Маржиналистский подход к производительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маржиналистский подход к производительности



Трудовая теория стоимости

Согласно трудовой теории стоимости именно труд является источником стоимости товара. Основы этого подхода встречаются у представителей классической политэкономии У. Петти, А. Смита и Д. Рикардо.

Марксистская трактовка теории стоимости исходит из определения сущности и свойств товара.

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами:

1) Потребительная стоимость – это полезность товара, его способность удовлетворять ту или иную потребность покупателя (общественная потребительная стоимость);

2) Стоимость – общественный труд, воплощенный в товаре. Формой проявления стоимости является меновая стоимость, то есть пропорция, в которой товар одного рода обменивается на товар другого рода.

Стоимость выражает производственные отношения между товаропроизводителями – отношения обмена, «прикрытые вещной оболочкой».

Далее Маркс развивает теорию стоимости, исследуя характер труда, заключенного в товаре. Он делает вывод о двойственном характере труда.

В товаре воплощен труд:

1) конкретный, затрачиваемый в определенной полезной форме, отличающийся «своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом», создающий потребительную стоимость товара;

2) абстрактный, лишенный качественных особенностей и выступающий как расходование человеческой рабочей силы (мозга, мускулов, нервов, рук и т.д.). Этот труд создает стоимость товара и обнаруживает свой общественный характер только в процессе товарного обмена; выражает производственные отношения товаропроизводителей, то есть столкновение экономических интересов товаропроизводителей, переплетение их производственных связей и отношений.

Конкретный и абстрактный труд – это две формы одного и того же труда товаропроизводителя.

В отличие от представителей классической политэкономии, считавших, что свойство труда создавать стоимость является вечным и естественным, Маркс впервые раскрыл двойственный характер заключенного в товаре труда как отражения противоречия между частным и общественным характером труда, присущего товарному производству. Частный характер труда обусловлен частной собственностью на средства производства, которая разъединяет товаропроизводителей, делает их независимыми хозяевами, производящими товары на свой страх и риск на неизвестного им покупателя. Общественный характер – следствие общественного разделения труда, которое порождает взаимосвязь и взаимозависимость товаропроизводителей друг от друга. Это основное противоречие простого товарного производства. Оно проявляется стихийно в процессе рыночного обмена, который удостоверяет, является или не является частный труд товаропроизводителей частицей совокупного общественного труда.

Это противоречие выражается также в противоречивом характере труда: чтобы произвести товар, этот труд должен экономически функционировать как качественно определенный конкретный труд и вместе с тем как лишенный качественных особенностей абстрактный простой труд.

Вместе с тем выражением этого противоречия является сочетание в товаре двух противоположных свойств: как потребительные стоимости все товары качественно разнородно и количественно несоизмеримы; как стоимости они качественно однородны и количественно соизмеримы. В то же время эти противоположные свойства предполагают друг друга. Товар, следовательно, представляет собой единство противоположностей.

 

Определяя величину стоимости товара, Маркс различает индивидуальную и общественную величину стоимости. Индивидуальная определяется количеством труда, затрачиваемого различными товаропроизводителями на производство одинаковых товаров, и измеряется индивидуальным рабочим временем. Общественная величина стоимости определяется количеством труда, общественно-необходимого для производства товара и измеряется общественно-необходимым рабочим временем, затрачиваемым для изготовления товара при данных общественно-нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. На практике в качестве общественно-необходимого рабочего времени выступает рабочее время той части производителей, которые обеспечивают основной выпуск товарной массы данного вида.

Исходя из этого, Маркс формулирует закон стоимости: товары обмениваются по стоимости, определяемой общественно-необходимыми затратами простого труда, совершаемого при общественно нормальных условиях.

Следствием действия закона стоимости является:

1) дифференциация товаропроизводителей (на капиталистов и пролетариев);

2) снижение затрат труда на единицу полезности во времени, то есть неуклонный рост производительности общественного труда и снижение стоимости товаров, а, следовательно, развитие производительных сил;

3) перераспределение труда и средств производства между различными отраслями хозяйства (стихийное колебание цен вокруг стоимости заставляет товаропроизводителей проникать в те отрасли, где под влиянием спроса цены выше стоимости, и уходить из тех, где под влиянием спроса цены оказались ниже стоимости.


Субъективная политэкономия

К 70-80-м годам XIX века относится формирование «субъективного направления» в политической экономии, поставившего теорию предельной полезности товара условием определения ценности товара. Ведущие представители этого направления – У.Ст. Джевонс,К. Менгер, Л. Вальрас – почти одновременно, но абсолютно независимо «открыли принцип снижающейся предельной полезности как фундаментальный элемент при построении нового типа микроэкономики».

Теория предельной полезности основывается на категории «экономическое благо», Экономическое благо является объектом и результатом экономической деятельности; его можно получить в количестве, ограниченном в сравнении с удовлетворяемыми потребностями. Редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

Различают блага:

· Материальные (естественные дары природы, продукты производства) и нематериальные (здравоохранение, образование, искусство);

· Настоящие и будущие;

· Прямые и косвенные;

· Долгосрочные и краткосрочные;

Специфической формой экономического блага является товар – благо, произведенное для обмена, обладающее двумя свойствами: 1) способностью удовлетворять потребность; 2) пригодность к обмену. Ценность благ обусловливается их предельной полезностью для потребителя. Именно предельная полезность определяет пропорции обмена и соответственно цену обмениваемых товаров.

Анализ предельной полезности связан с изучением мотивов экономического поведения людей. В основу анализа кладется субъективный принцип, согласно которому ценность блага является результатом субъективной оценки индивидуумом определенного экземпляра данного блага. Эта субъективная оценка зависит, во-первых, от имеющегося запаса данного блага, и, во-вторых, от степени насыщения потребности в нем.

Законы Г. Госсена:

1. Закон насыщения потребностей: с удовлетворением потребности в каком-либо благе его ценность падает.

2. Закон выравнивания предельных полезностей: каждый участник обмена стремится достичь максимальной выгоды, распределяя свои средства между различными покупками. Он предполагает получить равное удовлетворение от каждой суммы денег, потраченной на любой из приобретаемых товаров.

Методологические особенности маржиналистской теории ценности:

1) центр тяжести в экономическом анализе переместился в направлении конечных результатов хозяйственной деятельности;

2) исходный момент для экономической теории – субъективные мотивировки индивидуального экономического поведения, их устойчивость, изменчивость, манипулирование ими;

3) принцип предельности.


Количественная теория денег

Под ценностью денег следует понимать их покупательную силу по отношению к товарам, причем эта покупательная сила меняется под влиянием причин, лежащих либо на стороне товаров, либо на стороне денег.

Согласно количественной теории денег объяснение колебаний ценности, или покупательной силы, денег состоит в изменении количества денежных знаков. С увеличением их количества ценность денежной единицы падает, с уменьшением этого количества ее ценность растет. Сторонники количественной теории считают, что ценность денег образуется и устанавливается не там, где добывается денежный материал, не в сфере производства благородным металлов, а там, где происходит встреча денег с товарами, - в процессе обращения.

В первой трети XX в. наметились два основных направления в разработке количественной теории. Первое – механическое (И. Фишер и его последователи в США и Европе), которое исходило из предположения о существовании непосредственной механической связи между общей массой обращающихся в стране денежных знаков и товарными ценами. Когда общая масса денег увеличивается, а масса товаров остается неизменной, то на каждую единицу товара приходится больше единиц денег, и тогда цена товара, выраженная в деньгах, растет. Колебания товарных цен под влиянием изменений в количествах денег и товаров происходит механически, вытекают из изменившегося соотношения тех и других.

Уравнение обмена есть математическое выражение всех оборотов, совершенных в какой-либо стране в течение известного периода. Оно получается из сложения уравнений обмена всех отдельных сделок. На денежной стороне этого уравнения находятся две группы величин: 1) количество денег и 2) скорость обращения. На товарной стороне также две группы величин: 1) количество обмениваемых товаров и 2) цены этих товаров, или уровень цен:

M ·V = P ·Q.

Отсюда следует, что товарные цены, которые выражают покупательную силу денег, изменяются: прямо пропорционально количеству денег; прямо пропорционально скорости обращения; обратно пропорционально количеству участвовавших в обмене товаров.

Второе направление количественной теории – психологическое, которое представлено работами ученых австрийской школы (Ф. Визер, Л. Мизес), А. Афталиона (Франция, кембриджской школы (Англия). Они опирались в своем анализе на теорию «предельной полезности» и в отличие от первого направления большее внимание уделяли психологическим факторам и процессам, влияющим на денежное обращение.

 

Представители кембриджской школы (А. Маршалл, А.С. Пигу) считали, что в целом уравнение Фишера верно, но оно учитывает только один вид финансовых активов — деньги. Они рассматривали спрос на деньги с точки зрения портфельного ана­лиза, который затем использовался монетаристами.

Портфель представляет собой совокупность активов экономи­ческого субъекта. Деньги — только один из активов, который име­ет как свои преимущества, так и недостатки. Экономисты кембрид­жской школы считали, что объем денежных средств, который каж­дый экономический субъект держит в своем портфеле, определяет­ся двумя факторами. С одной стороны, деньги — ликвидный актив (ликвидность — способность финансового актива превращаться в платежные средства), что облегчает деловые операции. С другой стороны, деньги не приносят доход как, например, ценные бумаги.

Если обозначить буквой k ту часть активов, которую экономи­ческие субъекты предпочитают держать в форме денег, то уравне­ние кембриджской школы будет иметь вид:

М = k ´ Р ´ Q.

Коэффициент k (показатель ликвидности) обратно пропорцио­нален скорости обращения денег: чем меньше ликвидность (меньше наличных денег), тем больше скорость их обращения.

Таким образом, кембриджское уравнение — это лишь другая форма уравнения Фишера. Из него также видно, что количество денег в обращении прямо пропорционально абсолютному уровню цен, так как k и Q не зависят ни от количества обращающихся де­нег, ни от общего уровня цен, т.е. величины постоянные.

Денежная масса представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это количественный показатель движения денег., для анализа изменения которого используют денежные агрегаты. В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2, М3. К ним относят:

М0 – наличные деньги в обращении;

М1 – М0 + средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний;

М2 – М1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация;

М3 – М2 + сертификаты, облигации государственного займа.


Функция полезности

Экономические решения при выборе благ для приобретения определяется желанием наибольшей выгоды при имеющихся возможностях. Эта выгода – полезность – степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта.

Исходные предпосылки теории потребления:

А) потребитель имеет последовательные вкусы и предпочтения;

Б) он ограничен бюджетным ограничением;

В) потребитель делает выбор, максимизирующий полезность.

Функция полезности – соотношение между объемом потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем:

U = f (X1; X2; …Xn).

Полезность служит критерием отбора, показывает, насколько необходим тот или иной объект выбора данному экономическому субъекту в данных условиях, к чему стремится потребитель. Это целевая функция действий потребителя в процессе выбора, количественное значение которой он должен максимизировать. Однако ее не всегда можно измерить. Поэтому – это определенная форма выражения упорядочивания предпочтений потребителя.

Порядковый (ординалистский) подход предполагает способность потребителя упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности.

Порядковая функция полезности выражает определенную последовательность, порядок расположения безразличных (равноценных) товаров благ от менее предпочтительных к более, но не определяет, насколько один набор благ более предпочтителен другого.

Потребитель должен выбрать, как наилучшим образом удовлетворить свои предпочтения, не тратя больше, чем позволяет бюджет. Модель равновесия потребителя определяет условия, при которых потребитель добивается как можно большего чистого выигрыша от обмена дохода на товары и услуги в течение определенного периода.

При порядковом подходе используется концепция кривых безразличия.

Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Множество кривых безразличия, построенных на основе предпочтений данного потребителя, образует карту кривых безразличия.

Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия (линия бюджетного ограничения), выражающаяся формулой:

I=Qx∙X+Qy∙Y,

где I – доход потребителя, предназначенный для потребления данных благ. Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен приобретаемых товаров.

Совместим бюджетную линию и карту кривых безразличия. Из всех доступных для потребителя наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, так как это обеспечит максимум полезности. В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают, следовательно, условием равновесия потребителя является равенство:

MRSxy = Рх/ Рy.

Условие равновесия заключается в том, что соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать одно благо другим , равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать одного благо другим без изменения уровня своего удовлетворения.

 

 

Олигополия

 


Трудовая теория стоимости

Согласно трудовой теории стоимости именно труд является источником стоимости товара. Основы этого подхода встречаются у представителей классической политэкономии У. Петти, А. Смита и Д. Рикардо.

Марксистская трактовка теории стоимости исходит из определения сущности и свойств товара.

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами:

1) Потребительная стоимость – это полезность товара, его способность удовлетворять ту или иную потребность покупателя (общественная потребительная стоимость);

2) Стоимость – общественный труд, воплощенный в товаре. Формой проявления стоимости является меновая стоимость, то есть пропорция, в которой товар одного рода обменивается на товар другого рода.

Стоимость выражает производственные отношения между товаропроизводителями – отношения обмена, «прикрытые вещной оболочкой».

Далее Маркс развивает теорию стоимости, исследуя характер труда, заключенного в товаре. Он делает вывод о двойственном характере труда.

В товаре воплощен труд:

1) конкретный, затрачиваемый в определенной полезной форме, отличающийся «своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом», создающий потребительную стоимость товара;

2) абстрактный, лишенный качественных особенностей и выступающий как расходование человеческой рабочей силы (мозга, мускулов, нервов, рук и т.д.). Этот труд создает стоимость товара и обнаруживает свой общественный характер только в процессе товарного обмена; выражает производственные отношения товаропроизводителей, то есть столкновение экономических интересов товаропроизводителей, переплетение их производственных связей и отношений.

Конкретный и абстрактный труд – это две формы одного и того же труда товаропроизводителя.

В отличие от представителей классической политэкономии, считавших, что свойство труда создавать стоимость является вечным и естественным, Маркс впервые раскрыл двойственный характер заключенного в товаре труда как отражения противоречия между частным и общественным характером труда, присущего товарному производству. Частный характер труда обусловлен частной собственностью на средства производства, которая разъединяет товаропроизводителей, делает их независимыми хозяевами, производящими товары на свой страх и риск на неизвестного им покупателя. Общественный характер – следствие общественного разделения труда, которое порождает взаимосвязь и взаимозависимость товаропроизводителей друг от друга. Это основное противоречие простого товарного производства. Оно проявляется стихийно в процессе рыночного обмена, который удостоверяет, является или не является частный труд товаропроизводителей частицей совокупного общественного труда.

Это противоречие выражается также в противоречивом характере труда: чтобы произвести товар, этот труд должен экономически функционировать как качественно определенный конкретный труд и вместе с тем как лишенный качественных особенностей абстрактный простой труд.

Вместе с тем выражением этого противоречия является сочетание в товаре двух противоположных свойств: как потребительные стоимости все товары качественно разнородно и количественно несоизмеримы; как стоимости они качественно однородны и количественно соизмеримы. В то же время эти противоположные свойства предполагают друг друга. Товар, следовательно, представляет собой единство противоположностей.

 

Определяя величину стоимости товара, Маркс различает индивидуальную и общественную величину стоимости. Индивидуальная определяется количеством труда, затрачиваемого различными товаропроизводителями на производство одинаковых товаров, и измеряется индивидуальным рабочим временем. Общественная величина стоимости определяется количеством труда, общественно-необходимого для производства товара и измеряется общественно-необходимым рабочим временем, затрачиваемым для изготовления товара при данных общественно-нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. На практике в качестве общественно-необходимого рабочего времени выступает рабочее время той части производителей, которые обеспечивают основной выпуск товарной массы данного вида.

Исходя из этого, Маркс формулирует закон стоимости: товары обмениваются по стоимости, определяемой общественно-необходимыми затратами простого труда, совершаемого при общественно нормальных условиях.

Следствием действия закона стоимости является:

1) дифференциация товаропроизводителей (на капиталистов и пролетариев);

2) снижение затрат труда на единицу полезности во времени, то есть неуклонный рост производительности общественного труда и снижение стоимости товаров, а, следовательно, развитие производительных сил;

3) перераспределение труда и средств производства между различными отраслями хозяйства (стихийное колебание цен вокруг стоимости заставляет товаропроизводителей проникать в те отрасли, где под влиянием спроса цены выше стоимости, и уходить из тех, где под влиянием спроса цены оказались ниже стоимости.


Субъективная политэкономия

К 70-80-м годам XIX века относится формирование «субъективного направления» в политической экономии, поставившего теорию предельной полезности товара условием определения ценности товара. Ведущие представители этого направления – У.Ст. Джевонс,К. Менгер, Л. Вальрас – почти одновременно, но абсолютно независимо «открыли принцип снижающейся предельной полезности как фундаментальный элемент при построении нового типа микроэкономики».

Теория предельной полезности основывается на категории «экономическое благо», Экономическое благо является объектом и результатом экономической деятельности; его можно получить в количестве, ограниченном в сравнении с удовлетворяемыми потребностями. Редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

Различают блага:

· Материальные (естественные дары природы, продукты производства) и нематериальные (здравоохранение, образование, искусство);

· Настоящие и будущие;

· Прямые и косвенные;

· Долгосрочные и краткосрочные;

Специфической формой экономического блага является товар – благо, произведенное для обмена, обладающее двумя свойствами: 1) способностью удовлетворять потребность; 2) пригодность к обмену. Ценность благ обусловливается их предельной полезностью для потребителя. Именно предельная полезность определяет пропорции обмена и соответственно цену обмениваемых товаров.

Анализ предельной полезности связан с изучением мотивов экономического поведения людей. В основу анализа кладется субъективный принцип, согласно которому ценность блага является результатом субъективной оценки индивидуумом определенного экземпляра данного блага. Эта субъективная оценка зависит, во-первых, от имеющегося запаса данного блага, и, во-вторых, от степени насыщения потребности в нем.

Законы Г. Госсена:

1. Закон насыщения потребностей: с удовлетворением потребности в каком-либо благе его ценность падает.

2. Закон выравнивания предельных полезностей: каждый участник обмена стремится достичь максимальной выгоды, распределяя свои средства между различными покупками. Он предполагает получить равное удовлетворение от каждой суммы денег, потраченной на любой из приобретаемых товаров.

Методологические особенности маржиналистской теории ценности:

1) центр тяжести в экономическом анализе переместился в направлении конечных результатов хозяйственной деятельности;

2) исходный момент для экономической теории – субъективные мотивировки индивидуального экономического поведения, их устойчивость, изменчивость, манипулирование ими;

3) принцип предельности.


Количественная теория денег

Под ценностью денег следует понимать их покупательную силу по отношению к товарам, причем эта покупательная сила меняется под влиянием причин, лежащих либо на стороне товаров, либо на стороне денег.

Согласно количественной теории денег объяснение колебаний ценности, или покупательной силы, денег состоит в изменении количества денежных знаков. С увеличением их количества ценность денежной единицы падает, с уменьшением этого количества ее ценность растет. Сторонники количественной теории считают, что ценность денег образуется и устанавливается не там, где добывается денежный материал, не в сфере производства благородным металлов, а там, где происходит встреча денег с товарами, - в процессе обращения.

В первой трети XX в. наметились два основных направления в разработке количественной теории. Первое – механическое (И. Фишер и его последователи в США и Европе), которое исходило из предположения о существовании непосредственной механической связи между общей массой обращающихся в стране денежных знаков и товарными ценами. Когда общая масса денег увеличивается, а масса товаров остается неизменной, то на каждую единицу товара приходится больше единиц денег, и тогда цена товара, выраженная в деньгах, растет. Колебания товарных цен под влиянием изменений в количествах денег и товаров происходит механически, вытекают из изменившегося соотношения тех и других.

Уравнение обмена есть математическое выражение всех оборотов, совершенных в какой-либо стране в течение известного периода. Оно получается из сложения уравнений обмена всех отдельных сделок. На денежной стороне этого уравнения находятся две группы величин: 1) количество денег и 2) скорость обращения. На товарной стороне также две группы величин: 1) количество обмениваемых товаров и 2) цены этих товаров, или уровень цен:

M ·V = P ·Q.

Отсюда следует, что товарные цены, которые выражают покупательную силу денег, изменяются: прямо пропорционально количеству денег; прямо пропорционально скорости обращения; обратно пропорционально количеству участвовавших в обмене товаров.

Второе направление количественной теории – психологическое, которое представлено работами ученых австрийской школы (Ф. Визер, Л. Мизес), А. Афталиона (Франция, кембриджской школы (Англия). Они опирались в своем анализе на теорию «предельной полезности» и в отличие от первого направления большее внимание уделяли психологическим факторам и процессам, влияющим на денежное обращение.

 

Представители кембриджской школы (А. Маршалл, А.С. Пигу) считали, что в целом уравнение Фишера верно, но оно учитывает только один вид финансовых активов — деньги. Они рассматривали спрос на деньги с точки зрения портфельного ана­лиза, который затем использовался монетаристами.

Портфель представляет собой совокупность активов экономи­ческого субъекта. Деньги — только один из активов, который име­ет как свои преимущества, так и недостатки. Экономисты кембрид­жской школы считали, что объем денежных средств, который каж­дый экономический субъект держит в своем портфеле, определяет­ся двумя факторами. С одной стороны, деньги — ликвидный актив (ликвидность — способность финансового актива превращаться в платежные средства), что облегчает деловые операции. С другой стороны, деньги не приносят доход как, например, ценные бумаги.

Если обозначить буквой k ту часть активов, которую экономи­ческие субъекты предпочитают держать в форме денег, то уравне­ние кембриджской школы будет иметь вид:

М = k ´ Р ´ Q.

Коэффициент k (показатель ликвидности) обратно пропорцио­нален скорости обращения денег: чем меньше ликвидность (меньше наличных денег), тем больше скорость их обращения.

Таким образом, кембриджское уравнение — это лишь другая форма уравнения Фишера. Из него также видно, что количество денег в обращении прямо пропорционально абсолютному уровню цен, так как k и Q не зависят ни от количества обращающихся де­нег, ни от общего уровня цен, т.е. величины постоянные.

Денежная масса представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это количественный показатель движения денег., для анализа изменения которого используют денежные агрегаты. В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2, М3. К ним относят:

М0 – наличные деньги в обращении;

М1 – М0 + средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний;

М2 – М1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация;

М3 – М2 + сертификаты, облигации государственного займа.


Маржиналистский подход к производительности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.077 с.)