Развитие английской конституционной монархии в XVIII–XIX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие английской конституционной монархии в XVIII–XIX вв.



На рубеже XVII-XVIII вв. в Англии действовали четыре важных конституционных за -

кона (Хабеас корпус акт, Билль о правах, Трехгодичный акт, Акт об устроении), со -

державшие фундаментальные конституционные положения права. К числу важней -

ших положений английской конституции относились суверенитет парламента, боль -

шая часть парламентских процедур, некоторые нормы о конституционном статусе мо - нарха, положения, определяющие правотворческие прерогативы судов, принцип за - конности королевской власти.

 

Восемнадцатое столетие было временем дальнейшего формирования английской кон - ституционной монархии. Процесс этот подталкивается многими важными перемена - ми. Усиление промышленной буржуазии в результате промышленного переворота се -

редины XVIII — начала XIX в. обусловило ее стремление доминировать в политиче -

ском союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была дальней -

шая модернизация политической системы английского общества. Такая модернизация,

однако, осуществлялась медленно и постепенно, путем новых компромиссов, и со -

провождалась эволюцией конституционной монархии от дуалистической к пар -

ламентарной,формированием системы парламентаризма.

Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в., зало -

жившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшее ограниче-


ние королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений испол-нительной и законодательной власти — становление "ответственного правитель -

ства".

Монарх продолжал оставаться главой государства,но постепенно превращался фак-

тически лишь в н оминального главу исполнительной власти. Первые прецеденты,

 

способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, приня-тые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Георг

I (1714—1727),не знавший английского языка, перестал являться на заседания ка -

 

бинета,что повлекло за собой важные политические последствия.Прежде всего,та-кое "отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредоточению функций поруководству кабинетом в руках его премьер-министра. Кабинет стал действо - вать от имени "Его Величества", но практически самостоятельно. Положениемонарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что "король царству-

ет, но не управляет".

Параллельно решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений ка-бинета и парламента были акты 1705— 1707 гг. о должностях, которые, отменив со - ответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708—1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.

 

Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обес - печивала джентри командные посты в руководстве обществом.

 

Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов:

- население менее 2 тыс. — нет представительства в парламенте.

- городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депута-

та вместо двух, а некоторым городам — двух депутатов вместо четырех.

- Были введены новые цензы для избирателей: В графствах активным избиратель - ным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы — с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах

 

были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избира - тельном округе.

 

Итоги реформы 1832 г.:

- покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа — палаты общин

 

- получение вигами стабильного большинства в парламенте.


- В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми го - родскими и сельскими округами

 

- Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после ре - формы пользовалось менее 5% всего населения.

 

Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30—60-х гг. XIX в.

 

В XVIII—XIX вв. наряду с эволюцией формы правления и политического режима произошли изменения в государственном устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные ре - гионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую церковь. С 1801 г. новое государственное обра -

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.009 с.)