Способность серой вороны к отражению причинно-следственных связей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способность серой вороны к отражению причинно-следственных связей.



Москва, Черемушки, трамвайная остановка. Наблюдателя, ожидавшего трамвая, заинтересовало поведение вороны, которая, стоя возле рельса, собирала кусочки сушки, рассыпанные на самом рельсе и рядом. Съев наиболее крупные кусочки, ворона отошла к павильону для ожидания, где на асфальте было разбросано несколько сушек. Взяв одну сушку в клюв, она шагом направилась к трамвайным путям. Приближающийся трамвай и люди, направившиеся к нему, спугнули птицу, и она, не выпуская сушку из клюва,;отлетела на несколько метров в сторону. Наблюдатель, желая увидеть дальнейшее поведение вороны, остался стоять на остановке. Когда трамвай уехал, ворона тут же подлетела к рельсу и положила на него сушку. Сама осталась стоять вблизи. Очень скоро очередной трамвай стал подъезжать к остановке. Ворона не отлетела в сторону от грохочущего вагона, она стояла буквально в полуметре от него. Колесо вагона раздавило сушку. Когда трамвай уехал, ворона подошла к рельсу и стала собирать и есть кусочки сушки.

В. Крутова

Пример выполнения анализа наблюдений в исследовательской работе

Фиксация наблюдений:

21 марта 2002 г., 24 часа

Объект: домовая мышь

Продолжительность наблюдения – 2 часа.

Место наблюдения – комната общежития.

Автор: Алянок Я.

Мышь появилась из норы (несмотря на игравшую в комнате музыку) и направилась к тумбочке с продуктами. Под тумбочкой мышь находилась в течение 10 секунд, после чего резко побежала обратно к выходу из норы. Так происходило в течение 2 часов. Мышь вылезала из норы, прислушивалась, затем направлялась к тумбочке. Траектория передвижения была во всех случаях одинакова: мышь перемещалась вдоль стены, ни разу не выбежав на середину комнаты. Во время передвижения мышь совершала кратковременные остановки, замирая на 2–3 секунды. После подобных замираний мышь уверенно бежала под тумбочку. Возвращение к отверстию из норы происходило в ускоренном темпе. Кроме того, мышь ни разу не вернулась «домой» напрямик, она обязательно совершала пробежку вдоль стен.

Анализ наблюдений:

В данном наблюдении мы были свидетелями пищедобывательного поведения мыши. Судя по отработанности движений животного и уверенности перемещения к объекту питания, мышь хорошо знакома с данной ситуацией, а значит, в поведении присутствуют элементы научения, обеспечивающие безошибочность и быстроту передвижений. При этом отмечается определенная стереотипность движений мыши.

Направляясь к месту питания, она все время повторяет в движениях изгибы стены, ни разу не последовав к тумбочке напрямик. По всей видимости, стена является для животного определенным ориентиром. Кроме того, мышь избегает выходить на середину комнаты из-за требований безопасности (действует инстинкт самосохранения).

Мышь не остается под тумбочкой более 10 секунд и повторяет заходы в поисках пищи несколько раз. По всей видимости, адаптация животного к жилищу человека предполагает обязательное сопровождение пищедобывательного поведения защитными реакциями, в данном случае бегством к убежищу (причем во всех случаях однотипными перемещениями). Видимо, новизна поведения, даже в безопасной ситуации, противоречит действию инстинкта самосохранения.

Безопасность добывания пищи обеспечивают и кратковременные остановки мыши на пути к месту питания. Причем к отверстию норы животное возвращается без остановок. С нашей точки зрения, подобные замирания, которые, безусловно, носят инстинктивный характер, являются примером ориентировочно-исследовательского рефлекса. Биологический смысл ориентировочного рефлекса – создание условий для лучшего восприятия и исследования условий ситуации.

Это достигается за счет появления комплекса соматических и вегетативных реакций, а также изменения уровня активации ЦНС при общем торможении или нарушении текущей деятельности организма. В данном случае проявлением двигательного компонента ориентировочного рефлекса являются поза животного, поворот глаз в направлении значимого стимула, настораживание, прислушивание и принюхивание.

Н.Н. Мешкова отмечает, что ориентировочно-исследовательская деятельность направлена на анализ новой ситуации, выяснение значения ее компонентов и перестройку поведения в соответствии с новой ситуацией, т. е. на формирование психического образа (или коррекцию имевшегося ранее образа ситуации, если изменения незначительны) этой ситуации и того, что в сложившихся обстоятельствах должно быть животным сделано [12]. Согласно представлениям отечественных психологов, этот особый процесс взаимодействия животного со средой, развертывающийся как ответ на новизну ситуации, занимает со-

вершенно определенное место в жизни животного и представляет собой целостную приспособительную деятельность. По нашему мнению, адаптация животных-синурбанистов в среде города обязательно включает в себя ориентировочно-исследовательскую деятельность независимо от степени новизны ситуации. Другими словами, для выживания в городской среде от животного требуется восприятие любых, даже часто повторяющихся ситуаций как новых. Перечисленные особенности поведения, безусловно, обеспечивают более эффективную адаптацию животных-синурбанистов, в данном случае домовой мыши. Я

 

Исследовательская работа 2.

«Изучение значимых личностных черт и требований при выборе брачного партнера»

 

Цель: Выявить значимые личностные черты и требования при выборе брачного партнера

Задачи:

1. Теоретическая подготовка. Предварительно перед проведением исследования необходимо ознакомиться с главой 5. «Сексуальные отношения и продолжения рода» из книги Палмер Дж., Палмер Л., Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Дж. Палмер, Л. Палмер //Прайм-Еврознак, 2007 г.

2. Проведение исследования:

Этап 1. Самостоятельно ответьте на анкеты, обработайте индивидуальные результаты и результаты в группе. Обсудите полученные результаты.

Этап 2. Проведение анкет «Значимых личностных черт» и «Значимых требований к брачному партнеру» на 1 мужчине и 1 женщине в трех возрастах: от 18 до 30, от 31 до 40 и от 40 до 55. Исследование проводится анонимно. Результаты включаются в таблицу:

Таблица 1. Значимые личностные черты

№ исп Пол Возраст Доброта и понимание Интеллект Физическая привлекательность Интересная личность Хорошее здоровье Адаптивность Креативность (творческое мышление) Желание иметь детей Высшее образование Хорошая наследственность Возможность хорошо зарабатывать Хозяйственность Вероисповедание Возраст Прошлый брак Наличие детей Наличие собственной квартиры
1.                                      
2.                                      

Таблица 2. Значимые требования к брачному партнеру

№ исп Пол Возраст Общительность Интеллект Уравновешенность Уступчивость Жизнерадостность Совестливость Смелость Сентиментальность Доверчивость Мечтательность Проницательность Безмятежность Консерватизм Самостоятельность Организованность Сдержанность
1.                                    
2.                                    

Этап 3. Данные собранные одним студентом, включаются в общую таблицу для группы. На основе этой таблицы проводится:

1. ранжирование данных по максимальной сумме баллов у характеристики.

2. сравнительный анализ значимых различий (метод t-критерий Стьюдента или U-критерий Манна-Уитни) по группирующим переменным: пол, возраст.

Этап 4. Анализ и интерпретация результатов исследования.

1. Необходимо описать особенности предпочтений мужчин и женщин разных возрастов.

2. Представить объяснения психологическим причинам выбора тех или иных характеристик.

Анекта: Личностные качества

Внимательно прочитайте все высказывания и отметьте степень Вашего согласия с каждым из них, поставив знак «+» в соответствующей колонке. Какие личностные характеристики вы считаете наиболее важными при выборе будущего брачного партнера/партнерши?

  Совершенно не важно Скорее не важно Скорее важно Очень важно
1. Общительность        
2. Интеллект        
3. Уравновешенность        
4. Уступчивость        
5. Жизнерадостность        
6. Совестливость        
7. Смелость        
8. Сентиментальность        
9. Доверчивость        
10. Мечтательность        
11. Проницательность        
12. Безмятежность        
13. Консерватизм        
14. Самостоятельность        
15. Организованность        
16. Сдержанность        

Анекта: Требования

Внимательно прочитайте все высказывания и отметьте степень Вашего согласия с каждым из них, поставив знак «+» в соответствующей колонке. Для вас какие требования являются важным при выборе будущего брачного партнера/партнерши?

  Совершенно не важно Скорее не важно Скорее важно Очень важно
1. Доброта и понимание        
2. Интеллект        
3. Физическая привлекательность        
4. Интересная личность        
5. Хорошее здоровье        
6. Адаптивность        
7. Креативность (творческое мышление)        
8. Желание иметь детей        
9. Высшее образование        
10. Хорошая наследственность        
11. Возможность хорошо зарабатывать        
12. Хозяйственность        
13. Вероисповедание        
14. Возраст        
15. Прошлый брак        
16. Наличие детей        
17. Наличие собственной квартиры        

 

Содержание и формы промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Форма аттестации по дисциплине:

· экзамен (аттестация по билетам)

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии, прикладное значение зоопсихологии.

2. Основные направления в изучении поведения животных и человека (Ч. Дарвин, Д. Ромэнс, И.П. Павлов, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер, И.С. Бериташвили, Н.Н. Ладыгина-Котс, В.Келер, Р. Йеркс и др.).

3. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.

4. Практическое и прикладное применение зоопсихологии (зоотерапия, дрессировка).

5. Проблема возникновения психики, критерии психического, стадии развития психики в филогенезе.

6. Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики.

7. Эволюция нервной системы и сенсорных систем у живых организмов.

8. Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики.

9. Низший уровень стадии перцептивной психики.

10. Отличительные особенности головоногих как представителей низшего уровня стадии перцептивной психики.

11. Насекомые как представителей перцептивной психики, поведение, способности к научению, эксперименты.

12. Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики.

13. Периодизация онтогенетического развития поведения и психики, особенности онтогенеза позвоночных и беспозвоночных, психическое развитие на разных стадиях роль среды в развитии.

14. Феномены онтогенетического развития животных (исследовательское поведение, раннее манипулирование, инстинктивные движения, врожденное узнавание и ранний опыт).

15. Пренатальный и постнатальный период, возможности для развития психики у представителей разных видов.

16. Ювенильный период, формы поведения их значение для развития животного.

17. Теории игры, значение игры и роль в психическом развитии.

18. Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения.

19. Особенности научения у животных, виды научения и их отличительные особенности.

20. Процесс научения, виды научения и их отличительные особенности. Формирование навыка, теории Павлова И.П. и Скиннера Б.

21. Дрессировка как форма научения. Стадии, этапы дрессировки. Подражание, алеломиметическое поведение.

22. Импринтиг (запечатление), как особый вид научения.

23. Инстинктивное поведение (история изучения и современные представления, факторы и структура инстинктивного поведения).

24. Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения. Структура инстинктивного поведения.

25. Орудийная деятельность животных и ее отличие от орудийной деятельности человека.

26. Эмоции и их проявления у животных, сходство и отличия от человека.

27. Элементы сознания и самосознания у животных.

28. Обучение животных языкам, виды языков-посредников, основные достижения, эксперименты.

29. Общение, ритуализация и групповое поведение животных. Межвидовая коммуникация и территориальные отношения животных разных таксономических групп

30. Элементарное мышление (рассудочная деятельность у животных). Работы Л.В. Крушинского. Способности животных к абстрагированию и обобщению, общие представления, эксперименты.

31. Виды научения и их отличительные особенности.

32. Подражание (алеломиметическое) поведение и имитационное научение.

33. Отличительные особенности головоногих как представителей низшего уровня стадии перцептивной психики.

34. Насекомые как представителей перцептивной психики, поведение, способности к научению, эксперименты.

35. Этология и ее основатели. Методы, принципы и задачи изучения поведения животных.

36. Территориальные отношения и поведение животных разных таксономических групп

37. Эволюционная психология, основные положения, теории, эксперименты.

38. Формирование социального поведения и его эволюционная основа.

39. Обучение животных языкам, виды языков-посредников, основные достижения, эксперименты.

40. Агрессия животных.

41. Основные отличительные признаки человеческой деятельности и ее сравнение с деятельностью животных.

42. Практическое и прикладное применение зоопсихологии.

43. Эволюция представлений о поведении животных у человека.

44. Предмет и задачи эволюционной психологии.

45. Теории и модели эволюции животных и человека.

46. Биологическая эволюция и эволюция психического отражения.

47. Репродуктивное поведение: биологические и психологические факторы.

48. Эволюционные основы социального поведение у животных и человека.

49. Онтогенез и филогенез человека.

50. Происхождение технологии и искусства с позиции эволюционной психологии.

 


* Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Ю. Гроголева. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 54 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.204.14 (0.083 с.)