Русское искусство первой половины хiх века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русское искусство первой половины хiх века



Развитие капиталистических отношений в России, дальнейшее укрепление и развитие русской государственности. Рост патриотических настроений и национального самосознания в стране в период Отечественной войны 1812 года.

Расцвет русской художественной культуры первой половины Х1Х века. Успехи литературы (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь), музыки (М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский).

Высокий классицизм в архитектуре. Своеобразие русского ампира, создание градостроительных ансамблей. А.Н.Воронихин (1759 - 1814). - Казанский собор, его планировка, колоннады фасадов, интерьер. Органическая связь собора с Невским проспектом и городской средой. Горный институт. Монументально-декоративная скульптура в сооружениях Воронихина, ее характер и роль в оформлении зданий. А.Д.Захаров (1761 - 1811). Адмиралтейство, особенности планировки, роль портика в оформлении фасадов, монументальность, национальный характер архитектуры. Значение Адмиралтейства в сложении образа Петербурга. Тома де Томон (1754 - 1813).Ансамбль стрелки Васильевского острова и здание Биржи. К.И.Росси (1775 - 1849) - выдающийся мастер городского ансамбля. Дворцовая площадь и здание Главного штаба; Театральная площадь, Александрийский театр и улица Росси; Михайловский дворец; здание Сената и Синода и Сенатская площадь. Разнообразие и образная выразительность архитектурных решений. В.П.Стасов (1769 - 1848). Строгая монументальность и отсутствие декора в его сооружениях. Казармы Павловского полка, Московские ворота в Петербурге.

Особенности московского ампира. Восстановление Москвы после пожара 1812 года. Планировка центра. О.И.Бове (1784 - 1834). Ансамбли Красной, Театральной и Манежной площадей, Александровский сад. Черты романтизма, камерности, патриархальности в частных сооружениях Москвы. Дом Гагариных. Д.И.Жилярди (1788 - 1845). Реконструкция здания Московского университета. Архитектурные традиции XYIII века в творчестве Жилярди и А.Г.Григорьева (1782 - 1868). Здание Опекунского Совета, дом Луниных, усадьба в Кузьминках.

Архитектурная ситуация в России в 1830 - 1850 годы. Распад единого стиля, обращение к архитектурным стилям предшествующих эпох. О.Монферран (1786 - 1858). Исаакиевский собор - соединение традиций классицизма с элементами древнерусской архитектуры, но и пример классицистического синтеза искусств.

Синтез архитектуры и скульптуры в искусстве первой половины XIX века. Расцвет классицистической скульптуры в первой трети XIX века. Работы скульпторов, связанные с архитектурными сооружениями. Ясность композиционного решения, чистота и выразительность пластического языка произведений Ф.Ф.Щедрина, И.И.Теребенева, С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского. Отражение патриотических идей в произведениях Ф.П.Толстого (барельефы, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года), В.И.Демут-Малиновского ("Русский Сцевола"). Вершина развития русской монументальной скульптуры первой половины XIX века - памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве И.П.Мартоса (1754 - 1835). Особенности композиционного и образного решения, значение памятника, его место в ансамбле Красной площади. Надгробия работы Мартоса, их гуманизм и поэтичность. Поиски новых средств более непосредственного отражения жизни в скульптурах Н.С.Пименова ("Парень, играющий в бабки"), А.В.Логановского ("Парень, играющий в свайку"), С.И.Гальберга (портреты), И.П.Витали (портреты, монументально-декоративная скульптура), Б.И.Орловского (памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуя Ангела на Александровской колонне О.Монферана), П.К.Клодта (конные группы на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И.А.Крылову в Летнем саду).

Живопись в первой половине XIX века. Влияние передовых общественных идей на развитие живописи. Возникновение романтизма в русском изобразительном искусстве, его связь с литературой и музыкой. Дальнейшее развитие реалистического портрета, новое понимание личности, интерес к психологической характеристике изображаемых лиц. Развитие пейзажа, интерес к национальному народному быту.

Академическая живопись в первой половине XIX века. Роль канона в исторической живописи. Эпизоды русской истории в произведениях А.И.Иванова ("Подвиг молодого киевлянина"), В.К.Шебуева ("Подвиг купца Иголкина"). Черты нормативности и сухости в произведениях А.Е.Егорова ("Истязание Спасителя"). Рисунки художников-академистов.

Своеобразие русского романтизма. Отсутствие борьбы с классицизмом, идеал самозначимой, свободолюбивой личности с глубоким внутренним миром и возвышенными чувствами, повышенный интерес к жизни низших сословий. Особенности живописной системы художников-романтиков. Связь романтизма с литературой (В.А.Жуковский, ранние А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский) и музыкой (ранний М.И.Глинка, А.Н.Верстовский, А.С.Даргомыжский).

Портрет первой половины XIX века, его отличие от портретов XYIII века. О.А.Кипренский (1782 - 1836). Черты романтизма в его творчестве, реалистический характер портретов, роль колорита. Портреты первого периода: А.Швальбе, автопортрет, А.А.Челищева, Е.П.Растопчиной, Е.В.Давыдова, В.А.Жуковского, С.С.Уварова, А.М.Голицына. Работы 1820-1830 годов: автопортрет (1828), портрет А.С.Пушкина, портрет Е.С.Авдулиной, групповой портрет "Читатели газет в Неаполе". В.А.Тропинин (1776 - 1857), мастер камерного портрета. Простота и скромность его портретов, особенности композиционного и колористического решения. Заказные портреты. Портрет П.А.Булахова, "Портрет сына", "Автопортрет на фоне Кремля". Портрет - картина в творчестве Тропинина. "Кружевница", "Вышивальщица", "Золотошвейка", "Гитарист". Роль творчества Тропинина в формировании московской школы живописи.

Жанровая живопись. А.Г.Венецианов и его школа как внестилевая линия в русском искусстве. Появление черт, предвосхитивших реализм второй половины XIX века. А.Г.Венецианов (1780 - 1847), развитие бытового жанра в его творчестве, образы русских крестьян и родной природы. "Гумно", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Спящий пастушок", "Утро помещицы", "Жнецы", "Захарка", "Крестьянка с васильками". Позднее творчество. Идеализация жизни русской деревни, гуманизм творчества. Венецианов - родоначальник русского национального реалистического пейзажа. Педагогическая система Венецианова и художники его школы (Г.В.Сорока, Н.С.Крылов, А.В.Тыранов, А.А.Алексеев, Е.Ф.Крендовский, Л.К.Плахов, А.Г.Денисов, С.К.Зарянко, К.А.Зеленцов).

Романтизм в пейзажной живописи. С.Ф.Щедрин (1791 - 1830). Работа с натуры, стремление к пленэрной живописи, некоторая идеализация природного мотива. Солнечный свет в пейзажах Щедрина. "Новый Рим. Замок св.Ангела", "Колизей", "Малая гавань в Сорренто". "Террасы" и "веранды" Щедрина. М.Н.Воробьев (1787 - 1855)- автор архитектурных пейзажей и любитель световых эффектов. "Вид Московского Кремля", "Иерусалим ночью", "Осенняя ночь в Петербурге", "Дуб, раздробленный молнией", "Набережная Невы со сфинксами у Академии художеств".

Графика романтизма. А.О.Орловский (1777- 1832) - художник бурного темперамента, одним из первых в России обратился к литографии. Автор портретов героев Отечественной войны 1812 года, батальных и жанровых сцен, пейзажей и т.п. Формирование русской демократической эстетики. Становление и развитие в искусстве и литературе нового художественного метода, метода критического реализма, отразившего кризис крепостничества. Рост просвещения и культуры, появление критики, влияние общественных идей на развитие искусства.

К.П.Брюллов (1799 - 1852). Традиции классицизма и черты романтизма в его творчестве. Ранний период - "Итальянское утро", "Итальянский полдень". Особенности композиции и колорита. Историческая живопись - "Последний день Помпеи", глубокая гуманистическая идея, стремление к исторической достоверности, связь художественных принципов с системой классицизма, романтизм содержания и трактовки темы. Композиционное и цветовое решение. Парадные портреты ("Всадница", портреты графини Ю.П.Самойловой, сестер Шишмаревых, М.А.Бек и др.), их "картинность" и колористические достоинства. Камерные психологические портреты (Н.В.Кукольника, И.П.Витали, В.А.Жуковского, И.А.Крылова, А.Н.Струговщикова, автопортрет, М.А.Ланчи). Значение Брюллова в развитии русской живописи.

Академическая живопись 1830 - 1850 годов. Ф.А.Бруни (1799-1875). "Медный змий" - средоточие наиболее характерных черт официального искусства. Влияние романтизма на творчество Бруни. Монументальная живопись Бруни.

А.А.Иванов (1806 - 1852). Эволюция его творчества. Сложность творческих исканий художника. Ранние произведения. "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", "Иосиф, толкующий сны хлебодару и виночерпию", "Беллерофонт, отправляющийся на битву с Химерой". Работа в Италии. "Аполлон, Гиацинт и Кипарис", "Явление Христа Марии Магдалине". Работа над картиной "Явление Христа народу" ("Явление Мессии"). Глубина философского замысла, стремление выразить передовые гуманистические идеи средствами живописи. Влияние на художника эстетических взглядов современников (Н.В.Гоголя, А.И.Герцена и "любомудров"). Работа над композицией картины, эскизы. Этюды, и глубокий психологизм и реализм. Значение этюдов в русской реалистической живописи. Пейзажи. Пленэрная живопись Иванова. Портрет в творчестве Иванова. Жанровые акварели как пример реалистических тенденций в живописи художника. "Библейские эскизы" как образец романтической линии в творчестве мастера. Особенности идейной проблематики и художественного языка поздних произведений. Значение творческого наследия Иванова.

Развитие бытовой живописи и зарождение критического реализма как отражение в искусстве идей передовой русской интеллигенции. П.А.Федотов (1815 - 1852) - первый большой мастер критического реализма. Новаторство художника в области тем и их истолкований. "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора", "Завтрак аристократа". Изменение живописной системы позднего Федотова. "Анкор, еще анкор", "Игроки". Обращение к романтической традиции и его причины. "Вдовушка". Портреты. Графика Федотова.

Критический реализм в русской графике. А.А.Агин (1817 - 1875) и его иллюстрации к "Мертвым душам" Н.В.Гоголя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.007 с.)