Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократическое движение и национальный вопрос.
Национальный вопрос в революциях XVII-XVIII веков решался, прежде всего, как право сформировавшихся наций на независимость и борьбу за ее осуществление. В буржуазно-демократических империях XIX века этот вопрос был поставлен несколько иначе: право народов на образование собственных государств, объединение их на федеративных или иных правовых началах, иначе говоря, право на "национальное самоопределение". Российские демократы пошли дальше в решении этого вопроса, возглавив борьбу за "право наций на самоопределение вплоть до отделения" (согласно В. И. Ульянову-Ленину). Формирование российской империи, которое сопровождалось наделением гражданскими привилегиями верхушки вновь присоединенных народов, вызвало процесс слияния собственно русской, кавказской, прибалтийской, польско-литовской и украинской интеллигенции, образование которой интенсивно происходило в 30-ые гг. XIX в. в университетских центрах страны. Важное место в этом процессе, наряду с Петербургом и Москвой, стали играть Варшавский (осн. в 1816 г.), Киевский (осн. в 1834 г.), Харьковский (осн. в 1805 г.) и Казанский (осн. в 1804 г.) университеты, а также агрономические, учительские, инженерные, военные институты, техникумы и училища. Они возникали на национальных окраинах, в силу государственной необходимости, для обучения выходцев из Поволжья, Прикаспийской области, Сибири, с Кавказа. Российское демократическое движение принимало активное участие в просветительской деятельности, способствуя развитию национальных культур. В 30-ые гг. XIX века началось слияние национально-освободительного, революционно-демократического движения польской, кавказской и русской демократической интеллигенции. Интеллигенция Кавказа получала российское и европейское образование. Ее представители, подчеркивая прогрессивное значение присоединения Кавказа и Закавказья к России, в то же время возглавили борьбу за национальное освобождение, за глубокие социально-демократические реформы. Таковы были: Илья Григорьевич Чавчавадзе (1837-1907), Акакий Ростомович Церетели (1840-1915), переводчик "Интернационала" на грузинский язык; Хачатур Абовян (1805-1848), Микаэл Налбандян (1829-1866), ученик и соратник Герцена и Чернышевского, реформировавшие армянский литературный язык; Мирза Фатали Ахундов (1812-1878), автор "Восточной поэмы на смерть Пушкина", переведенной на русский язык его другом А. А. Бестужевым. Просветителями являлись абхазский этнограф С. Званба (1809-1855); Ш. Ногмов (1801-1844), автор "Истории адыгейского народа" и первой грамматики кабардинского языка; У. Берсей, создавший первый "Букварь черкесского языка"; осетинский поэт И. Ялгузидзе, составивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку. Александр Сергеевич Пушкин содействовал появлению в 1836 г. в журнале "Современник" повести черкеса Султан-Казы-Гирея "Долина Ажигутай".
Известным просветителем был казахский ученый, этнограф, фольклорист, исследователь культуры народов Средней Азии, художник, Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865), также знакомый с Чернышевским. Активное участие в революционно-демократическом движении принимали педагоги, работавшие в Туркестане. Подпольным ученическим кружком в Ашхабадской женской гимназии руководили учителя Л. Л. Стабровский и его жена К. П. Стабровская, связанные с революционными организациями в Баку, Тбилиси. В 1905 г. Стабровский был замучен жандармами в Ашхабадской тюрьме. "Русский Туркестан", №229, в 1905 г. писал о похоронах его, которые вылились в политическую демонстрацию. Ученики начали собирать тут же деньги на памятник. В 1913 г., обыскивая квартиру туркменского учителя Мухаммедкули Атабаева, полицейские обнаружили тетрадь с песнями "Варшавянка", "Марсельеза", "Дубинушка".
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.90.25 (0.019 с.) |