Демократическое движение и национальный вопрос. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократическое движение и национальный вопрос.



Национальный вопрос в революциях XVII-XVIII веков решался, прежде всего, как право сформировавшихся наций на независимость и борьбу за ее осуществление. В буржуазно-демократических империях XIX века этот вопрос был поставлен несколько иначе: право народов на образование собственных государств, объединение их на федеративных или иных правовых началах, иначе говоря, право на "национальное самоопределение". Российские демократы пошли дальше в решении этого вопроса, возглавив борьбу за "право наций на самоопределение вплоть до отделения" (согласно В. И. Ульянову-Ленину).

Формирование российской империи, которое сопровождалось наделением гражданскими привилегиями верхушки вновь присоединенных народов, вызвало процесс слияния собственно русской, кавказской, прибалтийской, польско-литовской и украинской интеллигенции, образование которой интенсивно происходило в 30-ые гг. XIX в. в университетских центрах страны.

Важное место в этом процессе, наряду с Петербургом и Москвой, стали играть Варшавский (осн. в 1816 г.), Киевский (осн. в 1834 г.), Харьковский (осн. в 1805 г.) и Казанский (осн. в 1804 г.) университеты, а также агрономические, учительские, инженерные, военные институты, техникумы и училища. Они возникали на национальных окраинах, в силу государственной необходимости, для обучения выходцев из Поволжья, Прикаспийской области, Сибири, с Кавказа.

Российское демократическое движение принимало активное участие в просветительской деятельности, способствуя развитию национальных культур.

В 30-ые гг. XIX века началось слияние национально-освободительного, революционно-демократического движения польской, кавказской и русской демократической интеллигенции. Интеллигенция Кавказа получала российское и европейское образование. Ее представители, подчеркивая прогрессивное значение присоединения Кавказа и Закавказья к России, в то же время возглавили борьбу за национальное освобождение, за глубокие социально-демократические реформы. Таковы были: Илья Григорьевич Чавчавадзе (1837-1907), Акакий Ростомович Церетели (1840-1915), переводчик "Интернационала" на грузинский язык; Хачатур Абовян (1805-1848), Микаэл Налбандян (1829-1866), ученик и соратник Герцена и Чернышевского, реформировавшие армянский литературный язык; Мирза Фатали Ахундов (1812-1878), автор "Восточной поэмы на смерть Пушкина", переведенной на русский язык его другом А. А. Бестужевым. Просветителями являлись абхазский этнограф С. Званба (1809-1855); Ш. Ногмов (1801-1844), автор "Истории адыгейского народа" и первой грамматики кабардинского языка; У. Берсей, создавший первый "Букварь черкесского языка"; осетинский поэт И. Ялгузидзе, составивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку. Александр Сергеевич Пушкин содействовал появлению в 1836 г. в журнале "Современник" повести черкеса Султан-Казы-Гирея "Долина Ажигутай".

Известным просветителем был казахский ученый, этнограф, фольклорист, исследователь культуры народов Средней Азии, художник, Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865), также знакомый с Чернышевским.

Активное участие в революционно-демократическом движении принимали педагоги, работавшие в Туркестане. Подпольным ученическим кружком в Ашхабадской женской гимназии руководили учителя Л. Л. Стабровский и его жена К. П. Стабровская, связанные с революционными организациями в Баку, Тбилиси. В 1905 г. Стабровский был замучен жандармами в Ашхабадской тюрьме. "Русский Туркестан", №229, в 1905 г. писал о похоронах его, которые вылились в политическую демонстрацию. Ученики начали собирать тут же деньги на памятник. В 1913 г., обыскивая квартиру туркменского учителя Мухаммедкули Атабаева, полицейские обнаружили тетрадь с песнями "Варшавянка", "Марсельеза", "Дубинушка".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.90.25 (0.019 с.)