Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексические особенности публицистического стиля
Публицистический стиль охватывает проблемы общественно-политических вопросов современности, а также вопросы текущей жизни общества. Публицистический текст выполняет информативную и социально-оценочную функции. Такой текст обусловливает особый подход журналиста к предмету речи: в предмете вскрывается его социальная значимость, полезность для общества. Главная мысль должна быть компактной и отражающей предмет речи однопланово. Необходимость убеждения в правильности оценки, влияния через убеждение на поведение читателя, зрителя, слушателя приводит к тому, что публицистический текст должен быть эмоционально окрашенным, воздействующим на чувства читателя, слушателя, зрителя. Именно поэтому большое внимание в таких текстах должно быть уделено публицистической лексике (как одному из уровней публицистического стиля). Рассмотрим особенности публицистического стиля на основе исследования особенностей языка и стиля газетной статьи. Эти особенности определяются спецификой и назначением, к которым относятся так называемые экстралингвистические, внеязыковые факторы, обусловливающие состав речевых средств, диапазон их использования, характер употребления и тем самым формируют стиль жанра. Для газетной статьи такими экстралингвистическими факторами, существенно влияющими на язык и стиль жанра, являются актуальность и публицистичность. С точки зрения содержания это выражается в постановке актуальных, интересующих широкие массы вопросов, в новизне и остроте разработки темы. «Передовая статья – есть ли это публицистическое произведение? – писал Михаил Кольцов. – Во многих случаях – да, это публицистика. Но среди передовых можно различать заурядные, серые статейки и наряду с этим статьи, которые поднимаются до уровня публицистических произведений. Передовая статья, которая только пересказывает, излагает своими словами те или иные уже известные факты, решения, телеграммы, - она может быть хороша, полезна, но её нельзя ещё назвать в полном смысле публицистической статьей. Лишь статья, которая по-новому преподносит факты, по-новому их суммирует и освещает, есть подлинная публицистика». Известную стилеобразующую роль играет и фактор информационности, присутствующий в каждой газетной статье. Любые общие положения, призывы необходимо подкреплять фактами, аргументами, примерами, цифрами. И пусть в композиции статьи они занимают скромное место, но влияние их на стиль жанра несомненно.
Отмеченные экстралингвистические факторы передовой статьи обусловливают и общую функцию её языка. Лексика современных газетных статей разнообразна, так как широк круг актуальных тем, получающих отражение в них. Достаточно яркое представление об этом дают заголовки «Московского комсомольца» (например, «Московский комсомолец» от 9-16 декабря 1999 года): «Молодые тигры «Отечества» вышли на финишную прямую», «В Кремле даже у ёлки будет двойник», «Кто заблокирует Россию?», «Командировка на войну», «В чём смертям назло» и т.д. Разнообразие тем, охватывающих практически все области политики, производства, общественной жизни, идеологии, культуры, вызывает известную лексическую пестроту, введенную в строгие рамки жанра. В газете представлена лексика официально-делового, научного стиля, что свидетельствует о взаимодействии газетного языка с этими стилями, о высокой проницаемости его. Данный стиль, как никакой другой, не является строго замкнутой системой, в нем часто встречаются иностилевые вкрапления. Состав газетно-публицистической лексики неоднороден. Так, выделяется большой пласт общественно-политической лексики (например, благосостояние, демократия, компромисс, гражданственность, внешнеполитический и т.д.). В текстах данного стиля часто используются слова с отвлеченным значением, нередко выражающие те или иные оценки (например, всепобеждающий, эволюция, жизнеутверждающий, малодушие, деградация, человеконенавистничество и т.д.). В газетно-публицистическом стиле нередкими являются слова разговорные, оживляющие тексты разных жанров (например, интервью «Кто слезам не верит» Е. Скворцовой – Ардабацкой (см. хрестоматию), корреспонденция «Ученье и труд «Синим по белому» Е. Андреевой (см. хрестоматию), включая и статьи газет и журналов (например, статья «Нация и «кайф» Н. Амановой, Д. Макарова). Твердо укрепились в газетных текстах такие слова, как: причитающегося нам, не соответствует действительности, порочит достоинство, на основании изложенного, в соответствии со статьей, договорные отношения, возникла необходимость, для качественного выполнения, согласовать вопрос, зона диффузионного слоя, чувствительная поверхность полупроводникового детектора и т.д.
На современном этапе рыночной экономики в статьях укореняется и специальная лексика, а также заимствованная из других языков и из различных областей науки, техники, искусства, спорта и т.д. Это слова – типа аквизиция, аккомодация, аллеопатия, альтернатива, апперцепция, арбитраж, бартер, брифинг, брокер, декларация, деструкция, имидж, инвестор, конгломерат, консенсус, консорциум, маркетинг, менеджер, менталитет и т.д. В газетных текстах сегодняшнего дня используется нейтральная, книжная, специальная, заимствованная, разговорная и просторечная лексика.
Таким образом, стилистический анализ позволяет увидеть будущему журналисту возможность использования в тексте большого разнообразия материала, что помогает придать публицистическому тексту не только глубину и точность, но и эмоциональность, оценочность, благодаря чему и привлекается внимание читателя, зрителя, слушателя. Подводя итог, следует особое внимание обратить на то, что журналист должен уметь читать, понимать текст и анализировать особенности, достоинства и недостатки его формы. Это необходимо прежде всего для совершенствования журналистом собственного мастерства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.007 с.) |