Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика состояния произносительной стороны речи
Особенности дыхательной функции Начинать следует с обследования «энергетической базы голоса» — дыхания. Функция дыхательной системы изучается в состоянии покоя. Отмечается глубина и скорость вдоха, ровность и длительность выдоха, определяется преимущественный тип дыхания. Дыхательные движения грудной клетки, брюшного пресса и верхнего плечевого пояса оцениваются визуально. В зависимости от того, какие отделы легких принимают наиболее активное участие в акте дыхания, различают ключичное, грудное и реберно-брюшное (косто-абдоминальное) дыхание. При всех типах в дыхании участвует диафрагма. Степень ее участия максимальна при реберно-брюшном дыхании и минимальна при ключичном дыхании. При ключичном дыхании экскурсии грудной клетки совершаются за счет расширения и приподнимания ее верхней части, брюшная стенка во время вдоха втягивается. Вдох напряжен, нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и верхней части груди, при этом вокруг глотки возникает напряжение, которое неблагоприятно влияет на речь. При таком типе дыхания нарушается дыхательное обеспечение речи. Грудное дыхание осуществляется преимущественно за счет сокращения наружных и внутренних межреберных мышц. Реберно-брюшной тип дыхания отличается активной работой всей дыхательной мускулатуры. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх, а если он сидит или стоит — выдвигаться вперед. На выдохе живот втягивается. Этот тип дыхания является наиболее правильным, физиологичным, менее утомительным, а поэтому создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата. Для изучения особенностей ротового выдоха можно проводить игры «Футбол», «Полетели-полетели» и «Свеча». Их суть в том, чтобы ребенок целенаправленно дул на предмет, приводя его в движение. В футболе это — комочек цветной ваты, а в игре «Полетели-полетели» — бабочки и самолетики на цветных нитях. В игре «Свеча» возможно наглядно следить за плавностью выдыхаемой струи: выдох прерывистый — бумажка поднимается, опускается, дрожит; выдох ровный — бумажка плавно отклоняется. Особое значение процесс дыхания имеет в связи с фонацией. Дыхание, которое обеспечивает образование голоса и звуков речи, называется фонационным.
Оценка сформированности фонационного дыхания складывается из следующих показателей: — соотношение между вдохом и выдохом в процессе речи; — определение фазы дыхания, в которой производилось; — проговаривание слов (в фазе вдоха, в фазе выдоха, в момент полного выдоха); — характер, глубина, речевого дыхания; — возможность дифференциации носового и ротового дыхания; — эффективность использования речевого дыхания при произнесении логически завершенного отрезка высказывания. Изучение данных показателей проводится при выполнении следующих упражнений. Упражнение 1. Сделать неглубокий вдох через нос (понюхать цветочек), а во время выдоха протяжно произносить: А-А — А-А (покачать куклу); У-У-У-У (гудит пароход). Упражнение 2. Сделать неглубокий вдох через нос, а на выдохе тянуть звук [В] — дует ветер. Упражнение 3. Произносить слоги на длительном выдохе: КО-КО-КО — курочка зовет цыплят; АФ-АФ-АФ — щенок лает; ПИ-ПИ-ПИ — мышонок пищит; КУ-КУ-КУ-КУ — кукушка кукует; МЯУ-МЯУ-МЯУ — котенок мяукает; Упражнение 4. Каждое предложение произнести на одном выдохе: Это Оля. У Оли ляля. У Оли ляля Поля. Это Валя. У Вали панама. У Вали синяя панама. Состояние тембра голоса При изучении баланса резонирования выделяют два типа нарушений: гиперназализация (открытый носовой оттенок голоса) и гипоназализация (закрытый носовой оттенок голоса). Назализация звуков [М-М'], [Н-Н'] в русском языке считается нормой. Атипичное использование полости носа в качестве парного резонатора ротовой полости при произнесении гласных и ряда согласных звуков рассматривается как гиперназализация. Гиперназализация чаще всего сопровождается носовой эмиссией (слышимой утечкой воздуха через носовые ходы при произношении звуков, требующих давления в полости рта). Обязательно обращается внимание на наличие компенсаторных движений мимической мускулатуры (крыльев носа, лба, щек) во время фонации. Для выявления гиперназализации используются следующие задания: Упражнение 1. Произнести гласные в последовательности от наименее назальных к наиболее назальным:
А (ляля плачет), Э (мишка идет), О (зубик болит), У (пароход гудит), И (мышка бежит). Оценка произношения звуков [П, Б] дает наиболее полное представление о небно-глоточной функции у детей, поэтому им предлагается: Упражнение 2. Назвать 20 картинок с изображением 20 слов, содержащих звуки [П-П', Б-Б']. По количеству слов, произнесенных с носовым оттенком, можно предполагать степень небно-глоточной недостаточности. Для составления дидактического материала важно использовать звуки, наиболее рано появляющиеся в речи ребенка, для образования которых необходимо определенное давление в ротовой полости: щелевые [Ф, В, X, их мягкие пары]; взрывные [П, Б, Т, Д, К, Г, их мягкие пары]: папа, попугай, паук, пальто, пони; пень, пила, петух, Петя, пи-пи-пи (пищит мышонок); баба, бык, бублик, Айболит, баю-бай. Упражнение 3. Произнести одно и то же предложение, не содержащее носовые звуки, например: [у папы пальто; у Оли туфли] — дважды: с открытыми и закрытыми ноздрями. Если гиперназализация имеет место, звучание фразы изменяется. При нормальной функции небно-глоточного затвора предложения звучат одинаково. Гиперназализация может иметь разную степень выраженности: - легкую; - среднюю; - выраженную. Носовая эмиссия выявляется с помощью медицинского стетоскопа (фото №17). Мембрана подносится к носовым ходам, и во время произношения хорошо слышно, какие звуки сопровождаются носовой эмиссией, а какие нет. Можно использовать также маленькое стоматологическое зеркальце (фото №18) или медицинский металлический шпатель (фото №19), который фиксируется под носовыми ходами, и в случае, если носовая эмиссия имеет место, запотевают. Выявление носовой эмиссии проводится при выполнении следующих упражнений. Упражнение 1. Произносить слог [ПИ] (как пищит мышонок) 10 раз. Упражнение 2. Повторить за логопедом 10 двусложных слов, каждое из которых содержит два глухих или два звонких губно-губных звука [П, Б]: папа, пи-пи, попугай, пупок, пупсик, бабуля, бубен, бублик, би-би (машина), баю-бай (положи лялю спать). Носовая эмиссия может быть: — неслышимой, легкой; — слышимой, умеренной; — выраженной. Недостаток носового резонирования (закрытый носовой оттенок голоса) проявляется при произнесении слов, содержащих звуки [М, Н]. При резко выраженной форме гипоназализации [М] произносится как [Б], а [Н] как [Д]. При закрытии носовых ходов гипоназализация не меняется. Упражнения для выявления гипоназализации представлены в параграфе В процессе обследования тембра голоса также необходимо учитывать такие его характеристики, как звонкость, полетность, звучность.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.01 с.) |