Санкт-Петербургский государственный архитектурно- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-



Санкт-Петербургский государственный архитектурно-

строительный университет

Кафедра автомобильных дорог

 

 

ПРОЕКТ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОРОДСКИХ УЛИЦ

В ОДНОМ УРОВНЕ

 

 

Методические указания

«Проект пересечения городских улиц в одном уровне»

для студентов специальности автомобильные дороги

 

Санкт-Петербург

 

СОСТАВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Исходные данные

 

1. Задание на проектирование городских улиц.

2. Карта масштаба 1:10000 1:25000 с указанием направлений проектируемых улиц.

 

Задание

1. Обосновать технические нормативы на проектирование городских улиц.

2. Обосновать пропускную способность и определить ширину проезжей части.

3. Запроектировать поперечные профили улиц.

4. Разработать план перекрестка в одном уровне.

5. Наметить мероприятия по организации движения на перекрестке, обеспечению его безопасности и по инженерному оборудованию.

6. Разработать проект вертикальной планировки с указанием размещения дождеприемных колодцев.

 

Состав курсовой работы

 

1. Пояснительная записка (представляется на стандартных листах бумаги формата 297´210).

2. Чертежи (подшиваются к пояснительной записке):

план улиц в осях на карте с указанием пикетажа;

поперечные профили улиц с указанием размещения подземных сетей в масштабе 1:100 – 1:200;

продольные профили улиц на миллиметровой бумаге в масштабах: горизонтальный 1:1000 – 1:2000, вертикальный 1:100 – 1:200;

план перекрестка с указанием схемы организации движения и разработанных мероприятий по обеспечению безопасности движения и инженерному оборудованию улиц, в масштабе 1:200 – 1:500;

проект вертикальной планировки перекрестка в масштабе 1:200 – 1:500.

 

Примерное содержание пояснительной записки

 

1. Обоснование технических нормативов городских улиц.

2. Планировочные решения на пересечении улиц в одном уровне.

2.1. Обоснование пропускной способности и ширины проезжей части и тротуаров.

2.2. Поперечные профили улиц А–А и Б–Б с размещением подземных сетей.

2.3. Разработка перекрестка в одном уровне с организацией мероприятий по безопасности движения, благоустройству и инженерному оборудованию.

3. Вертикальная планировка.

3.1. Продольные профили улиц А–А и Б–Б.

3.2. Вертикальная планировка перекрестка с разработкой мероприятий по поверхностному водоотводу.

 

 

ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ И ГОРОДСКОЙ

УЛИЦЫ

Технические нормативы на проектирование городских улиц назначаются по СНиП 2.07.01–91 [3] и Рекомендациям [4, прил. 1]. Отдельные величины технических нормативов в курсовом проекте следует обосновать расчетами. Расчеты выполняются для принятой расчетной скорости.

 

Определение нормативных радиусов кривых в плане

Радиус кривой в плане, обеспечивающий безопасное движение по кривой с расчетной скоростью без дополнительных мероприятий (переходных кривых, виражей и уширений проезжей части) определяется из условий устойчивости автомобиля против бокового заноса по формуле

где V – расчетная скорость движения автомобиля, км/ч;

– коэффициент поперечной силы, принимаемый равным 0,05–0,1;

– поперечный уклон проезжей части при двускатном профиле,

назначаемый при асфальтобетонном покрытии равным 0,02.

 

На сложных участках могут быть приняты меньшие радиусы, но с обязательным устройством переходных кривых, виража и уширения проезжей части, обеспечивающих большую безопасность движения,

где – коэффициент поперечной силы, принимаемый для

относительно простых участков равным 0,1, для более

сложных – 0,15–0,20;

– уклон проезжей части на вираже, принимаемый для

районов проектирования с частыми гололедами равным

0,04, в остальных случаях – 0,05.

 

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ УЛИЦ В ОДНОМ УРОВНЕ

 

План улиц

На карте масштаба 1:5000 – 1:10000 в соответствии с заданными направлениями улиц производят разбивку пикетажа трасс пересекающихся улиц. В случае необходимости в изломы трассы вписывают горизонтальные кривые. При ландшафтном проектировании, как правило, используют клотоидное трассирование, позволяющее гармонично вписать трассы улиц в городской ландшафт.

 

 

Поперечные профили улиц.

 

Общая ширина улиц между красными линиями обосновывается технико-экономическими расчетами в процессе составления генерального плана планировки города и дается в задании на разработку курсовой работы. В задании указываются также основные элементы улиц А–А и Б–Б (тротуары, газоны, разделительные полосы, трамвайное полотно, велодорожки и т.д.). Взаимное размещение элементов зависит от назначения и категории улицы, характера застройки (административные или жилые здания) (рис.1). Типовых решений поперечных профилей даже для улиц одной категории не существует. В процессе выполнения курсовой работы следует разработать поперечные профили обеих пересекающихся улиц. При этом нужно руководствоваться расчетами по определению ширины проезжей части и тротуаров, выполненными в разд. 2.3.

Рис. 1. Варианты поперечных профилей городской улицы (примеры)

 

Основные рекомендации по проектированию поперечного профиля улиц сводятся к следующему.

Проезжую часть проектируют ниже остальных элементов улицы, придавая ей выпуклый поперечный профиль, обеспечивающий сток воды в лотки. На магистральных улицах городского и районного значения предусматривают одну проезжую часть или несколько. Как правило, центральную проезжую часть отводят для основного (транзитного) движения, а ближе к застройке размещают местные (или боковые) проезды. Разделительную полосу устраивают при ширине центральной проезжей части более 16 м (более 2 полос движения в каждом направлении). Разделительную полосу шириной более 3,0 м приподнимают над проезжей частью, размещая в ее пределах газон. Разделительную полосу шириной 2,0 м устраивают в одном уровне с проезжей частью, с поперечным уклоном 100‰ в обе стороны от оси, отделяя ее от основных проездов разметкой, и используют в «час пик» как резервную полосу. Количество полос движения в обоих направлениях на центральной проезжей части принимают не более 8. При 6 полосах движения в обоих направлениях и наличии разделительной полосы в пределах каждого проезда, предназначенного для одностороннего движения, устраивают односкатный поперечный профиль с уклоном 20‰, направленным от оси улицы, при 8 полосах движения – соответственно двухскатный в обе стороны от оси проезжей части.

Местные проезды шириной 7,0–7,5 м размещают с двух сторон улицы или с одной стороны в зависимости от характера застройки. В случаях организации на магистральных улицах городского значения движения общественного транспорта на местных проездах их называют боковыми проездами и устраивают при движении транспорта в одном направлении шириной 7,5 м, в двух направлениях – 10,5 м.

Трамвайное полотно обычно размещают по оси улицы в одном уровне с проезжей частью или обособленно, приподнимая над проезжей частью на 0,15–0,20 м. В отдельных случаях, при тяготении пассажиропотоков к застройке с одной стороны улицы, трамвайные пути располагают несимметрично относительно оси улицы. Трамвайное полотно, совмещенное с проезжей частью, устраивают в стесненных условиях (в центральной части города при недостаточной ширине улицы в красных линиях). При этом ширина проезжей части, в пределах которой размещается трамвайное полотно, составляет 6,7 м. Обособленное трамвайное полотно устраивают в районах новой застройки. Ширину обособленного двухпутного полотна трамвая принимают не менее 9,6 м, а скоростного трамвая – 10,0 м.

Велосипедные дорожки шириной 1,5 м при одностороннем движении и 2,5 м при двухстороннем движении устраивают между проезжей частью и тротуаром и отделяют с двух сторон газоном.

Тротуары отделяют посадкой деревьев или газонами как со стороны местных проездов, так и со стороны жилых зданий. Если первые этажи зданий заняты под магазины и административные учреждения, зеленые насаждения вдоль зданий не устраивают.

На магистральных улицах часто делают дополнительную полосу движения шириной 3,0 м для кратковременных стоянок автомобилей.

Жилые улицы проектируют, в основном, для движения легкового транспорта. Минимальная ширина проезжей части 6,0–9,0 м. Тротуары отделяют полосами зеленых насаждений, как со стороны проезжей части, так и со стороны жилых зданий.

Для обеспечения отвода поверхностных вод всем элементам улицы придаются поперечные уклоны в сторону лотков проезжей части.

Поперечные уклоны в пределах проезжей части принимаются 20–25‰. Тротуары проектируют с поперечными уклонами 10–15‰, при устройстве покрытия из искусственных штучных камней поперечные уклоны увеличивают до 25‰ по направлению от зданий к лоткам проезжей части. Ширина разделительных полос между элементами поперечного профиля, на которых, как правило, размещают газон, назначается в зависимости от их местоположения, но не ниже следующих значений на улицах с регулируемым движением: между основной проезжей частью и местным проездом 3 м, между тротуаром и проезжей частью – 3 м, между велодорожкой и проезжей частью – 3 м, между тротуаром и велодорожкой – 2 м. Зеленым насаждениям исходя из условия обеспечения нормального стока атмосферных вод придают поперечный уклон в пределах 10–30‰.

Варианты поперечных профилей вычерчивают на листе ватмана в масштабе 1:100–1:200 (см. рис.1). На чертеже показывают подземные сети (согласно заданию), зеленые насаждения, опоры освещения. В пояснительной записке дают краткую характеристику и обосновывают выбор принятых вариантов поперечных профилей улиц А–А и

Б–Б по техническим показателям: безопасности и удобству движения, возможности размещения подземных коммуникаций в пределах инженерных полос, отведенных под газоны, и т.п.

 

Определение ширины тротуара

 

Ширину тротуара определяют исходя из перспективной интенсивности пешеходного движения по тротуару в каждом направлении. Ширина одной полосы, занимаемая пешеходом, принимаемается равной 0,75 м.

Пропускную способность одной полосы тротуара принимают в соответствии со СНиП 2.07.01–91[3] по табл. 2.

 

 

Общую ширину тротуара определяют по формуле

,

где – интенсивность пешеходного движения в одном направлении, чел/ч;

– величина запаса, равная 0,5 м, если тротуар примыкает непосредственно к газону, или 1,2 м, если между тротуаром и проезжей частью не устраивают газона, для размещения мачт освещения, опор контактной сети электротранспорта и т. п.

Минимальная ширина тротуара нормируется согласно

СНиП 2.07.01–91[3] в зависимости от категории улицы (прил. 1). Наименьшее количество полос движения на тротуаре – 2,

наибольшее – 8.

 

 

2.5. Горизонтальная планировка перекрестка

 

Размеры перекрестка (площади) зависят от ширины примыкающих улиц и принятой схемы организации движения с учетом мероприятий по организации и безопасности движения.

Радиусы закругления проезжих частей улиц в пределах перекрестка при современной застройке целесообразно назначать 25 м, в исключительных случаях – 12 м.

План перекрестка с организацией движения и инженерным оборудованием показывают на листе ватмана А 2.

Безопасность движения на перекрестке обеспечивается достаточной видимостью водителем пересекаемой улицы.

Желательно проектировать пересечение улиц с необходимым расстоянием видимости, для чего на плане перекрестка строится так называемый треугольник видимости (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Треугольник видимости

Lo – видимость поверхности на основной дороге; Lд – видимость

поверхности на второстипенной дороге.

При построении треугольника видимости его стороны откладываются на магистральных улицах – по оси второй полосы движения, считая от тротуара, на прочих улицах – по оси проезжей части, на улицах с бульварами – по оси боковых проезжих частей.

Расстояние видимости определяют по формуле

,

где V – расчетная скорость движения на проектируемой улице, км/ч;

l 0– расстояние запаса между автомобилями, равное 5 м;

j – коэффициент сцепления, принимаемый равным 0,5;

к – коэффициент эксплутационного состояния тормозов, принмаемый для легковых автомобилей равным 1,2, для грузовых – 1,4.

 

ПРОЕКТ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ

 

ПОДЗЕМНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ

 

Инженерные подземные сети прокладывают с целью обеспечения населения города водой, электроэнергией, газом, для отвода канализационных и поверхностных вод. К этим сетям относятся водопровод, газопровод, теплосеть, канализация, водостоки, силовые и телефонные кабели.

В пределах улиц при современной застройке стремятся к тому, чтобы подземные сети размещались вдоль полос зеленых насаждений или тротуаров. В этом случае облегчается доступ к подземным сетям для их устройства, ремонта и содержания.

В пределах проезжей части улицы в случае крайней необходимости (в стесненных условиях, как правило, в центральной части города) прокладывают самотечные подземные сети: водосточные, канализационные и дренажные, при эксплуатации которых только в крайних случаях возникает необходимость вскрытия проезжей части с целью замены отдельных звеньев труб или колодцев.

Подземные сети прокладывают по возможности параллельно элементам поперечного профиля улицы или красным линиям для обеспечения минимального количества их пересечений. Существует несколько способов прокладки сетей: в траншее (раздельно или совместно) и в железобетонном коллекторе. Совмещенная прокладка сетей в одной траншее позволяет уменьшить расстояние между сетями по сравнению с расстоянием при раздельной прокладке. Объем земляных работ при этом уменьшается на 20–40%,

стоимость – на 3–6%. Однако в процессе эксплуатации сети, расположенные в одной траншее, находятся в несколько худших условиях, чем при раздельной прокладке, поскольку увеличивается вероятность повреждения расположенных рядом коммуникаций при ремонте вышедших из строя сетей.

Прокладка сетей в подземных коллекторах имеет большие эксплуатационные преимущества, но требует больших единовременных затрат и целесообразна при развитой сети подземных коммуникаций на магистральных улицах крупных городов.

При размещении подземных сетей следует руководствоваться следующим правилом: по мере удаления от застройки глубина залегания подземных сетей должна увеличиваться. При таком размещении сетей обеспечивается устойчивость грунтов в непосредственной близости от фундаментов зданий.

Силовые электрокабели трассируют на расстоянии 0,6 м от фундаментов зданий. Электрокабели наружного освещения укладывают непосредственно на грунт на глубине 0,7 м и расстоянии 0,5 м от ближайшей грани бордюрного камня. Телефонные кабели прокладывают в асбестоцементных трубах на расстоянии 1,5–2,0 м от красной линии на глубине 0,8 м. Смотровые колодцы устраивают на прямых участках через 50–60 м и на поворотах трассы.

Теплосеть размещают на расстоянии не менее 2,0 м от красной линии. Для защиты теплопроводов от наружных механических воздействий их размещают в специальных каналах и гидро- и теплоизолируют. Внутри канала устраивают дренаж. Глубина заложения теплосети 1,0–1,5 м. Разрешается теплосеть закладывать выше глубины промерзания.

Газопроводы низкого и среднего давления прокладывают на границе промерзания грунтов на расстоянии 2,0–4,0 м от линии застройки, а высокого давления – на расстоянии 10,0 м от линии застройки.

Водопровод, канализацию и систему водостока прокладывают на расстоянии 3,0–5,0 м от красной линии ниже глубины промерзания грунтов.

Коллектор выполняют из сборных железобетонных элементов размером 2,0x2,4 м. Для систематического осмотра и ремонта сетей в центре коллектора оставляют проход шириной 0,8 м. Глубина заложения коллектора 1,0–1,5 м, считая от верха коллектора до дневной поверхности грунта. Внутри коллектора должна поддерживаться в течение всего года температура выше , но не более . В коллекторе не разрешается размещать трубопроводы хозяйственной и ливневой канализации, газопроводы высокого давления, силовые кабели с напряжением более 30 кВт. Эти подземные сети небезопасно размещать в общем коллекторе. Для прокладки большого количества силовых кабелей сооружают специальные коллекторы. При ширине магистральных улиц более 50–60 м подземные коммуникации размещают с двух сторон улиц.

 

CОДЕРЖАНИЕ

 

Состав и последовательность выполнения курсового проекта

1. Обоснование основных технических нормативов на проектирование автомобильной дороги и городской улицы …………….

Планировочные решения на пересечении улиц в одном уровне

2.1. План улицы ………………………………………………………….

2.2. Поперечные профили улиц ………………………………………...

2.3. Обоснование элементов поперечного профиля улицы …………...

2.4. Определение ширины тротуара ……………………………………

2.5. Горизонтальная планировка перекрестка …………………………

3. Проект вертикальной планировки ………………………………...

3.1. Проектирование продольных профилей улиц …………………….

3.2. Задачи вертикальной планировки улиц ……………………………

3.2.1. Разработка проекта вертикальной планировки улицы методом проектных горизонталей …………………………………………..

3.2.2. Разработка проекта вертикальной планировки улицы и перекрестка методом профилей ………………………………………..

3.2.3. Вертикальная планировка перекрестка …………………………..

4. Мероприятия по организации движения и инженерному оборудованию улиц ………………………………………………………

5. Подземные инженерные сети ……………………………………….

6. Подсчет объемов земляных работ ………………………………….

Рекомендуемая литература …………………………………………….

 

 

 

В ОДНОМ УРОВНЕ

 

 

Составители: Бондарева Эльвира Дмитриевна

Полищук Алексей Владимирович

 

Редактор А.В. Афанасьева

Корректор К.И. Бойкова

Компьютерная верстка И.А. Яблоковой

 

Подписано к печати 00.00.99. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная. Усл. печ. л. 0,00. Уч.-изд. л. 0,00. Тираж 150. Заказ 000. «С»

 

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. 198005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская, 4

Отпечатано на резографе. 198005, – 2-я Красноармейская, 5.

 

 

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-

строительный университет

Кафедра автомобильных дорог

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.083 с.)