занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

3) по рабочему времени и времени отдыха, отпускам, их продолжительности;

4) по охране труда — улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и несовершеннолетних (до 18 лет);

5) экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

6) добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование, оздоровление и отдых работников и членов их семьи.

Стороны могут включить в коллективный договор определенные дополнительные к трудовому законодательству льготы для работников организации по отпускам, по сокращенному рабочему времени, по дополнительным вознаграждениям и т. д. Например, производственные надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию (за счет организации), дополнительные льготы женщинам-матерям, семьям, имеющим детей, компенсацию проезда на работу и иные дополнительные льготы. Такие условия-льготы относятся к локальным нормам трудового права и представляют нормативные условия коллективного договора в отличие от обязательных.

После подписания коллективный договор размножается и доводится до каждого работника (обычно без приложений). Коллективный договор может восполнять своими локальными нормами пробелы в трудовом законодательстве, повышать гарантии трудовых прав работников, улучшать охрану труда и социально-бытовые условия, нацеливать на уважение и развитие трудовых традиций данной организации, поощрять неработающих уже ветеранов труда, улучшать медицинское и культурно-спортивное обслуживание работников и неработающих ветеранов труда и их семей.

Макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в видестепени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения междужителями страны.

Расчёт

Рассчитать коэффициент можно как отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и кривой равенства, к площади треугольника, образованного кривыми равенства и неравенства. Иначе говоря, следует найти площадь первой фигуры и поделить её на площадь второй. В случае полного равенства коэффициент будет равен 0; в случае полного неравенства он будет равен 1.

Коэффициент Джини можно рассчитать по формуле Брауна:

,

или по формуле Джини:

,

где — коэффициент Джини, — кумулированная доля населения (население предварительно ранжировано по возрастанию доходов), — доля дохода, которую в совокупности получает , — число домохозяйств, — доля дохода домохозяйства в общем доходе, — среднее арифметическое долей доходов домохозяйств[3].

Коэффициент фондов

характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

БИЛЕТ 60 Качество образования и социального обслуживания.

 

Качество образования

— это соответствие образования (как результата, как процесса,как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; - этосистемная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств(характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы).

совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможностьудовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося (студента).Основные факторы, определяющие качество образования:

1. профессорско-преподавательский состав;

2. учебно-методичесое обеспечение;

3. материально-техническая база;

4. интеллектуальный потенциал учебного заведения;

5. студенты (учащиеся) и выпускники.

Социальное обслуживание населения включает обширную систему мер, предназначенных для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Причины могут быть следующие: болезнь, инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, неспособность к самообслуживанию, отсутствие определенного места жительства и другие ситуации (в соответствии с федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ»).
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К системе социальных служб относятся:
• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
• муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;
• предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.
Учреждениями (социальными службами) социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
• комплексные центры социального обслуживания населения;
• территориальные центры социальной помощи семье и детям;
• центры социального обслуживания;
• социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
• центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
• социальные приюты для детей и подростков;
• центры психолого-педагогической помощи населению;
• центры экстренной психологической помощи по телефону;
• центры (отделения) социальной помощи на дому;
• дома ночного пребывания;
• специальные дома для одиноких пенсионеров;
• стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
• иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.
В федеральный перечень гарантированных услуг включены следующие виды:
1. услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно­гигиенические услуги; организация получения образования инвалидами; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг);
2. услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта, досуга; социально­медицинские и санитарно-гигиенические услуги; содействие в получении образования и профессии инвалидами; содействие в трудоустройстве и в организации ритуальных услуг);
3. дополнительные услуги, оказываемые отделениями помощи на дому (наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной до врачебной помощи; выполнение медицинских процедур и др.);
4. услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения. Предусматривается срочное социальное обслуживание, предусматривающее оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке (обеспечение одеждой, обувью, др.; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций);
5. услуги, предоставляемые в полу стационарных условиях (отделениях дневного или ночного пребывания): услуги по организации питания, быта и досуга; социально­медицинские услуги; содействие в получении образования и профессии; правовые услуги.
На региональном и местном уровне принимаются свои перечни социальных услуг, которые должны содержать не меньшее количество услуг, чем в федеральном перечне.
Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию являются средства из фондов поддержки населения, кредиты банков, доходы от ценных бумаг, плата за услуги, благотворительные взносы и др.
Главными принципами социального обслуживания являются: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Билет 1 Происхождение и типология государства.

1. Причины возникновения государства.

Причины возникновения государства - это факторы, вследствие которых образовалось такое общественное явление как государства.

Различные исследователи государственно-правовых явлений выявляли различные причины перерастания родового общественного устройства в государства. Изыскания этих исследователей нашли отражения в теориях происхождения государства.

2. Основные теории происхождения государства.

Среди исследователей государственно-правовых явлений наиболее распространенны следующие теории происхождения государства:

- Теологическая теория происхождения государства (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий), по которой возникновение государства объясняется Божьим промыслом.

- Договорная, или естественно-правовая теория происхождения государства (Т.Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев), объясняет происхождение государства заключением общественного договора, пониманием людей необходимости общественного существования в рамках государства.

- Психологическая теория происхождения государства (Л.И. Петражицкий), объясняет возникновение государства проявлением факторов человеческой психики, его склонности к общежитию, поиска авторитета.

- Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), предполагает, что государство возникло вследствие завоевания одних племен другими, т.е под воздействием военно-политических факторов.

- Патриархальная теория возникновения государства (Аристотель, Конфуций, Н.К. Михайловский), связывает происхождение государства с разрастанием семьи, родов, объединение их в племена, племенные союза и в результате объединение в государство.

- Марксистская теория происхождения государства (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), объясняет возникновение государства экономическими причинами: имущественным расслоением, появлением частной собственности, разделением труда.

3. Формы возникновения государства.

Формы возникновения государства - это реалии происхождения и становления государства у различных культур и народов.

Существует две точки зрения по вопросу форм возникновения государства, в соответствие с первой точкой зрения существует три формы происхождения государства: рабовладельческая, обусловленная «азиатским способом производства» и прафеодальная. Другая точка зрения, также выделяет три формы происхождения государства: древнегерманская, древнеримская и древнегреческая.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1) современных и древних;

2) западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.

Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.113 с.)