Программа наблюдения за отдельным учеником 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа наблюдения за отдельным учеником



Программа наблюдения за отдельным учеником

Цель задания: формирование у студентов умения наблюдать за поведением младших школьников, фиксировать и анализировать его результаты.

Перед выполнениям данного задания необходимо на отдельном листе переписать из дневника педагогической практики схему посадки учеников в классе. На одном уроке наблюдение проводится за поведением нескольких школьников. Посетив несколько уроков, студент охватывает наблюдением одного их учащихся класса. Во время наблюдения необходимо обратить внимание на следующие особенности поведения ученика на уроке и перемене:

- правильность посадки на уроке;

- проявления учеником внимания при объяснении учителем учебного материала;

- умения ученика правильно обратиться к учителю с вопросом;

- умения ученика правильно ответить на вопросы учителя;

- особенности произвольного внимания и мыслительной деятельности ученика;

- особенности поведения и межличностных отношений с одноклассниками на перемене.

Результаты наблюдений фиксируются в протоколе

Примечание

Результаты наблюдения отмечаются в протоколе знаком «+» и используются при составлении психолого-педагогической характеристики школьника.

Методические рекомендации к проведению психодиагностического обследования младших школьников

Как любой научный инструмент, данные психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться. В связи с этим возникает необходимость в соблюдении ряда требований к проведению процедуры обследования первоклассников студентами:

 

1.Общие этические принципы психодиагностического обследования

Перед началом тестирования необходимо индивидуальное согласие родителей школьника. По просьбе родителей им могут быть сообщены результаты тестирования ребенка. Это может сделать студент в присутствии учителя. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности ребенка и родителя. В спорных моментах вопрос решать в пользу ребенка.

2. Учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников

Процедура группового обследования не должна превышать 20 минут беспрерывного выполнения задания. Инструкция дается четко в начале выполнения непосредственно процедуры тестирования.

 

Задание по психологии:

- Провести диагностику личностных особенностей младших школьников с целью разработки рекомендации для учителя и родителей по развитию индивидуально-личностных качеств;

- Составить Психолого-педагогическую характеристику ученика на основе наблюдения и полученных диагностических результатов.

Программа диагностики личностных особенностей

Младшего школьника.

Протокол диагностики личностных особенностей

Младшего школьника

Ф.И. Тип темперамента Уровень самооценки
     

Примерная схема составления психолого-педагогической

Характеристики учащегося

1. Общие данные об ученике:

а) фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания;

б) внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.);

в) физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность.

2. Учебная деятельность:

а) успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые);

б) соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность);

в) проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности;

г) речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно);

д) отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).

3. Дисциплинированность:

а) особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время;

б) выполнение школьного режима, выполнение требований учителей;

в) навыки культуры проведения;

г) единство сознания и поведения.

4. Отношение к труду:

а) любит ли школьник трудиться, уважает ли труд;

б) наличие трудовых навыков;

в) какие виды труда школьник предпочитает.

5. Общественная активность:

а) общественные обязанности (поручения), которые выполняет;

б) степень активности в общественной жизни класса.

6. Интересы школьника, глубина и активность интересов:

а) ценностные ориентации;

б) интересы, увлечения.

6. Мечты и планы на будущее(в том числе и профессиональная ориентация)

7. Взаимоотношения с учениками класса:

а) характер общения (общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками);

б) положение, которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.

9. Отношение школьника к себе:

а) мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.

10. Особенности темперамента и характера:

а) выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка»); в уверенности (неуверенности) в себе;

б) преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частая смена настроения);

в) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.

11. Специальные способности, задатки, склонности:

а) например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству;

б) дифференциация склонностей.

12. Характерные проявления особенностей возраста в поведении ученика

13. Выводы:

а) выскажите свое мнение, насколько идет успешно формирование личности школьника;

б) на какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению, надо опираться в дальнейшем его воспитании;

в) какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника, и над какими сторонами его личности необходимо работать.

Методические рекомендации по оформлению отчетной документации

По результатам психолого-педагогической практики студенты представляют отчетный документ. Структура его оформления и записей в нем следующая:

- титульный лист, содержащий сведения о студенте, название практики, сведения о месте прохождения практики с указанием фамилии, имени, отчества и должности руководителя практики;

- цели, задачи и задание психологического блока практики;

- Протокол фиксации диагностики личностных особенностей

- Психолого-педагогическая характеристика учащегося

Предпочтительна печатная форма отчета, однако допускается и аккуратно оформленная, написанная разборчиво и без ошибок рукопись.

 

Титульный лист

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Кафедра детской психологии

Дневник

Учебно-методическая практика в школе

1. Практикант:___________________

студент(ка) курса, группы «»

Специальность 050100.62

Педагогическое образование

Профиль подготовки

Начальное образование

База практики: __________________

Групповой руководитель

производственной практики:

________________________

Сроки прохождения учебной практики:

с «__» ______ по «__» ______ 20__ г.

 

Орск 2012


 

 

Аттестационный лист

(для студентов 4 курсов дневной и заочной форм обучения)

 

Ф.И.О. студента ______________________________________

Факультет ___________________________________________

Место прохождения практики: школа № _____ город _______

Дата прохождения с «» ______ 200 г. по «» _______ 200 г.

Портфолио документов: оценочный лист проведенных студентом мероприятий в ходе практики (занятия, развлечения).

Портфолио работ:

1.Изучение темперамента школьника методом наблюдения______________

 

2. Изучение самооценки младших школьников________________________

3. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося _______________________________________________________________

Портфолио отзывов:

4. Рефлексия проделанной работы (удовлетворенность работой группы, собственной активностью, озвучивание положительных и отрицательных сторон своей работы, оформляется в виде эссе в свободной форме) ___________________

5. Отзыв учителя о деятельности студентов _______________

 

Подпись руководителя ________________________

 

Примерная схема составления психолого-педагогической

Характеристики учащегося

1. Общие данные об ученике:

а) фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания;

б) внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.);

в) физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность.

2. Учебная деятельность:

а) успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые);

б) соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность);

в) проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности;

г) речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно);

д) отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.).

3. Дисциплинированность:

а) особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время;

б) выполнение школьного режима, выполнение требований учителей;

в) навыки культуры проведения;

г) единство сознания и поведения.

4. Отношение к труду:

а) любит ли школьник трудиться, уважает ли труд;

б) наличие трудовых навыков;

в) какие виды труда школьник предпочитает.

5. Общественная активность:

а) общественные обязанности (поручения), которые выполняет;

б) степень активности в общественной жизни класса.

6. Интересы школьника, глубина и активность интересов:

а) ценностные ориентации;

б) интересы, увлечения.

6. Мечты и планы на будущее(в том числе и профессиональная ориентация)

7. Взаимоотношения с учениками класса:

а) характер общения (общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками);

б) положение, которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.

9. Отношение школьника к себе:

а) мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.

10. Особенности темперамента и характера:

а) выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка»); в уверенности (неуверенности) в себе;

б) преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частаясменанастроения);

в) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.

11. Специальные способности, задатки, склонности:

а) например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству;

б) дифференциация склонностей.

12. Характерные проявления особенностей возраста в поведении ученика

13. Выводы:

а) выскажите свое мнение, насколько идет успешно формирование личности школьника;

б) на какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению, надо опираться в дальнейшем его воспитании;

в) какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника, и над какими сторонами его личности необходимо работать

Программа наблюдения за отдельным учеником

Цель задания: формирование у студентов умения наблюдать за поведением младших школьников, фиксировать и анализировать его результаты.

Перед выполнениям данного задания необходимо на отдельном листе переписать из дневника педагогической практики схему посадки учеников в классе. На одном уроке наблюдение проводится за поведением нескольких школьников. Посетив несколько уроков, студент охватывает наблюдением одного их учащихся класса. Во время наблюдения необходимо обратить внимание на следующие особенности поведения ученика на уроке и перемене:

- правильность посадки на уроке;

- проявления учеником внимания при объяснении учителем учебного материала;

- умения ученика правильно обратиться к учителю с вопросом;

- умения ученика правильно ответить на вопросы учителя;

- особенности произвольного внимания и мыслительной деятельности ученика;

- особенности поведения и межличностных отношений с одноклассниками на перемене.

Результаты наблюдений фиксируются в протоколе

Примечание

Результаты наблюдения отмечаются в протоколе знаком «+» и используются при составлении психолого-педагогической характеристики школьника.

Методические рекомендации к проведению психодиагностического обследования младших школьников

Как любой научный инструмент, данные психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться. В связи с этим возникает необходимость в соблюдении ряда требований к проведению процедуры обследования первоклассников студентами:

 

1.Общие этические принципы психодиагностического обследования

Перед началом тестирования необходимо индивидуальное согласие родителей школьника. По просьбе родителей им могут быть сообщены результаты тестирования ребенка. Это может сделать студент в присутствии учителя. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности ребенка и родителя. В спорных моментах вопрос решать в пользу ребенка.

2. Учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников

Процедура группового обследования не должна превышать 20 минут беспрерывного выполнения задания. Инструкция дается четко в начале выполнения непосредственно процедуры тестирования.

 

Задание по психологии:

- Провести диагностику личностных особенностей младших школьников с целью разработки рекомендации для учителя и родителей по развитию индивидуально-личностных качеств;

- Составить Психолого-педагогическую характеристику ученика на основе наблюдения и полученных диагностических результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.136 (0.072 с.)