Русское искусство конца XIX - начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русское искусство конца XIX - начала XX века



 

Общая характеристика художественной ситуации рубежа веков. Поиски стиля. Борьба за обновление художественного языка. Становление модерна в русской культуре, его особенности. Основные художественные группировки. Художественные школы. Отражение в искусстве событий русской революции 1905 - 1907 годов. Мамонтовский кружок в Абрамцево - центр новых художественных поисков в русской культуре. Декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Работы В.М.Васнецова, С.В.Малютина, К.А.Коровина. Е.Д.Поленовой, А.Я.Головина, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова в этой области. Кустарное дело в Талашкино как развитие принципов мамонтовского кружка.

Возрождение архитектуры в конце XIX - начале XX века. "Живописный", "графический" и "рационалистический" этапы архитектуры модерна. Ф.О.Шехтель (1859 - 1926) - крупнейший представитель зодчества модерна. "Неорусский", "национальный" вариант модерна. Ярославский вокзал Ф.О.Шехтеля, дом Перцова С.В.Малютина, Казанский вокзал А.В.Щусева (все постройки в Москве). Неоклассицизм в архитектуре. И.А.Фомин, В.А.Щуко, И.В.Жолтовский, Р.И.Клейн.

Скульптура конца XIX - начала XX века. Возрождение монументальной скульптуры. Обновление пластического языка, влияние импрессионизма на творчество русских скульпторов. П.П.Трубецкой (1866 - 1938). Станковые и монументальные работы мастера (портреты И.И.Левитана, М.К.Тенишевой, Л.Н.Толстого и др., конный памятник императору Александру III). Черты жанра в скульптуре - "Мать с ребенком", "Дети", "Неизвестная с девочкой", "Дама, сидящая на скамейке", "Девочка с собакой", "Мать и сын". Творческие искания А.С.Голубкиной (1864 - 1927). Портреты Андрея Белого, Л.Н.Толстого, Е.П.Носовой, А.М.Ремезова. Тема пролетариата в творчестве Голубкиной. "Железный", "Идущий", "Раб", "Рабочий", "Сидящий". Декоративные композиции. "Волна", "Вдали музыка и огни". Обобщенный образ в портрете. "Странница", "Баба", "Изергиль", "Старая". А.Т.Матвеев (1878 - 1960)- мастер воплощения классической гармонии духовных и физических сил человека. Близость к символизму. "Спящие мальчики", "Задумчивость", "Успокоение", надгробие В.Э.Борисову-Мусатову. С.Т.Коненков (1874 - 1971). Жанрово-повествовательные и монументально-обобщенные образы его произведений. "Камнебоец", "Самсон, разрывающий узы", "Рабочий-боевик Иван Чуркин", "Славянин", "Атеист", "Крестьянин". Фольклорно-сказочные образы. "Стрибог", "Старичок-полевичок". Поиски идеального. "Нике", "Лада", "Крылатая", "Сон". Станковая и монументальная скульптура Н.А.Андреева (1873 -1932). Портреты Андреева. Памятник Н.В.Гоголю. Керамика и декоративная пластика.

Русская живопись рубежа веков. Утрата Товариществом передвижных художественных выставок ведущего места в русской художественной культуре и ее причины. Продолжение демократических традиций "младшими" передвижниками. Творчество Н.А.Касаткина (1859 - 1930). Ранние жанровые произведения. "Перекупка", "Соперницы", "Осиротели". Ведущая тема его творчества - жизнь рабочего класса и революционная борьба пролетариата. "Сбор угля бедными на отработанной шахте", "Шахтерка", "Углекопы. Смена", "Рабочий-боевик", "Студент", "После обыска". С.А.Коровин (1858 - 1908), "На миру". Особенности композиционного и образного решения. С.В.Иванов (1864 - 1910). Жанровые картины художника. "У острога", "В дороге. Смерть переселенца", "Забастовка", "Бунт в деревне", "Едут! Карательный отряд", "Расстрел". Историко-бытовые произведения художника. "Приезд иностранцев в Москву XYII столетия", "Царь. XYI век", "Семья". Проблема пленэра в творчестве А.Е.Архипова (1862 - 1930). "На Волге", "По реке Оке", "Обратный". "Прачки". Образы русской крестьянки в творчестве художника.

Поиски новой выразительности в живописи молодых передвижников, их разрыв с Товариществом и создание Союза русских художников. Дореволюционный период в творчестве М.В.Нестерова (1862 - 1942), отражение духовно-религиозный исканий эпохи в его живописи. "Пустынник", "Видение отроку Варфоломею", "Под благовест", цикл произведений о житие Сергия Радонежского, "Великий постриг", "Святая Русь", "На Руси". Портреты Нестерова. "Философы", "Амазонка", портрет Л.Н.Толстого. Ф.А.Малявин (1869 - 1940). Ранние портреты. Изменение живописной системы, декоративность работ конца 1890 - 1900 годов. Тема деревенской Руси в его творчестве. "Смех", "Вихрь", "Девка". Близость живописи Малявина к стилистике модерна.

Историческая живопись. Традиции русской исторической картины, поиски национального в этом жанре. А.П.Рябушкин (1861 - 1904). "Московская улица XYII века", "Свадебный поезд в Москве", "Семья купца в XUII века", "Московская девушка XYII века", "Русские женщины XYII века в церкви". Поиски декоративности в работах Рябушкина. "Втерся парень в хоровод". Творчество Рябушкина и С.Иванова как пример бытовой исторической картины. Исторический пейзаж А.М.Васнецова (1856 - 1933). "Улица в Китай-городе. Начало XYII века", "Красная площадь во второй половине XYII века", "Старая Москва" и др.

Роль пейзажа в искусстве рубежа веков. Новое восприятие природы, поиски новых средств выражения.

Творчество И.И.Левитана (1860 - 1900) - вершина в развитии русского национального пейзажа. Левитан- создатель пейзажа-картины, пейзажа настроения. "Осенний день в Сокольниках", "Вечер на Волге", "После дождя", "Свежий ветер", "Вечерний звон", "Тихая обитель", "Золотой плес", "Березовая роща", "Весна. Большая вода", "Март", "Золотая осень". Особенности композиционного и колористического решения. Идейная значимость пейзажей художника. "Владимирка". Философский смысл картин "Над вечным покоем", "Сумерки. Стога", "Озеро. Русь". Образный строй, композиция, колорит. Влияние Левитана на развитие пейзажной живописи XX века. Пейзажи И.С.Остроухова.

Русский импрессионизм, его особенности. К.А.Коровин (1861 - 1939). Ранние произведения. "Хористка", "Северная идиллия", "Зимой", "Гаммерфест. Северное сияние". Живописные работы 1900 годов. "Парижское кафе", "Париж. Бульвар капуцинов", Гурзуфская серия. Пейзажи, натюрморты, портреты. Пейзажная живопись И.Э.Грабаря (1871 - 1960). "Февральская лазурь", "Иней", "Мартовский снег", "Хризантемы", "Неприбранный стол". "Эпические" пейзажи А.А.Рылова (1870 - 1939), К.Ф.Юона (1875 - 1957), А.М.Васнецова.

В.А.Серов (1865 - 1911). Влияние И.Е.Репина и П.П.Чистякова на его творчество. Живописное новаторство ранних произведений Серова. "Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем". Черты раннего русского импрессионизма - передача сложной гармонии рефлексов, света и воздуха, своеобразие композиционного построения. Ранние портреты художника (А.Мазини, Ф.Таманьо, К.А.Коровина, И.И.Левитана, Н.С.Лескова, Н.А.Римского-Корсакова). Поиски стиля в последующих произведениях Серова, сочетающиеся с психологической заостренностью в его портретах. Проблема формы и декоративной обработке холста парадных портретов (С.М.Боткиной, З.Н.Юсуповой, Ф.Ф.Юсупова). Камерные портреты. Революция 1905 года в произведениях Серова. Рисунки Серова и его графическое мастерство. "Героические" портреты. Тяготение к модерну поздних произведений художника. Портреты Г.Л.Гиршман, И.А.Морозова, О.К.Орловой, Иды Рубинштейн. Исторические произведения Серова, проблема монументальности и декоративности. "Петр I". Пейзаж в творчестве Серова. Монументально-декоративные произведения. "Похищение Европы", "Одиссей и Навзикая". Серов - педагог.

М.А.Врубель (1856 - 1910)- крупнейший представитель русского модерна. Соотношение его творчества с символизмом в литературе. Значение фантастического в творчестве Врубеля. Ранние монументальные работы Врубеля. Росписи и иконы в Кирилловской церкви, эскизы росписей для Владимирского собора в Киеве. Тема Демона в творчестве Врубеля - трагедия одиночества и обреченности. Иллюстрации к "Демону" М.Ю.Лермонтова. живописные произведения: "Демон", "Демон летящий", "Демон поверженный". Особенности художественной формы произведений художника. Романтическая устремленность модерна - "Пан", "Сирень", "К ночи", "Богатырь" "Царевна-Лебедь". Врубель - колорист. Портреты Врубеля (С.И.Мамонтова, Н.И.Забелы-Врубель, сына). Графические портреты и автопортреты. Портрет В.Я.Брюсова. Монументально-декоративная живопись. "Испания", "Венеция", "Принцесса Греза", "Суд Париса", "Фауст и Мефистофель", "Утро. День. Вечер". Театральные декорации Врубеля. Его работы в области скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Новые художественные объединения. Смена исторических ориентиров, обновление изобразительного языка, расширение круга художественных итересов искусства. "Мир искусства". Идейно-эстетические основы, противоречивость теоретической программы и художественной практики. Выставочная деятельность "Мира искусства", развитие искусствоведения и художественной критики. Книжная графика и театрально-декорационное искусство. Место и роль "Мира искусства" в развитии русской культуры XX века. Влияние модерна на творчество художников "Мира искусства". А.Н.Бенуа (1870 - 1960) - выдающийся представитель русской художественной культуры. Бенуа как живописец, график, театральный художник, критик и историк искусства. Ретроспективизм Бенуа, темы Версаля и русской истории в творчестве Бенуа. Книжная графика. К.А.Сомов (1869 - 1939). Портреты художника. "Дама в голубом" - как пример психологически тонкого и глубокого проникновения в образ. "Ретроспективно-галантный" жанр Сомова, излюбленные темы его произведений (дворянский быт XYIII - начала XIX века, мотивы итальянской комедии, карнавалы, фейерверки, эротические сюжеты). Пейзажная живопись Сомова, его графика и театральные работы. М.В.Добужинский (1875 - 1957). Ретроспективные тенденции и острое чувство современности в его творчестве. "Человек в очках". Пейзажи, портреты, книжная графика и театральные декорации. Е.Е.Лансере (1875 - 1946). Историческая живопись, пейзаж и книжная графика. Графика А.П.Остроумовой-Лебедевой (1871 - 1955). Л.С.Бакст (1878 - 1927), "Ужин", портреты, декоративные панно, театральные работы. "Мир искусства" 1910 годов. И.Я.Билибин (1876 - 1942). Стилистика модерна в графике Билибина. Б.М.Кустодиев (1878 - 1927). "Ярмарки", "Масленицы", "Деревенские праздники". "Купеческий" цикл ("Красавица", "Купчиха" и др.), пейзажи, портреты, театральные работы. Н.К.Рерих (1874 - 1947). Языческая Русь в произведениях художника. Прошлое в символическом созвучии с современностью. "Небесный бой". Театральные и монументальные работы Рериха. А.Я.Головин (1863 -1930)- мастер портрета, пейзажа, натюрморта, театральный художник. З.Е.Серебрякова (1884 - 1967) - представительница неоклассицизма в русской живописи начала века. "За туалетом. Автопортрет", "В бане", "Жатва", "Беление холста", детские портреты.

В.Э.Борисов-Мусатов и "Голубая роза". Близость эстетической программы В.Э.Борисова-Мусатова (1870 - 1905) к "Миру искусства". "Декоративный пленэризм" художественной системы, "гобеленовый колорит". Мир образов художника, природа и человек в его произведениях. Борисов-Мусатов - представитель символизма второй волны. Отсутствие литературных прототипов, монументально-декоративные искания. "Автопортрет с сестрой", "Весна", "Гобелен", "Водоем", "Призраки", "Изумрудное ожерелье", "Гобелен". Эскизы декоративных панно, пейзажи. Влияние творчества Борисова-Мусатова на русских символистов. "Голубая роза". Мотивы сна, видений, смешение реальности и мечты в произведениях художников этого объединения. П.В.Кузнецов (1878 - 1968). "Голубой фонтан", восточные серии ("Мираж в степи", "Спящая в кошаре", "Дождь в степи", "Стрижка овец", "Птичий базар"). М.С.Сарьян (1880 - 1972). Особенности композиционного и колористического построения ранних произведений. Восточный цикл. "Финиковая пальма", "Гиены", "Улица в Константинополе", "Ночь", "Идущая женщина". Портреты и натюрморты Сарьяна. Декоративность и театрализация жизни в живописи Н.Н.Сапунова (1880 - 1912) и С.Ю.Судейкина (1882 - 1946), их работа в театре. Пейзажная живопись Н.П.Крымова (1884 - 1958).

Художественная ситуация в России предреволюционных лет, углубление и расширение взаимодействия русской культуры с культурой западно-европейской. Русские коллекционеры. Художественные течения и основные группировки. Проблема национального своеобразия. Влияние древнерусского и народного искусства на творчество русских художников. "Бубновый валет", цели объединения. Художественная программа и художественная практика московских живописцев. Русские "сезаннисты". Творчество П.П.Кончаловского (1876 - 1956) - портрет Г.Б.Якулова, "Семейный (сиенский) портрет", "Сухие краски", "Агава"; И.И.Машкова (1881 - 1944) - "Фрукты на блюде", "Синяя слива", "Камелия", "Дама с фазанами", "Автопортрет"; А.В.Куприна - "Натюрморт с синим подносом", "Натюрморт со статуэткой". Портрет и натюрморт в живописи художников "Бубнового валета". Художественные эксперименты А.В.Лентулова (1882 - 1943). Портретная, пейзажная живопись Лентулова и его натюрморты. "Лирический кубизм" и "живописный психологизм" Р.Р.Фалька (1886 - 1958).

Русский авангард. Примитивизм в творчестве М.Ф.Ларионова (1881 - 1964) - "Франтихи", "Отдыхающий солдат", "Офицерский парикмахер", "Солдат на коне", "Дамский парикмахер", его "Венеры", "Времена года" и Н.С.Гончаровой (1881 - 1962) - "Ловля рыбы", "Сбор хвороста", "Сбор плодов", "Мытье холста", "Бабы с граблями". Обращение к библейским темам. Театрально-декорационная живопись. "Золотой петушок" Н.А.Римского-Корсакова, "Жар-птица" И.Ф.Стравинского. Футуризм в творчестве Гончаровой. "Велосипедист", "Аэроплан над поездом". Выставки футуристов, связь с поэзией футуризма. "Лучизм" Ларионова - первый манифест беспредметного искусства. Родоначальники и теоретики абстрактной живописи. "Чистая живопись" В.В.Кандинского (1866 - 1944) и "супрематизм" К.С.Малевича (1878 - 1935). Фантазия и гротеск в произведениях М.З.Шагала (1887 - 1985). Русский экспрессионизм П.Н.Филонова (1883 - 1941).

Поиски синтеза нового художественного языка с культурным наследием прошлого, идеалами классического и национального искусства. К.С.Петров-Водкин (1878 - 1939). Символизм в раннем творчестве художника. "Берег", "Сон". Поиски "большого" стиля, обращение к древнерусскому искусству. "Мальчики", "Купание красного коня", "Мать", "Девушки на Волге", "Утро. Купальщицы", "Полдень".

Основные достижения русского искусства XIX - начала XX века, его место в европейской художественной культуре и влияние на развитие советского искусства. Традиции русского искусства начала века в современной культуре.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

"РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА CIC - НАЧАЛА CC ВЕКА"

 

1. Художественная ситуация в России рубежа веков.

2. Передвижники на рубеже веков (общая характеристика).Жанровая живопись Н.А.Касаткина, С.А.Коровина, С.В.Иванова, А.Е.Архипова

3. Абрамцевский кружок - художественный центр зарождения нового искусства. В.М.Васнецов - предтеча русского модерна.

4. Архитектура в конце XIX - начале XX века. Архитектура модерна и неоклассицизма.

5. Творчество П.П.Трубецкого

6. Творческие искания в скульптуре А.С.Голубкиной, А.Т.Матвеева, Н.А.Андреева, С.Т.Коненкова.

7. Творческий метод М.А.Врубеля.

8. Тема Демона в творчестве М.А.Врубеля.

9. Живопись М.А.Врубеля.

10. Графика М.А.Врубеля.

11. Монументально-декоративная живопись М.А.Врубеля.

12. Реформы В.А.Серова.

13. Раннее творчество В.А.Серова.

14. Портретная живопись В.А.Серова.

15. Историческая живопись В.А.Серова.

16. Графика в творчестве В.А.Серова.

17. Пейзажи В.А.Серова.

18. Поздний период в творчестве В.А.Серова.

19. Художественное объединение "Мир искусства". Эстетическая программа и художественная практика. Историческая тема в творчестве художников "Мира искусства".

20. А.Н.Бенуа - художник, критик, историк искусства.

21. Творчество К.А.Сомова. Портрет, пейзаж, ретроспективно-галантный жанр. Графика Сомова.

22. Тема современного города в творчестве М.В.Добужинского.

23. Творчество Л.С.Бакста. Работа в театре. Портреты. Античная тема.

24. "Вторая волна" "Мира искусства".

25. Искусство книги в творчестве И.Я.Билибина.

26. Творчество Б.М.Кустодиева. Жанр. Портрет. Пейзаж.

27. Историзм в творчестве Н.К.Рериха.

28. Творчество А.Я.Головина.

29. Неоклассицизм З.Е.Серебряковой.

30. Творчество М.В.Нестерова.

31. Символизм в творчестве В.Э.Борисова-Мусатова.

32. Художники "Голубой розы". М.С.Сарьян, Н.Н.Сапунов, Н.И.Крымов, С.Ю.Судейкин.

33. Творчество П.В.Кузнецова.

34. Образование Союза русских художников. Творчество Ф.А.Малявина.

35. Пейзажная живопись конца XIX - начала XX века. Творчество И.И.Левитана.

36. Русский импрессионизм. Творчество К.А.Коровина

37. Отражение революции 1905 года в изобразительном искусстве.

38. Историческая живопись в начале XX века. С.В.Иванов, А.П.Рябушкин, В.М.Васнецов.

39. "Бубновый валет". Эстетическая программа и художественная практика. Основные тенденции творчества художников "Бубнового валета". Роль натюрморта в их живописи.

40. Портрет в творчестве художников "Бубнового валета".

41. Пейзаж в творчестве художников "Бубнового валета".

42. Русский авангард. Русские примитивисты. М.Ф.Ларионов. Н.С.Гончарова.

43. "Лучизм" - манифест беспредметного искусства. "Чистая живопись" В.В.Кандинского и "супрематизм" К.С.Малевича.

44. Творчество М.З.Шагала.

45. Экспрессионизм в творчестве П.Н.Филонова.

46. Символизм ранних произведений К.С.Петрова-Водкина.

47. Поиски "большого стиля" в произведениях К.С.Петрова-Водкина 1910 -х годов.

48. Театрально-декорационное искусство начала XX века. Художники "Дягелевских сезонов".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.038 с.)