Индивидуально-психологические особенности предпринимателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуально-психологические особенности предпринимателей



 

Индивидуально — психологические особенности предпринимателей раскрываются через исследование своеобразия предпринимателей как социальной группы общества и черт личности человека, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

По данным Комитета поддержки малого предпринимательства при Госкомимуществе РФ и ИНЭПАЕН РФ (института экономики и организации предпринимательства при академии естественных Наук РФ) в 1992 году в предпринимательском секторе России было занято 5% населения региона.

Специалисты в области мирового менеджмента М. Мескон и другие пишут, что 95% активно трудящихся людей работают по найму. Это означает, что идеально они не являются предпринимателями, хотя в смысле внутрифирменного предпринимательства некоторые люди могут выполнять функции предпринимателя.

Профессоры социологии А. Турэну, М. Вивьерка, Л. Гордон, Э. Клопов — авторы и руководители франко-российского проекта «Новые социальные движения в России» дали социальную характеристику предпринимателей России по структуре, форме и содержанию.

Согласно определению этих ученых, группа предпринимателей в России по структуре — это люди разных социальных позиций на старте их бизнеса: врачи, инженеры, военные, рабочие, научные работники, представители номенклатуры, сферы торговли и услуг, финансов и промышленности, люди разных сфер деловой активности. Отечественных предпринимателей отличает высокий образовательный уровень. 84% — это люди высшего гуманитарного и технического образования, 11% из них имеют два высших образования или ученые степени; 71% этих людей — это интеллектуалы во втором поколении. Среди предпринимателей есть мужчины и женщины.

Что привело их в предпринимательство? По данным социологического опроса газеты «Коммерсант», 25% опрошенных предпринимателей объясняли приход в эту деятельность как вынужденный обстоятельствами; 60% — как результат личной активности, использование шанса в новой ситуации в обществе, снимающей диктат обязательности, командности в выборе сферы труда, интересом к творческой деятельности; любовью к свободе; 4% ответили, открыто, что свой выбор они осознают как стремление к богатству и владению благами как единственно возможный путь реализации себя в этом мире.

Толчком поведения являются мотивы.

Специалисты выделяют такие мотивы предпринимательской деятельности:

— максимальный контроль над своим будущим;

— надежда объединить работу и личную жизнь;

— реализовать способности;

— стремление распространить свой стиль и образ жизни на сферу деловой активности;

— желание получать вознаграждение за труд и обеспечить рост благосостояния в ближайшем и будущем времени.

Поступок человека обычно выстраивается в русле ведущего мотива. Критерием выбора являются ценности. По данным того же источника, предприниматели исповедовали такие приоритетные ценности.

На первом месте по важности они обозначали будущее своих детей; на втором — здоровье свое и своих родных; на третьем — стабильность и мир; на четвертом — возможность самореализации и личный успех; на пятом — для них одинаково значимо уважение других и счастливая семейная жизнь; нравственность и достаток; на самом последнем, шестом месте они располагали значимость власти и подчинения других.

Хизрич и Питерсон, американские специалисты по предпринимательству, указывают, что по социальному происхождению предприниматели это выходцы из разных семей — семей предпринимателей, фермеров, людей независимых профессий. Главное в деле — неутомимый поиск. Они могут бросить дело и начать снова. Возраст начала занятия предпринимательством — 22-25, критичные периоды — 25, 30, 35, 40, 45, 50 лет. Важен опыт: берись за свое дело.

Психологическое отличие предпринимателей от людей, занимающихся в российском обществе иной деятельностью, стало предметом нашего исследования в 1993-1995 году.

Черты, характеризующие предпринимателя, многие авторы перечисляют такие: стремление к лидерству, способность к умеренному риску, новизна в идеях, эвристичность мышления, ускоренная реакция на ситуацию, чутье, самостоятельность и ответственность, высокая мотивация достижения, способность переносить неудачу, работоспособность и трудолюбие, независимость, свободолюбие, усердие, стрессоустойчивость, решительность, смелость, адекватна самооценка, прогнозирование и анализ, информированность.

Мы определили предпринимательскую деятельность как активность человека в напряженной общественно значимой ситуации, результатом которой является порождение новой энергозаряженной структуры в хозяйственной среде посредством внутри индивидуального, интеллектуального (культурно-образовательного, социально-опытного, природного) источника — субъектного потенциала человека.

Предприниматель, по нашему определению, — это человек, создающий ресурсы развития ситуации за счет своего субъектного потенциала тогда, когда энергия среды стремится к нулю (условно исчерпана). При этом предприниматель как человек — деятель обладает комплексным индивидуально-личностным качеством «помехоустойчивость» на социальном уровне.

Помехоустойчивость определяется как способность человека эффективно выполнять деятельность в условиях разной степени напряженности, в том числе, приближающихся к стрессовым, не относя шумы и помехи к числу значимых, полезных сигналов (Бодров В. Е. и Венда В. Ф., 1992). «Полезность» сигнала связана с целью решаемой человеком задачи. Полезность сигнала может быть оценена, исходя из вероятности достижения цели до получения информации и после ее получения (Ганзен В. А., 1974).

Понятие помехоустойчивость разрабатывается инженерными психологами и психологами труда в концепции надежности человека-оператора и в системе взаимодействия компонентов СЧМС (среда-человек-машина-среда) между собой и с окружающей средой. Помехоустойчивость рассматривается наряду с такими системными качествами, как эффективность, надежность, безопасность. Также она существует на биологическом, психологическом, социально-бытовом уровне.

В результате исследования мы получили динамические и структурные психологические особенности людей, пребывающих в предпринимательской активности

Динамические, или ситуативнодеятельностные признаки предпринимателей в отличие от других групп испытуемых были такими. Предприниматели в большинстве жизненнозначимых ситуаций управляют ими по типу интернальному (внутреннему). То есть, они полагаются на свои силы и берут ответственность за ход ситуации на себя. Особая значимость различий подтверждена статистиками по показателю общего контроля, по контролю над ситуациями здоровья, межличностных отношений, в области достижений и семейных отношениях.

Семантическое расстояние между понятием «успех» и «неудача» наименьшим оказалось у предпринимателей. Можно сказать, что предприниматели меньше мечтают и раскачиваются, быстрее сосредотачиваются и переходят от одной ситуации к другой.

Можно думать, что предприниматели непосредственны и непредвзяты в отношении к неудачам, как школьники, и интеллектуально рациональны по отношению к ним, как студенты с техническим мышлением.

Для предпринимателей суть успеха определялся как соответствие того, что сделал, внутреннему потенциалу: «сделал соответственно своим способностям»; радостная работа; одоление; «смог». Неудача у предпринимателей по содержанию определяется такими составляющими: «не хватило сил, плохо продумал, не знаешь, где искать».

По способам решений проблемных ситуаций предпринимателей отличало то, что они соседствовали с проблемой, в то время как, например, медики шли на компромисс, педагоги решали ситуации в соответствии с законом, студенты были радикальны в решении проблемы, а группа временно неработающих конфронтировали с проблемой или отвергали ее.

Оценки эффективности решений экспертами-предпринимателями носили более сдержанный характер: из самых высоких и низких оценок их оценки были самыми низкими.

По структуре профиля личности предприниматели отличались в следующем.

Глубина переживаний или уровень осознания собственных проблем у них был больше, также большая импульсивность и спонтанность поведения. Индивидуалистичность у мужчин предпринимателей выражалась сильнее, чем у таковых женщин. Показатель оптимистичности у предпринимателей был выше в целом. Но они оказались более избирательны в общении, чем другие группы испытуемых.

Предприниматели меньше корректировали свою интеллектуальную активность (то есть, они более раскованны, спонтанны в динамике мыслительной деятельности).

Отмечены также значимые различия по показателям эмоциональной интеграции, порогу допустимости новых сигналов, уровню реакции тревоги. Все три этих показателя у предпринимателей были выше, что подтвердило часть гипотезы о присущем предпринимателям качестве помехоустойчивости.

При этом, предприниматели оказывались не в прямом понимании «стрессоустойчивы», как раз наоборот, они оказались тревожнее и чувствительнее среднестатистической нормы. Это подчеркивает, что предприниматели скорее всего за счет своей чувствительности и помехоустойчивости быстрее реагируют на новые незнакомые, но существенно «полезные» сигналы среды.

Таким образом, из всего нашего исследования следовали такие психологические особенности предпринимателей:

— готовность к энергозатратам, труду, расширению знаний о законах и чувствительность в восприятии новых стимулов;

— ответственность и развитый внутренний контроль управления ситуациями;

— способность в затрудненных ситуациях соседствовать с проблемой и строить ситуацию по-новому;

— концентрация границ деятельности на индивидуальных способностях независимо от конвенциальных норм при глубоком осознании собственных проблем и сохранении цели;

— сдержанность, требовательность в оценке результатов деятельности;

— высокое эмоционально-психическое напряжение как индекс индивидуально-личностных энергоресурсов (высокий показатель шкалы эмоциональной интеграции, повышенный уровень тревоги).

Конечно, собственно среди людей, занимающихся предпринимательской деятельности были и экстраверты, и интроверты, интерналы и экстерналы.

Более того, специалист по проблемам предпринимательства, немецкий психолог Рольф Рюттингер, консультирующий известные западноевропейские фирмы «Хьюлетт Паккард», «Даймлер-Бенц», «Мерседес-Бенц», пишет, что характер человека, стиль его поведения, его мировоззрение, преобладающее настроение в обыденной жизни имеют значение для благоприятной адаптации в той или иной сфере предпринимательства.

Он различает предпринимательские культуры по специфике отрасли, каждую из которых характеризует быстрая или медленная связь с внешней средой, и большая или меньшая степень риска.

Рюттингер выделяет культуру торговли или коммерции, культуру выгодных сделок или спекулятивную культуру, административную культуру, инвестиционную культуру предпринимательства.

Культура коммерции составляют организации, занимающиеся торговлей, сбытом. Это маклеры по продаже недвижимости, или риэлтеры и т. д. Успех у них быстрый, риск небольшой, прибыли получаются в короткий срок. В этой отрасли адаптируются люди общительные, веселые, не скрывающие информацию по большому счету друг от друга.

Культура спекулятивная включает сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем, сферу моды, косметики, рекламы, шоу, профессиональный спорт. Риск большой и прибыли быстрые. Люди по характеру здесь не очень открытые, эгоистичные, авантюристичные, агрессивные, решения должны принимать быстро.

Административная культура — это сферы общественного обслуживания, управленческие ведомства, банки, системы страхования. Люди здесь по характеру скрытные, интриганы, амбициозные и претенциозные. Риск мал и прибыли медленные.

Инвестиционная культура представлена промышленностью тяжелой, нефтяными и сырье добывающими компаниями, инвестиционными банками, строительством, армией, производством средств производства. Люди здесь работают солидные, основательные, серьезные, с глубоким аналитическим складом ума, с высоким уровнем ответственности. И риск большой, и прибыли быстро ожидать не приходится.

Таким образом, разная культурная отрасль предпринимательства, возможно, востребует и отдельные индивидуально-психологические стороны человека.

Оцените ваш потенциал менеджера

(Тест из книги А. Б. Золотова «Карьера делового человека», Кишинев, НИКЦ «Юстмарк»)

 

Инструкция. Ответьте в ответном листке на предлагаемые ниже суждения в форме «да», «нет».

1. Производственный опыт есть только часть требований для продвижения и успеха.

2. Основой вашего продвижения к следующей ступени является совместимость с вашим шефом. Вы должны понять его и затем изменить себя в соответствии с его ожиданиями.

3. Играющая «команда» и участие в корпоративной игре есть фундаментальная предпосылка карьерного прогресса, и вы должны следовать правилам игры.

4. Вы нуждаетесь в развитии навыков преодоления ежедневной фрустрации. (Примеч. Фрустрация — препятствие на пути достижения цели, которое реально существует или субъективно так воспринимается человеком.)

5. Вы должны постоянно готовиться к будущему и не позволять прошлому связывать вам руки.

6. Вы должны иметь хорошее чувство деловитости и устоявшееся желание делать добро.

7. Получение ключевых постов вашим шефом может усилить его эффективность и открыть многие двери для вас.

8. Делая себя «совершенно необходимым», вы движетесь вверх, но продолжать так действовать, хотя вы уже и стали «совершенно необходимым» — значит отодвигать себя от цели.

9. Быть «одиноким волком» чуждо менеджменту и может разрушить вашу карьеру.

10. Расширение ваших знаний и управленческих навыков, вытекающих из ваших занятий — есть фундаментальное требование для успеха в управленческой карьере.

11. Ваши представления в большей степени базируются на ваших лидерских и административных навыках и в меньшей степени на технических.

12. Продолжение образования и саморазвития становятся вашим жизненным путем.

13. Ваша управленческая карьера контролируется не только вами, но и частично (если не в основном) организацией и людьми, с которыми вы работаете.

14. Вы должны учиться источать и испытывать гордость за свои достижения.

15. Ваша задача как менеджера — не делать работу самому, делать ее с помощью других.

16. Вы не будете уделять достаточно времени своей семье. Если вы хотите полноценной семейной жизни, вы должны быть удовлетворены худшей работой.

17. Ваш внешний вид, одежда, манеры имеют большое значение для вашего имиджа и карьерных достижений.

18. Поддержка организационной политики и воля к согласию есть важный критерий управленческого карьерного успеха. Интересы организации должны быть на первом месте.

19. Вы предпочитаете быть индивидуалистом приватно и конформистом публично.

20. Вы испытываете потребность быть спонсором, ментором.

 

Обработка и интерпретация результата.

Суммируйте число ответов «да», считая каждый за один балл. Умножьте полученное число на пять Полученный результат можно принять за процентное выражение уровня вашего управленческого потенциала, относительно уровня присущего преуспевающим менеджерам.

 

Оцените свои предпринимательские способности

(Тест из книги Р. Хизрича и М. Питерса «Предпринимательство», Москва, Прогресс — Универс, 1993)

 

Инструкция. Отвечая на предлагаемые ниже вопросы, представьте, что не позже завтрашнего дня Вы занялись предпринимательством. Ответы в форме «да», «нет» заносите в отдельный ответный листок, помечая пункты отвечаемых вопросов.

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на препятствия?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?

4. Пользуетесь ли вы уважением и доверием коллег?

5. Вы здоровы?

6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать и заражать своей уверенностью в правильности выбранного пути?

9. Понятны ли вам идеи и мысли других?

10. Есть ли у вас опыт работы в той области, в которой вы хотите начать дело?

11. Знакомы ли вы с правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, составления декларации о доходах, ведения бухгалтерского учета?

12. Будет ли в вашем городе или области спрос на товар или услугу, которую вы хотите предложить?

13. Есть ли у вас хотя бы базовая подготовка в области маркетинга и финансов?

14. Хорошо ли идут дела в вашем городе или области у других мелких предпринимателей вашего профиля?

15. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

16. Располагаете ли вы достаточным первоначальным капиталом?

17. Есть ли у вас возможность привлечь к финансированию создаваемого дела родных и знакомых?

18. Есть ли у вас на примете поставщики необходимых вам материалов?

19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых не хватает вам?

20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело — это главная ваша мечта?

 

Обработка и интерпретация результатов.

Каждый ответ «да» оценивается в один балл, ответ «нет» — в ноль баллов.

17 баллов и больше: вы имеете все необходимые качества, чтобы достичь успеха в предпринимательстве.

13-17 баллов: ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не так очевидны. Подумайте еще раз, готовы ли вы нести всю ответственность, которую предполагает профессия свободного предпринимательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.041 с.)