Реализация внутрипредметных связей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация внутрипредметных связей



Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Экономика» в условиях введения
федерального компонента государственного стандарта общего образования

I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся[1], а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Порядок ввода федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период ввода стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

 

II. Место учебного предмета «Экономика» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

Ранее курс экономики не входил в федеральный базисный учебный план. Одним из новых элементов настоящего стандарта является включение в ФБУП самостоятельного курса экономики. Экономическое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. В основной школе федеральный компонент государственного стандарта предполагает преподавание экономического блока в составе курса обществознания. За счет регионального и школьного компонента возможно выделение данного блока в отдельный курс экономики.

На ступени среднего (полного) общего образования состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Для изучения на базовом уровне на «Экономику» выделяется 35 часов учебного времени, а на профильном – 140 часов учебного времени.

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по экономике

Федеральный компонент содержит два стандарта по экономике: для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

цели;

обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения экономики

Изучение экономики в старшей школе направлено на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию и анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание экономического образования, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (указывается, что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений,

Требования к уровню подготовки выпускников профильного уровня предполагают умение самостоятельно использовать основы экономического анализа.

 

IV. Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Экономика»

Новизна стандарта заключается прежде всего в том, что предмет «Экономика» впервые включена в ФБУП как самостоятельный предмет, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики. Это стало возможным благодаря десятилетнему опыту апробации преподавания различных курсов экономики в школах России. Важно, что содержание экономического образования в стандарте соответствует современному состоянию мировой экономической науки и вместе с тем отличается большим вниманием к практической направленности по сравнению с ранее принятым образовательным минимумом по данной дисциплине. При этом в первую очередь изучение экономики в общеобразовательной школе призвано способствовать формированию у учащихся целостной картины экономического поведения людей и представления об экономической сфере общества.

VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК.

С 2006-2007 года должен начаться переход на профильное обучение в старшей школе. Ввод государственного стандарта будет сопровождаться обновлением комплекса учебников. При этом, очевидно, не существует необходимости создавать принципиально новые УМК по «Экономике». Базовое содержание курса экономики изменилось не так значительно, чтобы исключить возможность использования учебников, создававшихся в последние годы и положительно зарекомендовавших себя в практике преподавания. Речь должна идти скорее о пересмотре самих принципов использования учебной литературы, об утверждении концепции «открытого учебника», принципа вариативного использования учебно-методических материалов, интеграции разнообразных средств и форм учебного процесса. Успешное формирование информационно-коммуникативной и познавательной компетенции невозможно без свободного поиска информации, без анализа и критики некорректных мнений и суждений.

Эти проблемы не могут быть решены только за счет содержательного обновления учебников. Учебник, естественно, сохранит ключевую роль в информационном обеспечении учебного процесса. Именно учебник должен отразить обязательный минимум содержания курса, который является основой для проведения итогового контроля знаний и умений учащихся. Однако насущной задачей является создание комплексной вариативной ресурсной базы экономического образования. Рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по экономике, разработаны именно в таком ключе. Они учитывают ввод в широкую практику принципиально новых носителей информации. Значительная часть учебных материалов все чаще размещается на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки – комплекса информационно-справочных материалов, объединенных единой системы навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, тесты из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Активное формирование электронных библиотек позволит перейти к созданию учебников нового поколения.

Пока не будут созданы новые учебники, полностью соответствующие новому стандарту, рекомендуется использовать действующие учебники, привлекая в случае отсутствия в них отдельных вопросов другие учебные издания, где материал по этим вопросам имеется. В образовательном процессе могут быть использованы учебные издания, имеющие гриф МО РФ или органа управления образования субъекта РФ. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год утверждены приказом от 15.01.2004 №111. В указанные перечни включены учебники по экономике.

Издательства, выпустившие действующие учебники, подготовили методические рекомендации о порядке их использования с привлечением других учебных книг.

 

Методические рекомендации по использованию учебника на базовом уровне

В.С. Автономова «Введение в экономику»

Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Экономика» в условиях введения
федерального компонента государственного стандарта общего образования

I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся[1], а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Порядок ввода федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период ввода стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

 

II. Место учебного предмета «Экономика» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

Ранее курс экономики не входил в федеральный базисный учебный план. Одним из новых элементов настоящего стандарта является включение в ФБУП самостоятельного курса экономики. Экономическое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. В основной школе федеральный компонент государственного стандарта предполагает преподавание экономического блока в составе курса обществознания. За счет регионального и школьного компонента возможно выделение данного блока в отдельный курс экономики.

На ступени среднего (полного) общего образования состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Для изучения на базовом уровне на «Экономику» выделяется 35 часов учебного времени, а на профильном – 140 часов учебного времени.

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по экономике

Федеральный компонент содержит два стандарта по экономике: для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

цели;

обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения экономики

Изучение экономики в старшей школе направлено на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию и анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание экономического образования, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (указывается, что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений,

Требования к уровню подготовки выпускников профильного уровня предполагают умение самостоятельно использовать основы экономического анализа.

 

IV. Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Экономика»

Новизна стандарта заключается прежде всего в том, что предмет «Экономика» впервые включена в ФБУП как самостоятельный предмет, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики. Это стало возможным благодаря десятилетнему опыту апробации преподавания различных курсов экономики в школах России. Важно, что содержание экономического образования в стандарте соответствует современному состоянию мировой экономической науки и вместе с тем отличается большим вниманием к практической направленности по сравнению с ранее принятым образовательным минимумом по данной дисциплине. При этом в первую очередь изучение экономики в общеобразовательной школе призвано способствовать формированию у учащихся целостной картины экономического поведения людей и представления об экономической сфере общества.

Реализация внутрипредметных связей

Учебный предмет «Экономика» в старшей школе представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. На профильном уровне учащиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям учащихся достигается путем отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 15-17 лет, применения интерактивных форм обучения.

Преемственность экономического образования на разных ступенях обеспечена тем, что требования к учащимся в экономическом блоке обществознания и в отдельном курсе экономики, с одной стороны, и в курсе экономики в старшей школе, с другой стороны приведены во взаимное соответствие. При этом профильный курс экономики включает основы экономической науки и является «мостиком» между профильной социально-экономической школой и экономическим вузом

Реализация межпредметных связей обеспечена тем, что при четком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из литературы, математики, географии, информатики, истории и технологии

Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника), выработка у учащихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование у школьников навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики – все это существенные элементы воспитания гражданина

Личностная ориентация экономического образования достигнута благодаря формированию ценностных ориентиров и выделению личностной компоненты. В центре внимания находится экономическая деятельность человека в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина. Содержанием экономического образования на базовом уровне является в первую очередь то, с чем придется иметь дело каждому выпускнику в повседневной жизни, включая и сферу средств массовой информации.

Деятельностный характер образования достигается посредством:

работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернет);

критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

экономического анализа общественных явлений и событий;

решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);

участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

написания творческих работ.

Практическая направленность курса экономики достигается тем, что учащиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того в данном стандарте в курс экономики включен раздел прикладной экономики, что способствует развитию интереса к предпринимательской деятельности и формированию у учащихся практических навыков, необходимых для экономической деятельности

Стандарт экономического образования предусматривает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности;

в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, статистические справочники, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы и другие базы данных, что повышает их информационную культуру.

Приоритетные направления в развитии методики преподавания экономики должны быть ориентированы прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

При освоении содержания экономического образования у учащиеся формируются следующие общие учебные умения, навыки и обобщение способов деятельности:

использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, моделирование);

определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей;

умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу и аксиому;

творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения целей и средств);

осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

V. Соотношение содержания стандартов и примерных программ

 

Примерные программы по экономике базового и профильного уровней составлены на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по темам курса, определяют минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.07 с.)