Система органов государственной власти США по Конституции 1787 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов государственной власти США по Конституции 1787 года



1.1. Конгресс

 

Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США (ст. 1, разд.1), состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обе палаты по - лучили равные права в том, что касается законодательной инициативы и принятия за -

конов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы (ст.1, разд.8): установ -

ление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоя -

нии и совместной обороне США; вопросы внешней торговли; чеканка монеты; учре -

 

ждение судов, подчиненных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др. Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификация международных договоров, назначение на важнейшие государственные посты. Воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных президентом министров и членов правительства.

 

Система сдержек и противовесов действует и внутри самого Конгресса. Это касается и процедуры принятия законов, и состава палат, и системы выборов членов Конгрес - са. Так, при обсуждении законопроекта, одобренного одной из палат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того, как законопроект пройдет обе пала - ты, он поступает Президенту страны. Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально заду -


ман, как альтернатива, противовес “всенародной” палате представителей, избирав -

шейся населением штатов каждые 2 года. Члены сената вплоть до 1913 года избира -

лись парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет.

Двухпалатная структура Конгресса США была предусмотрена также с целью обеспе -

чения пропорционального представительства штатов в законодательных органах. Гу -

 

стонаселенные штаты имели явное преимущество перед малонаселенными при выбо - рах в палату представителей и сенат, в котором каждый штат имел двух представите - лей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатов с большими.

 

Различны и подходы к назначению руководителей палат. Палата представителей изби - рает спикера, а в сенате главой автоматически является вице-президент.

 

1.2 Президент

 

Главой исполнительной власти США является президент.

Конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверя -

лось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, прези -

дент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает меж -

дународные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой

государства.

В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначает мини -

стров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительной власти,

может освободить от занимаемой должности любого члена правительства.

Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий. Однако,

следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодатель -

ной инициативы в строгом смысле слова (право представлять палатам готовый зако -

нопроект). Президент имеет право налагать вето на любой законопроект, принятый

обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату, из

которой он поступил. В свою очередь, для удаления президента Конституция требует

 

обоснованного обвинения в измене, взяточничестве или других важных преступлени - ях. Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от власти президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов присутствующих.

 

В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться в дела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга. Можно ска - зать, что президент имеет косвенное влияние на Верховный суд в том плане, что он назначает его членов. Принципиально важным являются положения Конституции о порядке, сроках выборов и сроке полномочий президента. В частности, было установ - лено, что президент США избирается выборщиками (т.е. лицами, непосредственно голосующими при косвенных выборах за кандидата на пост президента) по штатам в строго оговоренное Конституцией время. Полномочия президента были ограничены четырьмя годами, но ему не запрещалось добиваться переизбрания на новый срок.

 

1.3. Верховный суд

 

Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд.


По Конституции 1787 года (ст.3) судебная власть федерации должна была простирать - ся на все те дела, “...которые возникнут из действия самой Конституции”, из законов и трактатов, которые приняты, заключены или могут быть приняты и заключены Со - единенными Штатами в дальнейшем. Помимо этого к федеральной юрисдикции были

отнесены споры между палатами, тяжбы между гражданами различных штатов и не -

которые другие иски, касавшиеся федерации в целом. Члены Верховного суда назна -

чаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимость судебной

власти от законодательной и исполнительной. Вопрос о практическом создании новой

судебной организации США и о закреплении полномочий Верховного суда был рас -

смотрен среди основных первым Конгрессом США.

В результате был принят Закон о судоустройстве 1789 года. Как и было задумано при

разработке Конституции, возвратясь к вопросу о верховном конституционном надзо -

ре, Конгресс наделил Верховный суд США правом отмены любого закона, как феде -

рального, так и штатного, если будет найдено, что этот закон уклоняется от предписа - ний и принципов Конституции (ст.25 Закона о судоустройстве). С тех пор и до насто - ящего времени Верховному суду принадлежит финальное право трактовать Конститу - цию. Решение Верховного суда является окончательным и обсуждению не подлежит.

 

Билль о правах» 1791 года.

Уже при ратификации Конституции законодательные собрания штатов под давлением народа требовали дополнить ее статьями о правах и свободах граждан. Они ставили выполнение этих требований в качестве обязательного условия вступления в силу Конституции.

Давление широких слоев населения, а также воздействие Великой Французской ре - волюции принудили законодателя к принятию первых десяти поправок к конституции

("Билль о правах").

По конституционному Биллю о правах и в соответствии с различными специ -

альными положениями законов частные лица защищены от определенных видов дис -

криминации.  
Особое место в Билле о правах занимает 1-я поправка, провозглашающая свободу  
слова, печати и собраний.  
Так, поправка Iговорит о свободе вероисповедания,свободе слова и печати,  
праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями. Н а п е р -
вой поправке и до сих пор базируются основные права граждан и политических объ -
единений - партий, профсоюзов, ассоциаций и конфессий.  
  II поправкапризнает,что в целях гарантии свободы штаты имеют право со -

держать ополчение, а народ - хранить и носить оружие: "Поскольку хорошо организо - ванное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться".

 

Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием доби - ваются ее отмены.

 

Поправка III запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хо-зяина в мирное время. В настоящее время утратила свое актуальное значение.


Положения IV поправки гарантирует неприкосновенность личности,жилища,бу-маг и имущества, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещающие вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных ак - тивностей. Эти меры защиты частной жизни обычно объединяются под термином "гражданские свободы".

 

В поправке V говорится о суде присяжных и процессуальных гарантиях,о запретебезвозмездного изъятия частной собственности.

Поправки VI, VII и VIII посвящены процессуальным принципам и гарантиям,в них

определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматри -

ваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные

налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан,

прямо не упомянутых конституцией.

Поправка Х вообще не касалась гражданских прав: "Полномочия,которые не деле-

гированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми

ею не запрещено отдельным штатам, сохраняются за штатами либо за народом".

Сторонники суверенитета штатов, в частности, в период Гражданской войны

США, часто опирались на 10-ю поправку.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демо -

кратии. В то же время этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о со -

циально-экономических правах и свободах.

Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее

истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы

в сотнях актов Конгресса.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав че -

ловека, принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во

многих странах мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 4221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.014 с.)