Кинематический расчет привода.
Исходные данные:
Подбор электродвигателя.
Определим мощности на выходе: ,
где nвых = 100 об/мин – частота вращения выходного вала;
– вращающий момент на выходном валу;
Определение суммарного КПД привода:
- где – КПД ременной передачи,
- – КПД одной пары подшипников,
- – КПД одной закрытой цилиндрической передачи, ;
- – КПД закрытой муфты, .
Определение требуемой мощности двигателя:
Определение ориентировочной асинхронной частоты вращения вала двигателя
Где uр= 1,5 –передаточное отношение ременной передача;
- uт = 4 – передаточное отношение цилиндрической передачи (тихоходной);
- uб = 5– передаточное отношение цилиндрической передачи (быстроходной).
Выбираем асинхронный электродвигатель типа 4АМ160S2У3, мощность которого
P = 15кВт, асинхронная частота вращения вала двигателя nЭД = 2940об/мин.
Определение передаточных отношений ступеней привода.
Определяем суммарное передаточное отношение привода:
Разбираем суммарное передаточное отношение по ступеням:
· Требуемое передаточное отношение ременной передачиuр = 29,4/20= 1,47;
· передаточное отношение цилиндрической передачи (тихоходной)
· передаточное отношение цилиндрической передачи (быстроходной)
Распределив общее передаточное число привода по ступеням, определяем его расчетное значение. Отклонение от требуемого не должно превышать 4%.
Определение частот вращения и вращающих моментов на валах.
Значения скорости:
Значения мощности:
Значения вращающего момента:
Предварительный расчет валов.
Диаметр вала из условия прочности на кручение по формуле пониженных допускаемых напряжениях.
,
где допускаемое условное напряжение при кручении, МПа. Которое ориентировочно принимается .
,
,
.
Назначаем диаметры валов из ряда стандартных значений , ,
Ременная передача
Исходные данные:
· Передаточное отношение .
· Передаваемая мощность .
· Частота вращения вала электродвигателя .
· Тип ремня-прорезиненный.
· Тип ременной передачи - плоскоременная.
Расчет ременной передачи
Вращающий момент.
Диаметр меньшего (ведущего) шкива.
мм.
Выбираем рекомендуемое значение по таблице: .
Диаметр большего (ведомого) шкива.
Выбираем рекомендуемое значение по таблице: .
Уточняем передаточное отношение.
Интервал межосевого расстояния:
Длина ремня:
Длину ремня округляем до ближайшей стандартной длины:
Уточненное межосевое расстояние:
;
мм;
мм;
мм.
мм.
Угол обхвата:
Скорость ремня:
м/с
Окружная сила:
Н
Выбираем ремень Б-800 с числом прокладок , мм, Н/мм. Проверяем выполнение условия мм, , мм. Условие выполнено.
Коэффициент угла обхвата:
Коэффициент влияния скорости ремня:
Коэффициент режима работы: для передачи к ленточному конвейеру при постоянной нагрузке: =1,0
Коэффициент, учитывающий угол наклона центров передачи: при наклоне до 60° =1,0
Допускаемая рабочая нагрузка на 1 мм ширины прокладки:
Н/мм
Ширина ремня:
мм;
- стандартное значение мм.
Предварительное натяжение ремня:
Н.
Натяжение ветвей:
-ведущей: Н;
-ведомой: Н.
Напряжение от силы :
Н/мм2
Напряжение изгиба:
Н/мм2
Напряжение от центробежной силы:
Н/мм2
Максимальное напряжение:
Н/мм2
Проверка долговечности ремня:
- число пробегов: ;
- долговечность: час;
- нагрузка на валы передачи:
Конструирование шкивов.
Материал: Чугун СЧ15
Шероховатость рабочей поверхности мкм
Основные размеры большого шкива:
1. Ширина обода шкива: при ширине ремня мм ширина обода мм
2. Стрела выпуклости: в зависимости от ширины обода определяем стрелу выпуклости мм
3. Толщина обода у края: мм
4. Толщина выступа на внутренней стороне обода для плавного сопряжения его со спицами (рифт): мм.
5. Число спиц: .
6. Длина ступицы шкива: , где - диаметр отверстия вала (примем значение мм), значит мм.
7. Наружный диаметр ступицы: , значит мм.
8. Соотношение осей эллипса: .
9. Оси эллипса в условном сечении спицы:
мм, где Мпа (для чугуна).Принимаем: мм, мм
10. Размеры осей эллипса в сечении спицы близ обода:
a. мм,;
b. мм.
Основные размеры малого шкива:
1. Ширина обода шкива мм
2. Толщина обода у края: ммТ.к. диаметр меньше 300 мм шкив выполним без спиц с диском толщиной . Примем значение мм
3. Длина ступицы шкива: , где примем мм мм.
4. Наружный диаметр ступицы: ; мм
Межосевое расстояние.
Предварительное межосевое расстояние:
- коэффициент находится в зависимости от сочетания твёрдости зубьев шестерни и колеса, при принимаем .
Уточненное значение межосевого расстояния:
- где , - коэффициент ширины зубчатого венца (несимметричное расположение колёс относительно опор);
- коэффициент нагрузки
o где при окружной скорости
- при 8 степени точности передачи, , в зависимости от коэффициента ширины
Таким образом, уточненное значение межосевого расстояния:
- принимаем стандартное значение межосевого расстояния
Модуль зубчатых колес
Нормальный модуль найдем, определив минимально и максимально возможный модуль:
- принимаем стандартное значение .
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса:
- примем .
Число зубьев шестерни и колеса:
- принимаем ,
.
Фактическое передаточное число:
Отклонение от требуемого значения
Расчет на выносливость
Проверочный расчёт на контактную выносливость:
- для прямозубых передач
Проверочный расчёт на выносливость при изгибе:
Коэффициент нагрузки
Определяем диаметры делительных окружностей:
Проверка
Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев:
Определим:
- окружную силу
- радиальную силу
- осевую силу
Удельная окружная динамическая сила.
- где Н – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев. Значения дНпри расчете на контактные и изгибные напряжения различны; g0 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса; v – окружная скорость, м/с.
Отсюда удельная окружная динамическая сила равна:
.
Удельная расчетная окружная сила в зоне ее наибольшей концентрации по формуле.
(3.5.1)
.
Определим KHv:
=
По формуле определим ωHt:
Для полюса зацепления расчетное контактное напряжение определяется по формуле:
,
- где - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления; при Х=0
- ХУ =0 =200, =1,77 cos в;
- - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес (Епр – приведенный модуль упругости материала зубчатых колес, v - коэффициент Пуассона); для стальных колес ; - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; для прямозубых передач ; для косозубых и шевронных при ; - удельная расчетная окружная сила, Н/мм.
Учитывая, что ZH=1,77·cos11028’=1,71; ZM=275.
- где .
Недогрузка 1,9% < в пределах нормы.
Проверка по напряжениям изгиба:
Находим значение коэффициента в зависимости от числа зубьев: YF1=3,9, YF2=3,6.
Эквивалентное число зубьев шестерни и колеса:
.
Расчет производим по шестерне.
При
;
Определили: . =0,006; g0=73.
,
Из выражения (3.5.1):
.
Напряжение изгиба определяем по формуле (3.5.2):
< .
Прочность по напряжениям изгиба обеспечена.
Межосевое расстояние.
Предварительное межосевое расстояние:
- коэффициент находится в зависимости от сочетания твёрдости зубьев шестерни и колеса, при принимаем .
мм
Уточненное значение межосевого расстояния:
- где , - коэффициент ширины зубчатого венца (несимметричное расположение колёс относительно опор);
- коэффициент нагрузки
o где при окружной скорости
o
при 8 степени точности передачи,
, в зависимости от коэффициента ширины
Таким образом, уточненное значение межосевого расстояния:
При
- принимаем стандартное значение межосевого расстояния .
Модуль зубчатых колес
Нормальный модуль найдем, определив минимально и максимально возможный модуль:
мм.
мм.
- принимаем стандартное значение .
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса:
- примем .
Число зубьев шестерни и колеса:
.
Фактическое передаточное число: .
Расчет на выносливость
Проверочный расчёт на контактную выносливость:
- для прямозубых передач
Проверочный расчёт на выносливость при изгибе:
Коэффициент нагрузк
Определяем диаметры делительных окружностей: