Основные школы современной науки государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные школы современной науки государственного управления.



Вебер: Автор теории «рациональной бюрократии»,принципы каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции; гражданские служащие назначаются, а не выбираются на основе проф квалификации, гражданские служащие получают заработную плату в соответствии с рангом; служащий не владеет учреждением, в котором работает; служащий подчиняется дисциплине и находится под контролем; смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций. Вебер представлял государственных служащих как квалифицированных специалистов, с высокой профессиональной подготовкой, с сословной честью, гарантирующей безупречность. В. Вильсон и Ф. Гуднау провели четкое разграничение между политика­ми и администраторами, в соответствии с которым политикам необходи­мо контролировать деятельность администраторов, чтобы обеспечить раз­витие демократии. Такой порядок должен быть установлен на индивиду­альном и коллективном уровнях. главное- профессионализм в сис­теме государственного управления, требование под­бора государственных служащих по их профессиональной компетентнос­ти. предложил использовать в государственной управлении методы организа­ции и управления, применяемые в бизнесе. Тейлор - основатель научной школы управления: создание научного фундамента, заменяющего старые, традиционные методы работы, отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение; сотрудничество между администрацией и рабочими, рав­номерное распределение труда и ответственности между администраци­ей и рабочими. Главная цель- максимальное увеличение производительности труда.Перешол от линейной системы управления к фонкуциональной. Эмерсон занимался вопросами эффективности производства. Файоль – основатель административной классической школы управления. представители: Вебер, Форд.Если «научная школа управления» решала проблемы построения управления предприятием или цехом, «классическая школа управления» занималась разработкой его общих принципов управления: 1) разделение труда, 2)власть-ответственность, 3) дисциплина, 4) единство распорядительности (командования), 5) един­ство руководства 6) подчинение част­ных интересов общему, 7) вознаграждение, 8) централизация, 9) иерар­хия, 10) порядок, 11) справедливость, 12) постоянство состава персона­ла, 13) инициатива, 14) единение персонала (корпоративный дух). Вебер выделил три основных типа организации в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный, идеальный (или бюрократический). Форд применил принципы Тейлора в массовом производстве, рас­членив операции по обработке изделий до простейших движений. движе­ние изделия от одной операции к другой зависело полностью от продол­жительности выполнения операции машиной и практически не зависе­ло от квалификации рабочего. конвейе­р массового производства позволил в значительной степени снизить себестоимость продукции. Школа «человеческих отношений» особенность- перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Эта школа настаивала на учете пси­хологического фактора в деятельности человека. Фоллет выдвинула идею «совместной власти» вместо «доминирующей власти» - это придаст ей максимальную эффективность, чтобы люди работали друг с другом, не находясь один под другим. Э.Мейо, проводил Хоторнские эксперименты- т.е. изучал на предприятиях условия и организация труда, заработную пла­ту, межличностные отношения и стиль руководства, влияющих на по­вышение производительности труда, и пришел к выводу об особой роли в производстве человеческого фактора. группыа работниц была помещенна в отделенную комнату, в которой возникли отно­шения взаимопомощи и поддержки – это способствовало повышению производительности труда на 40%. Менеджеризм- теория, согласно которой в современных условиях контроль над производством перешел от частных собственников к наемным управляющим – менеджерам. Школа социальных систем: Главная идея – природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Чтобы найти выход, надо изучать природные потребности человека. Теория политических сетей: уход от иерархического администрирования в государственном управлении. Основное внимания уделяется процессам коммуникации и обмена информацией между участниками общественной и политической жизни. Школа поведенческих наук (Маслоу): суть: повысить эффективность деятельности организации за счет увеличения эффективности ее челове­ческих ресурсов. Пять категорий потребностей по Маслоу (пирамида потребностей): физиологические (в пище, воде, убежище, отдыхе); в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и самоуважении; потребности в самовыражении (рост личности). Теория рационального выбора: предполагает, что субъект при любом объёме имеющейся у него информации всегда будет действовать в соответствии с принципом методологического индивидуализма. Ситуационные теории методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление является искусством.

4. Эволюция управленческой мысли в России.

Иллариона (11 в.) обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством. Мономах рассматривал: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране. не допускать в стране "беззакония" и "неправды", правосудие вершить "по правде". Судебные функции предлагал осуществлять князю, не нарушая закон и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Отрицание кровной мести вылилось в полное неприятие смертной казн. Мономах разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. Главной идеей политической мысли Руси 15 века - величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом Филофеем в начале 16 в. Центральные темы сочинений Ивана 4 - международное значение русского государства (концепция Москвы — „третьего Рима“) и божественное право монарха на неограниченную власть. Крижанич: Цель государства определяет как достиже­ние "общей пользы" для всех членов общества. "Долг коро­ля — обеспечить благочестие, справедливость, покой и изо­билие... веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каж­дый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог поставил его королем"Идеи Крижанича несколько опередили эпоху. Как отмечал В. О. Ключевский, в его "проспект-проектах" уже "видны реформы Петра Великого» Татищев и Посошков сторонники идеи просвещенного абсолютизма, трактовали государство как средство обеспечения общего блага как главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство правит, опираясь на свод законов. Верховный носитель власти (монарх) над гражданами и сословиями и любые действия его оправданы. Сам правитель - просвещенный монарх, правитель-мудрец. Татищев сторонник теории естественного права, просвещения, развития науки. Проблемы религии интересуют его более с точки зрения политической: "разность вер" опасна там, где их две равные по силе Как и Прокопович, он осуждал папскую власть за преследование Коперника, за инквизицию; Петр 1: Реформы Петра 1:Военная реформа – создание полков личной охраны Петра1 (Преображенский, Семеновский, Бутырский). Рекрутская система набора в армию. Соборное уложение стало препятствовать земельной собственности церкви и расширению её юрисдикции. Продолжались попытки секуляризации церковных земель. Утвержден Монастырский приказ и Синод – орган государственного отраслевого управления церковными делами. Введен Табель о рангах. Суть: новая система чинов и должностей (14 рангов)- продвижения по службе проходило согласно иерархии рангов и сроку службы в определенных чинах (принцип выслуги лет), табель уравнивал службу военную со службой гражданской, подготовка кадров для гос. аппарата проходила в спец. школах и академиях. Боярская Дума из органа, вершившего вместе с царем все ванные дела в государстве превращается в контрольных орган, наблюдающий за деятельностью приказов и органов мсу. 1711 год – создание Сената (принцип его формирования выслуга и спонтанность), и дума исчезает окончательно.Число приказов уменьшалось. Наказ Екатерины 2: содержал основные положения теории естественного права, Россия является европейской державой, а самодержавие – единственно пригодная форма государства. Роль монарха в создании «фундаментальных» законов. Главная цель - создание сословной структуры общества западноевропейского типа путем выработки законодательства о статусе отдельных сословий.провозглашалось «воспитание» подданных путем просвещения. «Наказ» включал положения о правах отдельных сословий, затрагивал вопросы судопроизводства. В нем впервые в России были сформулированы принцип презумпции невиновности, соразмерности преступления и наказания, необходимости отмены пытки как средства дознания. Славянофильство и западничество как направления возникли в 20-40-х годах XIX в. Западники (А.И. Герцен, К.Д. Огарев, П.В. В.Г. Белинский, И.С. Тургенев и др.) – европейская модель развития России. пре­одоления отсталости от европейского Запада, Славянофилы (Л.С. Хомяков, братья И. В. и П.В. Киреев­ские) идеализировали допетровскую Русь и ратовали за возврат к патриархальному состоя­нию. Они считали, что преобразования Петра I нанесли удар по российской самобытности. У России, согласно сла­вянофилам, собственный путь развития, не нуждающийся в интегра­ции в европейскую систему. Сперанский: предлагает принцип разделения государственной власти на закон., исп. и суд. ветви, а также принцип разграничения полномочий между центральными и местными органами власти. Во главе всех ветвей власти стоят император и Государственный совет- Не ответственен перед императором. Во главе законодательной власти находится Государственная дума (на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные думы). Сперанский предлагает выборный характер формирования депутатского корпуса Думы. Дума не может быть произвольно распущена императором. Все законы должны одобряться и обнародоваться императором. Во главе исполнительной власти находится Правительствующий сенат (на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные правления). Фактически исполнительная власть возглавляется императором, при этом она ответственна перед законодательной властью. Правительствующий сенат формируется Госдумой. Во главе судебной власти находится Судебный сенат (на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные суды). Решение Судебного сената по делу окончательно; у императора нет рычагов влияния на Судебный сенат. Порядок формирования Судебного сената – выборный. Менделеев: труд «К познанию России», вопросы народонаселении, двух центров России — поверхности и населения, идея единого промышленного и культурного развития европейской и азиатской частей страны, что должно было служить сближению двух центров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.122.173 (0.017 с.)