Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ



В России период проведения реформы системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета длится уже более 15 лет. За это время были осуществлены значительные преобразования, отечественный бухгалтерский учет существенно изменился и перешел на новый уровень развития. Вместе с тем процесс реформирования бухгалтерского учета пока не завершен. Так, с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно ст. 4 Федерального закона № 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона № 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Правовые нормы, регламентирующие бухгалтерский учет, содержатся в различных нормативных правовых актах, каждый акт действует во взаимной связи с другими нормативными правовыми актами и не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящего правотворческого органа. Совокупность нормативно-правовых актов образует 4-х уровневую систему (таблица 1).

Таблица 1. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ

Уровень регулирования Документы Область регулирования Примечание
Первый (законодательный) Федеральные стандарты Устанавливают: — определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете; допустимые способы их денежного измерения; — требования к учетной политике; — план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения; — состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности; — упрощенные способы ведения бухгалтерского учета обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете»
Второй (методологический) Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить федеральным стандартам
Третий (разъяснительный) Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. применяются на добровольной основе и не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам
Четвертый (внутрихозяйственный) Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам

 

Таким образом, ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами (стандартами), имеющими разный статус. В настоящее время отсутствует официальное определение понятия «система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета». Общепринятым является следующее: «Система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и имеющих в своем составе нормы, прямо или косвенно устанавливающие единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности». Таким образом, нормативно- правовые акты сводятся в иерархическую структуру.

Метод бухгалтерского учета

В науке под методами понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых (или через которые) раскрывается содержание изучаемого предмета. Назначение метода в бухгалтерском учете состоит в том, чтобы отразить его предмет как единое целое через его объекты, обоснованно сгруппировать экономически однородные хозяйственные средства, хозяйственные операции, определить затраты и результаты в разрезе каждого производственного процесса и хозяйственной деятельности предприятия в целом, обобщить учетную информацию в системе форм периодической и годовой отчетности.

Следовательно, метод бухгалтерского учета есть взаимосвязанная совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли.

Элементы и методы бухгалтерского учета:

1) счета;

2) двойная запись;

3) документация;

4) инвентаризация;

5) оценка и калькуляция;

6) бухгалтерский баланс;

7) отчетность.

Счет – это инструмент учета, группировки, кодировки хозяйственных средств и операций. Различают активные, пассивные и активно-пассивные счета по отношению к бухгалтерскому балансу.

Корреспонденция счетов – это взаимосвязь счетов.

Счета и двойная запись - это способы текущей регистрации и группировки изменений в составе хозяйственных средств и источников их образования, хозяйственных процессов и их результатов.

Система счетов БУ предназначена для текущего учета и контроля над движением хозяйственных средств и их источников, производственных процессов и их результатов.

Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения хозяйственной операции одновременно сразу на двух счетах в одной и той же сумме. Ее применение обеспечивает постоянный самоконтроль, т.к. позволяет сбалансировать итоги записей на активных и пассивных счетах. Неравенство – следует рассматривать как результат ошибки в записях или подсчетах.

Двойная запись – это запись хозяйственных операций по дебету одного и кредиту другого счета. Кодировка хозяйственных операций с помощью двойной записи называется бухгалтерской проводкой.

Двойная запись отражает двойственные изменения в составе имущества предприятия и имеет следующие существенные значения: придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, дает представление о движении хозяйственных средств, источников их образования (информационное значение), позволяет устранить ошибки в счетных записях.

Документация и инвентаризация являются способами первичного наблюдения и контроля над хозяйственными операциями и состоянием имущества предприятия. Прежде чем приступить к своим обязанностям каждый бухгалтер должен дать себе обет: «Ни одной записи без документа». Основатель бухгалтерии ученый Лука Пачоли писал: «Сначала купец должен составить подробную опись своего имущества, то есть вписать на отдельные листы или в отдельную книгу все, что. по его мнению принадлежит ему в этом мире…как в движении, так и в недвижимом имуществе, а потом учитывать ход своей деятельности, чтобы периодически можно было подводить итоги».

Документация – это сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия в учетных документах. Первичные учетные документы служат средством обоснования учетных записей. Нет документа – нет записи.

Первичный бухгалтерский документ – это письменное свидетельство выполнения в организации той или иной хозяйственной операции или права на ее совершение, (подтверждение о совершении полной или этапа хозяйственной операции), имеющее юридическую силу.

Документ должен иметь наименование, название юридич. лица, дату составления, в документе необходимо указывать измерители (единицы веса, объема, длины и др., трудовые – в ч-часах, денежные – в рублях и копейках), подписи лиц, участвующие в совершении операции. Документы заполняются работниками бухгалтерии четко и разборчиво. Документы заполняются своевременно, не нарушая сроков оформления документа.

Инвентаризация – обеспечивает контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации. Под инвентаризацией понимают определенную последовательность практических действий по проверке на месте фактического наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации и соответствия их учетным данным с целью обеспечения достоверности.

Денежная оценка и калькуляция являются способами стоимостного измерения учитываемых хозяйственных операций. Они позволяют обобщить разнородные хозяйственные объекты, привести различные учетные измерители к единой денежной (стоимостной) оценке, исчислить фактическую себестоимость товарно-материальных ценностей, продукции (работ, услуг). При составлении калькуляции все учтенные затраты делятся на количество единиц выпущенной продукции (работ, услуг), в результате определяется фактическая себестоимость единицы продукции, работ, услуг.

Денежная оценка – способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий и отчетный период по предприятию в целом.

Калькуляция представляет собой способ группировки затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей. При составлении калькуляции все учетные затраты делятся на количество единиц выпущенной продукции (работ, услуг), в результате определяется фактическая себестоимость единицы продукции, работ, услуг.

Бухгалтерский баланс и отчетность – это способы заключительного обобщения учетных записей.

Бухгалтерским балансом называется способ обобщения, группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность - это совокупность документов определенной формы, где отражены взаимосвязанные обобщенные экономические показатели о деятельности предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.012 с.)