Вопрос 3. Центр управления в кризисных ситуациях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Центр управления в кризисных ситуациях.



Национальный Центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и предназначен для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также координации в установленном порядке деятельности федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) в рамках РСЧС.

В числе основных задач НЦУКС – подготовка предложений по применению дежурных сил и средств, обеспечение оперативного управления силами РСЧС в ходе выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за готовностью подразделений оперативного реагирования к действиям по предназначению, оповещение и информирование населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах.

В подчинении НЦУКС находятся:

- ЦУКС региональных центров МЧС России;

- ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Непосредственное руководство функционированием НЦУКС осуществляет МЧС России, при этом вышестоящий ЦУКС МЧС России координирует работу нижестоящих ЦУКС и дежурно-диспетчерских служб своего уровня.

НЦУКС осуществляет также информационное взаимодействие с кризисными центрами иностранных государств.

Вопрос 4.Специальные пожарные автомобили.

Специальные пожарные автомобили – мобильные средства пожаротушения, предназначенные для выполнения и обеспечения специальных работ на пожаре и проведения других аварийно-спасательных работ на месте ЧС (спасание с высоты, освещение места пожара, вскрытие и разработка конструкций, организация связи, обеспечение работы оперативного штаба, подача огнетушащих средств, проведение технического обслуживания и ремонта техники и имущества и другие).

Вопрос 5. Переломы. Признаки и первая помощь при открытых переломах.

Перелом – полное или частичное нарушение целости кости.

При открытых переломах костные отломки повреждают кожные покровы, что ведет к инфицированию раны в области перелома. Острые костные отломки могут повреждать крупные сосуды и нервы, что может привести к дополнительному кровотечению и спровоцировать развитие шока.

Перед проведением иммобилизации при открытых переломах необходимо:

- выполнить временную остановку наружного кровотечения;

- наложить на рану асептическую повязку;

- наложить шину на конечность.

При проведении временной остановки наружного артериального кровотечения необходимо следить за тем, чтобы жгут, наложенный на рану, не был замотан бинтом. Жгут должен быть виден и находиться в легкой доступности.

Вопрос 6. Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими во время аварийно-спасательных работ.

- речь спасателей строится в побудительном наклонении, используются короткие и четкие фразы;

- в речи спасателей не должно быть сложно построенных словесных оборотов в речи, например: «Извините, пожалуйста, …., не могли бы Вы…», т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом Ваших мыслей;

- при работе в зоне ЧС желательно избегать в речи употребления частицы «не»;

- речь должна быть плавной и медленной с элементами внушения: «ж.д.Помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!»;

- контроль информации, которая может быть случайно услышана пострадавшими;щ

- не давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить;

- запрет на фразу: «Все будет хорошо»! Подобная фраза способна вызвать агрессию со стороны пострадавшего, что в дальнейшем может негативно отразиться в Вашем с ним взаимодействии и общении в целом;

- контроль спасателя за собственным эмоциональным состоянием;

- демонстрация уверенности и контроля над ситуацией. В голосе и поведении спасателей не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника;

Необходимо учитывать тот факт, что случаи неконструктивного или «не совсем удачного» взаимодействия пострадавших даже с одним из сотрудников, способны повлечь за собой недоверие ко всем специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, а так же к службе в целом.

- поиск ресурса, как важная составляющая конструктивного общения с пострадавшими.

Ресурс можно найти в любой, даже в самой тяжелой ситуации. Ресурс - не представляет собой решение самой проблемы. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему найти силы для того, чтобы справиться с ситуацией. Ресурсом может быть все, что угодно. Для того чтобы найти ресурс и помочь человеку, необходимо быть хорошим наблюдателем и слушателем, уметь использовать приемы активного слушания, в частности вопросы открытого типа, дающие информацию о произошедшем событии. В общении с пострадавшим важно создать такую ситуацию общения, которая бы способствовала нахождению для него ресурса.

Билет № 13.

Вопрос 1. Деятельность аварийно - спасательных служб и формирований.

Аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.

В связи с особым характером деятельности профессиональных АСС, АСФ руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно - спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Прекращение либо отказ от проведения работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных АСС, АСФ не допускается.

Профессиональные АСС, АСФ могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

Готовность профессиональных АСС, АСФ к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Вопрос 2. РСЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства.

Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, ведомствами) для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Для РСЧС определено три режима функционирования.

- режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопрос 3. Требования безопасности при проведении АСР.

Спасатели при ведении спасательных работ обязаны:

- строго выполнять все указания командира аварийно-спасательной группы, а так же требования безопасности установленные для данного вида работ, применяемых средств спасения и инструмента;

- работы выполнять в касках, защитных перчатках, средствах защиты органов зрения;

- не выполнять работы с использованием неисправных механизмов и инструмента;

- при проведении работ проявлять осторожность, не допускать повреждения агрегатов и деталей, содержащих горюче-смазочные материалы;

- осуществлять постоянный контроль безопасности рабочей зоны для спасателей, пострадавших, случайных свидетелей;

- при извлечении пострадавших не допускать применения силы, полностью расчистить пространство от блокирующих конструкций и обломков.

Вопрос 4. Поисково-спасательные работы в зоне выбросов (проливов) АХОВ.

Аварийно химически опасные вещества - это химические вещества или соедине­ния, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовое поражение людей или животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и раз­личных объектов выше установленных предельно допустимых значений.

Химически опасные объекты - объекты, при авариях или разру­шениях которых могут произойти массовые поражения людей, животных и растений.

Крупными запасами ядовитых веществ располагают предприятия химической, цел­люлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышлен­ности, черной и цветной металлургии, промышленности, выпускающей удобрения.

Значительные запасы АХОВ сосредоточены также на объектах пищевой, мясо­молочной промышленности, холодильниках продовольственных баз, в жилищно-ком­мунальном хозяйстве.

Повреждение или разрушение хранилищ, цистерн, технологических емкостей и тру­бопроводов в результате аварий приводит к попаданию АХОВ в атмосферу с последую­щим образованием зоны заражения. Двигаясь по направлению приземного ветра, облако АХОВ может формировать зону заражения глубиной до десятков километров, вызывая опасность поражения незащищенных людей, животных и растений.

Зона заражения - территория, в пределах которой будет проявляться поражающее действие АХОВ.

Глубина зоны заражения - расстояние от источника заражения, которым являются поврежденные или разрушенные емкости и коммуникации, до границ зоны.

Общая особенность аварий, связанных с выбросом АХОВ, - высокая скорость фор­мирования и поражающего действия облака АХОВ, что требует принятия незамедли­тельных мер по защите людей и локализации источника заражения.

Пострадавшие при авариях и нуждающиеся в помощи могут находиться в зоне заражения на открытом пространстве, под обломками разрушившихся конструкций или зданий, в производственных и жилых помещениях.

Для поиска пострадавших необходимо:

- обследовать весь участок спасательных работ, в том числе открытые производ­ственные площадки, завалы, поврежденные здания, а также производственные и жи­лые здания, находящиеся в зоне заражения;

- определить и обозначить места нахождения пострадавших, по возможности ус­тановить с ними связь;

- определить состояние пострадавших;

- выявить наличие и опасность воздействия на пострадавших пожаров, задымле­ния, обрушения неустойчивых конструкций и их обломков;

- определить способы и ориентировочные объемы работ, выполняемых для спасе­ния пострадавших, оценить возможность оказания им первой медицинской помощи и устранить или ограничить воздействие на людей других поражающих факторов.

Важнейшим видом работ, проводимых в очаге после его локализации, является дегазация зараженной территории, сооружений и оборудования.

Решение на проведение обеззараживания АХОВ принимается на основании дан­ных рекогносцировки района аварии, данных химической разведки и контроля зараже­ния.

Для производства работ по обеззараживанию район аварии условно делится на «чистый», то есть незаряженный участок местности, и «грязный», включающий в себя очаг аварии и зону заражения.

Обеззараживание АХОВ производится жидкостным и безжидкостным способами. К жидкостному способу относятся обработка объектов и сред, зараженных АХОВ, ра­створами химически активных реагентов, разбавление его жидкой фазой воды и орга­ническими растворителями. К безжидкостному способу относится обработка места нахождения АХОВ сыпучими сорбирующими материалами.

Для обеззараживания АХОВ применяют:

- воду;

- водные растворы веществ;

- песок, шлак;

- отходы производства, содержащие в своем составе щелочи, кислоты, вещества окислительного и окислительно-хлорирующего действия.

При выбросе АХОВ в атмосферу и распространении в виде аэрозоля, пара или газа снижение их концентрации в воздухе при положительных температурах достига­ется путем постановки водяных завес.

Вопрос 5. Синдром длительного сдавливания.

Синдром длительного сдавливания – патологическое состояние, развивающееся у пострадавших в результате длительного (в течение 2 часа и более) раздавливания мягких тканей конечностей, всасывания в кровь токсических веществ, приводящее к поражению почек с развитием острой почечной недостаточности вследствие отравления токсическими продуктами распада.

Первая помощь.

Основной задачей при сдавлении является организация мер правильного извлечения пострадавшего:

- перед освобождением конечности из-под завала на нее накладывают жгут выше места сдавления;

- конечность освобождают и проводят тугое бинтование эластичным бинтом от периферии к центру до жгута, после этого жгут снимают;

- обкладывают поврежденную конечность льдом или тканью, смоченную холодной водой;

- обязательно иммобилизуют конечность с помощью шин или других подручных средств (доска, палка), дают обильное щелочное питье.

Показана быстрая госпитализация в лечебное учреждение. Если тугое бинтование не проводится, жгут не снимают.

Вопрос 6. Острая реакция на стресс.

Основными особенностями экстремальных ситуаций являются следующие:

- обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям;

- жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события». Часто можно услышать «Это было еще до аварии» (болезни, переезда и т.д.);

- человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке;

- большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.

При проведении аварийно – спасательных и других неотложных работ, взаимодействие с пострадавшими является неотъемлемой частью деятельности спасателя. Зачастую, реакция на стресс у пострадавшего такова, что она мешает проведению аварийно – спасательных работ, человек может причинить вред себе и окружающим. Такого рода реакции называются «Острые стрессовые реакции».

Попадая в экстремальную ситуацию, человек находится в особом психологическом состоянии. Это состояние в медицине и психологии принято называть острой реакцией на стресс.

В международном классификаторе болезней острое стрессовое расстройство определяется как быстро проходящее расстройство значительной степени тяжести у людей без психических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по своей интенсивности.

Психологи говорят об острой реакции на стресс в том случае, когда наблюдаются следующие симптомы:

- человек может находиться в состоянии оглушенности, могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, гиперактивность (двигательное возбуждение), апатия и т.д., но ни один из симптомов не преобладает длительно;

- симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);

- есть четкая временная связь (несколько минут) между стрессовым событием и проявлением симптоматики. Человек, переживающий подобное состояние, нуждается в помощи. В психологии такой вид помощи называется экстренной психологической помощью. Оказывать помощь людям, находящимся в состоянии острой стрессовой реакции, часто приходится и спасателям, работающим при ликвидации последствий экстремальной ситуации, и от того, как будет оказана такая помощь, зависит то, как пострадавший будет жить дальше. Основной целью оказания экстренной психологической помощи пострадавшим является регуляция активного психологического состояния.

Острая стрессовая реакция (ОСР) является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства. Острая стрессовая ситуация наступает в момент критического инцидента и может продолжаться до двух – трех суток.

К острым стрессовым реакциям относятся следующие виды:

1. Плач;

2. Агрессия;

3. Истероидная реакция;

4. Апатия;

5. Страх;

6. Психомоторное возбуждение;

7. Ступор;

8. Нервная дрожь.

Билет № 14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.036 с.)