Причины появления новых слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины появления новых слов



Возникший вместе с новым предметом, вещью, понятием неологизм не сразу входит в активный состав словаря. После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом. Такой путь прошли, например, слова советский, коллективизация, колхоз, звеньевая, тракторист, комсомолец, пионер, мичуринец, метростроевец, целинник, лунник, космонавт и многие другие.

Следовательно, в силу непрерывного исторического развития лексического состава языка многие слова, еще в XIX в. воспринимавшиеся как неологизмы с отвлеченным значением (например, беллетристика, вольность, действительность, гражданственность, гуманизм - гуманность, идея, общественный, равенство и др.), в современном языке входят в состав активного запаса словаря.

А некоторые слова, возникнув совсем недавно (продналог, продразверстка, уком, нэпман, комчванство, партмаксимум, партминимум, нарком и др.), успели перейти в разряд устаревших.

 

Причины появления новых слов:

1) В повседневной речи мы создаем новые слова в следующих целях:

 

1. С помощью нового слова мы именуем новые предметы и явления: сапоги-дутики, сорт пшеницы «днепрянка».

 

2. Однако мы можем создать название и для явления хорошо извест­ного, но не имеющего словесного обозначения в языке. Например, совсем не нов уход зрителей из зала, когда фильм им не нравится, но мы не обоз­начаем это явление особым словом. А вот один свердловчанин обозначил: «Зал ногоплескал».

 

3. Создаются слова и тогда, когда нам хочется ярче обозначить явление, имеющее название, вместо затейливый о тюрингском фарфоре сказано финтифлюшистый, герметик назван прилепончиком.

 

4. Можно играть словами. Это охотно делают дети, осваивающие язык, но взрослые не прочь иногда забавы ради сочинить какое-нибудь словцо: «Раз есть авторучка, должна быть и автоножка. Здесь нет ни нового предмета, ни старого явления, лишенного названия. Здесь есть словотворчество ради шутки, развлечения.

 

2) То, что наблюдается в повседневной речи, происходит в художественной или публицистической речи. Здесь получают новые имена новые предметы, созданные воображением художника: киберы у Стругацких, наилучшесть у В. Зорина и др.

Новые слова делятся на две группы в зависимости от причин появления в языке. Неологизмы - это новые слова, созданные для обозначения новых явлений. Все остальные - окказионализмы.

Кроме неологизмов, являющихся достоянием общенародного языка, выделяются новые слова, образованные тем или иным автором. Одни из них вошли в литературный язык, например, чертеж, рудник, маятник, насос, притяжение, созвездие и др. (у М. Ломоносова), промышленность, влюбленность, рассе­янность, трогательный (у Карамзина), стушеваться (у Ф. Достоев­ского) и т.д.

Другие остаются в составе так называемых окказио­нальных авторских образований. Они выполняют изобразительно-выразительные функции только в условиях индивидуального контекста и, как правило, создаются на основе существующих словообразовательных моделей, например, мандолинить, разулыбить, серпастый, молоткастый, чемберленье и многие другие (у В. Ма­яковского); буревал, пересуматошить ( у Б. Пастернака), мохнатинки, страна Муравия и Муравская страна ( у А. Твардовского), магичествовать, целлофанированные (у А. Вознесенского), бокас­тый, незнакомость, надмирье, несгибинка и другие (у Е. Евтушенко) и т.п.

 

 

Источники новых слов

 

Источниками новых слов являются: словообразование и за­имствование из другого языка. Поскольку о заимствованиях речь идет в 3.2, здесь скажем о словообразовании неологизмов и окказионализмов.

Общий источник новых слов - это образование по активным словооб­разовательным моделям или образцам: дутые сапожки – дутики, вареный - варенка «джинсовая ткань, цвет которой изменен в процессе кипячения - варки». Ср.: дубленый полушубок - дубленка; дутики - вероятно, как ходики, трусики, хотя это разные модели словообразования.

Окказионализмы также создаются по активным словообразователь­ным моделям, такие образования называют потенциальными словами: Там гадалка повозилась с обедом, гревшимся на керосинке «Грец», по-кухарочьи вытерла руки о передник, взяла ведро с отколовшейся местами эмалью и вышла во двор за водой» (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев).

Наречие по-кухарочьи образовано по продуктивной модели «по- + прилагательное + -и». Мы можем по ней образовать большое число слов типа: по-поварски, по-студенчески, по-журналистски, по-водительски и прочее в зависимости от нашей фантазии. Модель открыта. Образования, которые мы получаем, в одних случаях кажутся малоприемлемыми, вроде пo-поварски, в других - как будто даже и существующими, нормативными. Это и есть свойство продуктивной модели, у которой граница между формативными и окказиональными образованиями размыта за счет единиц, которые существуют как бы на кончике пера, так что невозможно сказать, выбрали ли мы их из нашего словарного запаса или только что создали в связи с возникшей потребностью выражения мысли.

Образуются окказионализмы и по слову-образцу. В «Газетных порт­ретах» В. Коняхина создан такой ряд слов: «Самые работящие, самые беззаветные патриоты своей газеты и своего города получаются из бывших рабкоров, инженеркоров, селькоров, военкоров, юнкоров и домохозяйкокоров. Особое их достоинство - отличное знание географии и демографии вcex предприятий и династий города».

Слова «инженеркоры» и «домохозяйкокоры» созданы по образцу соседних слов. При желании этот ряд опять можно продолжить, ведь профессий много: учителекор, врачкор.

Окказионализм может быть получен за счет смыслового преобразования существующей модели. Например, в романе Ю. Бондарева «Берег» использованы такие наречия: «Мансарда краснела черепицей в горячих лу чах солнца, вблизи - сосны, утренне высвеченные на одной стороне стволов»; «Снежно цвела сирень»; «Старший сержант Зыкин в угрюмой замкнутости каменно уставился на огонек плошки»; «...жестяно звеневший на ветру будылье кукурузы».

Наречия с помощью суффиксов -о/-е образуются от качественных прилагательных и обозначают признак, отнесенный к действию: хорошее письмо - хорошо писать. Здесь же наречия образованы от относительных прилагательных: утренний, снежный, каменный, жестяной. Изменился ли общий смысл полученных наречий? Конечно. Они обозначают
признак действия через сравнение: стволы высвечены солнцем так, как
это бывает утром; сирень цвела, как снег; уставился неподвижно, как камень; будылья звенели, как жесть
. И вновь мы можем пополнить ряд подобных образований: кирпично краснели, деревянно шагал, небесно улыбался.

Иногда окказионализм представляет собой словообразовательный синоним существующего слова. Например, вместо нормативного говорильня В. Коняхин в «Газетных портретах» употребляет следующее: «Он не обидится, потому что принципиально не ходит на эти говориловки».

Корень у окказионализма тот же, что и у нормативной лексической единицы, но словообразующий элемент сменился: вместо суффикса –льн- использован суффикс -ловк-. Здесь простор для нашей фантазии значительно сократился, мы можем только примерить к данному корню два-три суффикса: говорилка, говорильство, говорилище, и уж совсем
странно звучит «говореж». Надо сказать, что эти новообразования гораздо менее естественны, чем то, которое использовано писателем, и, следовательно, если бы мы задумали включить их в свой текст, скорее всего панадобилась бы какая-то оправдательная оговорка, пояснение, оценка, вобщем - извинение перед читателем за неуклюжее творение. Или же надо было бы создать особый контекст, который оправдал бы наше образование.
Например: «Вокруг стоял не галдеж, а скорее говореж - все разбились на группки и говорили, говорили, говорили о своих делах».

Наконец, окказионализм может быть создан автором, так сказать, по оригинальному проекту, в результате оригинального сочетания морфем. Например, С. Кирсанов в поэме «Макс-Емельян» создал от глаголов «yснуть» и «проснуться» два существительных: от уснявин до проснявин. Такой модели у существительных нет, этот способ объединения морфем принадлежит поэту.

До сих пор рассматривались окказионализмы, которые строились из реального морфемного материала: существующих корней, суффиксов, интерфиксов, приставок. Однако ранее уже были показаны случаи, когда слово строилось автором прямо из звуков, вспомним маршаковский «алинон». Там же в «Умных вещах» есть меч зинг-зенг - слово тоже составлено из звуков, а не из морфем. Случаи эти редки и всегда художественно обоснованы, например, как эксперимент. Вот стихотворение В. Хлебникова «Гроза»:

Моа, Моа,

Миа, еву.

Вей, вай, эву!

Взи зоцерн. Вэ-церци.

Вравра, вравра!

Врап, врап, врап!

Гугога. Гак. Гакри.

Вивавэво...

цирцици!

Кому-то дано, кому-то не дано услышать в этом наборе звуков рокот грозы и дробь дождя. Для нашей темы важен сам факт попытки написать картину не музыкальными, а языковыми звуками. Это крайний случай сотворчества. И для полноты описания упомянуть о нем необходимо.

 

1.6.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. На какие группы делится словарный состав общена­родного языка?

2. Какие слова относятся к активному словарному запасу языка? Приведите примеры.

3. Какие слова относятся к пассивному словарному запасу языка? Приведите примеры.

4. Каковы особенности процесса утраты слов языком?

5. На какие группы делятся устаревшие слова? Расскажите о каждой подробно. Приведите примеры.

6. Каким образом можно использовать устаревшие слова?

7. Каковы способы объяснения устаревших слов в тексте?

8. Какие слова называются неологизмами?

9. Каковы причины появления новых слов?

10. Каковы источники новых слов?

11. Что включает в себя понятие «авторские неологизмы»?

12. Поясните понятие «окказиональные авторские образования». Приведите примеры.

 

 

1.6.4 Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Укажите слова активного и пассивного словарного запаса. От­вет аргументируйте.

 

Абсцисса, агитка, армяк, бердянка, бионика, велеречивый, виночерпий, виньетка, гносеология, гобелен, головотяп, дзюдо, дурашка, жрец, залихватский, зерцало, конка, ликбез, острог, палица, припарковаться, сеанс, стереоэлектроника, электромо­биль.

Упражнение 2

 

Найдите устаревшую лексику в отрывках из книги В. Гиляров­ского «Москва и москвичи». Определите значения устаревших слов и укажите, являются ли они историзмами или архаизмами.

 

1. Так я в первый раз увидел колибер, уже уступивший место дрожкам, высокому экипажу с дрожащим при езде кузовом, зад­няя часть которого лежала на высоких, полукругом, рессорах. Впоследствии дрожки были положены на плоские рессоры и стали называгься пролетками.

 

2.- Дедушка, в Хамовники!

- Кое место?

- В Теплый переулок.
- Двоегривенный.

Мне показалось это очень дорого.

- Последнее слово - пятиалтынный. Без почину стою.

 

3. Среди этих палаток барахольщики раскладывали рогожи, на которых был разложен всевозможный чердачный хлам: сло­манная медная ручка, кусок подсвечника, обломок старинной канделябры.

 

4. Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны та­кими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были ло­говища на двоих... Пространство в аршин высоты и полтора арши­на ширины между двумя рогожами и есть «нумер»...

 

Упражнение 3

 

Найдите историзмы в данных текстах. Укажите, с реалиями ка­ких эпох и народов они связаны.

 

1. Много надо трудиться смерду, чтобы и дань натурою опла­тить боярину, и свою семью прокормить. Но и это еще не самое страшное. Стрясется какая-нибудь беда - пожар ли подворье уничтожит, скот погибнет или неурожай случится, - тогда к бояри­ну нужно идти, в ноги ему кланяться, гривны занимать. Гривны-то он даст, но дорогой ценой - свободой своей приходится пла­тить за них: смерд становится полностью зависимым челове­ком - закупом (А. Хижняк).

 

2. В этой обстановке законодательное собрание все больше и больше чувствовало себя лишним, и 3 сентября 1792 года под давлением провинциальных коммун и Коммуны города Парижа были произведены выборы в Конвент.

 

3. В монгольском войске был порядок, установленный Чин­гиз-ханом. Каждый всадник знал свое место в десятке, и в сот­не, и в тысяче; тысячи воинов собирались в большие отряды, подчиненные воеводам....Поодаль, в степи, широким кольцом рассыпались черные татарские юрты и рыжие шерстяные шатры. Это был личный курень Чингиз-хана, стоянка тысячи избранных телохранителей великого кагана (В. Ян).

 

4. В Московских приказах пыль столбом - дьяки и подьячие шевелят лежалые бумаги... Скоро и звания эти будут забыты. Царь повелел учредить для управления страной Сенат... (В. Дру­жинин).

Упражнение 4

 

Определите лексические значения выделенных слов. Какие из значений являются современными, а какие - устаревшими? Укажите, в каких случаях устаревшие значения слов выступают как историзмы, а в каких - как архаизмы.

 

1. Рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлема с картины, висевшей в той комнате, где мы спали (Акс). Сквозь круглое стекло водолазного шлема Сальваторе увидел, что над ним, в аршине над его головой, стоит гигантский электрический скат (Купр.). 2. Надзиратель, прижавшись спиной к стене, вы­пятил свой толстый живот (М.Г.). Волк из лесу в деревню забе­жал, не в гости, но живот спасая... (Кр.). 3. Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? (П.). Вечером пришли гости... папины сослуживцы, тетины знакомые курсистки (Кат.).

Упражнение 5

 

Найдите архаизмы в отрывке из сказки А. С. Пушкина и опре­делите их тип.

 

Три девы, красоты чудесной,

В одежде легкой и прелестной

Княжне явились, подошли

И поклонились до земли.

Тогда неслышными шагами

Одна поближе подошла;

Княжна воздушными перстами

Златую косу заплела.

С искусством, в наши дни не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

За нею, скромно взор склоняя,

Потом приблизилась другая...

 

Упражнение 6

 

Найдите устаревшую лексику. Определите, с какой целью использованы историзмы и архаизмы:

1) для создания торжественно-приподнятого настроения;

2) для создания исторического колорита;

3) для речевой характеристики героев;

4) в сатирических целях.

 

1. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он; отверз­лись вещие зеницы, как у испуганной орлицы (П.). 2. На большой дуге, где, противно всем законам, присутствовали иноземцы... Петр мужественным голосом сказал боярам: - Понеже фортуна скрозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре; разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым (А.Н.Т.). 3. Вышитое золотом, покрытое жем­чужной сетью платье... бармы в лалах, изумрудах и алма­зах (А.Н.Т.). 4. Ликом (король Карл) светел, в левой ручке - держава, в правой ручке - вострая сабля, сам - в золоте, сереб­ре, конь под ним сивый, горячий (А.Н.Т.). 5. И на челе его высо­ком не отразилось ничего, потому что кроме спеси ничего на нем не было (Л. Лиходеев). 6. И он отверз свои уста, чтобы выдать очередную шуточку - пошлую и мерзкую (А. Крон).

Упражнение 7

 

Ниже приведены слова, которые в 20-е или 30-е годы XX века явля­лись неологизмами. Проследите их дальнейшую судьбу в русском языке:

1) перешли в активный словарь;

2) стали историзмами или архаизмами.

 

Буденовец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, колхоз, красноармеец, ликбез, метро, октябренок, продотряд, проф­союз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, управ­дом, шефствовать.

 

Упражнение 8

 

Проанализируйте данные неологизмы и определите пути их по­явления в русском языке:

1) слова, образованные в русском языке на основе имеющихся русских или заимствованных морфем;

2) заимство­вание;

3) придание слову нового значения.

 

Аэробус, варенки (джинсы), видеоклип, видеотека, виндсер­финг, гриль, металлисты (члены неформальной молодежной груп­пы), морж (любитель зимнего плавания), панки, пиццерия, рэке­тир, скафандростроение, слайды, супертурнир, телемост, универ­сам, фломастер, штрих (паста для исправления опечаток), элект­ромобиль.

 

Упражнение 9

 

Найдите неологизмы. Определите, какие из них являются язы­ковыми, а какие - авторскими.

 

1. Скорость марсохода невелика - за два года он может пройти лишь тысячу километров по поверхности планеты (Из газ.). 2. Отшельничаю, берложу, отлеживаюсь в березах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю (Возн.). 3....Опрозрачила ткань паутинная твой призывно откинутый стан (Л. Мей). 4. Армстронгит - новый материал, названный так в честь астронавта, пер­вым вступившего на Луну (Из газ.). 5. В этом кипящем людовороте советской столицы такси нужны (Кольц.). 6. Провинция патриархальна: нет рокеров, металлистов, люберов, панков, хип­пи. Только «фулиганы» (Из газ.).

Упражнение 10

Найдите авторские неологизмы в стихотворении В.В. Маяков­ского «Европатория». Определите, по каким образцам, моделям русского языка они образованы. Почему такие неологизмы называют потенциаль­ными словами?

 

Упражнение 11

 

Найдите авторские неологизмы. Укажите, являются ли они потен­циальными словами или окказионализмами - словами, возникшими не по имеющимся в языке моделям, а по случайным созвучиям.

 

1. Угреет. С богом! По домам!

Позвякивают колокольца (Вл.).

 

2. Но видимся ли миг, не видимся ль столетье –

Не все ли мне равно, не все ль равно тебе,

Раз примагничены к бессмертью цветоплетью

Сердца улыбные в медузовой алчбе (Сев.).

3.Стоял январь, не то февраль,

Какой-то чертовый зимарь.

Я помню только голосок,

Над красным ротиком парок

И песенку: «Летят вдали

Красивые осенебри,

Но если наземь упадут -

Их человолки загрызут» (Возн.).

 

 

Упражнение 12

 

Определите значения выделенных слов. В каком из примеров неологизмом является авторское значение слова? Как называются такие неологизмы?

 

I. Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть... (Цв.).

2. А там, в торжественном покое,

Разоблаченная с утра,

Сияет Белая Гора,

Как откровенье неземное (Тютч.).

Упражнение 13

 

В детской речи часто появляются неологизмы. Определите, ка­кие из неологизмов, приводимых в книге К.И. Чуковского «От двух допяти», являются потенциальными словами (укажите модели, по кото­рым они образованы) - окказионализмами, семантическими неологизмами.

 

Утки идут утьком, отпугивать (расстегивать пальто), коро­ва рогает, я намакаронился, секретарша (та, которая расска­зывает секреты), заключить дверь (запереть), сижу и отмухиваюсь, я мапин (мамин и папин), какой ты страшный спун! Что­бы сейчас было встато!, спец (тот, кто много спит), нанитывать бусы, отскорлупай мне яйцо, подфамилить бумагу, жукашечка (жук и букашечка), рукти (ногти на руках), оточительный нож (перочинный), журчей (ручей), начальная школа (школа для начальников), вихрахер (парикмахер).

Упражнение 14

 

Прочитайте статью Юрия Шаталова «Первая гробница Святого князя» (см. Приложение 30) и проанализируйте её с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.

 

1.6.5 Контрольные задания

Задание 1

Укажите слова активного словарного запаса.

 

А) зерцало

В) жрец

С) виночерпий

Д) нет правильного ответа

Задание 2

Укажите слова активного словарного запаса.

 

А) ликбез

В) стереоэлектроника

С) припарковаться

Д) нет правильного ответа

 

Задание 3

 

Укажите слова пассивного словарного запаса.

 

А) конка

В) дом

С) зеркало

Д) нет правильного ответа

 

Задание 4

Укажите историзмы.

 

А) боярин

В) зеницы

С) уста

Д) нет правильного ответа

 

Задание 5

Укажите архаизмы.

 

А) перст

В) вече

С) стрелец

Д) нет правильного ответа

Задание 6

Укажите лексические архаизмы.

 

А) боярин

В) влиял

С) пиит

Д) нет правильного ответа

 

Задание 7

Укажите семантические архаизмы.

 

А) негодяй

В) вече

С) рыбарь

Д) нет правильного ответа

 

Задание 8

Укажите авторские неологизмы М.В. Ломоносова

 

А) гражданственность, гуманизм

В) чертеж, рудник, маятник

С) бокастый, надширье

Д) нет правильного ответа

 

Задание 9

Укажите авторские неологизмы В. Маяковского

 

А) буревал, пересуматошить

В) бокастый, надширье

С) мандолинить, разулыбить, серпастый, молоткастый

Д) нет правильного ответа

Словарь по теме

 

Активный словарный запас - это те повседневно упот­ребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говоря­щим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было признаков устарелости или новизны.

 

Пассивный словарный запас – это слова, которые либо имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо, наоборот в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не являются повседневно употребительными.

 

Старинные слова - это слова, которые в настоящее время совершенно неизвестны рядовым носителям современного русского языка и поэтому современному человеку непонятны.

Устаревшие слова – это реальные единицы языка, правда, имеющие ограниченную сферу употребления и специфические стилистические свойства.

Историзмы - это группа устаревших слов, которые уже совсем вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали.

 

Архаизмы - это группа устаревших слов, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

 

Л ексические архаизмы – это устаревшие слова, которые заменены новыми словами с тем же лексическим значением.

С емантические архаизмы - это слова, существующие в современном русском литературном языке, но имеющие устаревшее значение.

Неологизмы (от гр. neos - новый + logos - слово) – это новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.

 

Лексические неологизмы обозначают появление в жизни новых вещей, явлений, качеств.

Семантические неологизмы – новое название того, что уже имеет наименование.

 


Рекомендуемая литература к разделу «Лексика»

 

1. Аргументация в публицистическом тексте: (Жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие / И.В. Гущина и др.). – Свердловск: Изд-во Уральск. Ун-та, 1992.

2. Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1978.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 1987.

4. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М.: Высш. шк., 1981.

5. Вовчок Д.П. Стилистика газетных жанров. Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1979.

6. Гальперин И.Р. Речевые стили и стилистические средства языка //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999.

7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981.

8. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста /Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

9. Калинин А.В. Лексика русского языка. – М., 1971.

10. Крылова О.А. Современный русский язык. – М., 1997.

11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

12. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.

13. Левин В.Д. О некоторых вопросах стилистики //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999.

14. Лекант П.А. Современный русский язык. – М., 2001.

15. Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – Л.: ЛГУ, 1981.

16. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по спецкурсу. – Свердловск: УрГУ, 1987.

17. Майданова Л.М. Логическая схема газетного текста и способы её выражения // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984.

18. Майданова Л.М., Муравьева Н.В., Сметанина С.И. Целостность и связность газетного текста: Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1984.

19. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., Изд-во при Киев. ун-те, 1983.

20. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., 1983.

21. Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. - М.: Книга, 1985.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 24-е, исправленное /Под общей редакцией Л.И. Скворцова. – М., 2003.

23. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 4. – М., 2003.

24. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М., 1997.

25. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979; 1988; 2003.

26. Современная газетная публицистика: Проблемы стиля /Под ред. И.П. Лысаковой и др. – Л.: ЛГУ, 1987.

27. Современный русский язык /Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1995; 1997.

28. Солганик Г.Я. Лексика газеты: Функциональный аспект (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1981.

29. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979.

30. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста /Отв. ред. Л.А. Новиков. – М.: Наука, 1985.

31. Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1981.

32. Терехова В.С. Специальная лексика в языке газеты: Учеб. пособие. – Л.: ЛГУ, 1982.

33. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. /Ред. Г.Н. Скляревская. - СПб., 1998.

34. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста /Под ред. Л.И. Рахмановой. Ч. 1-2. – М., 1993; 1994.

35. Функциональные стили. Лингвометодические аспекты /Отв. ред. М.Я. Цвиллинг. – М.: Наука, 1985.

36. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. – М., 1977.

37. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: К постановке проблемы. – М., 1977.

38. Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М., 1975.

39. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение, документальное кино /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1980.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.226 (0.205 с.)