Развитие фонематической компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие фонематической компетенции



Когда звуки становятся материалом первых усваиваемых ребенком слов, они приобретают функцию, для которой предназначены в человеческом языке, становятся фонемами. Перед ребенком стоит задача произнести их так, как принято, чтобы быть понятым. Развитая фонематическая компетенция нужна для того, чтобы правильно воспроизводить фонемный состав слова и оценивать соответствие — несоответствие своего произношения установленному образцу.

Поэтому упражнения для развития фонематической компетенции должны быть обязательными в программе коррекционной работы с детьми после пластики неба.

Дети раннего возраста могут выполнять упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха — умения вычленять звуки речи из потока шумов.

Игры для развития слухового внимания.

Упражнение 1. «Отгадай, что звучит». Логопед знакомит ребенка со звучанием различных музыкальных инструментов. Потом ребенок садится спиной к взрослому, который звенит колокольчиком, погремушкой, бубном, барабаном, дудочкой, трещоткой, шуршит бумагой. Ребенок должен назвать или показать тот предмет, который звучал.

Упражнение 2. «Матрос». У ребенка в руках два флажка. Логопед звенит бубном. Если тихо — море спокойное, флажки опущены вниз, если громко, началась буря — малыш должен поднять их вверх.

Матросская шапка,

Веревка в руке.

Плывет мой кораблик

По бурной реке!

А. Барто.

Упражнение 3. «Кто идет?» Логопед показывает картинки с изображением медведя и зайца, объясняет, что мишка ходит важно медленно, при этом медленно стучит в бубен, а зайка быстро прыгает, быстро стучит в бубен. Потом логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит.

Медведь Зайка

Бредет лесной дорогой Зайка по лесу скакал,

Медведь к себе в берлогу. Зайка корм себе искал

Ложится, засыпает Зайка путает следы,

И пчелок вспоминает.[1] Убегает от беды.[2]

Развитие фонематического слуха.

Упражнение 1. «Угадай, кто пришел в гости». Логопед показывает ребенку игрушки и картинки, изображающие знакомых животных, озвучивая каждого из них. Затем просит малыша послушать и отгадать, кто придет к ним в гости, и, закрывая рот листом бумаги, подражает одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Гаф-гаф-гаф! (щенок); Мяу-мяу-мяу, мур-мур-мур! (котенок); Ммму-уууу! (корова); ИИИ-го-го! (лошадка); Б-е-е-е! (барашек); М-е-е-е! (коза); ф-Ф-Ф (ежик); Ух-ух-ух! (сова); Ку-ку-ку! (кукушка); Ко-ко-ко! (курочка); Га-га-га! (гусь); Ку-ка-ре-ку! (петушок); Р-Р-Р! (лев).

Упражнение 2. «Гномик». Логопед показывает ребенку гномика и рассказывает, что он плохо слышит и не умеет говорить красиво. Затем просит ребенка называть слова, которые малыш умеет говорить правильно, и, озвучивая гнома, намеренно повторяет слова за ребенком с ошибками, например: вместо «дом» — «дам», вместо «папа» — «мама» и тому подобное. Ребенок должен заметить и исправить ошибку.

Ко мне в гости, прямо в дом

Заходил знакомый гном.

Честно-честно, не шучу,

Говорить его учу!

Упражнение 3. «Подскажи словечко!». Логопед читает знакомые малышу стихи, не произнося последнее слово, ребенок должен закончить предложение правильно.

Взгляни — и к тебе Нужна она всем на земле

Оно смотрит в оконце, И всегда,

Тебе улыбается Прозрачная, чистая,

 

Теплое... (солнце).[3] Это —... (вода).[4]

 

Жил да был веселый гном, Мы пришли сегодня в гости,

Он в лесу построил... (дом).[5] Принесли собачке... (кости).[6]

 

Наша Таня громко плачет, уронила в речку...(мячик)

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке...(мяч)

Уронили мишку на пол, оторвали мишке...(лапу)

Все равно его не брошу, потому что он...(хороший)

Нет, напрасно мы решили прокатить кота в...(машине)

Кот кататься не привык, опрокинул...(грузовик)

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался...(зайка)

Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки...(промок)

Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку...(гладко)

Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в... (гости)

Спать пора! Уснул бычок, лег в коробку на...(бочок)

Только спать не хочет слон, он слонихе шлет...(поклон).

А. Барто.

 

Детям младшего дошкольного возраста подходят упражнения для развития фонематического восприятия — способности дифференцировать фонемы, схожие по артикуляторной и акустической характеристике.

Упражнение 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги. Например:

АО УИ АЭО ИУА ПА-БА ТА-ДА КА-ГА ВА-ФА МА-МЯ НА-НЯ ТА-ТЯ ДА-ДЯ ПА-ТА БА-ДА КА-ТА ГА-ДА МА-НА ЛЯ-На ПА-ТА-КА БА-ДА-ГА

 

Упражнение 2. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слова: кот-год, мех-мох-пух, дом-гном, том-дом, бык-бак-бок, кит-ток-кот.

Упражнение 3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит: бык — бак, дудка — утка, дом — дым, дудка — будка, мак — бак, ватка — ветка, дом — гном, утенок — котенок.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимы упражнения для развития фонематического восприятия с артикуляторно сложными звуками — шипящими, свистящими, сонорными, а также для развития фонематического анализа и синтеза. Например:

Упражнение 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги с оппозиционными фонемами:

СА-ЗА СА-ША ША-ЖА ЛА-РА

СА-ЦА СЯ-ЩА ША-ЩА ЛЯ-РЯ

СА-СЯ ЗА-ЖА ТЯ-ЧА ЛЯ-jА

СА-ЗЯ ЩА-ЧА ЦЕ-ЧЕ РЯ-jА

Упражнение 2. Логопед называет слово и просит ребенка показать соответствующие картинки, назвать их самостоятельно, в случае затруднения отраженно повторить за ним: [С-З] — сказочка, [С-Ц] — солнце, [С-Ч] — собачка, [С'-Щ] — блестящий, [С-Ш] — шоссе, [З-Ж] — железо, [Ц-Ч] — цепочка, [Щ-Ч] — щеночек, [Ч-Ш] — чашка, [Ч-Т'] — течет, [Л-Р] — Лара, [Л' — Й] — июль.

Упражнение 3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит: [С-З] — коза-коса, суп-зуб; [С-Ц] — оса-овца, сабля-цапля; [С-Ш] — усы-уши, крыса-крыша; [З-Ж] — козы-кожи, ножи-тазы; [Ш-Ж] — Луша-лужа, уши-ужи; [Ч-Т'] — речка-редька, [Петька-печка]; [С-Ч] — нос-ночь, дочки-доски; [Ч-Ш] — чай-шаль, чайка-шайба; [Ц-Ч] — кольцо-колечко, огурец-огурчик; [Ч-Щ] — щука-чурка, щепка-чепчик; [С'-Щ] — щит-сито, щель-кисель.

Упражнение 4. Логопед предлагает провести анализ звукового состава слова. Выделить гласный в начале слова: А ист, О слик, Э ля, И ва, У ля. Выделить гласный в конце слова: рос а, пальт о, ид и, пойд у.

Выделить согласный в конце слова: ро т, го л, ба к, сто п.

Выделить согласный в начале слова: В аня, б аня, С оня, з айка.

Назвать звуки, из которых состоит слово: нос, кот, пол.

Упражнение 5. Логопед предлагает провести фонематический синтез слова. Какое слово получится, если сложить звуки: [Т О К], [Д У Ш], [Р А М А].

Коррекция звукопроизношения

Работа по исправлению звукопроизношения у ребенка после пластики неба из-за сложности дефекта занимает длительный период времени и ведется параллельно работе над балансом резонирования.

Общеизвестно, что, приступая к постановке звука, ребенок должен уметь выделять фонему в речи, над которой работает. Но иногда дети могут не дифференцировать особенности речи на слух. Поэтому в процессе коррекционной работы над звукопроизношением необходимо использовать зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы.

Особенностью детей с ринолалией является полное отсутствие кинестетического опыта многих простых действий, таких как дутье, плевание, прорыв смычек, ощущение давления в ротовой полости. Поэтому коррекционную работу с ними надо начинать с формирования этих простых кинестезии.

Вызывая звуки, нужно стараться максимально использовать уже доступные ребенку движения и фонемы. Поскольку согласные звуки звучат и артикулируются в потоке речи иначе, чем изолированно, из-за влияния последующих фонем, желательно проводить постановку непосредственно в открытом слоге или интервокальной позиции (между двумя гласными).

Приемы постановки согласных подробно описаны в специальной педагогической литературе. Однако детям после пластики неба они не всегда подходят из-за органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Особенность всех приемов логопедической работы при ринолалии заключается в том, что они должны быть достаточно ощутимы, не вызывая попутного напряжения органов артикуляции. Детям со сниженными кинестезиями и плохо развитым фонематическим слухом приходится задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной до тех пор, пока не будет выработан четкий кинестетический стереотип. Также необходимо учитывать, что выраженные органические дефекты могут затруднять достижение идеальной артикуляции. Поэтому, стремясь к акустической полноценности фонем, можно допускать отклонения в артикуляции. Но, несмотря на возникновение препятствий подобного характера, успех коррекционной работы во многом определяют индивидуальные компенсаторные возможности ребенка и в первую очередь уровень развития фонематической компетенции.

Приступая к работе, можно провести проверку ребенка на способность воспроизведения артикуляций и фонем по подражанию, что позволяет выявить наиболее доступные звуки. Тем не менее, можно установить определенную последовательность постановки звуков: [А, Э, О, И, Ы, У], [Ф, Ф', В, В', П, П', Б, Б', Т, Т', Д, Д', Л', Л, Й, С, С', З, З', Ц, К, К', Г, Г', X, X', Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Р', М, М', Н, Н'].

Произношение гласных звуков [А, Э] при ринолалии практически всегда сохранно. Важно, чтобы не было вибрации в области спинки носа, свидетельствующего о наличии гиперназализации.

Отсутствие открытого носового оттенка необходимо и при произнесении звуков [О, И, Ы, У].

Для постановки звуков [О, У] необходимо уточнить уклад губ. При произношении [О] они округлены, как будто изображают круглое окошечко. При произношении [У] губы вытягиваются в трубочку. Звуки [И, Ы] произносятся с утрированной улыбкой.

Известно, что из щелевых согласных легче всего проходит постановка звука [Ф]. Для этого ребенок должен сделать вдох, приблизить нижнюю губу к верхним зубам и подуть на нее. Необходимо следить, чтобы малыш не напрягал нижнюю губу, не прижимал ее плотно к зубам и не надувал щеки. Постановка мягкого [Ф'] осуществляется за счет более сильной улыбки. Также можно попросить произнести «сердитый» [Ф] ласково как [Ф'].

Постановка губно-губного [П] в литературе описана различными способами. В нашей практике наиболее успешным является упражнение «Пушка». Ребенок делает вдох через нос, и как бы выстреливает его сквозь сомкнутые губы. При этом важно, чтобы не надувались щеки. Для самоконтроля правильности произношения можно использовать пустой пузырек с узким горлышком. Если упражнение выполняется правильно, то слышится «выстрел» воздуха. Коррекция взрывных звуков особенно трудна, ведь в их образовании самым важным является достаточное давление в ротовой полости для мгновенного прорыва преграды. Утечка воздуха в нос ведет к разряжению давления, и сила звуков ослабляется. Компенсация усиленным напряжением ведет к пролонгации смычки, что на слух воспринимается как «сдавленность» звука. Преодолеть указанный недостаток помогает легкое придувание. Для этого звук произносится в виде смычно-проходного — ПФА, а не смычного ПА. Смягчение [П] осуществляется путем дополнительной улыбки или добавления йотированных гласных на уровне слога.

Основой для постановки звука [Т] является «поплевывание». Ребенок делает вдох через нос, улыбается и как бы выплевывает кончик языка, зажатый между зубами. Если упражнение не получается, то нужно учить выплевывать весь язык, постепенно убирая его в глубь ротовой полости, оставляя один кончик языка. Для обострения ощущения кончика языка на него можно положить крошки хлеба или зернышки риса. В момент, когда ребенок будет сплевывать их, надо обратить его внимание на звук, который при этом получается. Если ребенок услышит его и сможет соотнести с выполняемым действием, то будет произносить звук [Т] самостоятельно. Чтобы закрепить при зрительном контроле более сильные ощущения и грубые движения, можно ненадолго остановиться на межзубной артикуляции. Переход к зазубной артикуляции обычно трудностей не вызывает. Достаточно попросить ребенка закрыть рот и выплюнуть язычок в верхние зубки. Мягкий [Т'] также отрабатывается в упражнении «поплевывание» с утрированной улыбкой. После межзубной артикуляции кончик языка переводится за нижние зубы и отрабатывается выплевывание языка в форме «горочки». Кончик языка за нижними зубами, а смыкание осуществляется поверхностью передней части спинки языка с верхними зубами. И только после того, как этот этап отработан, ребенок закрывает зубки.

Мягкий вариант звука [Л] оказывается сохранным у детей после пластики неба чаще других согласных. При нарушении [Л'] вызывается путем ритмичного прикусывания языка при напряженных губах, растянутых в улыбке. Параллельное глоточное смыкание при переводе на зазубную артикуляцию устраняется опусканием корня языка при широком открывании рта и зафиксированной нижней челюсти. Твердый [Л] ставится также от межзубного произношения, язычок «поет песенку»: «ла-ла-ла». Если такой вариант не доступен, и смычка корня языка с задней стенкой глотки заменяет правильное произношение, можно произносить [Л] путем облизывания кончиком языка верхней губы по направлению вниз от носа. После сформированной межзубной артикулемы можно переводить язык в зазубное положение, упираясь кончиком языка в верхние зубки.

Сонорный согласный [Й] редко нарушается при ринолалии, чаще всего может заменяться на мягкий [Л']. Вызывается [Й] по подражанию: АЙ, ОЙ! Поставить [Й] можно от гласного [И], попросив ребенка посильнее выдохнуть струю воздуха.

Звуки [С-С'] ставятся традиционным способом. Ребенок должен научиться дуть на язык между зубами, затем на язык, придвинутый к нижним резцам, в форме «горки» также между зубами. Дутье при этом может быть озвученным в позиции слога. Образование желобка можно заранее подготовить с помощью дутья через соломинку. Ребенок учится дуть на руку или пушинку, придерживая ее сначала губами, потом зубами и, наконец, зубами и языком. Постепенно соломинку нужно выдвинуть изо рта и, добившись четкого межзубного произношения звука [С], когда язык сложен в форме «горки», можно переходить к зазубному произношению. Также сформировать желобок можно с помощью обычной спички, положив ее посередине языка и слегка зажав зубами. Мягкость [С'] достигается путем палатализации звука — незначительного смещения тела языка кзади.

Аффрикат [Ц] возможно вызвать только после постановки звуков [Т] и [С]. Уложив язык в форме «горки», ребенок произносит слитное [ТС]. После отработанной межзубной артикуляции можно переводить язык за нижние зубы.

Звуки [К-К'] при ринолалии либо отсутствуют, либо заменяются смычкой корня языка с задней стенкой глотки. Исправлять их можно традиционно с механической помощью. Ребенок укладывает язык «горкой» и произносит слог ТА, а логопед шпателем или специальным зондом продвигает переднюю часть спинки языка в глубь ротовой полости. По мере перемещения языка слог ТА превращается в ТЯ, затем в КЯ и после в КА. Постепенно фонему можно вводить в другие слоги. А ребенок, привыкнув к артикуляции, может самостоятельно продвигать язык в глубь полости рта. Неожиданное для него отведение руки вызывает правильное произнесение по инерции. Затем механическая помощь полностью отменяется.

Исправление звуков [К-К'] могут затруднять нарушения в строении артикуляционного аппарата: сужение верхней челюсти, узкое или высокое, готическое небо, а также укороченное мягкое небо, когда спинка языка не имеет опоры для смычки. В подобных случаях надо пробовать произнесение звука [К] при контакте задней части спинки языка с небом в различных точках свода, так как возможны различные комбинации локализации соприкосновения спинки языка и твердого неба.

Звуки [Х-Х'] вызываются от удлиненного произнесения звуков [К-К'].

К постановке звука [Ш] следует приступать после хорошо отработанного уклада языка в форме «чашечки». Рот широко открыт, язык в форме «чашечки» поднят за верхние зубы. Для того, чтобы кончик языка не опустился, под него можно поставить деревянный шпатель или специальный зонд. Далее нужно закрыть рот и подуть на язык. Губы при этом чуть вытянуты вперед и округлены. Если ребенок не выполняет это самостоятельно, можно прибегнуть к механической помощи, слегка надавив указательным и большим пальцем одной руки на щечки.

Постановка звука [Щ] также требует отработанного положения языка за верхними зубами в форме «чашечки». Механическая помощь аналогична той, что применяется при постановке [Ш]. Разница в том, что артикулема звука [Щ] формируется с легкой улыбкой на губах. При хорошем фонематическом восприятии можно использовать звук [С']. Подняв «чашечку» за верхние зубы, произнести СЯ — получится ЩА, СЕ — ЩЕ, СИ — ЩИ и т.д.

Аффрикат [Ч] вызывается путем слитного произнесения звуков [Т'] и [Щ]. Также можно поднять «чашечку» за верхние зубы и произнести ТЯ — получится ЧА, ТЕ — ЧЕ, ТИ — ЧИ и т.д.

Постановка звонких звуков [В, Б, Д, Г, З, Ж] и их мягких пар начинается с показа ребенку работы голосовых складок. Логопед попеременно произносит глухой звук и его звонкую пару. Рука ребенка лежит в области гортани логопеда, и он тактильно ощущает вибрацию от работы голосовых складок. После этого пробует повторить самостоятельно. Можно рассказать сказку про волшебного человечка, который живет в горлышке и помогает сделать звук звонким с помощью специального инструмента. Ребенок с интересом «находит» такого человечка и у себя. Автоматизацию звонких звуков наиболее эффективно проводить в интервокальной позиции.

Вибрант [Р-Р'] являясь самым артикуляторно сложным звуком в фонетической системе русского языка, наиболее поздно появляется в речевом онтогенезе ребенка, а, следовательно, и постановка его осуществляется в последнюю очередь. Условием постановки [Р-Р'] у ребенка после пластики неба является отсутствие небно-глоточной недостаточности. При НГН возможен только одноударный или увулярный вибрант, что не является фонетической нормой, но иногда становится выходом для детей, у которых операция по устранению НГН откладывается на неопределенный период. Можно использовать традиционный способ постановки звуков [Р-Р'] от [Д-Д-Д-Д]. Можно поднять язык за верхние зубы и с широко открытым ртом произносить ДЗ, ДЗА, ДЗЯ. В момент произнесения указательным пальцем ребенка, специальным зондом или ватной палочкой касаться кончика языка, вызывая его вибрацию. Получится ДР, ДРА, ДРЯ. Со временем касание становится все легче, можно касаться верхних зубов или губы, а затем передать право «заводить мотор» самому ребенку. Как правило, дети не ищут точного места прикосновения к языку, а просто подносят к нему палец или палочку. В этот момент и надо обратить внимание ребенка, что звук получается и без механической помощи.

Смычно-проходной носовой звук [М] при ринолалии может заменяться вокализацией или глоточной смычкой. Иногда после операции ребенок может переходить на ротовой резонанс. Исправление этих нарушений обычно не вызывает трудностей. Ребенок протяжно произносит гласный [А] с сомкнутыми губами, добиваясь вибрации в области спинки носа. Также носовой [М] можно вызвать по подражанию: «Как мычит корова? М-М-М!» Смягчение [М] осуществляется путем дополнительной улыбки или добавления йотированных гласных на уровне слога.

Получив [М], ребенка просят воспроизвести его с языком, слегка зажатым между зубами. При этом четко слышится межзубный [Н]. При переводе на зазубную артикуляцию ребенка просят упираться кончиком языка в верхние зубки для получения твердого [Н] и в нижние для мягкого [Н']. При этом необходимо тактильно контролировать вибрацию в области спинки носа.

В период вызывания всех ротовых звуков целесообразно ставить маленькие ватные тампоны в носовые ходы или применять легкое зажимание крыльев носа, усиливающее кинестезии. Ребенок понимает, к чему следует стремиться и через некоторое время повторяет звук, не используя указанные приемы.

Обязательной является дифференциация поставленных звуков по признакам: глухости — звонкости (Ф-В, Ф'-В', П-Б, П'-Б', Т-Д, Т'-Д', К-Г, К'-Г', С-З, С'-З', Ш-Ж), твердости — мягкости (Ф-Ф', В-В', П-П', Б-Б', Т-Т', Д-Д', К-К', Г-Г', Х-Х', С-С', З-З', Л-Л', Р-Р', М-М', Н-Н') и близости артикулирования (С-Ш, С-Ц, З-Ж, С'-Щ, Т'-Ч, Ц-Ч, Щ-Ч, Л-Р, Л'-Р', Л'-j, М-Н, М'-Н' и т.п.).

На этапе отраженного проговаривания материала необходимо помнить об общих правилах произношения, отражающих действие фонетических законов русского языка:

1. По закону качественной редукции гласные утрачивают отчетливое звучание в безударной позиции, но степень их редукции неодинакова. Гласные звуки [У], [И], [Ы] сохраняют свое основное звучание: к[у]лич, п[и]ла, р[ы]бак. А гласные [А],[О],[Э] утрачивают, причем в разной степени, в зависимости от места в слове, а также характера предшествующего согласного: а) произносим гласный [Λ] на месте букв А, О, потому что стоит после твердого согласного в первом предударном слоге (или в начале слова): омлет — [Λ]млет; б) произносим [ъ] на месте букв А, О, потому что стоит после твердого в безударном слоге: мотылек — м[ъ]тылек; в) произносим редуцированный [ь], потому что стоит после мягкого в безударном слоге: время — врем[ь]; г) произносим гласный [И] с призвуком [э] на месте букв Е, Я, А, потому что стоит после мягкого в первом предударном слоге: мясной — м[Иэ]сной.

2. В соответствии с законом перехода [И] в [Ы] произносим [Ы] после твердого согласного перед твердым на стыке слов: в игру — в[ы]гру.

3. Правила произношения согласных фонем в слабой позиции также определяются фонетическими законами: а) произношением в конце слов только глухих: дуб — ду[п]; б) уподоблением по звонкости или глухости перед согласным внутри слова: сдать — [з]дать, овца — о[ф]ца;

4. Внутри слова перед звуком [j] все согласные, кроме [Ж], [Ш], [Ц] смягчаются: судья — су[д'jа].

5. Твердые согласные [С], [З], [Д], [Т], [Н] могут смягчаться перед некоторыми мягкими губными и зубными согласными: песни — пе[с'н']и, (Т.Ф. Посадскова, 1997).

Автоматизацию поставленных звуков необходимо осуществлять на уровне слога — слова — фразы — связной речи до момента их употребления ребенком самостоятельно и безошибочно. Материал для автоматизации поставленных звуков представлен в приложении 2.

8.4. Программа предупреждения развития ринолалии
у детей раннего возраста

Детям, чья речь после операции развивается без признаков ринолалии, рекомендуется обязательное плановое логопедическое обследование дважды в год, которое позволяет отслеживать формирование произносительной стороны речи. Родителям данной категории детей после успешного завершения хирургического лечения даются рекомендации по профилактике речевых нарушений. Ребенок может выполнять эти упражнения в игровой форме, в домашних условиях, под контролем и с помощью взрослого. Важное место в программе предупреждения речевого нарушения занимает доступное объяснение родителям данного контингента детей механизмов речевой функции, в особенности небно-глоточного затвора, в норме, при расщелине неба, а также после операции. Довольно часто родители прооперированных детей, чья речь развивается без признаков ринолалии, полагают, что оперативного лечения достаточно для нормального речевого развития и в будущем. Поэтому необходимо подробно объяснить назначение и содержание каждого из упражнений, представленных в программе, и доказать эффективность данных занятий в целом. Ребенок, чье речевое развитие проходит без признаков ринолалии, тем не менее, остается в группе риска. Артикуляционный аппарат ребенка с расщелиной даже после хирургического лечения не может быть абсолютно полноценным, способным к естественному формированию нормальной речи. Поэтому занятия по программе предупреждения речевого нарушения обязательны для всех детей после пластики неба.

Безусловно, задания, направленные на предупреждение дефекта, более сложны, чем корригирующие упражнения. И выполняя их, ребенок восполняет недостающие предпосылки для полноценного речевого развития, усовершенствует способности и возможности органов артикуляции, обучается контролю за ними. В дальнейшем это поможет ребенку овладеть нормально развитой речью, а, следовательно, и быть полностью адаптированным в современном обществе.

Программа предупреждения речевого нарушения для детей раннего возраста после пластики неба включает те же этапы, что и программа коррекционной работы (А.С. Балакирева, 2005).

1. Перевод ребенка с физиологичного для него среднереберного типа дыхания на более рациональный — нижнереберный.

2. Уточнение и удлинение направленного ротового выдоха.

3. Развитие фонационного дыхания. Обучение основам дыхательной гимнастики.

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения подбираются индивидуально, с учетом того, какие звуки у ребенка сформированы, а какими только предстоит овладеть. Особое внимание уделяется активизации кончика языка и расслаблению его корня, а также функции мягкого неба.

5. Упражнения для поддержания нормального баланса резонирования. Вокальные упражнения.

6. Развитие фонематической компетенции.

7. Подготовка к формированию звукопроизношения в играх на звукоподражание.

Коррекционная работа должна проводиться со всеми детьми раннего возраста после пластики губы и неба, так как изначально у них невозможно формирование нормального артикуляторного праксиса (А.С. Балакирева, 2005). Для детей с ринолалией она направлена на полное восстановление речи, как средства общения, что способствует формированию полноценной личности ребенка и его социальной адаптации в окружающей среде. Для детей раннего возраста после пластики губы и неба, у которых речевое развитие проходит без признаков ринолалии, но с задержкой формирования артикуляторной базы, логопедическое обучение носит предупредительный характер. Приемы и технологии логопедической работы должны быть дифференцированы соответственно возрасту и функциональному состоянию артикуляционного аппарата.

По данным автора, проведение логопедических занятий в ближайшие сроки после пластики врожденной расщелины верхней губы и неба обусловливает нормализацию или значительное улучшение состояния речи детей с небной патологией. Более отсроченное проведение, как коррекционной работы, так и предупредительных мер, приводит к ухудшению состояния произносительной стороны речи и к трудностям дальнейшей коррекции.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите приемы коррекционной работы для формирования физиологического и фонационного дыхания, ротового выдоха.

2. Какие упражнения необходимо выполнять для активизации мягкого неба?

3. Изложите основные приемы массажа верхней губы и неба в послеоперационном периоде.

4. Как осуществляется нормализация баланса резонирования голоса при ринолалии?

5. Чем отличаются приемы развития фонематической компетенции детей раннего, младшего дошкольного, старшего дошкольного и школьного возраста?

6. Назовите последовательность постановки звуков при ринолалии.

7. Насколько необходима программа предупреждения развития ринолалии детям раннего возраста после пластики неба? Докажите ее эффективность.

Глава 9
РИНОФОНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.06 с.)