Вопос 17. Роман Ф. Рабле «гаргантюа и пантагрюэль»: основные образы и идеи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопос 17. Роман Ф. Рабле «гаргантюа и пантагрюэль»: основные образы и идеи.



«Гаргантюа и Пантагрюэль» — это настоящая энциклопедия гуманистических идей, отражающая все стороны общественного бытия: вопросы государственного устройства и политики, философии и религии, морали и педагогики, науки и просвещения.

Основные проблемы.

Проблема, рассматриваемая Ф. 1. Проблема воспитания (Рабле зло осмеивает старую систему воспитания, всякую схоластику. Его педагогические идеи ярче всего выражены в картине воспитания Гаргантюа, у которого было 2 учителя. Первый, педант Тубал Олоферн, знал лишь один метод обучения – зубрежку. Другой учитель по имени Понократ – «власть труда» - позаботился о том, чтобы мальчик осмысленно усваивал знания.).

2. Проблема войны и мира (выразительно изображение у Рабле феодальных войн).

3. Проблема правителя.

4. Проблема народа.

Рабле – это не удовлетворяющая политика феодализма. Рассмотрена она в сюжете войны Гранузье и Пирохла. Поводом для нападения войска Пирохла на утопийцев стали не поделенные плюшки. Война в романе – это возможность показать не только отрицательные черты существующего строя, но главным образом изобразить тип правителя. Что представляет собой Пирохл? Это король-феодал, король в старом стиле, далекий от гуманизма и других передовых идей, это варвар, который принимает только идею грубой силы. Ему противопоставлен Грангузье – полная противоположность: добрый король, который заботится о славе и о благе своих подданных. Оба портрета сатира, крайность, но отдельные черты обоих королей можно найти в любом из правителей европейских государств. Из чего ясно, что Рабле, не отвергающий принципа монархии, не видит достойного короля и достойной системы правления ни в одном из реально существующих государств.

Рабле выдвигает принцип равномерного, гармонического развития душевных и физических свойств человека, а последнее он считает первичными. Земля, плоть, материя для него – основы всего сущего. Ключ ко всякой науке и ко всякой морали для Рабле – возвращение к природе. Реабилитация плоти – задача столь важная для Рабле, что он сознательно заостряет ее. Любовь выступает в понимании Рабле как простая физиологическая потребность.

В романе Рабле особенно выделяются три образа. Первый из них —образ доброго короля в его трех вариантах, по существу, мало отличающихся друг от друга: Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль. В нем Рабле воплотил свой утопический идеал доброго и разумного правителя.

Содержание этого образа ярко выражено в письме, написанном Грангузье сыну, когда в его страну вторгся Пикрохол. «Я же не разжигать намерен,— пишет он,— но умиротворять, не нападать, но обороняться, не завоевывать, но защищать моих верных подданных и наследственные мои владения». Он заботится не о славе, а о благе своих подданных, ибо хороший король «больше верит в живую людскую благодарность, вызванную щедротами, нежели в немые надписи на арках и пирамидах». Этот образ лишь отчасти отражает выдвинутый эпохой тип абсолютного монарха. Подобно последнему, короли-великаны Рабле обладают полнотой государственной власти, отстраняя от нее аристократов-феодалов. Разница, однако, заключается в том, что короли Рабле, в сущности, никак не управляют своим народом, предоставляя ему свободно развиваться и благоденствовать.

Второй по своей значительности характер в романе — Панург. Панург – типичный городской житель, порождение улиц ренессансного города. Он не глуп, дерзок, упрям, в нем силен дух авантюризма и озорства, а кроме того, он студент-недоучка и голова его завалена кучей разнообразных знаний. О его добродетельности и честности говорит тот факт, что он знал массу способов добывания денег, из которых самым честным было воровство. Настоящей, крепкой устойчивости в его натуре нет. Он может в критическую минуту пасть духом и превратиться в жалкого труса, который только и способен восклицать: “О! Горе мне, горе”, как это было в эпизоде о разыгравшейся буре. Панург задолго до встречи с Пантагрюэлем отбросил в сторону этические принципы и общественную мораль, в нем прочно сложился характер плута и эгоиста. Он пародия на среднестатистического городского бродяжку, каких полным-полно бродило по свету. Но в то же время он не лишен какого-то большого обаяния, которым сам зачастую любуется и на которое надеется в критических ситуациях. Но самое главное, что он предчувствует лучшее будущее, в котором такие, как он будут иметь место под солнцем.

Панург нужен не только Пантагрюэлю, но и самому Рабле. Великому писателю нужен его острый язык, его дерзость, его умение выставлять в смешном виде все то, с чем боролись гуманисты.

Другой яркий образ в романе – брат Жан, приятель Гаргантюа. Это тоже человек из народа, веселый и обходительный. У него мозолистые руки, изворотливый ум, масса энергии. Он привык труду, никогда не тратит время в пустую. Даже в то время, когда, стоя на клиросе, он поет за панихидой или заутреней, он мастерит тетиву для арбалета, оттачивает стрелы, плетет сети и силки для кроликов. По поводу соблюдения поста и целомудренности у брата Жана свои соображения: “Из всех рыб, не считая линя,… лучше всего крылышко куропатки или же окорочек монашки”. Когда враги вторглись в утопию, Жан превратился в богатыря и разнес “в пух и прах” неприятеля, проявив чудеса храбрости. По поводу основного своего занятия, монашества, то тут брат Жан не питает особых идей. Рясу он носит по привычке, а спится ему лучше всего на проповеди или молитве. Во французской литературе эпохи возражения не найти другого такого яркого и привлекательного изображения простолюдина, любящего жизнь и способного на подвиг.

Общий друг Панурга и брата Жана – Пантагрюэль. С первого появления он в центре рассказа, хотя иногда и уступает передние планы другим. Уравновешенный, мудрый, ученый, гуманный, он обо всем успел подумать и составить мнение. Его спокойное, веское слово всегда вносит умиротворение в самые горячие споры, осаживает пылкие порывы брата Жана и хитроумные планы Панурга. В нем Рабле выразил свой идеал монарха, и, быть может, человека. Пантагрюэль не похож ни на одного из реально существующих монархов. И Франциска и Генриха II он далеко превосходит по своим качествам. Пантагрюэль великан и по росту и по своим достоинствам.

За двадцать лет создания романа жизнь вокруг менялась. Поэтому в романе и нет полного единства. Однако основные идеи остаются. Начинает с мажорных тонов, прославляет расцвет наук и просвещения. Новый гуманистический идеал в картине Телемского аббатства, содружества интеллигентов, которые работают над усовершенствованием природы человека. Это аббатство не знает правил, стесняющих развитие личности, здесь все красиво. Все жители аббатства ученые. Рабле зло осмеивает средневековый суд, феод войны, старую систему воспитания. Религиозный фанатизм. Жан – безрелигиозный монах, сбросив рясу побил захватчиков виноградника – воплощение народной мощи, здравого смысла и нравственной правды. Рабле не идеализирует и не приукрашивает народ. Жан не совершенен. Грубоват, неотесан, примитивен. Но у него огромные возможности дальнейшего развития. Именно ему принадлежит замысел создания телемского аббатства

Возрождение в Англии

Предпосылки возникают в 14 веке. Развиваются ремесла, налаживается торговля с другими государствами, в том числе и с Италией. В это время складывается английский литературный язык. Происходит 100-летняя война с Францией. Ситуация обостряется из-за возникновения идей равенства, новых религиозных течений. Джон Уиклиф переводит Библию на англ. яз. 1381г. – восстание под предводительством Уота Тайлера. В это время развивается городская литература: У. Ленгленд «Видение о Петре-Пахаре», Джеффи Чосер (1343-1400) «Кентерберберийские рассказы». Весь 15 век не создавались крупные рассказы. Англ Возрождение сложилось в 16 веке. Англгия становится ведущим государством. Центром гуманистических идей был Оксфордский кружок гуманистов. Во главе этого кружка стоял Джон Колет (1466-1519), теолог. Джон Колет оказал огромное влияние на становление взглядов Томаса Мора и Эразма Роттердамского. Вокруг него объединились и другие учёные и преподаватели, испытавшие на себе влияние идей итальянского гуманизма (Т. Линэкр, У.Гросин).

Колет сочетал в своих взглядах христианский традиционализм и гуманистическое видение мира. Он был католиком, однако неоднократно высказывал мысль о необходимости реформации церкви, которая заключалась в стремлении улучшить нравы духовенства, а не в изменении церковной доктрины или организационного устройства церкви. Главным средством реформы общества оксфордские гуманисты считали просвещение и воспитание.

Блестящим английским гуманистом считается Томас Мор (1478-1545)

Происходил из семьи лондонского судьи сэра Джона Мора. Начальное образование получил в школе Святого Антония. Затем обучался в Оксфорде у Томаса Линакра и Уильяма Гросина.

Произведения: «История Ричарда III», около 280 латинских эпиграмм, небольшие поэмы, переводы с греческого и, пожалуй, главный труд – «Утопия». Сам Томас Мор назвал своё произведение «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Книга эта состоит из двух частей. Первая представляет собой литературно-политический памфлет. Томас Мор критикует современные ему общественно-политические порядки, а также предлагает проект реформ для улучшения существующего строя. Во второй части «Утопии», описывая идеальное государственное устройство на несуществующем острове, Томас Мор высказывает свои гуманистические убеждения.

Конец английского возрождения отмечен деятельностью Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)

Бэкон был философом, историком и политическим деятелем. Философия Бэкона: основоположник эмпиризма. Человек, по Бэкону, получает знания из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез.

Произведения: «Новый Органон», «Новая Атлантида».

Последователи: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм, Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.007 с.)