Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 5. Феодальное государство во Франции: основные этапы развития.
1. СЕНЬОРИАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ (IX–XII вв.)
Сеньориальная монархия во Франции обычно датируется IX–XIII вв. В этот период в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассмат - ривался феодалами как «первый среди равных» (primus inter pares). В 987 г., с избра - нием королем Гуго Капета (графа Парижского), прекращается династия Каролингов. При первых Капетингах выборность короля сохраняется, но будущий преемник изби - рался еще при жизни правящего короля; в XII в. утверждается порядок передачи ко - ролевского трона по наследству. Королевский двор, осуществлявший правление, состоял из знатных феодалов и двор - цовых слуг (министериалов), главную роль в королевской администрации до конца XII в. играл сенешал, также влиятельными придворными были коннетабль (глава ко - ролевской конницы), королевский казначей, королевский канцлер. Развитие феодаль - ных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов – курии ко - роля {curia Regis). Органы местного королевского управления (прево – выполняли ад - министративные функции, бальи – судебные) создавались лишь в королевском доме - не, в крупных сеньориях действовала своя система местного управления, замкнутая на соответствующего феодала (герцога, графа, барона). Значительно повысили эффективность королевской власти реформы короля Людовика IX Капетинга (XIII в.): 1. Военная реформа – феодальное ополчение в значительной степени было заменено отрядами наемников и городской милиции.
2. Значительное ограничение (фактически запрет) частных войн между вассалами ко - роля.
3. Из королевской курии выделяются специализированные центральные ведомства
В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий: феодалов, духовенства, «третьего сословия» (состоявшего из буржуазии, прежде всего городского нобилитета). Король прибегал к созыву Генеральных штатов, когда стремился заручиться поддержкой всей нации (например, при разгроме ордена тамплиеров в 1308 г.). Чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Генеральные штаты, в свою очередь, обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. В 1357 г. Генеральные штаты выступили против короля, выдвинув Великий мартов - ский ордонанс, в котором устанавливалось, что Генеральные штаты должны созы -
ваться регулярно (а не по указанию короля), и только им принадлежит право контроля за государственной казной. Однако данная попытка ограничения королевской власти потерпела поражение.
Парижский парламент (члены которого с 1467 г стали назначаться пожизненно) пре - вратился в высший суд королевства по делам феодальной знати верховную апелляци - онную инстанцию по всем судебным делам. С 1350 г. стала обязательной регистрация королевских ордонансов и других актов в Парижском парламенте. При этом Париж - ский парламент мог заявить возражение (ремонстрацию) и отказаться регистрировать тот или иной законодательный или подзаконный акт. Ремонстрация преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парижского парламента.
3. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ В XVI–XVIII вв.
К началу XVI в. Франция стала единым государством. Формой этого государства ста - новится абсолютная монархия, которая приобрела во Франции наиболее законченную, последовательно выраженную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентри - ровалась в руках главы государства – короля. Значительной опорой короля в его по -
стоянной борьбе против крупных феодалов стало третье сословие. При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье. Ришелье провел административные, финан -
совые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и ко - ролевский абсолютизм. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королев - ской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликви - дируются старые государственные должности, вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.
Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Большой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председатель - ствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие госу - дарственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более уз - кий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Со - вет по вопросам финансов. В любом случае последнее слово всегда оставалось за ко - ролем. Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную по -
дать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количе - ство косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.
Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации. При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королев - ского правосудия.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.007 с.) |