Постановка цели и задач выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка цели и задач выпускной квалификационной работы



Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения цели исследования. Цель и задачи исследования образуют логически взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Другими словами, характер задач зависит от содержания цели, а цель, в свою очередь, зависит от четкости формулирования проблемы. Цель предпола­гает разрешение проблемы исследования, задачи исследования оп­ределяют разные подходы к разрешению общей проблемы исследования.

 

Выдвижение научных гипотез исследования

Гипотеза – главный инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. Гипотеза – это обоснованные научные предположения о структуре изучаемого объекта, о характере связей между изучаемыми явлениями, фактами, процессами, о возмож­ных подходах к решению поставленной проблемы. Гипотеза задает направле­ние всему исследованию. Гипотеза должна быть сформулирована лаконично и однозначно, не допускать двойного толкования, не содержать утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам, она должна быть яс­ной и проверяемой.

Рабочие гипотезы по существу представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы. Можно сказать, что весь исследовательский процесс состоит из непрерывной постановки и проверки разнооб­разных предположений: от центральной гипотезы всего исследования, следст­вий из нее, вторичных гипотез, формулируемых в случае отвержения ошибоч­ных, до постановки частных гипотез, выполняющих "инструментально-служебную роль". Внимание бакалавра должно быть сосредоточено, прежде всего, на разработке центральной, ориентирующей всю работу, гипотезе и выте­кающих из ее содержания проверяемых следствий.

Сформулировать гипотезы не так-то просто, поскольку необходимо еще до исследования провести предварительный системный анализ объ­екта и предмета исследования, связать все выдвинутые гипотезы в систему до­казательств, предполагаемого объяснения существования проблемной ситуации.

 

Подготовка к защите и защита бакалаврской работы

Подготовка к защите. Бакалаврская работа считается завершенной, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, языку и стилю изложения материала, правильному оформлению ссылок, списка литературы (списка источников и литературы) и приложения (приложений); если она отпечатана, проверена на предмет орфографических и стилистических ошибок, сброшюрована и переплетена, подписана автором на последнем листе заключения, имеет письменный отзыв руководителя работы, прошла предварительную защиту, располагает заключением заведующего кафедрой о допуске к защите.

Отзыв руководителя содержит оценку квалификационных навыков и способностей студента, обнаруженных в ходе выполнения работы. Основными критериями оценки работы в отзыве руководителя являются: степень разработанности темы; использование первоисточников: классических работ, иностранной литературы, материалов эмпирических исследований; методологическая грамотность; творческий подход и научное предвидение; владение понятийно-категориальным аппаратом и стилем научного изложения; правильность и аккуратность оформления.

В случае, если руководитель дает отрицательный отзыв, а автор считает его неправильным, бакалаврская работа подлежит обязательному обсуждению на заседании кафедры в присутствии выпускника и руководителя. Если профессорско-преподавательский состав кафедры поддерживает точку зрения руководителя, то по решению заведующего кафедрой бакалавр, либо коренным образом перерабатывает эту, либо разрабатывает новую тему. Об этом ставится в известность директор института. Замена темы бакалаврской работы (если это необходимо) и руководителя (если это необходимо) производится установленным порядком.

Завершенная бакалаврская работа с письменным отказом руководителя представляется на кафедру для обсуждения (прохождения предварительной защиты) и заведующему кафедрой для решения вопроса о допуске к защите. После положительного заключения заведующего кафедрой о допуске к защите выпускная квалификационная работа бакалавра считается допу-щенной к защите.

Если руководитель трудится в другой организации, то его подпись на отзыве заверяются в этой организации.

Отзыв призван объективно отразить положительные и отрицательные стороны квалификационной работы, быть принципиальным и в то же время доброжелательным, отличаться деловым и спокойным тоном.

Выпускник должен быть ознакомлен с содержанием отзыва до защиты выпускной квалификационной работы. Об этом им делается соответствующая запись на последнем листе отзыва, ставится подпись и указывается дата ознакомления. Внесение изменений в квалификационную работу после получения отзыва не допускается.

Сброшюрованная и переплетенная типографским способом работа с письменным отзывом руководителя, заключением заведующего кафедры о допуске к защите представляется в государственную аттестационную комиссию высшего учебного заведения не позднее чем за три дня до ее защиты. Вместе с ней могут быть представлены печатные статьи, свидетельства об изобретении, макеты и документы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы.

Защита. Государственная защита выпускной квалификационной работы - является одним из видов итоговой государственной аттестации. Расписание итоговых экзаменов и защиты работ утверждаются ректором вуза и объявляется студентам не позднее, чем за месяц до начала итоговой государственной аттестации.

К защите работ государственной аттестационной комиссии представляются следующие документы.

а) Институтом:

- приказ ректора учебного заведения о допуске студентов к итоговой государственной аттестации. В приказ включаются выпускники вуза, выполнившие все требования учебного плана и программ, а также допущенные в установленном порядке к повторной итоговой государственной аттестации;

- расписание итоговых экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ, утвержденные ректором вуза;

- приказ ректора университета об утверждении тем работ студентов и назначении руководителей;

б) Кафедрой:

- выпускная квалификационная работа;

- отзыв руководителя квалификационной работы;

- заключение заведующего кафедрой о возможности допуска студента к защите;

Защита бакалаврской работы проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии (государственная аттестационная комиссия состоит из экзаменационных комиссий в количестве не менее трех человек и не более восьми).

Защита состоит из краткого доклада студента (10-12 мин) по существу проблемы (без помощи подготовленного письменного текста) и ответов на поставленные вопросы. В докладе в концентрированном виде излагается актуальность выбранной темы, раскрывается сущность рассматриваемого явления, дается характеристика использованных источников, педагогического опыта, показывается структура работы, освещается основное содержание излагаемых вопросов, обобщаются выводы, к которым пришел автор. Текст доклада должен быть серьезно продуман (практика показывает, что более высокие оценки получают те дипломники, которые при подготовке к защите излагают доклад письменно в форме тезисов и по нескольку раз выступают с ним, не прибегая к помощи текста, перед воображаемой аудиторией или своими товарищами, хронометрировали время доклада). В качестве иллюстраций студент использует заранее подготовленные схемы, графики, таблицы, диаграммы, фотомонтажи и др.

Студенты могут производить доклад с использованием заранее приготовленных компьютерных презентаций (в Power point) для демонстрации результатов полученных в ходе разработки выпускной работы.

После доклада студент отвечает на вопросы.

В целом на защиту выпускной квалификационной работы отводится не более одного часа, в том числе до 20 минут на доклад студента.

Члены комиссии при необходимости задают вопросы, их количество, как правило, не более 10.

После ответа студента на вопросы, секретарь комиссии зачитывает отзыв руководителя (или основные выводы отзыва).

Вместо зачтения отзыва председатель комиссии может предоставить слово руководителю работы для выступления, если он присутствует на защите.

По окончании защиты студенту по его желанию может предоставляться заключительное слово.

Обсуждение результатов защиты выпускной квалификационной работы производится на закрытом заседании экзаменационной комиссии. При необходимости на обсуждение могут быть приглашены руководитель работы. Решение об оценке принимается простым большинством голосов, при равном числе голосов голос председателя экзаменационной комиссии считается решающим.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Оценки «отлично» заслуживает выпускная работа, в которой дано всестороннее и глубокое освещение избранной темы в тесной взаимосвязи с практикой и современностью, а студент показал умение работать с основной литературой и нормативными документами, проводить практические эксперименты, делать теоретические и практические выводы. Выпускная работа должна иметь четкую направленность на повышение эффективности экономической работы и совершенствование управления денежными средствами организации.

Оценки «хорошо» заслуживает работа, отвечающая основным требованиям. При этом обнаруживается, что студент – бакалавр обстоятельно владеет материалом, однако не на все вопросы дает глубокие, исчерпывающие и аргументированные ответы.

Работа оценивается «удовлетворительно», когда в ней в основном соблюдаются общие требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе. Автор работы владеет материалом, однако допустил существенные недочеты в оформлении и содержании. Его ответы на вопросы поверхностны, не отличаются глубиной и аргументированностью.

Оценкой «неудовлетворительно» оценивается работа, которая не отвечает предъявляемым требованиям и в которой не раскрыты поставленные вопросы, либо не раскрыта тема, либо тема работы не соответствует направлению подготовки или профилю.

Результаты сдачи государственного экзамена оформляется протоколом, который составляется на группу экзаменуемых. Результаты защиты выпускной квалификационной работы оформляется протоколом, который составляется на каждого выпускника отдельно.

Протоколы утверждаются в день произведенного аттестационного испытания председателем ГЭК по направлению (профилю), и после объявления результатов первый и второй экземпляры протоколов в тот же день сдаются секретарю ГЭК. Председатель экзаменационной комиссии собирает группу, объявляет оценку каждому студенту и поздравляет его с завершением аттестационного испытания.

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

 

После формирования плана работы студент приступает к выполнению задач исследовательской работы, в ходе которой необходимо:

- изучить источники литературы, в которых раскрывается теоретические подходы к анализу рассматриваемой проблемы;

- проанализировать собранный в процессе прохождения профессионально-производственной практики фактический материал с использованием современных методов финансового, экономического, экономико-математического и статистического анализа;

- на основе проведенного анализа выявить качественное состояние исследуемого объекта, положительные стороны и недостатки его функционирования, выявить имеющиеся экономические резервы и возможности их использования в будущем.

- рассчитать экономический эффект от внедрения резервов и сделать соответствующие выводы;

- по результатам исследования выработать основные рекомендации и мероприятия;

- оценить их влияние на общее финансовое состояние предприятия.

Структура выпускной работы должна включать следующие обязательные элементы:

• введение;

• основную часть, состоящую из 2-3 глав;

• заключение;

• список используемых источников и литературы;

• приложения.

 

Введение.

Это первая и очень важная по своему содержанию часть бакалаврской работы. Ее объем, как правило, не превышает 2-3 страниц. Во введении формулируется общее представление об актуальности темы исследования, степени ее разработанности в источниках литературы, дается информация о не решенных проблемах, требующих своего разрешения в настоящее время. Показывается специфика и особенности формирования и развития изучаемых экономических процессов в современных условиях, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и практическом совершенствовании.

Возможна следующая логическая структура введения: обоснование актуальности и степени разработанности темы исследования, формулировка цели выпускной работы и задач, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью, указание теоретических источников, используемых при подготовке работы, перечень используемых методов финансового анализа, краткая характеристика предмета и объекта исследования, указание периода исследования. Обосновывая актуальность темы бакалаврской работы, автору следует сформулировать проблему, дать краткий анализ и оценку изложенных в экономической литературе теоретических концепций и научных положений, а также ряд важных прикладных аспектов данной проблемы.

Цель исследования бакалаврской работы - это конечный результат, ради достижения которого она разрабатывается. Таким результатом могут считаться (например: «разработка основных направлений повышения финансовой устойчивости предприятия», «основные направления совершенствования структуры портфеля банка», «направления снижения налоговой нагрузки на предприятие» и т.п.). На основе поставленной цели формулируются основные задачи, которые должны быть решены в ходе исследования.

Поставленные задачи предопределяют методы и средства достижения цели и соответствуют разделам плана. Задачи обычно формулируются в определенной последовательности и должны отражать внутреннюю логику исследовательского замысла: провести анализ..., выявить основные..., оценить состояние..., сформулировать направления..., и т.п.

Формулировка задач требует от автора глубоко проникновения с сущность исследуемого объекта, поскольку с одной стороны задачи формируют содержание основных разделов работы, а с другой – являются логическими ступеньками, ведущими к последовательному достижению основной цели работы. Кроме того, во введении, целесообразно указать и методы исследования (например, исторический метод, методы сравнения, табличный, графический, статистические методы: относительных показателей, динамики, индексный, корреляционно-регрессионный и т.д.).

Введение формирует восприятие бакалаврской работы в целом и выполненное на достаточном научном уровне, может служить хорошей основой для последующего формирования доклада студента на защите бакалаврской работы.

 

Теоретическая глава

Она носит сугубо теоретический характер и, как правило, включает 2-3 пункта. Особую значимость здесь имеют: правильная современная трактовка понятий, тенденций, государственной и отраслевой политики, политики Центрального банка РФ и др. Употребляемые определения и термины должны быть общепринятыми.

Значительная широта тематики бакалаврских работ не позволяет разработать единый подход к написанию данной главы. Поэтому его основное содержание, глубина и степень проработки определяется с учетом подготовленности студента самостоятельно, при консультировании с научным руководителем.

Здесь исследуется теория изучаемого явления, его роль, место, значение, предпосылки использования в хозяйственной практике. Следовательно, исследование теоретических вопросов должно быть увязано с практическим разделом работы, и служить основой для разработки предложений и рекомендаций.

В настоящее время многие финансовые вопросы являются дискуссионными, по ним имеются различные точки зрения, поэтому студент в обязательном порядке должен их затронуть, осмыслить, определить собственную позицию. В этой главе можно обосновывать специфические подходы и методики анализа, если таковые являются оригинальными и определяются особенностями темы и объекта исследования (типа, характера производства и товара и др.)

К примеру, если исследование посвящено оценке финансового состояния (инвестиционного потенциала) предприятия с использованием рейтинговых оценок, то в этой главе целесообразно рассмотреть существующие методики рейтинговых оценок, определить их отличия друг от друга, разработать и предложить свою авторскую методику рейтинга, обосновав ее и представив в формализованном виде.

В первой главе может быть рассмотрена история развития исследуемых экономических процессов, (например, история развития кредитования физических лиц в России; история становления и развития современной банковской системы), описание состояния проблемы за рубежом (опыт использования факторинга за рубежом, методики оценки кредитоспособности заемщика коммерческими банками стран Европейского союза и т.п.)

 

Аналитическая глава

Изложение содержания главы целесообразно начинать с краткой характеристики объекта исследования.

В данном пункте следует дать общий обзор, достаточный для формирования представления о том, что собой представляет предприятие или организация. Для этого следует кратко охарактеризовать следующие аспекты объекта исследования:

- время создания и сроки функционирования;

- организационно-правовую форму предприятия или организации;

- основные направления деятельности;

- основные экономические показатели деятельности (величина капитала, объем производства, выручка от реализации, прибыль, рентабельность) и их динамика за период предшествующих 2- 3 лет;

- ресурсное обеспечение основного вида уставной деятельности и т.д.

В этой главе работы обязательно должна быть таблица «Основные финансово-экономические показатели деятельности организации за предыдущие годы».

Вторая глава, включающая 2-3 пункта, является базовой частью бакалаврской работы. Она посвящена рассмотрению и анализу предмета исследования («финансовое состояние», «депозитная политика банка», «безналичные расчеты», «дебиторская и кредиторская задолженность» и т.п.)

Здесь важно на основе анализа фактического материала критически осмыслить действующую практику по исследуемым вопросам. Следует проанализировать динамику исследуемых явлений в их взаимосвязи, изучить структурные сдвиги, выявлять закономерности и тенденции, исследовать влияние различных факторов на эти тенденции.

Успешное решение этих задач зависит от правильной систематизации собранного статистического материала, умения составлять таблицы, на основе которых можно проводить анализ тех или иных процессов и явлений.

Глубокий анализ систематизированного и обработанного материала дает возможность студенту вскрыть имеющиеся недостатки в функционировании обследуемого объекта, объективно оценить возможные тенденции изменения основных финансовых показателей, что является основанием для выработки рекомендаций и предложений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.048 с.)