Обобщающая лекция по первой части курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщающая лекция по первой части курса.



Тема. Государство и право Древнего Мира и Средних веков.

(2 часа)

 

1. Общее и особенное в развитие государства и права Древнего Востока.

2. Государство и право античного мира.

3. Государственно правовые институты стран Западной Европы в Средние века.

 

При подготовке к данной лекции студент должен уяснить основные понятия, такие как формы государства, формы правления, формы государственного устройства, политический режим. А также закономерности возникновения и развития стран Древнего Востока, Античности и Средних веков, используя для этого соответствующие разделы учебника по истории государства и права зарубежных стран и дополнительную литературу, рекомендованную в методических указаниях. Выявить особенности государств восточной деспотии, специфику развития государственных институтов в Афинской и Римской республиках, а также становление права в этих государствах. При изучении разделов учебника, посвященным Средним векам следует обратить внимание на основные этапы, которые проходит монархия в Германии, Франции и Англии.

II семестр

3. Установочная лекция по второй части курса.

Тема. Становление буржуазного государства и права в странах Западной Европы, США и Китае. (2 часа)

1. Становление парламентской монархии в Англии.

2. Образование федеративного государства в США.

3. Возникновение государства и права нового исторического типа во Франции XVIII века.

4. Объединение Германии, крах II Рейха, установление Веймарской республики.

5. Англо-саксонская и континентальная системы права.

6. Особенности государства и права в Китае.

 

При подготовке к данной лекции студент должен уяснить суть революционных преобразований и причины изменений в государственном строе Англии, Франции и Германии в Новое время, а также причины возникновения США. Следует обратить особое внимание на развитие парламентаризма и двухпалатной системы. Необходимо рассмотреть и изучить конституционные акты этих государств и их особенности, а также акты, регулирующие имущественные отношения во Франции и Германии (Кодекс Наполеона и Германское Гражданское Уложение).

 

Обобщающая лекция по второй части курса.

Тема. Основные тенденции развития государства и права стран Западной Европы, США и Китая в Новейшее время. (2 часа)

1. Реформы избирательного права и парламента в Англии в XX веке.

2. «Новый курс» Рузвельта. Его историческое значение.

3. Веймарская республика. Ее трансформация в связи с мировым экономическим кризисом.

4. Образование IV республики во Франции, ее особенности, причины перехода к V республике.

5. Образование КНР.

 

При подготовке к данной лекции студент должен познакомиться с понятиями мажоритарной и пропорциональной системой выборов, «делегированного законодательства», принципом невмешательства государства в экономическую сферу деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

К практическим (семинарским) занятиям необходимо тщательно готовиться, руководствуясь планами занятий, помещенными в настоящем сборнике. Следует обстоятельно изучить рекомендованную литературу.

При подготовке к занятиям следует вести записи (конспекты), которые

по своему содержанию могут представлять собой развернутые ответы на вопросы плана семинара.

В отличии от экзаменов и зачетов такими конспектами можно пользоваться на семинарах, избегая, впрочем, механического их прочтения во время выступления.

Подготовку к каждой теме семинара лучше начинать с изучения соответствующего раздела учебника, а затем уже переходить к другой рекомендованной по данной теме литературе. Хорошее знание литературы дает возможность студенту активно участвовать в обсуждении тех вопросов, которые определены планом практического занятия.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕТОВ

ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

I семестр

МОДУЛЬ I

Тема 1. Государство и право Древнего Египта (2 часа)

1. Основные этапы в истории Древнего Египта

2. Общественный строй. Роль сельской общины.

3. Восточная деспотия как специфическая форма правления. Главные ведомства. Роль жречества в управлении государства.

4. Основные черты права.

 

Изучая рекомендованную кафедрой литературу по данной теме, студенты должны уяснить, что Древний Египет представляет классическую модель «восточной деспотии», поэтому следует разобраться с сущностью и особенностями данной формы правления.

 

Тема 2. Государство и право Древнего Вавилона (2 часа)

1. Образование государства в Вавилонии. Основные черты государственного строя.

2. Законы царя Хаммурапи:

а) общая характеристика,

б) социальная структура и правовое положение основных групп населения,

в) имущественные отношения,

г) преступления и наказания,

д) судебный процесс

 

Знакомясь с историей государства и права Древнего Вавилона, студенты должны основное внимание обратить на Законы Хаммурапи и проработать особенно тщательно статьи, посвященные общественному строю и обязательственному праву.

 

Тема 3. Законы Ману (Древняя Индия) (2 часа)

1. Общая характеристика Законов. Правовое положение основных групп населения.

2. Имущественные отношения: право собственности, обязательства из договоров и причинения вреда.

3. Преступления и наказания.

4. Суд и процесс.

 

Рассматривая данную тему, необходимо особо тщательно рассмотреть особенности общественного строя Древней Индии, уяснить суть варнового строя, понять различие между варнами и кастами.


Тема 4. Государство и право Древнего Китая (2 часа)

1. Возникновение и развитие государства.

2. Государства Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань.

3. Основные черты права.

 

Китай занимает особое место среди восточных государств, поэтому необходимо выделить присущие ему особенности общественного и государственного строя.

 

Тема 5. Государственный строй Афин (первый выдающийся опыт демократии эпохи Древнего мира) (2часа)

1. Образование Афинского государства. Реформы Тезея.

2. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла. Их место в истории Афинского государства.

3. Основные государственно-правовые институты Афинской демократической республики.

4. Афинские морские союзы, их историческое значение.

5. Особенности государственного строя Спарты.

 

Поскольку в Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых демократических государственно-правовых институтов, необходимо особое внимание уделить реформам Солона и Клисфена, заложивших основу этой демократии, а также рассмотреть порядок формирования и деятельности тех органов, которые носили демократический характер.

 

Тема 6. История государства в Древнем Риме (4 часа)

1. Периодизация истории Древнего Рима.

2. Гражданское общество и политическая организация в царский период. Реформы Сервия Туллия.

3. Установление республики.

4. Правовое положение населения.

5. Государственный строй.

6. Режим военных диктатур конца республики переход к монархии.

7. Принципат. Упадок республиканских учреждений и формирования императорского чиновничества.

8. Доминат. Реформы Диоклетиана и законодательство Константина.

9. Византия как преемница Римской империи.

 

Учитывая особое историческое значение Древнего Рима необходимо четко представлять характерные черты развития государственного механизма в Риме на разных этапах. Следует уяснить значение реформ Сервия Туллия для становления государства, отличие римской аристократической республики от афинской демократической, причины перехода от республики к монархии, государственный строй периода империи.

 

Т ема 7. Законы XII таблиц в Древнем Риме. (2 часа)

1. Происхождение Законов XII таблиц.

2. Вещные права по Законам XII таблиц: право квиритской собственности и сервитута.

3. Обязательства из договоров и из деликтов в древнейшем римском праве.

4. Основные черты семейного и наследственного права по Законам XII таблиц.

5. Свод Законов Юстиниана.

 

Знакомство с римским правом должно осуществляться на основе Законов XII таблиц, Институций Гая и Дигест. Важно связать историю римского права с социально-экономическим развитием римского общества и государства и показать как изменения в общественном и государственном строе влекли за собой изменения в праве.

 

МОДУЛЬ II

 

Тема 1. Государство и право франков (2 часа)

1. Образование франкского государства. Центральное и местное управление. Реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор.

2. Салическая правда – памятник раннефеодального права.

а) формы земельной собственности, обязательства;

б) преступления и наказания;

в) судебный процесс.

 

На примере франкского государства нужно проследить особенности возникновения раннефеодальных государств. Важно также рассмотреть франкское государство как связующее звено между Древним Римом и феодальными государствами Западной Европы. Особого внимания заслуживает Салическая правда, изучая которую важно обратить внимание на нормы, показывающие разложение первобытно-общинного строя и формирования государства. Необходимо также уяснить сущность таких форм землевладения, как аллод и бенефиций, которые сложились во франкском государстве.

Тема 2. Феодальное государство Франции (2 часа)

 

1.Образование единого государства во Франции. Реформы Людовика IX.

2.Формирование сословно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты, «Великий мартовский ордонанс».

3.Французский абсолютизм. Реформы Ришелье.

4. Центральное и местное управление в эпоху абсолютизма.

 

Поскольку Франция является страной классического феодализма, необходимо на ее примере выделить характерные черты, присущие каждому этапу феодального государства (периоду феодальной раздробленности, сословно-представительной монархии и абсолютной монархии).

 

Тема 3. Государство и право феодальной Германии (2 часа)

 

1. Образование «Священная римская империи германской нации».

2. Золотая булла 1356 г. и ее историческое значение.

3. Особенности развития феодального государства в Германии.

(Сословно-представительная монархия, княжеский абсолютизм).

 

Изучая историю этого государства важно понять, почему здесь не сложилось централизованного государства, какую роль играли сословно-представительные органы, почему абсолютизм называется «княжеским», в чем суть «просвещенного» абсолютизма.

 

Тема 4. Уголовное право и уголовный процесс в странах Западной Европы. Каролина. (2 часа)

1. Источники уголовного права в странах Западной Европы. Каролина.

2. Формирование системы преступлений: по степени тяжести, по объекту посягательства. Основные виды преступлений по Каролине.

3. Цель и виды наказаний.

4. Переход от состязательного процесса к инквизиционному. Теория формальных доказательств.

 

Изучая данную тему, прежде всего следует ознакомиться с видами источников феодального права, определить среди них место «Каролины» и выделить те новшества в уголовном праве и процессе, которые она вводила.

Тема 5. Государство и право феодальной Англии (4 часа)

1. Возникновение государственности в Англии. Нормандское завоевание Англии 1066 г. Реформы Генриха I и Генриха II.

2. Великая хартия вольностей 1215 г.

3. Возникновение парламента, его структура, развитие и компетенция. Оксфордские и Вестминстерские провизии.

4. Особенности английского абсолютизма.

5. Общее право и право справедливости.

 

Знакомясь с историей этого государства необходимо понять, почему в Англии не было феодальной раздробленности, чем были вызваны политические конфликты, приведшие в конечном итоге к образованию парламента. Важно знать структуру и компетенцию английского парламента. Важно уяснить, почему английский абсолютизм имел незавершенный характер, а также особенности английской правовой системы.


II семестр

МОДУЛЬ III

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.031 с.)